Средства массовой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2012 в 08:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель. Выявить основные виды влияния средств массовой информации на человека и сопоставить влияние радиодискурса на формирование реальности и стиля жизни аудитории.
Предмет и объект исследования. В качестве объекта исследования выступает современные средства массовой коммуникации в целом, а предметом исследования является изучение вопроса восприятия реальности с помощью средств массовой коммуникации, в частности радиодискурс.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОМУННИКАЦИИ НА ЧЕЛОВЕКА…………………………………………...5
1.1 Понятие и функции средств массовой коммуникации…………..…..5
1.2 Положительное и негативное влияние Средств массовой
коммуникации ……………………………………………………..….12
Выводы к 1 Главе…………………………………………………………………23
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОМУННИКАЦИИ КАК СОЗДАТЕЛЬ РЕАЛЬНОСТИ…………………………………………………...25
2.1 Репрезентация и реальность средств массовой коммуникации…….25
2.2. Информационное событие как репрезентация и
реальность картины мира радиодискурса………………..………….31
Выводы ко 2 Главе…………………………………………………..……………44
Заключение………………………………………………………………………...45
Список использованных источников…………………………………………..48

Файлы: 1 файл

СМИ как создатель реальности.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

Информационная среда может быть понята в широком смысле, как то,     что содержится в ноосфере. Среда и ноосфера – не совсем тождества. Для того чтобы подчеркнуть разницу между ними, употребим метафору мяча, наполненного воздухом. В этом случае, кожаная оболочка, облегающая внутреннюю пустоту снаряда, выступает в роли сферы, а содержание – в роли среды. Термин «ноосфера» был введен Э. Леруа и Н. Тейяром де Шарденом               и означал современную стадию эволюции биосферы, характеризующуюся доминирующей ролью разумной деятельности людей. В.И. Вернадский модернизировал его, распространив на изучение качества новых форм системных связей между природой и обществом в условиях, когда возрастающий удельный вес интеллектуального труда и достижений научно-технического прогресса образует ноосферу[17]. Н.Н. Моисеев, ноосферой называет то состояние биосферы, когда Разум окажется в состоянии определить ее целенаправленное развитие, но это только возможное, принципиально будущее состояние[18].

Полагаем, можно ввести термин «информационная среда», которым бы обозначались начинки ноосферы. Описывая строение информационной среды как начинки ноосферы, можно выделить в ней следующие структурные компоненты, каждый из которых на своем уровне также является информационной средой: сознание индивида; общественное мнение; средства массовой информации; информационные супермагистрали[19]; различного рода волны и излучения, ультра и инфразвук. В коммуникативистике существует еще одно значение понятия «информационная среда», в котором она выступает как медиатированная реальность, куда погружаются люди, уделяющие слишком много времени СМИ и попадающие под влияние медиамифологии.         В дальнейшем мы будем иметь в виду именно этот вид информационной среды.

Всем этим средствам присущи объединяющие их качества: обращенность к массовой аудитории, доступность множеству людей, корпоративный характер производства и распространения информации. Информационное пространство современного мира не строится как аналог реального пространства, хотя воспринимается массовым сознанием именно таковым. Масс-медиа в полном объеме эксплуатируют эту неэквивалентность двух пространств, которая                  не видна массовому сознанию. Массовое сознание, реагируя                                         на информационную реальность, переносит свою реакцию на подлинную реальность. Можно говорить об определенном информационном инструментарии для решения различных общественных задач, поскольку порождение информации ведет к тем или иным новым знаниям, которые становятся основой для принятия решений. Виртуальная реальность возникает в результате работы масс-медиа, поскольку именно они призваны несущественные характеристики события делать существенными. Это удается сделать, поскольку происходит удержание в поле внимания только ограниченного круга характеристик. Все остальное отходит на другой план. Современная действительность в результате теракта получила настолько нереальный характер, что оказалась приравненной к виртуальной реальности. Она полностью создана при помощи масс-медиа, поскольку большинство людей не были свидетелями разрушения башен всемирного торгового центра               и не получали писем с сибирской язвой. Они видели это по телевизору                     или читали в газете. Реальная действительность оказалось трансформирована            в виртуальную.

Э. Гидденс следующим образом характеризует значимость СМИ в жизни общества: «Средства массовой информации – газеты, журналы, кино                           и телевидение, часто ассоциируются с развлечениями и поэтому рассматриваются как нечто второстепенное в жизни большинства людей. Подобный взгляд совершенно не верен. Массовая коммуникация затрагивает многие аспекты нашей жизни. Даже «расслабляющие» средства информации, такие, как газеты, телевидение, оказывают огромное влияние на наше мироощущение. Это происходит не столько из-за специфического воздействия на наши позиции, сколько потому, что они становятся средствами доступа                  к знаниям, от которых зависит общественная жизнь»[20].

В данном контексте нельзя не согласиться с М.С. Алёшенковым: «Переоценить роль средств массовой информации в информационно-психологическом воздействии на человека очень сложно. Фактически они                   и формируют общественное мнение и, в значительной степени, мировоззрение отдельных граждан»[21]. Здесь следует сделать небольшое уточнение, согласно которому современные средства массовой информации оказывают значительное воздействие в формировании не только общественного мнения, но и мировоззрения целых социальных слоев. Масс-медиа конструируют альтернативную картину мира, как индивида, так и общества в целом. В связи  с этим, мы склонны выделить такие свойства медиатированной реальности, как суггестивность и манипулирование сознанием человека.

Таким образом, СМИ сами не обладают той исходной информацией, которая необходима для конструирования социальной реальности. Они должны выступать в качестве транслятора информации, передавая ее от одних социальных субъектов другим. Однако в процессе передачи информация нередко трансформируется – СМИ, подвергая информацию различным манипуляциям, продуцируют некоторые смыслы, которые затем транслируются.

 

2.2. Информационное событие как репрезентация и реальность картины мира радиодискурса

 

Уровень опосредования опыта людей средствами массовой информации определяет актуальность изучения лингвокогнитивных способов репрезентации реальности в дискурсивной среде массмедиа. В рамках данной статьи анализируются основные направления формирования картины мира в дискурсе информационно-аналитического радио. Обращение к материалу радио-речи позволяет рассматривать динамический образ мира, моделируемый                             в дискурсивной гипертекстовой среде при участии автора и адресата, активная роль которого определяет ядерный компонент информационно-коммуникативного пространства радио – стратегии привлечения внимания адресата. С этих позиций о специфике радиотрансляции можно говорить как              о «передаче когнитивного содержания, вкладываемого адресантом адресату через посредство текста в его лингвистическом воплощении и заложенных              в нем определенных стратегий подачи информации»[22]. Воспринимая                          и перерабатывая разнообразные информационные потоки, адресат неизбежно становится «мишенью» медиавоздействия, а значит, носителем той культуры, которая сублимируется в ее ментальном образе – дискурсивной картине мира.

Такие важные для понимания лингвомедийных процессов вопросы,               как культурно-специфические и идеологические факторы, влияющие                               на производство и восприятие текстов массовой информации, интерпретационные свойства медиатекстов, их роль в построении картины мира, решаются в рамках когнитивно-дискурсивного подхода, который позволяет рассматривать текст «в движении, действии, в естественных функциональных связях с окружающим миром»[23]. Дискурсивный подход                   к медиатексту обеспечивает базисную концептуальную основу, позволяющую установить необходимую связь между языковыми высказываниями как лингвистическими объектами, с одной стороны, и социальными действиями –            с другой[24]. В рамках когнитивно-дискурсивного подхода ключевой проблемой исследования медиатекста является проблема отражения мира, его возможный поливариантный образ, репрезентированный и сконструированный в границах медиадискурса и медиатекста. Наличие множества информационных источников способствует поддержанию в информационном поле плюрализма репрезентаций реальности, в частности наличию некоторого множества репрезентаций одного и того же фрагмента реальности[25]. Фрагмент реальности, «увиденный», осмысленный через призму медиа события, в совокупности                 с технологическими, идеологическими, рыночными способами его подачи, становится основным звеном конструируемой в сознании аудитории картины мира, частью его ментальной и психической реальности, точкой пересечения институциональных и личностных модусов. Независимо от того, какую функцию по отношению к реальности выполняют СМИ и какие модели репрезентации ими используются, результатом их актуализации становится создание информационных событий, совокупность которых составляет основное содержание деятельности медиа в процессе конструирования мира.

Динамический процесс конструирования образа мира в коммуникативном пространстве радио предполагает два ракурса рассмотрения, отражающих основные способы реализации дискурса. Речь идет о двух информационно-коммуникативных моделях формирования картины мира. В рамках любого формата радио решается задача воздействия на адресата через разнообразные формы взаимодействия с ним. В интерактивных передачах реализуется коммуникативная установка на побуждение слушателей к активности, восприятие себя как коммуниканта, принимающего участие в обсуждении, определяющего ход беседы, влияющего на решения и оценки ведущих.               При активной интерпретации и диалоге с ведущим моделирование образа мира происходит как процесс интериоризации, когда важен не столько интеллектуально-ментальный уровень освоения дискурса, сколько психоэмоциональный. Реципиент погружен в коммуникативную среду радио, является активным участником не только получения, но и создания информации. В этом случае можно говорить об актуализации речеповеденческой картины мира, реализуемой в рамках информационно-аналитических и развлекательных моделей интерактивного взаимодействия. Основное направление формирования этого варианта дискурсивной картины мира происходит по пути преференциального использования одних речеповеденческих моделей по отношению к другим. Получение адресатом информации от источника, которому он доверяет, с опорой на который формирует собственную точку зрения на происходящее, отражает уровень,               на котором транслируется гносеологическая модель реальности как результат институционально-индивидуального познания мира. Его фрагментированный образ представляют в основном передачи новостного и аналитического жанров, в рамках которых передается информация о событии и создается                              его аксиологизированное видение.

В аспекте исследования дискурсивных механизмов создания события важное значение приобретает рассмотрение его структуры, т.е. тех принципов, которые лежат в основе когнитивных схем его репрезентации                                        в коммуникативно-информационном пространстве радио. Основным способом организации отражаемой действительности в радио-тексте является композиция, объединяющая все его компоненты в довольно жесткую структуру, динамическое представление которой возникает за счет смены, чередования событий, имеющих разную смысловую и оценочную нагрузку.          В связи с этим можно говорить о принципе фильтрации, согласно которому процесс структурирования медиа реальности заключается в выборе определенных событий из тех, что «предлагаются» прошедшим днем или неделей, отведении им роли «главного» или «второстепенного». Сам процесс отбора основан на форматной концепции канала, поэтому селективный принцип должен соответствовать задаче информировать в дискурсивных границах, т.е. информировать развлекая, удивляя, устрашая и т.д., как того «требует» целевая аудитория. В качестве примера событийного среза информационной картины дня можно предложить три разных в форматном отношении варианта. Событийный срез дня информационно-развлекательного канала радио «Маяк» составляют сообщения о том, что «13-летний американец стал самым юным покорителем Эвереста». «Члены экипажа шаттла «Атлантис» перебрались с МКС в корабль», «Люди в масках разгромили летний лагерь ООН в секторе Газа», «Осло радушно принимает участников Евровидения», «Ученые прогнозируют аномально жаркое лето в Европе» и т.д.

Информационная картина мира молодежного радиоканала, позиционирующего себя как источник альтернативной, качественной рок-музыки и информации о ней, панорамирует такие события: в группе Pendulum появился новый барабанщик; группа Муммий Троль выпустила в США свой второй ЕР-альбом, «Легендарные американцы REM решили отпраздновать             25-летие группы, выпустив пластинку» и т.д.

Выбор из текущих событий каких-либо определенных, эксплицирующих информационную картину дня, отражает разные коммуникативные установки радиоканалов в процессе взаимодействия с адресатом. Форматная концепция адресата жестко определяет границы информирования. Можно говорить                     о разной степени соотношения информативного и развлекательного: если новостная информация музыкального канала является продолжением развлекательного материала, то новостная хроника информационно-развлекательного канала (радио «Маяк») отражает установку на нейтральное               в психоэмоциональном плане информирование, что соответствует идее гармонизации: хорошая музыка плюс интересная, актуальная информация.

Формирование новостного блока информационно-аналитического канала перечисленными событиями свидетельствует о приоритете конфликтогенных тем, что отражает коммуникативную установку на моделирование мира                       с полемически заостренных позиций. Если селективная фильтрация отражает первый уровень когнитивного моделирования информационного образа мира, то на втором этапе происходит выбор конкретных форм презентации.                    Это проявляется в процессе монтирования событийной сетки информационной картины дня. Структурирование информационной картины дня представляет собой одну из моделей ментально-языкового построения картины мира. Когнитивно-коммуникативная схема конструирования реальности средствами массовой информации предполагает воспроизведение самого процесса изменений, происходящих в действительности. Наиболее важным                               и актуальным может стать не только то событие, которое имеет для аудитории реальную информационную актуальность и познавательную ценность, но и то, которое в коммуникативном пространстве аудиоинформации позволит создать аксиологический резонанс, подвести остальные события к некой исходной точке, медийному приоритету. Выдвижение на первый план события, обладающего наибольшей информационной ценностью, соответствует принципу релевантности, который, как отмечает Ван Дейк, влияет не только           на общую тематическую или схематическую организацию сообщения, но также и на порядок предложений в абзацах, описывающих какой-либо эпизод, или           на порядок слов внутри самих предложений[26].

Таким образом, исследование направленного распределения информации                           в тексте позволяет изучать когнитивные, социальные и идеологические условия его производства. Основным правилом построения интродуктивных блоков новостей информационно-аналитического жанра является необходимость представить в рамках ограниченного текстового отрезка информацию, которая будет детализирована и дополнена в основной части. Подобная форма презентации имеет определенную коммуникативную задачу – «заставить» выслушать информацию как можно большее количество потенциальных реципиентов, даже если они прямо не заинтересованы в теме.

Характерно проявляет себя тактическая установка на усиление внимания слушателей в звуковом пространстве канала «Эхо Москвы». Звуковые сигналы растущего внимания (ускоренный темп, ритмическая музыка) актуализируют ожидание чего-то тревожного, анормативного, вызывающего эмоциональный ответ-реакцию в виде страха, опасения, раздражения, недовольства и т.д. Форматная спецификация информационно-аналитического канала                             не предполагает в качестве приоритетной информацию о трудовых достижениях страны и росте экономических показателей, важно то, что создает конфликтогенный образ мира, убеждает в неотвратимости возможных проблем. Особенность композиционного построения информационного блока в эфире радиостанции «Эхо Москвы» определяется установкой на «расширение» новостного отражения действительности, дополнение прозвучавшей новостной информации аналитическим комментированием. Приоритетным способом                  в рамках форматной концепции канала является персонифицированность аналитического подхода, представление события через взгляд на него, точку зрения комментатора, в роли которого выступают не обязательно специалисты и носители компетентного знания, а, как правило, известные публичные люди, мнение которых важно в силу оригинальности самого имени. На канале                «Эхо Москвы» это могут быть, например, В. Новодворская, М. Барщевский,              Л. Радзиховский, Б. Немцов, Э. Лимонов.

Информация о работе Средства массовой коммуникации