Свойства коммуникационного процесса в средствах массовой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: всестороннее исследование коммуникационного процесса массовой коммуникации для выявления специфики свойств процесса коммуникации отдельно по каждому виду СМК.
Задачи исследования:
Дать понятие коммуникационному процессу и этапам его прохождения.
Рассмотреть многообразие и своеобразие существующих моделей коммуникационного процесса.
Проанализировать особенности выбора средств коммуникационного процесса.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникационного процесса…5
Понятие коммуникационного процесса и этапы его прохождения………5
Модели коммуникационного процесса……………………………………...9
Особенности выбора средств коммуникационного процесса ……………14
Глава 2. Свойства коммуникационного процесса в СМК как необходимое
условие эффективности массовой коммуникации...........................................20
2.1. Массовая коммуникация - определение, особенности, своеобразие.........20
2.2. Специфика средств массовой коммуникации……………………………..24
2.3. Реализация свойств коммуникационного процесса в СМК……………...28
Заключение………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………..39
Приложение………………………………………………………………………..42

Файлы: 1 файл

свойства коммуникации.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Институт международных  связей»

Факультет международных  экономических отношений

Кафедра «Связи с общественностью»

 

                                                              

                                                             Оценка                   (                            )  


                      Руководитель


                                                                     «          »                                        2010 г.


 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на  тему:

Свойства  коммуникационного процесса

в средствах  массовой коммуникации

 

Специальность 030602.65 - «Связи с общественностью»

 

 

                                              Студентки: 

   

                                                    Руководитель:

 

Рег. №


«          »                            2010 г.


 

 

Екатеринбург, 2010

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникационного процесса…5

    1. Понятие коммуникационного процесса и этапы его прохождения………5
    2. Модели коммуникационного процесса……………………………………...9
    3. Особенности выбора средств коммуникационного процесса ……………14

Глава 2.  Свойства коммуникационного процесса в СМК как необходимое

условие эффективности массовой коммуникации...........................................20

2.1.     Массовая коммуникация - определение, особенности, своеобразие.........20

2.2.     Специфика средств массовой коммуникации……………………………..24

2.3.     Реализация  свойств коммуникационного процесса в СМК……………...28

Заключение………………………………………………………………………...37

Список использованной литературы…………………………………………..39

Приложение………………………………………………………………………..42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования и степень разработанности темы:

В отечественных  и зарубежных исследованиях, посвященных анализу коммуникационного процесса в массовых коммуникациях, в основном рассматривается теория и практика применения средств массовой коммуникации в общем ракурсе.

Достаточно  мало внимания уделяется рассмотрению свойств коммуникационного процесса в соотнесенности со средствами коммуникации и характеристике преломления этой соотнесенности отдельно по каждому виду СМК.

Источники исследования:

В курсовой работе были использованы труды: Г.Г. Почепцова, А.А. Коренного, П.С. Гуревича, В.Е. Демидова, В.А. Спивак, И.Л. Викентьева, Р. Харриса  и др.

По-настоящему полезными оказались работы Терина В.М. «Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада» и Шаркова Ф.И. «Теория коммуникаций». Необходимым источником информации стала работа Коренного А.А. «Информация и коммуникация».

Много информации в интересующем аспекте рассмотрения проблемы массовой коммуникации было найдено и в Интернет-ресурсах.

Объект  исследования: свойства коммуникационного процесса в массовых коммуникациях.

Предмет исследования: своеобразие проявления свойств коммуникационного процесса в массовых коммуникациях посредством использования различных видов средств массовой коммуникации.

Цель  исследования: всестороннее исследование коммуникационного процесса массовой коммуникации для выявления специфики свойств процесса коммуникации отдельно по каждому виду СМК.

Задачи  исследования:

  1. Дать    понятие      коммуникационному     процессу    и    этапам     его

прохождения.

  1. Рассмотреть многообразие  и своеобразие существующих  моделей

коммуникационного процесса.

  1. Проанализировать особенности выбора средств коммуникационного

процесса.

         4.   Раскрыть сущность массовой коммуникации, определив ее отличие от межличностной коммуникации.

        5.    Показать специфику массовой  коммуникации.

         6.    Выявить    основные     свойства    коммуникационного    процесса   и

охарактеризовать  их реализацию в средствах массовой коммуникации

Методы  исследования: историко-теоретическое изучение учебной и методической литературы, а также периодических изданий и интернет-ресурсов.

Структура курсового проекта: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Первая глава  исследования посвящена рассмотрению теоретических аспектов процесса коммуникации: характеризуется само понятие, описываются теоретические отечественные и зарубежные модели коммуникационного процесса, раскрываются основания для выбора тех или иных средств коммуникации.

Вторая глава исследования содержит анализ коммуникационного процесса в массовой коммуникации. Сначала раскрывается сущность массовой коммуникации, затем анализируется специфика ее средств. Далее через последовательное исследование достоинств и недостатков всех возможных СМК определяется реализация (и ее степень) свойств коммуникационного процесса в них.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникационного  процесса

 

    1.  Понятие коммуникационного процесса и этапы его прохождения

 

Коммуникация (лат. сommunication, от communico - «делаю общим, связываю, общаюсь») - это процесс передачи отправителем информации к получателю в явной форме (при посредстве языка или графических иллюстраций), либо неявно (например, при невербальных коммуникациях)1.

Коммуникация всегда означает взаимодействие двух или нескольких объектов, предполагая наличие отправителя и получателя. Рассчитывая вызвать определенную реакцию получателя, отправитель должен передать сообщение получателю на понятном для него языке (под «языком» понимаются символы и ситуации, задающие информационный контекст, и являющиеся его частью). Кроме этого, сообщение должно представлять определенный интерес для того, кому оно адресовано. То есть, для того, чтобы коммуникации были эффективными, необходимо пересечение областей интересов двух участников коммуникационного процесса. Таким образом, коммуникационный процесс (рис. 1) является процессом взаимодействия между различными субъектами коммуникации при котором осуществляется обмен информацией.





 



Рис. 1. Процесс коммуникаций 2

Коммуникативный процесс включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования  информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов.

1. Процесс обмена информацией начинается с зарождения идеи, ее формулирования или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Его роль заключается в проектировании и кодировании информации с последующей передачей другим участникам процесса.

Очень важно  правильно и тщательно сформулировать идею, сделать ее конкретнее, с тем, чтобы она стала интересной и  притягательной для получателя. Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой формы, в которой она послужит обмену информацией. Отправитель решает только, что именно он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в расчет множество факторов.

Например, чтобы  подготовить рекламное сообщение  о каком либо товаре, адресованное определенной аудитории,  необходимо сконструировать его образ, выгодно отличающийся от аналогов. Далее рекламную идею нужно воплотить до включения обладателя в процесс потребления. Исходя из этого информация, которая формируется с целью ее включения в коммуникационный процесс между продавцом и покупателем должна включать в себя как очевидные (реальные) сведения, так и символические (образные), которые помогают придать вещи определенную ценность.

2. Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.

Отправитель должен также  выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам   относятся   передача   речи   и  письменных   материалов,   а также

электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Если канал не слишком соответствует идее, обмен информацией будет менее эффективен.

Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или более средств коммуникации в сочетании. Процесс усложняется, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы в последовательности передачи информации.

3. Передача. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие по ошибке и принимают за сам процесс коммуникации. В то же время передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.

Передача информации определяется целью коммуникации, сформированностью ее каналов и осуществляется с использованием знаковых систем (языка общения, символьной системы). Язык общения характеризуется жанрами речи, которые должны быть формализованы для каждого канала коммуникации. Стандартизация языка коммуникации осуществляется исходя из  стандартов стиля, механизма передачи информации. Для передачи смысловой и оценочной информации отбираются соответствующие вербальные и невербальные средства.

Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует речь - систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации. В структуру речевого общения входят значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов, взамен которых применяются любые символы. Основные функции невербальных средств - это дополнение и замещение речи, отражение эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Хотя речь является универсальным  средством общения, она приобретает  значение только в совокупности с  использование невербальных символов для трансляции сообщений. Проведенные исследования показывают, что 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жестов, а 38% - через интонацию и модуляции голоса. Это говорит о важности необходимости изучения невербальных сигналов.

4. Декодирование. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование - это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом должен завершиться.

5. Обратная связь и ответная реакция. Некоторые сообщения не требуют обратной связи, однако для повышения эффективности обмена информацией он должен быть двусторонне направленным. Обмен информацией можно считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи через обратную связь, произведя действия, которых ждал от него отправитель. Преградой на пути эффективных коммуникаций может быть как плохо налаженная обратная связь, так и отсутствие ее.

6. Коммуникационный  процесс также часто содержит помехи - внешние факторы, препятствующие эффективной коммуникации, искажая посланное сообщение или информацию, поступающую по каналам обратной связи.

1.2.  Модели коммуникационного процесса

 

Стремительное развитие информационно-коммуникативных систем требует применения методов модельного представления и исследования систем коммуникации и коммуникационных процессов. Различные подходы к рассмотрению коммуникации ложатся в основу достаточно сильно отличающихся друг от друга моделей.

Информация о работе Свойства коммуникационного процесса в средствах массовой коммуникации