Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:06, курсовая работа
Цель исследования: всестороннее исследование коммуникационного процесса массовой коммуникации для выявления специфики свойств процесса коммуникации отдельно по каждому виду СМК.
Задачи исследования:
Дать понятие коммуникационному процессу и этапам его прохождения.
Рассмотреть многообразие и своеобразие существующих моделей коммуникационного процесса.
Проанализировать особенности выбора средств коммуникационного процесса.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникационного процесса…5
Понятие коммуникационного процесса и этапы его прохождения………5
Модели коммуникационного процесса……………………………………...9
Особенности выбора средств коммуникационного процесса ……………14
Глава 2. Свойства коммуникационного процесса в СМК как необходимое
условие эффективности массовой коммуникации...........................................20
2.1. Массовая коммуникация - определение, особенности, своеобразие.........20
2.2. Специфика средств массовой коммуникации……………………………..24
2.3. Реализация свойств коммуникационного процесса в СМК……………...28
Заключение………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………..39
Приложение………………………………………………………………………..42
В теоретических исследованиях ко
Как уже было отмечено, в ставшей классической модели коммуникации Г. Лассуэлла элементы коммуникационного процесса включены в модель в порядке ответа на вопрос: «кто - сообщает что - по какому каналу - кому - с каким эффектом?».
Большую известность получила линейная модель Шеннона-Уивера. Модель включает источник информации, передатчик, сигнал, канал, приемник, цель сообщения, источник помех. Авторы выделили три уровня анализа процесса коммуникации: технический, семантика сообщений, эффективность понимания сообщения получателем, и рассмотрели влияние процесса кодирования, устранения помех и др. на улучшение процесса коммуникации. Семантические проблемы связаны с интерпретацией сообщения получателем (приемником). Успешность воздействия полученного сообщения на поведение характеризует эффективность коммуникационного процесса.
В коммуникационной модели профессора У. Шрамма в акте установления контакта между отправителем и получателем с помощью сообщения предполагается, что отправитель и получатель имеют общий смысл, позволяющий кодировать и отсылать сообщение, которое адресат в состоянии принять и расшифровать. В модель У. Шрамм также вводит интерпретатора и обратную связь, делая модель саморегулирующейся. Включение канала обратной связи между коммутатором и реципиентом дает возможность последнему передать обратное сообщение о принятом сигнале. При необходимости получатель информации может по своей инициативе передать сообщение, превращаясь на этот момент из субъекта в активный объект коммуникации. Такая линейная коммуникация рассматривается как взаимодействие.
Отечественный специалист по семиотике Ю. Воронцов в линейную модель коммуникационного процесса, ввел дополнительно различные фильтры и поля (всего - 15): источник коммуникации, коммуникатор, сообщение, коммуникационный канал, коммуникант, экстра-лингвистический параметр сообщения, источник механических помех и источник семантических помех, классовые и социальные фильтры, личностно-индивидуальные фильтры, семантические поля и поля коммуникационной обстановки, потери информации, обратная связь «коммуникант-коммуникатор» и «коммуникант - источник информации».
Руководитель Анненбергской школы коммуникативистики Д. Гербнер рассматривает четыре компонента модели: события, получателя, сообщения, сигнала. В качестве прямых и обратных связей действуют такие формы как доступ к каналам коммуникации, отбор содержания сообщения, медиаконтроль. Эта модель удачно отражает начальный этап генерации сообщения.
Средний этап процесса коммуникации описывает так называемая модель «информационных привратников» К. Левина. «Информационные привратники» - люди, которые служат воспринимателями и интерпретаторами новостей для своей малой группы. Информационные привратники оценивают входящий поток сообщений на основе собственных критеоиев степени важности новостей.
Линейные модели упрощают понимание последовательности событий коммуникационного процесса. Однако в реалии он (процесс) представляет собой сложные многоуровневые и не всегда последовательные действия субъектов, обменивающихся информацией3. Не всегда информация создается в одном месте, а потом, через какое-то время принимается в другом месте получателем, как, например это происходит при обмене сообщениями с помощью технических средств. Линейные модели в большинстве случаев не отражают реальное состояние системы. На практике же часто происходит не просто последовательный обмен информацией, а протекают более сложные процессы, вовлекающие в свою структуру не только людей, а их мысли, чувства, отношения, социальный опыт, эмоционально-психическое состояние и многое другое.
Наиболее распространенная нелинейная модель коммуникационного процесса разработана Т. Ньюкомбом. Модель имеет вид равностороннего треугольника, вершины которого составляют коммуникант, коммуникатор и социальная ситуация. Взаимодействие коммуниканта с коммуникатором определено их ориентацией друг на друга. Если коммуниканты сориентированы положительно, то они будут стремиться к совпадению своих отношений к рассматриваемой ситуации. При негативном отношении - отношение коммуникантов к рассматриваемой ситуации не будет совпадать.
Модель, в которой человек одновременно и постоянно выступает и как источник, и как получатель информации трансформируется в непрерывный процесс коммуникации и называется циркуляроной. Первым циркулярную модель коммуникации представил Г. Малецке. В традиционных компонентах коммуникации - коммуникатор, сообщение, получатель, медиум (под медиумом подразумевается одновременно и каналы коммуникации, и информационный носитель) - Г. Малецке вводит понятие «имиджа коммуникатора» и «имиджа получателя». В области обратных связей он рассматривает давление на коммуникатора содержания сообщения и медиума, а медиума - на получателя.
С точки зрения получателя он выделяет четыре уровня анализа:
структурный, социального окружения, принадлежности к аудитории и самоимиджа. Для коммуникатора дополнительно рассматривает характер влияния медиа-контекста и анализ деятельности команды коммуникатора.
Другая циркуляционная модель коммуникационного процесса, представляющая собой двухуровневую систему окружностей, была предложена Э. Андерсом, Л.Стаатсом и Р. Бостромом. На первом уровне (круге) создаются стимулы для обмена в режиме «сообщение-ответ» между отправителем и получателем во втором уровне системы.
На практике часто передача массовой информации от коммуникатора к реципиенту осуществляется не сразу ко всем потребителям информации. Прежде всего, в силу обладания рядом качеств лидеры принимают, осмысливают информацию раньше, чем масса людей. На следующей ступени уже сами лидеры начинают активно распространять полученную информацию среди своей общественности. Поскольку с их мнением считается большинство из окружения, то посредничество лидеров при передаче информации от источника к ее получателю становится главным инструментом формирования общественного мнения4. Такая модель коммуникационного процесса получила название двухступенчатой (многоступенчатой) модели П. Лазарсфельда и Р. Мертона.
Сообщения в системе коммуникаций склонны идти «на поводу» аудитории, т. е. аудитории дается та информация, которая нужна ей и понятна, иначе она не будет включена в систему коммуникаций. Так аудитория проявляет свою гомогенность (однородность), а исходная информация вступает во взаимодействие со всей массой людей и с каждым в отдельности. В то же время люди входят в состав различных слоев, групп, институтов общества, т. е. составляют неоднородное по структуре сообщество. Аудитория коммуникации оказывается, таким образом, весьма специфическим образованием, не совпадающим с социальными группами, с человеческими общностями, устойчиво воспроизводящимися в пределах той или иной социальной структуры5. Учитывающие это обстоятельство модели коммуникационного
процесса получили название объемных.
Среди объемных моделей определенное распространение получила мозаичная модель Л. Бейкера, состоящая из маленьких кубиков, четыре грани которых соответствуют источнику, получателю, посланию и каналу коммуникации. Все кубики объемной системы соприкасаются четырьмя гранями.
Другую объемную модель - представляет спиральная модель Ф. Дэниса. В ней коммуникационный цикл не замыкается, коммуникация продвигается вперед, повторяя пройденные этапы развития на новом уровне.
Одной из разновидностей объемной модели является диффузная модель Э. Роджерса. По мнению автора модели в системе коммуникации нет необходимости влиять сразу на всех. Важно, прежде всего, убедить критические пять процентов, а дальше идея «растекается» сама и ее уже невозможно остановить.
Однородность аудитории создает основу для формирования гомогенной модели коммуникационного процесса. Средства коммуникации поставляют аудитории определенную информацию, сформированную в виде определенных посылок, которые принимаются или отвергаются.
К. Барнлундом рассмотрена трансактная модель коммуникации на уровне личности. По его мнению, коммуникационный процесс ставит одновременно и эволюцию смысла сообщения и уменьшение степени неопределенности. В качестве составных частей модели выделяются личность, сообщение, процессы кодирования-декодирования и четыре типа сигнала: общественного уровня, личностного уровня, вербальные и невербальные.
Перечень рассмотренных
моделей коммуникационного
построения моделей является и средства коммуникационного процесса.
1.3. Особенности выбора средств коммуникационного процесса
Передаваемая информация должна адекватно восприниматься получателем. Для этого кодирование и декодирование замыкается в единую цепь. В том случае, когда коммуникация осуществляется с помощью технических средств, обеспечивается кодирование и декодирование информации по различным каналам средств коммуникации, что в современных технических средствах обеспечивается применением на входе и выходе канала коммуникации идентичной аппаратуры, обеспечивающей процесс кодирования и декодирования (шифрования и дешифрования).
Такие коммуникативные факторы как выбор языкового кода, правила и нормы их использования, способы актуализации частных коммуникационных функций формируют коммуникационную установку.
Языковый код выбирается исходя из объема, частотности, существующих коммуникационных средств и каналов коммуникации. На выбор языкового кода также влияют тематика, жанр публикаций, тип радио- или телепередач. Выбор кода определяется реально функционирующими в прессе, радио и телевидении видами языков. Свой языковый код подбирается для людей соответствующего образовательного и культурного уровня. В национальных регионах законам предписывается необходимость использования языка коренного населения в СМИ, в образовательных, научных и других государственных учреждениях.
Если передача информации в прямой (непосредственной) устной межличностной коммуникации происходит часто неосознанно и слабо поддается фиксации, то коммуникации с помощью технических средств, наоборот, легче всего регистрируется, и осуществляется посредством какого-либо носителя информации.
Кодирование и декодирование в коммуникационных системах осуществляется с целью исключения перехвата информации доставки ее требуемому адресату. В технических системах эта процедура становится стыковочной для приведения информации в форму, приемлемую для обработки в определенной форме, а при ее приеме - для преобразования в понятную для получателя форму6.
Получатель информации должен уметь:
предвосхищать его развертывание;
Эти умения соотносятся с системой кодирования-декодирования, обеспечивающей коммуникацию7.
Любое сообщение в коммуникационном процессе имеет: структуру, включающую в себя вводную, основную части и заключение, отражает их соотношение и соотношение части и целого, а также динамику сообщения (зачин, кульминация, развязка).
В свою очередь, к субъективным факторам сообщения, обусловленным психологическими особенностями и индивидуальным опытом человека, относятся:
информации, то есть соотношение между реальными и описываемыми событиями, понимание оценочного отношения к информации ее отправителя - коммуникатора и его коммуникационную установку;
вычленять в сообщении «смысловые опоры» в результате расчленения, анализа и объединения потока информации;
апперцепция, которая дает ему возможность предвосхищать, прогнозировать дальнейшую информацию;
Информация о работе Свойства коммуникационного процесса в средствах массовой коммуникации