Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:56, курсовая работа
Целью моей работы является показать многообразие понятий "коммуникация".
Для этого передо мной стоят следующие задачи:
-- рассмотреть коммуникацию с различных точек зрения;
-- показать влияние коммуникации на личность людей;
Введение.
Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему мне так плохо когда я надолго остаюсь один, чего мне не хватает. Ответ достаточно очевиден. Для нормального человеческого существования человеку нужны не только пища, чтобы есть, вода, чтобы утолять жажду, воздух, чтобы свободно дышать, но человеку также нужна компания. Компания, в которой можно свободно поговорить о пустяках, поделиться своим горем или, наоборот, радостью, что-то узнать новое. Ведь, если заинтересоваться этим вопросом глубже, можно узнать много интересного. Вас никогда не интересовал вопрос, почему человек, заключенный в камеру одиночку, постепенно сходит с ума. Вывод абсолютно прост и логичен: человеку необходимо общение. Я могу задать еще один вопрос. Почему шизофреники разговаривают сами с собой? Если задаваться всеми этими вопросами и отвечать на них можно написать докторскую диссертацию. Уже поэтому данная тема очень интересна для разработки. Ведь чтобы познать себя и, соответственно, человеческую природу, нужно рассмотреть достаточно подробно довольно много явлений и понятий. Но в своей работе я остановлюсь только на коммуникации, ее воздействии на межличностном уровне и ее воздействии в массовой среде. Изучив эти явления, как мне кажется, природа человека станет для нас более понятна. И в дальнейшем мы (люди) сможем избежать многих недоразумений и неприятностей.
Целью моей работы является показать многообразие понятий "коммуникация".
Для этого передо мной стоят следующие задачи:
-- рассмотреть коммуникацию с различных точек зрения;
-- показать влияние коммуникации на личность людей;
-- рассмотреть, при помощи каких средств происходит коммуникационное воздействие;
-- рассмотреть, каким образом влияют средства массовой информации на людей;
Объектом моего исследования является межличностная коммуникация, коммуникация массовая и средства массовой коммуникации.
Предметом исследования будет являться влияние коммуникации и ее средств на сознание человека.
В течение последнего времени проблема коммуникаций активно исследуется многими учеными. Но, насколько я заметила при изучении данной проблемы, никто не интересовался проблемами межличностной коммуникации и коммуникации массовой, а также средств их воздействия. Поэтому мне было очень интересно проводить исследование по этим двум проблемам, находить точки соприкосновения и различия этих двух понятий. Хоть я и не могу причислить себя к числу знаменитых или видных ученых или научных деятелей я считаю, что поставленные мною задачи я решила в полном объеме.
Для нормального восприятия работы моя дипломная работа включает в себя две главы, в каждой из которых присутствует некоторое количество параграфов (в обеих главах по четыре параграфа). Дипломная работа содержит также заключение, приложение (рейтинг СМИ) и список литературы (библиографию).
Глава 1. Коммуникация как общение индивидов.
1. Воздействие общения на межличностном уровне.
Вся человеческая деятельность складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении определенных задач (экономических, производственных, воспитательных, правоохранительных и т. д.). Важнейшим условием взаимодействия людей в группах является общение. В чем же состоит сущность данного понятия?
Общение- это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя:
-- Обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между группами;
-- Выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения;
-- Восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.
Общение объективно порождается совместной жизнедеятельностью людей в системах их внешних отношений с социальной средой и внутригрупповых межличностных отношений. Вне общения немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ общения индивидов и вместе с тем как способ их развития в личностном и профессиональном плане. Отсюда вытекает существование общения и как реальности общественных отношений, и как реальности отношений межличностных. Общение с необходимостью осуществляется при самых разнообразных человеческих отношениях, то есть имеет место как при положительных, так и при отрицательных социальных и межличностных отношениях. Поскольку процесс общения функционально очень сложен и многопланов, принято выделять несколько сторон (функций) общения: информационную, интерактивную и перцептивную.
-- Информационно-
В системе управления коммуникативная сторона общения проявляется прежде всего в обмене информацией, так как люди передают друг другу различные сведения, делятся своими идеями, планами. В некоторых социально-психологических концепциях бихевиористского направления рассматривается возможность интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации подобно математическому описанию передачи информации в компьютерных сетях. Такой подход не представляется вполне корректным, поскольку помимо некоторых черт сходства информационных процессов в технических и живых системах, эти процессы в условиях человеческой деятельности имеют принципиальные отличия от технических систем. В условиях человеческого общения информация не только передается, но и претерпевает качественные и количественные изменения (преобразования), принимается и интерпретируется разными людьми по-разному в соответствии с их мотивацией, опытом и другими свойствами их психики. Специфика процесса обмена информацией в общении дюдей состоит в следующем:
1. В отличие от движения информации между передающими и принимающими техническими устройствами, в общении мы имеем дело с взаимодействием активных субъектов, взаимно информирующих друг друга в целях организации совместной деятельности. Поэтому при передаче информации от сотрудника к сотруднику, от руководителя к подчиненным необходимо учитывать их мотивы, цели, установки, способы деятельности и другое. В ответ на посланную информацию человек получает какую-то новую информацию, то есть происходит не простое ее движение, а обмен информацией. Для человека информация всегда приобретает определенную личную значимость и смысл, то есть в коммуникативном процессе объединяется деятельность, общение и познание (А.Н.Леонтьев).
2. В отличие от кибернетических устройств партнеры в общении стремятся повлиять друг на друга, то есть обмен информацией между людьми всегда предполагает воздействие наповедение партнера. Эффективность коммуникации зачастую определяется тем, насколько удалось такое воздействие, а это означает и возможность изменения самого типа отношений, сложившихся между участниками коммуникации.
3. Коммуникативное общение как обмен информацией возможно лишь при условии, что партнеры обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования, то есть "говорят на одном языке". Обмен информацией возможен лишь при условии интерсубъективных знаков, то есть условий, что знаки и закрепленные за ними значения известны всем участникам общения и тем самым обеспечивают возможность взаимопонимания. Для описания такой ситуации используется термин "тезаурус", обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Но дело осложняется еще и тем, что, даже зная значения слов, люди могут понимать их по-разному, в силу своих возрастных, политических, профессиональных и иных различий. Поэтому субъекты общения должны обладать не только идентичными лексическими и синтаксическими системами, но и одинаковым пониманием ситуаций общения, то есть включать коммуникацию в некоторую общую систему деятельности.
4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они носят социальный и психологический характер. Это может быть не только отсутствие общего языка и общего понимания ситуации, но и социальные, политические, религиозные и другие различия, которые могут порождать совершенно различную интерпретацию одних и тех же событий, а также различное мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, а при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность общения в более широкий контекст общественных отношений. Однако процесс коммуникации может осуществляться и при этих барьерах. Даже военные противники могут вести переговоры, однако вся ситуация коммуникации при этом значительно осложняется. Коммуникативные барьеры могут иметь и чисто психологический характер. Они могут возникать либо в силу индивидуально-психологических особенностей партнеров (например, чрезмерной застенчивости, скрытности, некоммуникабельности и т.д.), либо из-за сложившихся между партнерами неприязненных отношений. В этом случае особенно наглядно выступает та сложная связь, которая существует между общением и отношением, которая отсутствует в технических системах. По своему характеру информация может исходить от коммуникатора двух типов: побудительной и констатирующей.Побудительная информация выражается в приказах, просьбах, советах. Она должна стимулировать определенное действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной: активация- побуждение к действию в заданном направлении; интердикция- побуждение, запрещающее какое-либо действие; дестабилизация- рассогласование или нарушение некоторых форм поведения и деятельности. Констатирующая информация- это сообщение, имеющее место в различных образовательных и управленческих системах: доклад, инструктаж. Характер сообщения может быть различным по степени объективности, эмоциональности, наличию элементов убеждения. Вариант сообщения выбирает коммуникатор, от которого исходит информация.
Передача информации от коммуникатора реципиенту может осуществляться различными средствами. Передача информации (деловой, управленческой, личной и другой) осуществляется посредством знаковых систем. В соответствии с видом используемых знаков выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация опирается на использование людьми звуковой и письменной речи, с помощью которых наиболее полно передается семантическая сторона информации - смысл сообщения. Однако взаимное понимание партнеров достигается при условии, что они пользуются одним языком и одинаково оценивают ситуацию общения. В процессе речевого общения происходит кодирование, которое осуществляет коммуникатор, сообщающий информацию, и декодирование, которое осуществляет реципиент-слушающий. В условиях диалога происходит последовательная смена этих двух коммуникативных ролей. Успешность вербальной коммуникации в диалоге определяется тем, насколько говорящие обеспечивают тематическую общность разговора и его двусторонний характер. Речь является ведущим, специально выработанным людьми средством общения, которое позволяет каждому человеку усваивать социальный опыт, проникать в субъективный мир других людей, интелектуально развиваться, осуществлять самовыражение своих установок, мировоззрения и осуществлять контакт с другими людьми. В речевом общения большое значение имеют такие выразительные свойства речи, как интонация, громкость, темп, логические ударения, паузы. Все это служит дополнительной информацией, выражающей отношение к собеседнику и к передаваемому сообщению.
Невербальная коммуникация - это выразительные движения (мимика и пантомимика), жесты (например, поворот к собеседнику или от него и др.), использование предметов (например, дарение женщине букета цветов, преподнесение незадачливому жениху "гарбуза"). Людьми выработаны также системы специальных знаков-символов: знаки управления движением транспорта, форменная одежда, знаки отличия, награды и др. Средства невербальной коммуникации значительно расширяют возможности общения, часто выразительны и лаконичны. И формальные производственные коллективы и неформальные группы стремятся найти адекватную символику для обозначения рода деятельности, социального статуса, места дислокации и т.д. В неформальных группах бывает принята символика, понятная только для посвещенных: татуировки, покрой одежды, прическа и другое. В процессе онтогенеза, в условиях воспитания и обучения, а затем в профессиональном развитии каждый человек овладевает системой вербальной и невербальной коммуникации.
2.Интерактивная функция общения.
Данная функция общения связана с организацией совместной деятельности людей, их взаимодействия (интеракции). Интерактивная функция общения взаимосвязана с коммуникативной функцией, но имеет также и свою специфику. В условиях групповой деятельности ее участникам важно не только обменяться информацией, но и организовать совместную деятельность, в которую каждый член группы вносит свой особый вклад. В то же время здесь происходит и "обмен действиями", планирование общей деятельности. При таком планировании, как отмечает Б.Ф.Ломов, возможна такая регуляция действий одного индивида "планами, созревшими в голове другого", при которой деятельность становится действительно коллективной, и носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа.1 Именно этот процесс составляет сущность интерактивной стороны общения.
3.Перцептивная функция общения.
Процесс общения обязательно включает в себя формирование субъектом общения образа другого человека. При этом имеется в виду не только восприятие восприятие внешних физических особенностей человека, но и понимание его психологических черт, особенностей поведения. В отличие от понятия восприятия (перцепции) в общей психологии восприятие человека человеком обозначается как "социальная перцепция" (Дж.Брунер, 1947 г.). В настоящее время термин "социальная перцепция" имеет более широкий смысл, обозначая восприятие социальных объектов: других людей, социальных групп, больших социальных общностей. Процесс восприятия человека, относясь к явлению социальной перцепции, не исчерпывает ее. Поэтому в плане общения целесообразно говорить о межличностной перцепции, то есть восприятии человеком человека. Специфический подход к проблеме межличностной перцепции связан со школой "трансактной психологии". Здесь речь идет о том, что всякая перцепция есть активное взаимодействие между воспринимающим и воспринимаемым. При этом подчеркивается роль ожиданий, желаний, намерений, как специфических детерминант перцептуальной ситуации. Взаимопонимание людей в процессе общения осуществляется за счет особых психологических механизмов. Трансакция - единица коммуникации между двумя и более персонами. Отдельная трансакция состоит из ТА-стимула и ТА-реакции. Следует сказать, что по теории ТА анализа личность состоит из трех составляющих: Родитель, Взрослый, Ребенок. Трансакции (ТА) исходят из определенного состояния Я одного партнера по общению и направлены к определенному состоянию Я другого партнера. Они являются открыто проявляющимся аспектом социальных связей индивида.
Мы называем ТА единицей общения. Люди находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это мы называем ТА-стимулом. Человек, к которому обращен ТА-стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Этот ответ - ТА-реакция. Цель простого ТА-анализа - выяснить, какое именно состояние Я ответственно за ТА-стимул и какое состояние человека осуществило ТА-реакцию.
В наиболее простой ТА стимул и реакция исходят от Взрослого. Несколько более сложной является ТА Ребенок-Родитель.
Обе выше описанные трансакции называются дополнительными. Иными словами, при нормальном отношении стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию.
Главной задачей ТА-анализа является изучение состояния Я (Ego), представляющих собой целостные системы идей и чувств, проявляющихся в соответствующих моделях поведения. Одни ТА приводят к оптимальному взаимодействию, другие, наоборот, к конфликту. ТА анализируются с точки зрения того, с позиции каких инстанций личности собеседников они осуществляются. Из всего вышесказанного можно сформулировать два правила коммуникации.
Информация о работе Коммуникационный процесс, процесс коммуникации