Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:56, курсовая работа
Целью моей работы является показать многообразие понятий "коммуникация".
Для этого передо мной стоят следующие задачи:
-- рассмотреть коммуникацию с различных точек зрения;
-- показать влияние коммуникации на личность людей;
Каковы же точки зрения представителей социальных наук относительно места слухов в российской политической жизни? Была предпринята попытка сравнить представления о слухах у так называемых наивных участников исследования (студенты) и тех, кто более компетентен в политической сфере (ученые социологи и политологи). Участникам исследования задавались вопросы, касающиеся причин появления слухов, роли слухов в современном политическом процессе, влияния слухов на общественное мнение, их достоверности.
В качестве причин появления политических слухов эксперты называли отсутствие достоверной информации об объекте слухов; недоверие населения к средствам массовой информации и официальным сообщениям; некоторые черты психологии человека, такие, например, как "предрасположенность к сенсационному восприятию и оценке ситуации", интерес к политике, а также нестабильность общественных отношений.
Структура ответов "наивных" участников исследования на вопрос о причинах слухов была несколько иной по сравнению с экспертами. Прежде всего обращает на себя внимание большее количество названных причин и меньшее единодушие в оценке их значимости. Все ответы были сгруппированы в семь более общих категорий (эксперты выделили четыре категории). Самыми распространенными причинами слухов были указаны преднамеренные действия политиков и недостаток точной информации. Реже в качестве причин назывались деятельность СМИ, активность людей по интерпретации событий, недоверие к политикам, напряженная обстановка в стране, неудовлетворенность жизнью.
Что касается ответа на вопрос о роли слухов в современном политическом процессе, то большинство экспертов солидарны в оценке их высокой роли. В качестве конкретных примеров отмечался факт влияния слухов на отношение к официальной политике и даже к ее формированию (в определенной мере) отмечалась значимость слухов для дополнительного информирования, выражения позиции и мнений различных групп.
"Наивные" участники оказались не столь солидарными в признании высокой роли слухов: более половины из них согласны с подобной позицией, остальные оценивают роль слухов как незначительную или слабую. Более серьезное отношение к слухам у экспертов связано, по-видимому, с более глубоким пониманием механизмов и источников слухов, а также с большей информированностью о роли слухов в принятии реальных политических решений.
Сравнение данных опроса экспертов и "наивных" участников свидетельствует о том, что эксперты не просто могут привести больше примеров слухов, но качественно по-иному оценивают российский феномен слухов. Большинство экспертов солидарны в оценке высокой роли слухов в современной России. "Наивные" же участники хотя и признают роль слухов, но все-таки оценивают ее ниже. Значительно разделились мнения экспертов по вопросу о спонтанности/преднамеренности появления слухов. Половина из них уверена в значительном влиянии на зарождение слухов преднамеренных действий людей, другая половина, напротив, отмечает преобладание в слухах элемента стихийности, спонтанности. "Наивные", как правило, единодушны в том, что источником зарождения политических слухов можно считать преднамеренные действия людей. Вместе с тем отмечается и общее в представлениях экспертов и "наивных" участников: признание связи нестабильности в стране с количеством циркулируемых слухов, а также признание игнорирования, отрицания их наиболее характерными реакциями политиков на слухи.
Если кратко описать отношение экспертов к слухам, то для них характерно глубокое понимание механизмов и серьезное отношение к роли слухов в обществе; у "наивных" же участников отмечается некоторая поверхностность понимания и недооценка общественной роли слухов.
Широкое распространение слухов в современной России - это в значительной мере отражение радикальных социально-экономических трансформаций, свидетельство существенных изменений в массовом сознании. В условиях значительного изменения объема и структуры информационного вещания слухи помогают людям ориентироваться в новых, изменяющихся условиях.
Глава 2. Коммуникация на уровне масс.
ї1. СМИ: понятие, виды, функции и их целевая аудитория.
Массовая коммуникация - это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей.
Массовая коммуникация может быть рассмотрена как духовно-практическая деятельность, имеющая своей функцией внедрение в массовое сознание определенной системы ценностей, необходимой с точки зрения социальных субъектов, и включающая в себе журналистику и СМИ как две стороны. Тогда журналистика будет выступать как творческая деятельность по реализации массовой коммуникации посредством выработки духовных значений. При этом ее можно будет рассматривать как содержание массовой коммуникации. В таком случае средства массовой информации (или коммуникации) выполняют свою прямую роль средства, то есть являются инструментальной, технической стороной, осуществляющей массовую коммуникацию. Взятые в данном аспекте, СМК являются формой массовой коммуникации и выступают в двух ее видах: внешней - как совокупности каналов, и внутренней - как совокупности жанров.
Массовая коммуникация (от латинского massa - ком, кусок и ла-тинского communicatio - совещаться) - 1) процесс сообщения социаль-ной информации численно большой аудитории при помощи технических или естественных средств распространения; 2) процесс сообщения со-циальной информации при помощи только технических средств числен-но большой аудитории, адресаты которой рассредоточены (дисперсная аудитория).
В законе Российской Федерации о средствах массовой информации "под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации".1
Как уже говорилось выше к средствам массовой информации (коммуникации) относятся телевидение, печать, радио, Internetи другие. Отечественные СМИ сегодня - это больше, чем отдельные имена, конкретные названия газет или каналов. Это развивающийся мир со своими тенденциями, достижениями и провалами. В нем такое же неимоверное разнообразие данных, как, пожалуй, в СМИ всех континентов. Российские медиа интересны не только содержанием, тиражами, но и формирующимся разнообразием мнений, названий, медиапредприятий, региональных рынков СМИ. Они представляют собой сегодня уникальную комбинацию множества разнородных явлений и процессов. Это симбиоз этатизма (государственные СМИ) и открытого коммерческого интереса (частные СМИ), параллельное и часто непересекающееся существование новейших технологических прорывов (Рунет) и почти допотопных изданий ("районки" российской глубинки). Это диссонанс политического плюрализма (сосуществование "Правды" коммунистов и "Правды Жириновского") и монохромности (газетные рынки Калмыкии, Башкирии, Белгорода или Кубани). Наконец - взаимодополнение элитарных изданий и каналов ("Ведомости", телеканал "Культура") теми СМИ, которые идут на поводу у массового и часто нетребовательного вкуса ("Аргументы и факты", "СПИД - Инфо", мыльные оперы).
Уровень массовой коммуникации характеризуется информационным воздействием по типу исключающих общение субъект - объектных отношений. Обратная связь, то есть владение субъектами информацией об объектах, не может быть названа общением в силу того, что она не приводит к выработке новых общих духовных значений, а способствует лишь лучшему знанию субъектов массово-информационного воздействия своего субъекта, то есть массовой аудитории. Такое знание приводит к оптимизации всего процесса массово-коммуникативной деятельности по информационному воздействию на аудиторию.
Следует сказать, что кроме процесса массовизации можно наблюдать и процесс глобализации как у нас в стране, так и зарубежом. Многие тенденции международной типологии связаны с влиянием глобализации и развития новых технологий, которые позволяют ускорить передачу сигнала в разные точки земного шара. С одной стороны, создаются глобальные газеты. Их немного, всего четыре: "Wall Street Journal", "Financial Times", "USA Today", "International Herald Tribune". Все они издаются на английском языке - языке международного общения. Пока не существует глобальных газет на других языках. Глобализация сопровождается также усиленным развитием местной прессы и малых по тиражу, но весьма влиятельных для небольших населенных пунктов и общин изданий. Подобная тенденция наблюдается и в России, где растет число малотиражных газет для небольших групп. Такая картина наблюдается не только в издательском деле, но также на телевидении, где создаются региональные программы, передачи, на радио, расширяется ареал пользователей сетью Internet. Интернет позволил многим российским газетам, радиостанциям, телевизионным каналам приобрести доступ к широкой аудитории.
Существенное влияние на информационную сферу оказывают процессы концентрации СМИ в руках узкого круга промышленно-финансовых групп. Тематика публикаций, выбор освещаемых событий и явлений, их оценка нередко делаются в угоду интересам этих групп. Кроме того, крупная полиграфическая и телерадиотехника, а также широкий круг издающих и телерадиоорганизаций сконцентрированы сейчас в руках государства, что явно противоречит прогрессивным мировым тенденциям и ограничивает возможности СМИ как демократического института.
Ведущие средства массовой информации объединены в следующие группы:
-- На государственном бюджетном финансировании находятся ВГТРК с ее 99 региональными телерадиоорганизациями, ИТАР - ТАСС, РИА "Вести", "Российская газета", многие местные издания. Государству принадлежит 51% акций ОРТ. Большую группу СМИ финансирует правительство Москвы: ТВ-Центр, городской кабельный канал ТВ-Центр-Столица, газеты "Тверская, 13","Вечерняя Москва", "Деловая Москва сегодня", "Москвичка" и др.
-- Мост-медиа включает НТВ, региональную телевизионную сеть ТНТ, радио "Эхо Москвы", газеты "Семь дней", "Сегодня", журнал "Итоги" и др.
-- Проф-медиа контролирует "Известия", "Комсомольскую правду", журналы "Закон", "Эксперт", радио "Европа плюс", информационное агентство "Прайм" и др.
-- В сфере влияния группы Березовского находятся ОРТ, ТВ-6, "Коммерсантъ", "Независимая газета", "Новые Известия", "Огонек" и др.
-- "Аргументы и факты" (еженедельник и ряд специализированных изданий).
-- "Московский комсомолец" (газета, ее региональные приложения, "МК-бульвар" и др.).1
Основой типологии СМИ является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Тип определяется как разновидность, форма, модель, которая характерна для той или иной группы предметов как единица расчленяемой в типологии реальности.1
В печати такой единицей является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении - канал, телепрограмма, на радио - радиостанция, радиопрограмма. А для СМИ в целом - средство массовой информации.
Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть: характер аудитории средства массовой информации; его предметно-тематическая направленность и иные черты, связанные с характером информации; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения); периодичность (ежедневная газета, еженедельник, месячный журнал) и др.
По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий, теле- и радиопрограмм:
-- общероссийские, аудитория которых может включать основные группы населения, проживающего на всей территории России;
-- межрегиональные, охватывающие население нескольких регионов (СТС, Рен-ТВ и др.);
-- международные, объединяющие группы населения различных стран (журналы "Домашний очаг", "Cosmopolitan" и др.);
-- этнических общностей (наций, народностей);
-- территориальных общностей (краевые, областные, городские, районные и др. СМИ);
-- для профессиональных, производственных групп (в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др.);
-- для социальных групп (организаторского, умственного, индустриального труда, для нарождающихся "новых русских" и др.);
-- для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых);
-- для женщин и мужчин;
-- для родителей ("Родители", "Няня", "Наш малыш" и др.);
-- для малых групп (семья, землячество, клуб и др.);
-- для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.);
-- для групп населения, выделяемых по другим признакам.1
Специализированные по аудитории газеты выглядят следующим образом (по данным за 1998 г.):2
Типы изданий | Число изданий | Разовый тираж (тыс. экз.) |
Молодежные | 86 | 3822 |
Детские | 61 | 881 |
Для женщин | 25 | 1729 |
Деловые | 79 | 2283 |
Учительские | 7 | 389 |
Религиозные | 88 | 951 |
Для садоводов и огородников |
27 |
684 |
Профсоюзные | 29 | 1479 |
Информация о работе Коммуникационный процесс, процесс коммуникации