Коммуникационный процесс, процесс коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является показать многообразие понятий "коммуникация".
Для этого передо мной стоят следующие задачи:
-- рассмотреть коммуникацию с различных точек зрения;
-- показать влияние коммуникации на личность людей;

Файлы: 1 файл

диплом коммуникация.doc

— 898.00 Кб (Скачать)

  

   Выпуск журналов для различных групп населения в 1998 г.:3

  

   Типы изданий

   Число изданий

   Разовый тираж

   (тыс. экз.)

   Молодежные

   22

   426

   Женские

   59

   7011

   Семейные

   30

   2538

   Для мужчин

   6

   219

   Религиозные

   50

   266

   Для зарубежного читателя

  

   37

  

   151

  

   Характер информации является важным основанием для формирования различных типологических групп СМИ. Издания, адресуемые определенной аудитории (общероссийские, региональные, женские и др.), могут быть универсальными по тематике, т.е. отражать темы, интересующие данную аудиторную группу. Однако они часто бывают и монотематическими или же могут отражать несколько важных для данной аудитории тем. Например, журнал для женщин часто универсален по тематике ("Крестьянка", "Работница"), но может быть и журналом мод ("Offiziel"), и посвящен медицинской тематике ("Здоровье женщины") и т.п.

   Также газеты распределяются по специализации на: экономические, экологические, по промышленности и строительству, по транспорту, по сельскому хозяйству, по вопросам физкультуры и спорта, по вопросам культуры, литературы, искусства, медицинские. Тематическая специализация журналов выглядит следующим образом: политические и социально-экономические, технические, сельскохозяйственные, медицинские, по физической культуре и спорту.

   В последнее десятилетие в нашей стране стало активно развиваться еще одно средство коммуникации. Таким средством является Интернет. В настоящее время среди ученых активно обсуждается проблема соотнесения Интернета и средств массовой коммуникации, тем не менее, однозначного решения она еще не обрела. Тот факт, что Интернет является одним из самых распространенных современных средств коммуникации, ни у кого не вызывает сомнения. Массовость его распространения как количественный показатель тоже очевидна. Однако возникает ряд вопросов, ответы на которые позволили бы прийти к решению, относить или не относить Интернет к массовым коммуникациям, являющимся видом социальной деятельности, имеющей субъект, объект, определенную систему ценностей, лежащую в основе целеполагающей деятельности субъекта, а также определенные продукты деятельности, служащие целереализации субъекта. Подобный анализ Интернета представляется довольно затруднительным. Тем не менее, в литературе, анализирующей деятельность массовых коммуникаций, высказываются позиции, относящие Интернет к средствам массовых коммуникаций на основании больших объемов циркулирующей информации, а также относительно большой включенности массовой аудитории. В любом такая сложная и востребованная коммуникативная форма, как Интернет, найдет свое место в коммуникативном пространстве и в системе исследующих это пространство наук.

   Основными функциями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе, являются: информирование о происходящих событиях; помощь обществу в решении его проблем; передача знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение); развлечение.

   Следует сказать, что важнейшей функцией СМИ является информационная. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

   Информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации. Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Информационная, образовательная и социализационная деятельность позволяет СМИ выполнять функцию критики и контроля. Контроль СМИ каких-либо со-бытий весьма эффективен и строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам. СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных обществен-ных интересов, конструирования и интеграции политических субъектов, Они обеспечивают представителям различных общественных групп воз-можность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, чет-ко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

   Так как средства массовой коммуникации изучаются многими науками, такими как социология, политология, журналистика и др., то данную тематику педагогика не стала обходить стороной. "Основной идеей исследования педагогических эффектов массовой коммуникации является изучение их влияния на личность как специфической деятельности общения, которая складывается из точного представления особенностей аудитории, целеполагания и ус-ловий реализации действий системы средств массовой коммуникации".1 Наиболее плодотворным основанием для педагогической интерпрета-ции деятельности СМК выступает понимание их воздействия на личность и на общности людей как взаимодействия "коммуникатора" (массово-го воспитателя) и аудитории (коллектива воспитанников), как особого вида общения, опосредованного техническими устройствами. Здесь массовые коммуникации рассматриваются как сфера циркулиро-вания социальной информации - совокупности значений в конкретных сообщениях, которые передаются людьми для того, чтобы каким-либо образом оказать влияние на мышление, поведение и деятельность других людей. Особой же педагогической задачей здесь становится изучение не использования массового коммуникативного общения в учебно-воспитательных процессах, а исследование самого этого про-цесса в его становлении и динамике, его механизмов и средств как специфической педагогической деятельности, состоящей из отдельных воспитательных действий. Воспитательное действие в условиях СМК - не только педагогическое воздействие коммуникатора ( журналиста, редактора и т. д. ), имеющее определенный характер и способы, но и деятельность среды восприятия, где родители, учителя, друзья - то есть "значимые другие" осуществляют функцию педагогического обеспечения перевода массового характера информации в личностную. В связи с тем, что специализированные педагогические системы, вы-полняющие функции педагогического обеспечения, также институцио-нальны, то их взаимодействие с СМК должно являться неотъемлемым компонентом целостного процесса воспитания через СМК. Взаимодействие человека с миром, с обществом, с государством, в виде его норм и институтов, с людьми и, наконец, с самимсобой - всегда будет переплетением адаптации и преобразования. Взаимодей-ствуя с источниками информации, человек находится не только в пас-сивной позиции потребителя, но и активного участника процесса коммуникации. Только степень участия, творчества может быть различной. Выбор содержания информации при педагогическом воздействии СМК, - одна из самых неизученных областей коммуникативного воздействия. Педагогическая проблематика в массовой прессе имеет свою специфику.

   Л.С. Школьником разрабатывалась концепция поэтапного педагоги-ческого воздействия СМК на личность, где выделяются четыре этапа: установочный, перцептивный, мотивационный и деятельностный. В са-мом общем виде эти четыре составляющие в двух режимах (образова-тельном и воспитательном) исчерпывают процесс педагогической ди-намики МК. Педагогическое воздействие через СМК в высшей степени социально ориентировано. И поэтому одной из центральных задач здесь выступает педагогическое обеспечение перевода социально ори-ентированного общения в личностное.

   Следующая характеристика "условий реализации" выбор способов воз-действия. В массовых коммуникациях, как в любых связных сообщени-ях, всегда имеется основное значение и те смыслы, которые извлека-ет из них читатель, зритель, слушатель, поэтому самый распростра-ненный способ- это воздействие через значения. Важной педагоги-ческой задачей в условиях воспитательного действия СМК является в связи с воздействием через значение- формирование у "реципиента" определенного уровня понимания массовых информационных текстов. Здесь необходима организация обучения специальной лексике и фра-зеологии, используемой в СМК.

   В условиях массового информационного общения существенную роль иг-рает "смысловое воздействие". Здесь не столь важно прямое значение сообщения, сколько дополнительное, тот эмоциональный фон, который он создает.

   Повышение культуры "смыслового восприятия" неотъемлемая часть целостного воспитательного процесса в условиях массовой коммуника-ции,

   Следует также сказать, что в условиях массового информационного воздействия обратная связь практически отсутствует. Исключение сос-тавляет прямой эфир, когда зритель может немедленно позвонить в редакцию, и еще некоторые отдельные приемы. В этом заключается специфика "искусственных" СМК.

   Итак, обосновав процесс массовой коммуникации как воспитательное действие, охарактеризовав элементы воспитательной ситуации, мас-сового информационного воздействия, можно сделать следующие вы-воды:

   1. В данном контексте изучения вышеизложенной проблемы выделяется "педагогическая динамика" достижения конечного результата в воспитательном действии СМК. Это сложный психологический и пе-дагогический феномен, имеющий конечной целью дидактические или воспитательные эффекты.

   2. Важнейшим условием реализации воспитательного действия СМК является культура восприятия значений массовых информационных текстов и культура восприятия их смыслов.

   Все рассмотренные выше функции СМИ прямо или косвенно слу-жат осуществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или соз-нательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную моти-вацию политического или социального поведения.

ї2. Влияние СМИ на сознание массовой аудитории посредством различных коммуникативных средств

2.1. PR (паблик рилейшнз).

   Существует около 500 определений Public Relations, Наиболее из-вестный в России специалист, автор книги по pr, Сэм Блэк опреде-ляет Public Relations, "искусство и науку достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной инфор-мированности".1 Лучшим из всех действующих определений является Мексиканское заявление, подписанное более чем 30 представителями национальных и региональных ассоциаций паблик рилейшнз 11 августа 1978 года в городе Мехико. В нем сказано:

   "Практика паблик рилейшнз - это творческий и социально-научный подход к анализу тенденций, предсказанию их последствий, предо-ставлению консультаций руководителям организаций и выполнению зап-ланированных программ действий, которые послужат как интересам организации, так и общественным интересам".1 Еще одно определение: "Паблик рилейшнз (релейшнз) (англ. public relations/ public- общественный + relations- отношения, связи) - общественные связи (первоначально в США)- организация обществен-ного мнения в целях наиболее успешного функционирования предприя-тия и сотрудничества между организацией и общественностью,"2 -- так трактует pr Рекс Харлоу, специалист по pr из Сан-Франциско. Один из основателей public relations в США, Эдвард Бернейз гово-рил: "Правдивость, уважительность, открытость, информационная сво-евременность, социальная ответственность - это основа основ успеш-ной работы в области связей с общественностью".3

   Паблик рилейшнз предполагает использование редакционной части средств распространения массовой информации с целью осуществления престижной рекламы, направленной на завоевание благожелательного отношения к продукту, выпускающим его фирмам, а в случае политической (общественной) деятельности и политических (общественных) деятелей - благожелательного отношения к ним. Паблик рилейшнз - специальная система управления социальной информацией, включающая в себя весь процесс изготовления и продвижения информации, цель которой является создание благоприятного отношения к объекту тех слоев общественности, в которых он заинтересован. Для достижения успеха вся деятельность паблик рилейшнз должна базироваться на достоверной и полной информации и вестись на непре-рывной основе.

   PR призван выходить на широ-кую публику, а не на узко очерченный круг потенциальных потребите-лей, он может иметь бо-лее четко очерченные цели и объекты, в направлении которых следует информировать общественность и pr также действуют в системе альтернативных коммуникаций. В британской энциклопедии pr определяется как деятельность по рас-пространению информации о чем-то или создание благоприятного отношения к человеку, корпорациям, управленческому органу или другой организации. Миссия PR - создавать взаимопонимание между организацией и общественностью. PR посвоей сути доброжелателен.

Информация о работе Коммуникационный процесс, процесс коммуникации