Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:56, курсовая работа
Целью моей работы является показать многообразие понятий "коммуникация".
Для этого передо мной стоят следующие задачи:
-- рассмотреть коммуникацию с различных точек зрения;
-- показать влияние коммуникации на личность людей;
Год 1999 стал своеобразным открытием- открытием возможностей сети Интернет по информационному воздействию на российского избирателя. Открывались и закрывались сетевые газеты, появлялись новые и реор-ганизовывались старые представительства печатных СМИ, на которых теперь можно было найти иногда даже больше информации, чем в реаль-ных газетах и журналах. Приобрел массовый характер "выброс" на се-тевые просторы компрометирующих материалов разного уровня достовер-ности. Были созданы сайты большинства политических партий, движе-ний, объединений и предвыборных блоков. Востребованной оказалась информация, размещенная в сети известными социологическими фон-дами и институтами. Кандидаты на всевозможные предвыборные долж-ности также не остались в стороне. А ведущие политики общались с народом с помощью Интернет-конференций. Воздействовать на избирателей при помощи сети Интернет можно прямо и опосредованно. То есть избиратели либо сами просматривают теоретически воздействующие на них ресурсы и делают выводы - воз-действие прямое, либо они не только просматривают, но и передают информацию дальше- тем избирателям, которые этот ресурс не видели и, возможно, даже не имеют возможности с ним ознакомиться, так как у них нет необходимого для этого компьютера и выхода в Интернет. Опосредованное воздействие развито довольно сильно - многие бумаж-ные и электронные СМИ получают информацию для сюжетов и публика-ций из сети.
Кроме того, из 2 млн. человек, постоянно пользующихся "паутиной", большое количество тех, кто принимает решения, то есть руководи-телей различного ранга. Воздействие на них может опосредованно сказаться на гораздо большую аудиторию потенциальных избирателей. Вот некоторые основные способы организации подачи информации в Интернет:
-- Интернет - СМИ. Ресурсы этой категории - серьезные, регулярно
(несколько раз в день) обновляемые сайты, претендующие на роль
сетевых средств массовой информации. Эти сайты имеют значительную, по меркам русского Интернета, аудиторию в несколько тысяч посети-телей в сутки. Воздействие может быть оказано с помощью вкрапления в информационные и аналитические сообщения нужных комментариев и выводов, а также с помощью помещения среди обычных "заказных" материалов. Работа с такими ресурсами во многом идентична работе с традиционными СМИ. Эффективность воздействия довольно значительна.
-- Сайт организации. Каждая уважающая себя политическая организация имеет сайт в Интернете. На некоторых сайтах можно найти отражение всех политических событий, пресс-релизы и всю информацию для жур-налистов, большое количество литературы и интересных материалов, которые могут понадобиться многим и потому привлекают внимание не только сторонников данной партии, но и многих других. Эффективность таких сайтов намного значительней.
-- Компромат. Обрушившаяся на пользователей Интернета лавина ком-промата на всех и вся изрядно подорвало доверие к сомнительным материалам. После некоторых громких и не оправдавшихся разоблачений серьезных печатных СМИ и большая часть избирателей приобрели иммунитет к "жареным" фактам. Однако сайты, специализирующиеся на слухах и непроверенных компрометирующих материалах, остались, хотя и привлекают меньше внимания, чем раньше. Теперь для того, что-
бы придать своей информации вес и значимость, ее собиратели и распространители создают более тщательно разработанные и точно направленные ресурсы.
Сравнительно новым способом воздействия на избирателей с помощью компрометирующих материалов стали сайты-двойники персональных стра-ниц известных политических лидеров, повторяющие их структуру и оформление, но содержащие совсем другую информацию.
Кроме перечисленных, достаточно действенными являются также и та-кие способы подачи информации, как сайт кандидата на выборную должность, информация независимых социологических институтов, ис-следования общественного мнения, другие исследовательские проекты. Много внимания привлекают сетевые пресс-конференции, за которыми в прямом эфире могут наблюдать тысячи человек. Воздействие через Интернет возможно, и его эффективность растет очень быстро. Если в данный момент основное внимание в сети уделяется информации для ретрансляторов - реальных СМИ, то с ростом "населения" русской части Интернета в скором времени работа с аудиторией станет необ-ходимостью.
Нередко серьезные исследования в области политической социоло-гии сталкиваются с таким явлением как эмоциональные выборы, то есть избиратели при выборе кандидатов опираются не на интеллек-туальные строения политических концепций, доктрин, программ, а на свою эмоциональность (нравится, не нравится).
Документальным подтверждением полного изъятия из политических процессов мышления является докторская диссертация Г.С. Мельник "Массовая коммуникация как фактор политического влияния".1 Работа Мельник является скрупулезным добросовестным исследованием того, какие богатства психологической науки применяются в средствах массовой информации для оказания политического влияния на насе-ление. Надо признать, что представители политической журналисти-ки очень неплохо знают психологию и весьма осмысленно применяют ее при подготовке агитационных и пропагандистских материалов. Психологические закономерности восприятия, внимания, памяти, пред-ставлений, эмоций - самый ходовой инструментарий политического влияния, но в его работе ни разу не встречается слово "мышление", потому что ни продуктов мышления, ни попыток его применить в процессе политического взаимодействия с обществом нет. Вся ин-формация создаваемая в СМИ и в политических публикациях, предназ-начена только лишь для эмоциональной сферы человека, учитывающей закономерности восприятия, памяти, внимания, настроений и пережи-ваний. Главное, чего необходимо избежать в преддверии исторических испы-таний России на право существования - это упрощенного представле-ния о процессе формирования политики и политических программ. Вся политика строится на политическом мышлении и ее продукте - полити-ческой информации. Ошибка заключается в том, что за информацию часто принимают очень простые сигналы, сообщения, которые инфор-мацией не являются. Между тем информация находится в одном ряду с феноменами денег, власти. Это значит, что если деньги всегда добываются с невероятным трудом и риском, а власть вообще для по-давляющего большинства недоступна, то информация столь же трудно создается и столь же тяжело обретается. Как деньги и как власть. "Информация - это эквивалент процессов мышления, как деньги яв-ляются эквивалентом труда".1 Информация позволяет не только восстановить весь процесс мышления лучших умов планеты, но и развить его, продолжить, материализовать его результаты в трансфор-мации окружающей среды.
Информация, как продукт мышления, не ис-чезает безвозвратно, а превращается в его плоды, зарегистриро-ванные в памяти человека, на бумажных или магнитных носителях, в памятниках материальной деятельности. Но далеко не всякий сигнал или сообщение являются информацией, как это ошибочно думают мно-гие люди, в том числе и политики. Многие люди и политики ошибочно счита-ют, что если "им есть, что сообщить", то у них есть информация. Но только реальный перевод другого человека в состояние, в кото-ром находится сам автор сообщения, превращает "сообщение" в "ин-формацию".
"Преобразование "сообщения" в "информацию" происходит в инфор-мационной системе, под которой понимается такая организация, где отдельные элементы работают вместе, чтобы получить выходной эф-фект, который отдельный элемент сам по себе дать не может".1 Система должна отвечать следующим допущениям:
-- иметь иерархи-ческую организацию, то есть система более низкого порядка встро-ена в систему более высокого порядка так, что ее выходной эффект воспринимается системой более высокого порядка и преобразуется в процесс,
-- быть целенаправленной, потому что в ней задействован человек, и она искусственно им создана,
-- каждый элемент систе-мы должен подчиняться общей цели. Она является отправной точкой для разработки системы, цель определяет деятельность участников системы, цель позволяет судить, правильно ли работает система,
-- каждый элемент системы должен оказывать влияние на все другие ее элементы, а выходные эффекты отдельных элементов преобразовы-ваться в выходной эффект всей системы,
-- измерение, оценка, об-ратная связь должны являться неотъемлемыми элементами системы. Воздействие политической информации на общество осуществляется после многосторонней, многократной, последовательной "трансфор-мации информации о нем" в "информацию о действиях в отношении его". Ничего не предусмотренного, случайного в подготовке поли-тических решений не бывает.
Заключение
Таким образом, мы с вами рассмотрели понятие коммуникация с точки зрения таких наук как лингвистика, психология, социология. Рассмотрели, каким образом происходит процесс общения, т.е. кто-то (коммуникатор) посредством чего-то (речь, жесты, мимика) обращается к кому-то (реципиент). Были рассмотрены различные способы воздействия коммуникативного процесса, как на личность человека, так и на массовое сознание. Была выяснена роль воздействия слухов в коммуникативном процессе. При работе над второй главой стояла задача не только выяснить какие средства массовой коммуникации существуют вообще, но и показать способы и значение их влияния на массовую аудиторию. Были рассмотрены такие понятия как PR, пропаганда и реклама, их разновидности и влияние на массы. Мы выяснили, какими информационными средствами предпочитают пользоваться в политической сфере во время выборов и при решении политических вопросов. Какую роль играют СМИ и СМК в жизни людей, компаний и общества вообще. Мы рассмотрели процесс коммуникации и на межличностном уровне и на уровне массовом. Коммуникацию на межличностном уровне мы рассматривали как общение двух индивидов на психологическом уровне, лингвистическом, на уровне управленческого воздействия. Воздействие СМИ на сознание масс показано через рассмотрение различных понятий. Показано воздействие СМИ во время выборов и предвыборных кампаний. Здесь рассмотрено понятие политической информации, политического мышления, их влияние на выбор людей. Все это при близком рассмотрении способно помочь каждому человеку в его работе, отдыхе и просто в жизни.
Приложение
R-TGI
Рейтинг СМИ (2002-2003)
Предлагаем Вам ознакомиться с результатами исследования R-TGI (Российский Индекс Целевых Групп), проведенного в первом квартале этого года компанией КОМКОН 2 (блок, касающийся рейтинга средств массовой информации). Размещая свою рекламу следует опираться не только на данные о тираже того или иного издания, но и на данные исследований, определяющих реальный уровень читаемости этих изданий.
В ходе данного исследования было опрошено более 8000 человек в 40 городах (10 экономических районов) с населением более 250 тысяч человек. В Москве было опрошено более 1200 человек старше 10 лет. Методы опроса - анкетирование и личное интервью.
В таблицы сведены данные по России в целом и по Москве.
Респондентам задавался вопрос о чтении периодических изданий за последний период публикаций (например, для еженедельников о чтении за последние семь дней) и вопрос: "Слушали ли вы за последние семь дней следующие радиостанции (смотрели телеканалы)?"
Столбец таблиц "Количество ответов" показывает, сколько человек участвовавших в опросе, ответили утвердительно.
Столбец таблиц "Охват, тыс. чел." получен путем взвешивания результатов количества ответов по полу и возрасту, используя данные официальной статистики. Он означает число читателей среднего выпуска издания.
Столбец "Охват, %" аналогичен предыдущему, но данные выражены в процентах.
Таблица 1
Средняя читаемость одного выпуска изданий
1.1. Ежедневные издания
| по России | по Москве | ||||
| Кол-во | Охват, | Охват, | Кол-во | Охват, | Охват, |
Всего | 8201 | 55028 | 100,0 | 1256 | 7739 | 100,0 |
Комсомольская правда | 748 | 4779 | 8,7 | 68 | 425 | 5,5 |
МК (кроме воскресной) | 717 | 4617 | 8,4 | 350 | 2162 | 27,9 |
Из рук в руки | 316 | 2165 | 3,9 | 48 | 292 | 3,8 |
Известия | 242 | 1618 | 2,9 | 30 | 215 | 2,8 |
Труд | 200 | 1397 | 2,5 | 30 | 190 | 2,5 |
Советский Спорт | 161 | 989 | 1,8 | 22 | 155 | 2,0 |
Советская Россия | 142 | 983 | 1,8 | 18 | 124 | 1,6 |
Российская газета | 104 | 704 | 1,3 |
|
|
|
Спорт-Экспресс | 96 | 652 | 1,2 | 26 | 172 | 2,2 |
Вечерняя Москва | 95 | 645 | 1,2 | 74 | 500 | 6,5 |
Правда | 80 | 477 | 0,9 |
|
|
|
Московская правда | 67 | 424 | 0,8 | 44 | 283 | 3,7 |
Независимая газета | 61 | 421 | 0,8 | 21 | 139 | 1,8 |
Коммерсантъ-daily | 62 | 394 | 0,7 | 12 | 81 | 1,1 |
Новые известия | 59 | 359 | 0,7 | 12 | 91 | 1,2 |
Финансовые известия | 43 | 258 | 0,5 |
|
|
|
Moscow News | 42 | 234 | 0,4 |
|
|
|
Красная звезда | 32 | 211 | 0,4 |
|
|
|
Сегодня | 31 | 189 | 0,3 | 12 | 81 | 1,1 |
1.2. Еженедельные издания
1.2.1. Еженедельные издания в целом по России
| Кол-во | Охват, | Охват, |
Всего | 8201 | 55028 | 100,0 |
Аргументы и факты | 1214 | 7977 | 14,5 |
Комсомольская правда (толстушка) | 598 | 4041 | 7,3 |
Лиза | 512 | 3143 | 5,7 |
Отдохни | 367 | 2295 | 4,2 |
Экстра М | 325 | 2112 | 3,8 |
Семь дней | 334 | 1997 | 3,6 |
Центр plus | 260 | 1647 | 3,0 |
Cool | 256 | 1554 | 2,8 |
Антенна | 209 | 1433 | 2,6 |
Cool girl | 240 | 1421 | 2,6 |
Кроссворд (калейдоскоп) | 201 | 1325 | 2,4 |
Огонек | 201 | 1276 | 2,3 |
ТВ Парк | 199 | 1256 | 2,3 |
Все для Вас | 178 | 1191 | 2,2 |
Здоровье (приложение к АиФ) | 147 | 974 | 1,8 |
Мегаполис -Экспресс | 146 | 889 | 1,6 |
Калейдоскоп | 145 | 849 | 1,5 |
Работа для Вас | 130 | 841 | 1,5 |
Вокруг смеха (калейдоскоп) | 130 | 807 | 1,5 |
МК (цветной воскресный выпуск) | 122 | 799 | 1,5 |
Я молодой (приложение к АиФ) | 112 | 783 | 1,4 |
Авторевю | 109 | 760 | 1,4 |
Все каналы ТВ | 129 | 739 | 1,3 |
Товары и цены | 114 | 717 | 1,3 |
Экспресс-газета | 112 | 716 | 1,3 |
Автомир | 113 | 707 | 1,3 |
Вот так! | 107 | 659 | 1,2 |
Собеседник | 97 | 661 | 1,2 |
МК-Бульвар | 111 | 636 | 1,2 |
Мир новостей | 101 | 627 | 1,1 |
Вне закона (калейдоскоп) | 97 | 609 | 1,1 |
Класкон | 79 | 606 | 1,1 |
АиФ Суббота -Воскресенье (АиФ) | 85 | 589 | 1,1 |
Футбол | 92 | 565 | 1,0 |
НЛО (калейдоскоп) | 85 | 553 | 1,0 |
Компьютерра | 79 | 519 | 0,9 |
Экономика и жизнь | 88 | 509 | 0,9 |
Спорт (Калейдоскоп) | 74 | 472 | 0,9 |
Новая газета | 69 | 454 | 0,8 |
Приглашаем на работу | 71 | 443 | 0,8 |
Неделя | 58 | 410 | 0,8 |
Авто (Из рук в руки) | 60 | 407 | 0,7 |
Интим -калейдоскоп | 65 | 394 | 0,7 |
Семья | 63 | 396 | 0,7 |
Итоги | 61 | 393 | 0,7 |
Информация о работе Коммуникационный процесс, процесс коммуникации