Свойства коммуникационного процесса в средствах массовой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: всестороннее исследование коммуникационного процесса массовой коммуникации для выявления специфики свойств процесса коммуникации отдельно по каждому виду СМК.
Задачи исследования:
Дать понятие коммуникационному процессу и этапам его прохождения.
Рассмотреть многообразие и своеобразие существующих моделей коммуникационного процесса.
Проанализировать особенности выбора средств коммуникационного процесса.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникационного процесса…5
Понятие коммуникационного процесса и этапы его прохождения………5
Модели коммуникационного процесса……………………………………...9
Особенности выбора средств коммуникационного процесса ……………14
Глава 2. Свойства коммуникационного процесса в СМК как необходимое
условие эффективности массовой коммуникации...........................................20
2.1. Массовая коммуникация - определение, особенности, своеобразие.........20
2.2. Специфика средств массовой коммуникации……………………………..24
2.3. Реализация свойств коммуникационного процесса в СМК……………...28
Заключение………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………..39
Приложение………………………………………………………………………..42

Файлы: 1 файл

свойства коммуникации.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

способность человека предвосхищать будущее, антиципация, основывается на законе опережающего отражения воздействия окружающей действительности: воспринимая сообщение, человек получает нужную информацию  уже в его начале и на основе контекста может предвосхитить завершающую часть высказывания (дискурса)8.

При подготовке информации необходимо учитывать  требования к конкретным средствам коммуникации. Так, например, к радио- и телепрограммам предъявляются следующие требования.

  1. Сообщение должно быть строго поделено на три части:
  • вступление длится, как правило,  не более 35 секунд и имеет не более

четырех различных  сообщений;

  • основная часть обычно имеет продолжительность 7-8 минут и содержит

не более 10 новостей;

  • в заключении обобщается не более четырех основных новостей и оно по

длительности  соответствует вступлению или же может на 10-20 процентов превышать  его.

2. Лучше запоминается начало и конец любой информации, а трехкратное повторение дает максимальное запоминание.

3. Наиболее общие синтаксические требования к коммуникационному процессу, протекающему в речевой форме: использование кратких высказываний с простой грамматической структурой,  прямого порядка слов, ограничение многословные и многоуровневых оборотов, подчеркивание его смысловых значений при помощи пауз и интонации.

4. Особое внимание следует обращать на  нормативное произношение, распределение смыслового ударения, интонацию,  тональность, темп и ритм сообщения. Все эти нюансы передают оценочное отношение коммуникатора к информации,  способствует выразительности передаваемого сообщения. Эффективность  восприятия информации существенно возрастает при совпадении темпа и ритма коммуникатора и личного темпа и ритма слушателя.

5. Среди   эстетических   требований  к  речевому   коммуникативному

процессу ограничение  или полное исключение использования  неблагозвучных и редко употребляемых форм типа: исключения в одном высказывании слов с общим корнем и тождественным содержанием, неоправданных повторов, пауз9.

Выбор средств  для коммуникационного процесса тесно связан с тем, какую функцию  отправитель информации хочет реализовать.

Так, эффективность коммуникативного процесса увеличивает обращение к известным именам, авторитетам. Люди чувствуют себя уверенней, если их мнение совпадает с точкой зрения известных личностей.  Нередко в коммуникационном процессе можно заметить использование экзотических терминов, с целью введения слушателя (читателя, зрителя) к таинственности и романтике неизведанного. В то же время  перенасыщенность сообщения непонятными, хотя и будоражащими воображение, словами может создать барьер непонимания.

При использовании  приема нарушения ожидания получателя информации вводится определенная тема, а когда получатель сделает прогнозы относительно ее дальнейшего развития, сообщается, что это была только присказка, имеющая лишь далекую связь с предполагаемой темой обсуждения. Это не только не нарушает контакта, но напротив - заинтересовывает получателя.

В ряде случаев  возможно использование приема ввода  ложного персонажа как бы реально  участвующего в описываемых событиях. Он применяется для оживления  сообщений. В коммуникационном процессе, пользуясь приемом прямого обращения, в котором содержится побуждение к слушанию, нужно учитывать и то обстоятельство, что в зависимости от отношений коммуникантов побуждение может восприниматься как обязательное, желательное или возможное, что  в свою очередь, может мешать установлению контакта и восприятию передаваемой информации.

Чаще всего  в коммуникационном процессе можно  заметить использование обращения  к текущим общественным событиям, к фактам социальной значимости. Здесь используется не только актуальная информация, но и ценностная ориентация коммуниканта.

Активизации коммуникационных процессов способствует реализация и других функций коммуникации: апеллятивной, побудительной, регулирующей, волеизъявительной, ритуальной, перформативной,  самопрезентации. На формирование коммуникационных норм и правил передачи информации влияет специфика выбранного канала  коммуникации. Дополнение вербальных коммуникативных средств изобразительными  (фотографии, карикатуры, графики, схемы и т.п.) значительно усиливает воздействие информации на аудиторию.

Таким образом, использование различных средств коммуникационного процесса и факторов, способствующих воздействию средств коммуникации на аудиторию, позволяет коммуниканту направлять процесс обмена информации в нужное русло и добиваться поставленных им целей.

 

В ходе исследования теоретических основ коммуникационного процесса

были получены следующие выводы.

Коммуникация в общем виде представляет собой процесс передачи отправителем информации к получателю в явной (вербальной) или неявной (невербальной) форме.

Коммуникация всегда означает взаимодействие двух или нескольких объектов. Поэтому пересечение областей участников коммуникации в их взаимодействии расценивается как коммуникационный процесс.

Коммуникативный процесс включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов.

Различные подходы  к рассмотрению коммуникации ложатся  в основу достаточно сильно отличающихся друг от друга моделей коммуникационного процесса. Среди них выделяют линейные (модели Г. Лассуэлла, Шеннона-Уивера, У. Шрамма, Д. Гербнера, Ю. Воронцова, К. Левина); циркулярные (модели Г. Малецке, Э. Андерса, Л.Стаатса и Р. Бострома), двухступенчатые  (модели П. Лазарсфельда и Р. Мертона), объемные (модели Л. Бейкера, Ф. Дэниса, Э. Роджерса, К. Барнлунда).

Теоретическая разработка той или иной модели строится с учетом особенностей конкретной науки, а также с учетом использования для достижения конкретных функций коммуникации возможных средств коммуникационного процесса.

Коммуникации с помощью технических средств регистрируются и осуществляются посредством какого-либо носителя информации. Выбор средств для коммуникационного процесса тесно связан с тем, какую функцию отправитель информации хочет реализовать (информационную, экспресивную, апеллятивную, побудительную, регулятивную, перформативную и др.). 

На формирование коммуникационных норм и правил передачи информации влияет специфика выбранного канала  коммуникации. Дополнение вербальных коммуникативных средств невербальными, например, изобразительными  (фотографии, графики, схемы), значительно усиливает воздействие информации на аудиторию.

Таким образом, коммуникационный процесс может  быть реализован только посредством  средств коммуникации. Эффективность же его определяется правильным их выбором и сочетанием в процессе передачи информации.

 

 

Глава 2. Свойства коммуникационного процесса в СМК

как необходимое условие эффективности массовой коммуникации

 

2.1. Массовая коммуникация - определение, особенности, своеобразие

 

Массовая коммуникация представляет собой распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей10.

В отношении  определения понятия «массовая  коммуникация» единой точки зрения нет. Одни рассматривают ее как  «институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации»11. Другие анализируют массовую коммуникацию как «процесс распространения информации на численно большие, рассредоточенные аудитории», подчеркивая необходимость технических средств (прессы, радио, телевидения и др.)12. Третьи говорят о ней как о «разновидности духовно-практической деятельности - деятельности по трансляции, переносу в массовое сознание (общественное мнение) оценок текущих событий, признаваемых социально актуальными»13.

За время существования  теории массовой коммуникации накопилось огромное количество определений данного феномена. Синтезированное определение массовой коммуникации можно трактовать следующим образом. Массовая коммуникация - это система институтов, посредством которых специализированные группы, используя технологические устройства (прессу, радио, кино и т.д.), систематизированно производят и распространяют символические материалы (знания, духовные ценности, правовые нормы и т.п.) на численно большие, гетерогенные и рассредоточенные, следовательно, анонимные аудитории14.

В современном  научном и повседневном языке, наряду с понятием массовая коммуникация используется понятие «медиа». Медиа представляют собой механизм связи между отправителем и получателем сообщения и занимает среднее, промежуточное положение в коммуникационной цепочке:

отправитель          канал           получатель сообщения.


Именно поэтому  одним из основных отличий массовой коммуникации является то, что она  имеет свои специфичные средства распространения - специальные каналы и передатчики, благодаря которым распространение информационных сообщений происходит на большие территории.

Данные каналы представляют собой технологически сложные системы распространения информации и включают в себя значимую социальную компоненту, поскольку их функционирование зависит от правовых норм общества, привычек и ожиданий аудитории.

Отправителем  же сообщения в массовой коммуникации выступает или часть организованной группы, или (чаще всего) представитель какого-либо института.

В качестве принимающей стороны выступает индивид. В массовой коммуникации он рассматривается передающей организацией как часть группы с присущими ей общими характеристиками.

Характерными  особенностями массовой коммуникации являются:

  • сложная структура сообщения;
  • наличие технических средств, обеспечивающих регулярность;
  • многоканальность и   возможность выбора коммуникативных средств,

обеспечивающих  вариативность и вместе с тем  нормативность массовой коммуникации;

  • опосредованность контактов передающей и принимающей сторон;
  • определенное неравноправие в отношениях передающей и принимающей

сторон;

  • публичный характер и открытость;
  • тиражированность;
  • социальная   значимость  информации,   способствующей повышению

мотивированности  массовой коммуникации;

  • массовость  аудитории,   которая вследствие ее рассредоточенности и

анонимности требует  тщательно продуманной ценностной ориентации15.

Относительно  структуры массовых коммуникаций (также, как и ее понятия) единого мнения на сегодняшний день нет. Различные подходы к ее пониманию и функционированию, отраженные в описательных и графических моделях - обобщенных схемах, базируются на основных, обязательных компонентах, впервые представленных в модели коммуникативного акта  Г. Лассуэлла в 1948 г. Данная модель коммуникации представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает - что - по какому каналу - кому - с каким эффектом (подробно коммуникационные модели были рассмотрены в первой главе исследования). Следовательно, в целом, массовые коммуникации имеют такую же схему передачи сообщения, как и обычные, а соответственно и такие же модели. Но специфичность массовой коммуникации отличает ее от межличностной коммуникации практически в связи со всеми составляющими коммуникационного процесса:

1. Источником сообщения в межличностной коммуникации является семья, соседи, друзья и т.д. В массовой же коммуникации - источником служит некий институт.

2. Канал распространения межличностной коммуникации можно назвать «лицом к лицу». Массовый канал предполагает наличие технологий распространения.

3. Время передачи в межличностной коммуникации - непосредственное, расстояние минимальное, замкнутое. В массовой - время передачи непосредственное или с задержкой во времени, расстояние - значительное, или даже неограниченное.

4. Приемником в межличностной коммуникации является семья, соседи и

др., то есть непосредственное окружение. В массовой коммуникации - анонимная разнородная аудитория.

5. При межличностной коммуникации имеется возможность непосредственной реакции адресата (обратная связь). В массовой коммуникации реакция преимущественно «отложенная» (в некоторых случаях -

прямая).

6. Характер регулирования межличностной коммуникации - личный, индивидуальный, массовой - с использованием систем правил и контроля (также см. табл. 1).

Таблица 1 

Характеристика  массовой и межличностной коммуникации16

Массовая коммуникация

Межличностная коммуникация

Опосредованность  общения техническими средствами

Непосредованный контакт в общении

Общение больших  социальных групп

Общение в основном отдельных индивидов

Ярко выраженная социальная ориентированность общения

Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения

Организованный, институциональный характер общения

Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения

Отсутствие  непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения

Наличие непосредственной обратной связи между обращающимися  в процессе коммуникативного акта

Повышенная  требовательность к соблюдению принятых норм общения

Более «свободное»  отношение к соблюдению принятых норм общения

Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей

Переменная  смена направленности информации и коммуникативных ролей

«Коллективный»  характер коммуникатора и его  публичная индивидуальность

«Индивидуальный»  хар-р коммуникатора и его «приватная» индивидуальность

Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория

Реципиент - отдельный конкретный человек

Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность  сообщений

Единичность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, приватность, необязательная периодичность

Преобладание  двухступенчатого характера восприятия сообщения

Преобладание  непосредственного восприятия сообщения

Информация о работе Свойства коммуникационного процесса в средствах массовой коммуникации