Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:06, курсовая работа
Цель исследования: всестороннее исследование коммуникационного процесса массовой коммуникации для выявления специфики свойств процесса коммуникации отдельно по каждому виду СМК.
Задачи исследования:
Дать понятие коммуникационному процессу и этапам его прохождения.
Рассмотреть многообразие и своеобразие существующих моделей коммуникационного процесса.
Проанализировать особенности выбора средств коммуникационного процесса.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникационного процесса…5
Понятие коммуникационного процесса и этапы его прохождения………5
Модели коммуникационного процесса……………………………………...9
Особенности выбора средств коммуникационного процесса ……………14
Глава 2. Свойства коммуникационного процесса в СМК как необходимое
условие эффективности массовой коммуникации...........................................20
2.1. Массовая коммуникация - определение, особенности, своеобразие.........20
2.2. Специфика средств массовой коммуникации……………………………..24
2.3. Реализация свойств коммуникационного процесса в СМК……………...28
Заключение………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………..39
Приложение………………………………………………………………………..42
Таким образом, согласно основным свойствам коммуникационного процесса, радио как средство массовой коммуникации обеспечивает передаваемому сообщению:
симультанность;
нагрузки на радио-сегмент (репликация AD, аутентификация), не внося излишнюю сложность в структуру радио-сети.
2. Телевидение. Главное преимущество телевидения заключено в самой его природе - это наличие «картинки», видеоряда. Именно это и придает телевизионному воздействию огромную, ни с чем не сравнимую эмоциональную силу. Сочетая зрительные и слуховые образы, показывая события или явления в динамике, в движении, в развитии, телевидение оказывается наиболее эффективным средством во всей системе массовой коммуникации. Если радио и, тем более, пресса апеллируют к разного рода доказательствам, то телевидение оказывает влияние с помощью совершенно особого инструмента, который можно назвать «показанием». Если радио и, тем более, печатная пресса воздействуют на когнитивные структуры психики, то телевидение обращено, прежде всего, к эмоциональным и непосредственно действенным структурам.
В силу данного основного преимущества телевидение может не просто создавать у зрителя всем известный «эффект присутствия». Наблюдая за развитием событий на телеэкране, получатель информации часто отождествляет себя с очевидцем или даже участником события. Так достигается самый главный психологический эффект идентификации телеаудитории с происходящими событиями и их героями. В отличие от рациональной логики, здесь действует эмоциональная «психологика». У телевизионной аудитории работает удивительный для здравого смысла принцип: «Я видел - значит, это правда!»23.
Безусловно, телевидение имеет свои объективные недостатки. Пока оно все еще далеко не столь оперативно, как радио, - телевизионная съемка, транспортировка кассет, монтаж - требуют времени и определенных затрат. В техническом плане телевидение менее доступно как в территориальном (большие расстояния, природные помехи и т. д.), так и финансовом отношении (цены на телевизоры).
Свою оборотную
сторону имеет и
Таким образом, относительно свойств коммуникационного процесса, можно сделать следующий вывод. Процесс коммуникации с помощью телевидения как средства массовой коммуникации обладает:
со стороны получателя информации);
одной и той же информации при условии возможности это сделать - записать информацию на тот или иной информационный носитель);
людей практически одновременно, с учетом часовых поясов.
Печать. Понятно, что пресса еще больше уступает в оперативности радиосообщению, чем телевидение. Поэтому обычно радио первым, хотя и в самой краткой форме, сообщает о том, что случилось. Несколько отставая по времени, телевидение демонстрирует, как это произошло. И только на следующий день, а то и позже, читатель, наконец, сможет прочитать аналитический комментарий, разъясняющий, почему произошло именно то, а
не совершенно иное, в газете или журнале.
Аналитичность - важнейшее преимущество прессы. Если телевидение работает - «для всех», радио - для «энергичных, спешащих», то газета - исключительно «для умных» или желающих быть таковыми. Хотя, разумеется, аналитичность прессы также имеет свою оборотную сторону: газета значительно уступает и радио, и телевидению в эмоциональности воздействия на аудиторию.
Пресса имеет целый ряд своих преимуществ. К печатному слову можно всегда вернуться, подумать над ним. Можно передать газету друзьям и знакомым, а потом обсудить с ними прочитанное. Можно просто вести досье.
Важным преимуществом является и то, что газеты, как правило, имеют стабильную аудиторию - в силу наличия подписки на них. Соответственно, возникает важный фактор регулярности воздействия прессы на конкретную, «свою» аудиторию.
В целом, уступая в оперативности, эмоциональности, доступности и целом ряде других моментов, печатная пресса выигрывает в другом: в аналитичности, которая связана с прочностью воздействия.
Таким образом,
коммуникативный процесс в
времени;
пространств и расстояний при условии возможности это сделать (например, воздушные и наземные транспортные системы распространения);
одного и того же сообщения (тираж печатного издания).
Подведем вывод: все рассмотренные выше СМИ в качестве СМК обладают теми или иными свойствами коммуникационного процесса в силу технических, информационных и др. возможностей конкретно для каждого
канала передачи информации.
В свою очередь, по проявлению свойств коммуникационного процесса обладает характерными особенностями и телекоммуникация.
Телефония (простейшие ее виды) характеризуется:
В отличие от простой телефонии, интегрированная (Skype, VOIP, IP,
SIP (и др. виды) - телефония) и непосредственно сам Интернет - являются по истине уникальными СМК, так как обладают практически всеми свойствами коммуникационного процесса: мультиплицированием, диахронностью, диатопностью, репликацией, симультанностью. Единственное условие проявления всех этих свойств составляет условие возможности получателя информации иметь как само вещественно-техническое средство (компьютер, телефон), так и информационную связь - интернет-подключение. Без этих двух составляющих проявление всех перечисленных свойств процесса коммуникации становится невозможным.
Однако, учитывая, что мы живем в век развивающихся стремительными темпами информационных технологий, данное обстоятельство является малоактуальным и зависит от конкретных причин относительно той или иной массовой аудитории (например, местопроживание аудитории).
В заключение следует подчеркнуть следующее. Все средства массовой коммуникации имеют и достоинства, и недостатки, проявляя или не имея возможности проявить то или другое свойство коммуникационного процесса. Поэтому нельзя выбирать одно-единственное СМК и ограничиться им. Только совокупное использование всех возможных средств массовой коммуникации позволяет ей быть максимально эффективной как для коммуникатора, так и для той аудитории, для которой предназначена массовая информация.
В ходе исследования
свойств коммуникационного
массовой коммуникации были получены следующие выводы.
Массовая коммуникация - это система институтов, посредством которых специализированные группы, используя технологические устройства (прессу, радио, кино и т.д.), систематизированно производят и распространяют символические материалы (знания, духовные ценности, правовые нормы и т.п.) на численно большие, гетерогенные и рассредоточенные, следовательно, анонимные аудитории.
В целом, массовые коммуникации имеют такую же схему передачи сообщения, как и обычные, а соответственно и такие же модели. Но специфичность массовой коммуникации отличает ее от межличностной коммуникации практически по всем составляющим коммуникационного процесса. Главным же условием, определяющим массовую коммуникацию, и отличающую ее от обычной, является специфика аудитории, коммуникатора и СМК.
Средства массовой коммуникации обеспечивают социальную связь, модифицируют сознание аудитории, управляют и направляют ее поведение, выполняют функцию социальной компенсации, обеспечивая как восприятие актуальной информации, так и разнообразные потребности общества. Они дифференцируются по функциям и по характеру информации. От того, какая выбрана информация, насколько тщательно проведена редакция «текста», рассчитанного на определенный канал коммуникации, и какие коммуникативные средства используются, зависит эффективность массовой коммуникации.
В самом широком понимании к средствам массовой коммуникации относят все специально созданные материально-вещественные элементы, применяемые при функционировании системы коммуникации или в процессе коммуникации.
Современная система средств массовой коммуникации подразделяется на три вида: средства массовой информации (СМИ), телекоммуникацию, информатику. Каждый из видов имеет свою специфику, струкутру, возможности и назначение для реализации той или иной функции передачи
массовой информации в коммуникационном процессе.
Уникальность коммуникационного процесса заключается в пяти основных его свойствах, обеспечиваемых СМК: диахронность - сохранение сообщения во времени, диатопность - преодоление сообщением значительных пространств и расстояний, мультиплицирование - возможность многократного воспроизведения одного и того же содержания, симультанность - возможность предоставлять одни и те же сообщения множеству людей одновременно, репликация - возможность регуляции своих воздействий самими СМК. В каждом виде СМК, используемых в коммуникационном процессе, проявляются те или иные его свойства.
Так, радио, как СМК, обеспечивает передаваемому сообщению: диатопность, симультанность, репликацию. Процесс коммуникации с помощью телевидения как СМК обладает: относительной диатопностью, мультиплицированием, симультанностью. Коммуникативный процесс в прессе, как СМК, проявляет: диахронность, относительную диатопность, мультиплицирование. То есть все СМИ в качестве СМК обладают теми или иными свойствами коммуникационного процесса в силу технических, информационных и др. возможностей конкретно для каждого канала передачи информации.
Характерными особенностями по проявлению свойств коммуникационного процесса обладает и телекоммуникация. Простейшие ее виды характеризуются диатопностью, репликацией. По сравнению с ними интегрированная телефония и Интернет, при условии возможности получателя информации иметь и вещественно-техническое средство (компьютер, телефон), и информационную связь - интернет-подключение, обладают всеми свойствами коммуникационного процесса.
Главное, что
следует учитывать при выборе
СМК в процессе коммуникации - совокупность
использования СМК для
Заключение
Всестороннее исследование коммуникационного процесса для выявления специфики его свойств в средствах массовой коммуникации привели к следующим выводам.
Коммуникативный процесс представляет собой пересечение областей участников коммуникации и состоит из динамической смены этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов.
Многообразие подходов к рассмотрению коммуникации ложится в основу отличающихся друг от друга моделей коммуникационного процесса, теоретическая разработка которых зависит от особенностей конкретной науки, а также от запланирования достижения той или иной функции коммуникации с помощью различных средств. Именно поэтому коммуникационный процесс может быть реализован только посредством средств коммуникации, а его эффективность определена правильным их выбором и сочетанием в процессе передачи информации.
Выбор схемы распространения массовой информации осуществляет или инициатор, или специально созданные для этой цели службы, вынужденные считаться с наличием каналов коммуникаций и возможностями реципиента принять и осознать адресованную ему информацию.
Коммуникатор (тот, кто передает информацию) определяет кому, какую часть информации и по какому каналу следует передать. При передаче информации конечному звену часть информации может отсеиваться. Информация также может теряться и искажаться в каналах коммуникации, организованных посредством средств массовой коммуникации.
Информация о работе Свойства коммуникационного процесса в средствах массовой коммуникации