Свойства коммуникационного процесса в средствах массовой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: всестороннее исследование коммуникационного процесса массовой коммуникации для выявления специфики свойств процесса коммуникации отдельно по каждому виду СМК.
Задачи исследования:
Дать понятие коммуникационному процессу и этапам его прохождения.
Рассмотреть многообразие и своеобразие существующих моделей коммуникационного процесса.
Проанализировать особенности выбора средств коммуникационного процесса.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникационного процесса…5
Понятие коммуникационного процесса и этапы его прохождения………5
Модели коммуникационного процесса……………………………………...9
Особенности выбора средств коммуникационного процесса ……………14
Глава 2. Свойства коммуникационного процесса в СМК как необходимое
условие эффективности массовой коммуникации...........................................20
2.1. Массовая коммуникация - определение, особенности, своеобразие.........20
2.2. Специфика средств массовой коммуникации……………………………..24
2.3. Реализация свойств коммуникационного процесса в СМК……………...28
Заключение………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………..39
Приложение………………………………………………………………………..42

Файлы: 1 файл

свойства коммуникации.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

Таким образом, согласно основным свойствам коммуникационного  процесса, радио как средство массовой коммуникации обеспечивает передаваемому сообщению:

  • пространственность информации - диатопность;
  • одновременность   передачи  информации   любому  множеству  людей -

симультанность;

  • репликацию   -   регуляцию    радио-средствами,   например,   снижение

нагрузки на радио-сегмент (репликация AD, аутентификация), не внося излишнюю сложность в структуру радио-сети.

2. Телевидение. Главное преимущество телевидения заключено в самой его природе - это наличие «картинки», видеоряда. Именно это и придает телевизионному воздействию огромную, ни с чем не сравнимую эмоциональную силу. Сочетая зрительные и слуховые образы, показывая события или явления в динамике, в движении, в развитии, телевидение оказывается наиболее эффективным средством во всей системе массовой коммуникации. Если радио и, тем более, пресса апеллируют к разного рода доказательствам, то телевидение оказывает влияние с помощью совершенно особого инструмента, который можно назвать «показанием». Если радио и, тем более, печатная пресса воздействуют на когнитивные структуры психики, то телевидение обращено, прежде всего, к эмоциональным и непосредственно действенным структурам.

В силу данного основного преимущества телевидение может не просто создавать у зрителя всем известный «эффект присутствия». Наблюдая за развитием событий на телеэкране, получатель информации часто отождествляет себя с очевидцем или даже участником события. Так достигается самый главный психологический эффект идентификации телеаудитории с происходящими событиями и их героями. В отличие от рациональной логики, здесь действует эмоциональная «психологика». У телевизионной аудитории работает удивительный для здравого смысла принцип: «Я видел - значит, это правда!»23.

Безусловно, телевидение  имеет свои объективные недостатки. Пока оно все еще далеко не столь оперативно, как радио, - телевизионная съемка, транспортировка кассет, монтаж - требуют времени и определенных затрат. В техническом плане телевидение менее доступно как в территориальном (большие расстояния, природные помехи и т. д.), так и финансовом отношении (цены на телевизоры).

Свою оборотную  сторону имеет и суперэмоциональность телевидения. Понятно, что она неизбежно  идет в ущерб аналитичности, осмысленности его программ. Тем не менее, в целом уникальные достоинства телевидения не просто перевешивают его недостатки - они делают его основным средством массовой коммуникации в современном мире.

Таким образом, относительно свойств коммуникационного  процесса, можно сделать следующий  вывод. Процесс коммуникации с помощью  телевидения как средства массовой коммуникации обладает:

  • относительную диатопность (распространение при условии возможности

со стороны  получателя информации);

  • мультиплицирование - возможность неограниченного воспроизведения

одной и той  же информации при условии возможности это сделать - записать информацию на тот или иной информационный носитель);

  • симультанность - возможность предоставлять телесообщения множеству

людей практически  одновременно, с учетом часовых поясов.

Печать. Понятно, что пресса еще больше уступает в оперативности радиосообщению, чем телевидение. Поэтому обычно радио первым, хотя и в самой краткой форме, сообщает о том, что случилось. Несколько отставая по времени, телевидение демонстрирует, как это произошло. И только на следующий день, а то и позже, читатель, наконец, сможет прочитать аналитический комментарий, разъясняющий, почему произошло именно то, а

не совершенно иное, в газете или журнале.

Аналитичность - важнейшее преимущество прессы. Если телевидение работает  - «для всех», радио - для «энергичных, спешащих», то газета - исключительно «для умных» или желающих быть таковыми. Хотя, разумеется, аналитичность прессы также имеет свою оборотную сторону: газета значительно уступает и радио, и телевидению в эмоциональности воздействия на аудиторию.

Пресса имеет  целый ряд своих преимуществ. К печатному слову можно всегда вернуться, подумать над ним. Можно  передать газету друзьям и знакомым, а потом обсудить с ними прочитанное. Можно просто вести досье.

Важным преимуществом  является и то, что газеты, как правило, имеют стабильную аудиторию - в силу наличия подписки на них. Соответственно, возникает важный фактор регулярности воздействия прессы на конкретную, «свою» аудиторию.

В целом, уступая  в оперативности, эмоциональности, доступности и целом ряде других моментов, печатная пресса выигрывает в другом: в аналитичности, которая связана с прочностью воздействия.

Таким образом, коммуникативный процесс в прессе, как средстве массовой коммуникации, проявляет такие свои свойства, как:

  • несомненную  диахронность - возможность сохранить информацию во

времени;

  • относительную диатопность - способность преодоления значительных

пространств и  расстояний при условии возможности  это сделать (например, воздушные  и наземные транспортные системы  распространения);

  • мультиплицирование  -  возможность   многократного  воспроизведения

одного и  того же сообщения (тираж печатного  издания).

Подведем вывод: все рассмотренные выше СМИ в качестве СМК обладают теми или иными свойствами коммуникационного процесса в силу технических, информационных и др. возможностей конкретно для каждого

канала передачи информации.

В свою очередь, по проявлению свойств коммуникационного  процесса обладает характерными особенностями  и телекоммуникация.

Телефония (простейшие ее виды) характеризуется:

  • диатопностью - возможностью преодолевать значительное пространство;
  • репликацией - возможностью регулировать передаваемую информацию.

В отличие  от  простой телефонии, интегрированная  (Skype,  VOIP,  IP,

SIP (и др. виды) - телефония) и непосредственно сам Интернет - являются по истине уникальными СМК, так как обладают практически всеми свойствами коммуникационного процесса: мультиплицированием, диахронностью, диатопностью, репликацией, симультанностью. Единственное условие проявления всех этих свойств составляет условие возможности получателя информации иметь как само вещественно-техническое средство (компьютер, телефон), так и информационную связь - интернет-подключение. Без этих двух составляющих проявление всех перечисленных свойств процесса коммуникации становится невозможным.

Однако, учитывая, что мы живем в век развивающихся  стремительными темпами информационных технологий, данное обстоятельство является малоактуальным и зависит от конкретных причин относительно той или иной массовой аудитории (например, местопроживание аудитории).

В заключение следует подчеркнуть следующее. Все средства массовой коммуникации имеют и достоинства, и недостатки, проявляя или не имея возможности проявить то или другое свойство коммуникационного процесса. Поэтому нельзя выбирать одно-единственное СМК и ограничиться им. Только совокупное использование всех возможных средств массовой коммуникации позволяет ей быть максимально эффективной как для коммуникатора, так и для той аудитории, для которой предназначена массовая информация.

 

В ходе исследования свойств коммуникационного процесса в средствах массовой  коммуникации  и  обосновании  выбора  СМК  для   эффективности

массовой коммуникации были получены следующие выводы.

Массовая коммуникация - это система институтов, посредством которых специализированные группы, используя технологические устройства (прессу, радио, кино и т.д.), систематизированно производят и распространяют символические материалы (знания, духовные ценности, правовые нормы и т.п.) на численно большие, гетерогенные и рассредоточенные, следовательно, анонимные аудитории.

В целом, массовые коммуникации имеют такую же схему  передачи сообщения, как и обычные, а соответственно и такие же модели. Но специфичность массовой коммуникации отличает ее от межличностной коммуникации практически по всем составляющим коммуникационного процесса. Главным же условием, определяющим массовую коммуникацию, и отличающую ее от обычной, является специфика аудитории, коммуникатора и СМК.

Средства массовой коммуникации обеспечивают социальную связь, модифицируют сознание аудитории, управляют и направляют ее поведение, выполняют функцию социальной компенсации, обеспечивая как восприятие актуальной информации, так и разнообразные потребности общества. Они дифференцируются по функциям и по характеру информации. От того, какая выбрана информация, насколько тщательно проведена редакция «текста», рассчитанного на определенный канал коммуникации, и какие коммуникативные средства используются, зависит эффективность массовой коммуникации.

В самом широком понимании к средствам массовой коммуникации относят все специально созданные материально-вещественные элементы, применяемые при функционировании системы коммуникации или в процессе коммуникации.

Современная система средств массовой коммуникации подразделяется на три вида: средства массовой информации (СМИ), телекоммуникацию, информатику. Каждый из видов имеет свою специфику, струкутру, возможности и назначение  для реализации  той или иной функции передачи

массовой информации в коммуникационном процессе.

Уникальность коммуникационного процесса заключается в пяти основных его свойствах, обеспечиваемых СМК: диахронность - сохранение сообщения во времени, диатопность - преодоление сообщением значительных пространств и расстояний, мультиплицирование - возможность многократного воспроизведения одного и того же содержания, симультанность - возможность предоставлять одни и те же сообщения множеству людей одновременно, репликация - возможность регуляции своих воздействий самими СМК. В каждом виде СМК, используемых в коммуникационном процессе, проявляются те или иные его свойства.

Так, радио, как СМК, обеспечивает передаваемому сообщению: диатопность, симультанность, репликацию. Процесс коммуникации с помощью телевидения как СМК обладает: относительной диатопностью, мультиплицированием, симультанностью. Коммуникативный процесс в прессе, как СМК, проявляет: диахронность, относительную диатопность, мультиплицирование. То есть все СМИ в качестве СМК обладают теми или иными свойствами коммуникационного процесса в силу технических, информационных и др. возможностей конкретно для каждого канала передачи информации.

Характерными  особенностями по проявлению свойств коммуникационного процесса обладает и телекоммуникация. Простейшие ее виды характеризуются диатопностью, репликацией. По сравнению с ними интегрированная телефония и Интернет, при условии возможности получателя информации иметь и вещественно-техническое средство (компьютер, телефон), и информационную связь - интернет-подключение, обладают всеми свойствами коммуникационного процесса.

Главное, что  следует учитывать при выборе СМК в процессе коммуникации - совокупность использования СМК для достижения целей массовой коммуникации и получения  определенного эффекта.

 

Заключение

 

Всестороннее  исследование коммуникационного процесса для выявления специфики его свойств в средствах массовой коммуникации привели к следующим выводам.

Коммуникативный процесс представляет собой пересечение областей участников коммуникации и состоит из динамической смены этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов.

Многообразие  подходов к рассмотрению коммуникации ложится в основу отличающихся друг от друга моделей коммуникационного процесса, теоретическая разработка которых зависит от особенностей конкретной науки, а также от запланирования достижения той или иной функции коммуникации с помощью различных средств. Именно поэтому коммуникационный процесс может быть реализован только посредством средств коммуникации, а его эффективность определена правильным их выбором и сочетанием в процессе передачи информации.

Выбор схемы  распространения массовой информации осуществляет или инициатор, или специально созданные для этой цели службы, вынужденные считаться с наличием каналов коммуникаций и возможностями  реципиента принять и осознать адресованную ему информацию.

Коммуникатор (тот, кто передает информацию) определяет кому, какую часть информации и по какому каналу следует передать. При передаче информации конечному звену часть информации может отсеиваться. Информация также может теряться и искажаться в каналах коммуникации, организованных посредством средств массовой коммуникации.

Информация о работе Свойства коммуникационного процесса в средствах массовой коммуникации