Свойства коммуникационного процесса в средствах массовой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: всестороннее исследование коммуникационного процесса массовой коммуникации для выявления специфики свойств процесса коммуникации отдельно по каждому виду СМК.
Задачи исследования:
Дать понятие коммуникационному процессу и этапам его прохождения.
Рассмотреть многообразие и своеобразие существующих моделей коммуникационного процесса.
Проанализировать особенности выбора средств коммуникационного процесса.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникационного процесса…5
Понятие коммуникационного процесса и этапы его прохождения………5
Модели коммуникационного процесса……………………………………...9
Особенности выбора средств коммуникационного процесса ……………14
Глава 2. Свойства коммуникационного процесса в СМК как необходимое
условие эффективности массовой коммуникации...........................................20
2.1. Массовая коммуникация - определение, особенности, своеобразие.........20
2.2. Специфика средств массовой коммуникации……………………………..24
2.3. Реализация свойств коммуникационного процесса в СМК……………...28
Заключение………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………..39
Приложение………………………………………………………………………..42

Файлы: 1 файл

свойства коммуникации.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

Таким образом, массовая коммуникация является деятельностью, основанной на системе своих собственных правил и норм, а также на развитом контроле за их исполнением.

2.2. Специфика  средств массовой коммуникации

 

В самом широком  понимании к средствам массовой коммуникации относят все специально созданные материально-вещественные элементы, применяемые при функционировании системы коммуникации или в процессе коммуникации.

Так, к техническим средствам коммуникации относят: телефон, телетайп, телеграф, факсимильный аппарат, усилительную аппаратуру (микрофоны, динамики), видеосвязь (телеконференцию), двустороннюю радиосвязь, электронную почту (Интернет). Эти технические средства коммуникации обеспечивают непосредственную коммутацию сетей коммуникации между строго определенными адресатами и позволяют вести двустороннюю связь одновременно или с некоторой разноской по времен.

Другие технические  средства не предоставляют такой  возможности, тем не менее, обеспечивая коммуникации между субъектом и неопределенным объектом. К ним относят: печать, телевизор, радио- и киноаппаратуру. С помощью этих технических средств информация транслируется на достаточно широкую аудиторию без персонификации адресата (получателя информации).

Из аудитории, кому адресована информация, определенная часть людей, получивших информацию, реагирует на нее и передает свой ответ коммуникатору (например, редакции). Таким образом, и обеспечивается процесс массовой коммуникации с помощью различных коммуникационных средств.

Средства массовой коммуникации обеспечивают не только социальную связь, но и модифицируют сознание аудитории, управляют и направляют ее поведение, выполняют функцию социальной компенсации, обеспечивая как восприятие актуальной информации, так и разнообразные потребности общества. Они распространяют политическую, экономическую, идеологическую информацию, внедряют те или иные оценки, мнения, установки, ретранслируют определенного типа информацию.

Средства массовой коммуникации дифференцируются по функциям и по характеру информации. При этом сама коммуникация может быть понята как специфическое отношение, при котором его элементы посредством знаков или систем знаков взаимно влияют друг на друга, изменяя семиотическую ситуацию. Следует также помнить: от того, какая выбрана информация, насколько тщательно проведена редакция «текста», рассчитанного на определенный канал коммуникации, и какие коммуникативные средства используются, зависит идентичность реального события или факта и текста сообщения, воспринимаемого аудиторией, а самое главное, эффективность массовой коммуникации.

Отбор самих массовых коммуникативных средств определяется спецификой каналов и компетентностью коммуникатора. Воздействию массовой коммуникации способствуют коммуникативные, информационные и социопсихологические факторы: уровень фоновых знаний, знание кода, объема вербальных и невербальных единиц коммуникации, уровень и мера мотивации, когда информация отвечает ожиданиям ее получателя и др.

Современная система средств массовой коммуникации подразделяется на три вида:

  • средства массовой информации (СМИ);
  • телекоммуникацию;
  • информатику.

СМИ - это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.

Структура современной  системы СМИ выглядит следующим  образом: пресса, аудиовизуальные СМИ, информационные службы.

Пресса - массовые периодические печатные издания (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.) - является единственным средством, дающим потребителю информации возможность контролировать динамику освещаемых

событий, обстоятельства и направления их развития. Основное место в системе

периодических изданий занимают газеты.

Уникальность  массового аудиовизуального СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.) заключается в его вездесущности и общедоступности. Так, например, слушая радио, люди могут узнавать новости, слушать музыку, развлекательные программы и при этом заниматься другими делами. Другим, не менее уникальным аудиовизуальным СМИ, является телевидение, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает еще более широкие коммуникативные возможности.

Информационные  службы (телеграфные агентства, рекламные бюро, PR-агентства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации) - организации, собирающие и пересылающие информацию. Они разрабатывают и предлагают руководству коммерческих, политических, общественных и других структур ключевую концепцию их политики или отдельные рекомендации, к приеру, в рекламной области и в сфере связей с общественностью. Необходимо отметить, что реклама и паблик рилейшнз (PR) в целом представляют собой специальные системы управления информацией, где под управлением понимается процесс создания информационных поводов и распространение информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого мнения17.

Типология рекламной и PR-информации может различаться и нести разную функциональность:

  • информативную (взывающая к разуму потенциальной аудитории);
  • суггестивную (ориентирование на подсознание и основные инстинкты);
  • механистическую  (апеллирование   к   уже сложившимся   в   сознании

образам и стереотипам, ориентирование на все знакомое, многократный повтор, имеющий целью закрепление информации, ее запоминание)18.

Телекоммуникацией в массовой коммуникации являются: во-первых, технические   службы,    обеспечивающие   передачу   и  прием    сообщений.

Специалисты по телекоммуникации - инженеры и техники - в основном работают с кодами, сигналами, шумами.

Во-вторых, телекоммуникацией  в массовой коммуникации является процесс передачи и получения информации на расстоянии с применением специфичных электронных и электромагнитных технологий. Телефония и Интернет, согласно определению телекоммуникации, можно смело назвать средствами телекоммуникации.

Интернет представляет собой открытую среду коммуникаций, в которой информация за считанные секунды может передаваться одновременно тысячам людей. Здесь можно получить доступ к удаленному компьютеру; участвовать в обсуждении различных вопросов, в том числе в интерактивном режиме; получать регулярные выпуски новостей, пресс-релизы по конкретной тематике и др.

Широкое развитие в последние годы WWW (World Wide Web) - гипертекстовой информационной системы с элементами мультимедиа - позволяет разместить все больше и больше информации организаций и компаний разных стран. На страницах WWW различные фирмы, предприятия и учреждения помещают свои новости, экономическую и коммерческую информацию, периодически ее обновляя.

Кроме того, телефония и особенно Интернет, по сравнению с другими технологиями, имеют одно большое преимущество - интерактивность, то есть наличие обратной связи. Доступность дистанционной коммуникации широкой публики  в форме видео (видеоконференции через Интернет, видеочаты, видеотрансляции), аудио (IP-телефония, Skype), текста (e-mail, ICQ, чаты) сделало Интернет несомненным лидером в системе СМК в сфере телекоммуникаций.

Информатика как  средство массовой коммуникации  - это система средств обработки данных при помощи вычислительных машин (компьютеров). Информатика в историческом плане продолжает культуру очевидности, где на первом месте - истина, научные исследования и доказательства существования естественных ограничений19. Данное СМК занимается исследованием человеческого языка и его логических основ с точки зрения проблемы создания нового языка и воплощения его коммуникативных функций.

Для специалистов в сфере информатики (программистов) главное - поиск логического смысла, анализ и сохранение информации. В отличие от СМИ и телекоммуникаций профессионально в область информатики вовлечено гораздо

меньше людей.

Таким образом, средства массовой коммуникации составляют особую систему, в которой соединяются следующие измерения:

- общая базовая техника  (прежде всего электроника), без  которой невозможна работа СМИ, телекоммуникаций и специалистов по информатике;

- особая методология автоматической и логической обработки информации;

- связанная и универсальная  система отображения мира (новая  технократическая философия);

-  общие стратегические и экономические цели системы СМК.

В этих условиях цифровая парадигма, представляющая весь окружающий мир в форме цифровых кодов, является не только феноменом электроники, но и определенной системой ценностей, в которой совокупность естественных явлений материализуется с помощью логических расчетов20.

 

2.3. Реализация  свойств коммуникативного процесса  в СМК

 

Уникальность коммуникационного процесса заключается в пяти основных его свойствах, как раз и обеспечиваемых средствами массовой коммуникации.

Во-первых, это  диахронность - возможность устойчивого сохранения передаваемого сообщения во времени.

Во-вторых, диатопность - возможность преодоления передаваемыми  сообщениями значительных пространств  и расстояний.

В-третьих, мультиплицирование - возможность многократного, почти неограниченного воспроизведения одного и того же, аутентичного содержания.

В-четвертых, симультанность - это возможность предоставлять  совершенно аутентичные сообщения  множеству людей практически  одновременно.

В-пятых, репликация - возможность регуляции своих воздействий самими средствами массовой коммуникации21.

Однако эти  свойства относятся только ко всей системе массовой коммуникации. Отдельно от нее не все конкретные средства массовой коммуникации соответствуют всем этим возможностям. Поэтому и заслуживают раздельного рассмотрения в коммуникационном процессе.

Начнем с  простого. Технические средства массовой коммуникации - СМИ - нельзя рассматривать как равноценные. На практике, три наиболее распространенных таких средства - радио, телевидение и пресса - имеют свои особые, причем достаточно различные функции. Более того, смешение этих функций и названных средств коммуникации между собой снижает эффект их воздействия, лишая такое воздействие избирательности и «адресности».

Радио, телевидение  и пресса отвечают на три принципиально разных вопроса и, в соответствии с этим отражают каждый свой аспект освещаемого события:

  • радио отвечает на вопрос «что?» - что случилось?;
  • телевидение отвечает на вопрос «как?» - как случилось?;
  • пресса отвечает на вопрос «почему?» - почему именно случилось?

Таково сложившееся между ними объективное «разделение труда». Соответственно, только полный, комплексный, системный ответ, состоящий из

трех названных взаимодополняющих «подответов», в состоянии реально дать

 

объемную полноценную картину того, что же действительно произошло22.

1. Радио. Преимущества радио состоят, прежде всего, в наибольшей оперативности, технической простоте формирования и распространения сообщения. В связи с этим радио неизбежно опережает все иные средства массовой информации. В современном мире радио является одним из наиболее доступных средств именно широкой, массовой информации, прежде всего, для менее образованной и, следовательно, менее обеспеченной аудитории.

Разумеется, специфика  радио связана и с определенными объективными недостатками. Радиосообщения воспринимаются исключительно на слух. Слишком большое количество фактов, деталей, цифр затрудняет восприятие - возникает эффект взаимной интерференции слишком детализированной информации. Кроме того, из результатов специальных экспериментов известно, что на слух вообще воспринимается и запоминается не более 20 % информации: как правило, улавливается лишь самое главное, прежде всего тема сообщения. Именно поэтому в радиосообщениях рекомендуется несколько (до пяти) раз повторять основные моменты, подбирая разные слова для выражения одного и того же содержания.

Объективный недостаток заключается и в том, что к радиопередаче практически невозможно «возвратиться» - нельзя «переспросить» радиоприемник. В силу быстрого темпа передачи новостных сообщений их практически нельзя записать, чтобы обдумать на досуге или поделиться ими со знакомыми.

Еще один недостаток состоит в том, что радиостанции редко имеют постоянную аудиторию - она меняется даже в течение  дня. Поэтому на радио редки серийные программы, рассчитанные на длительную коммуникативную связь с одной и той же общностью.

Неоспоримыми  же преимуществами радио, делающие его уникальным средством массовой информации, - это оперативность и эмоциональность, а также то, что в техническом отношении радиосообщения практически не знают ни границ, ни расстояний. Радио, как известно, можно одновременно слушать и в Арктике, и в Антарктиде.

Информация о работе Свойства коммуникационного процесса в средствах массовой коммуникации