Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:36, реферат
При обмене информацией отправитель и получатель проходять несколько взаимозависимых этапов. Их задание – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, потому что каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью потерян.
КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС – это обмен информацией между двумя или больше людьми.
Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, которая является предметом обмена, то есть сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективность общения людей, которые принимали участие в обмене.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента.
1. Отправитель, лицо, которое генерирует идеи или собирает информацию и передает ее.
2. Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов.
3. Канал, средства передачи информации.
4. Получатель, лицо, которому
назначенная информация и
При обмене информацией
отправитель и получатель проходять
несколько взаимозависимых
1. Зарождение идеи.
2. Кодировка и выбор канала.
3. Передача.
4. Декодирование.
Зарождение
идеи. Обмен информацией начинается
с формулирования идеи, концепции или
отбора информации. Отправитель решает,
какую идею следует сделать предметом
обмена. К сожалению, многие попытки обмена
информацией терпят неудачу на первом
этапе, поскольку отправитель недостаточно
ясно формулирует концепцию, замысел сообщения.
Например, руководитель намерен сообщить
оценку результатов работы. Он должен
четко понимать, что идея состоит в том,
чтобы сообщить подчиненным конкретную
информацию об их сильных и слабых сторонах
и о том, как можно улучшить результаты
их работы. Или допустим, начальник цеха
принял сообщение руководства о том, что
предприятие должно на 5% увеличить производство
продукции без увеличения сверхурочных
выплат.
Если же руководитель хорошо продумает
те идеи, которые требуют передачи, он
может прийти к следующим заключениям:
1) рабочие должны понять, какие именно
нужны изменения производства, а именно,
прирост объема на 5% без дополнительных
сверхурочных;
2) рабочие должны понять, почему нужны
эти изменения, иначе они могут сделать
вывод, что из них пытаются «выжимать»
побольше, а платить поменьше;
3) рабочие должны понять, каким образом
следует осуществить изменения — качество
продукции и уровень брака не должны измениться.
Необходимо осознавать, какие идеи нужно
передать до того, как отправлять сообщение,
с учетом конкретной ситуации и цели.
Кодирование и выбор
канала. Прежде чем передать идею, отправитель
должен с помощью символов ее закодировать,
использовав для этого слова, интонации
и жесты. Такое кодирование превращает
идею в сообщение. Отправитель должен
выбрать канал, совместимый с типом символов,
использованных для кодирования. Наиболее
известные каналы — речь и письменные
материалы, электронные средства связи,
включая компьютерные сети, электронную
почту, видеоленты и видеоконференции.
Если канал непригоден для физического
воплощения символов, передача невозможна.
Если канал не соответствует идее, то обмен
информацией будет мало эффективен.
Например, руководитель хочет предупредить
подчиненного о недопустимости серьезных
нарушений мер безопасности. Сообщить
это лучше официальным письмом или на
совещании, а не во время беседы за чашкой
кофе. Выбор средства сообщения не должен
ограничиваться единственным каналом.
Часто желательно использовать два или
большее число средств коммуникации в
сочетании.
При этом необходимо установить последовательность
и интервалы передачи информации этими
средствами. Исследования показывают,
что одновременный обмен устной и письменной
информацией обычно эффективнее, чем использование
одного из этих средств.
Передача. На третьем этапе отправитель
использует канал для доставки сообщения
— закодированной идеи или совокупности
идей — получателю. Речь идет о физической
передаче сообщения, которую многие люди
по ошибке принимают за сам процесс коммуникации.
Это лишь один из важнейших этапов, через
которые необходимо пройти, чтобы донести
идею до другого лица.
Декодирование. После передачи сообщения отправителем
получатель его декодирует. Декодирование — это перевод символов отправителя
в мысли получателя. Если символы, выбранные
отправителем, имеют точно такое же значение
для получателя, последний будет знать,
что именно имел в виду отправитель, когда
формулировалась его идея. Обмен информацией
считают эффективным, если получатель
показал понимание идеи, произведя действия,
которых ждал от него отправитель.
Обратная связь и
помехи. Обратная связь — это ответная реакция получателя
на сообщение. Информация, которая отсылается
назад отправителю, свидетельствует о
мере понимания, доверия к сообщению, усвоения
и согласия с сообщением. Эффективный
обмен информацией должен быть двусторонним;
так как обратная связь необходима, чтобы
понять, в какой мере сообщение было воспринято
и понято. Руководитель, который не наладит
обратную связь, обречен на снижение эффективности
его управленческих действий.
Шум — это все то, что искажает смысл
информации. Источники шума, которые могут
создавать преграды на пути обмена информацией,
связаны с языком, вербальным или невербальным,
различиями в восприятии, из-за которых
может изменяться смысл в процессах кодирования
и декодирования, с различиями в статусе
между руководителем и подчиненным, которые
могут затруднять точную передачу информации.
Определенные шумы присутствуют всегда,
на каждом этапе процесса обмена информацией
происходит некоторое искажение смысла.
Высокий уровень шума приводит к утрате
смысла, может блокировать информационный
обмен.
Организации пользуются
разнообразными средствами для коммуникаций
с элементами своего внешнего окружения.
С потребителями они сообщаются с помощью рекламы
и других программ продвижения товаров
на рынок. В сфереотношений с общественностью внимание уделяется созданию
определенного образа организации на
местном, общенациональном или международном
уровнях. Подчиняясь государству, организации заполняют разнообразные
письменные отчеты. При этом обсуждения,
собрания, переговоры, служебные записки,
отчеты, циркулирующие внутри организации,
часто являются реакцией на возможности
или проблемы, создаваемые внешней средой.
Существует несколько видов коммуникаций
внутри организации:
. Межличностные коммуникации под
Эффективность межличностных коммуникаций зависит от степени преодоления
барьеров:
1) Восприятие
Люди реагируют не на то, что в действительности
происходит в их окружении, а на то, что
воспринимается как происходящее. Может
происходить:
– неправильная интерпретация информации
– неправильный выбор информации вследствие
различных основ суждений
– непринятие или неправильное принятие
информации, противоречащей опыту и установкам
личности
2) Семантика
Семантика – это изучает способ использования
слов и значения, передаваемые словами.
Различное значение символов для разных
людей может привести к неправильному
декодированию и интерпретации информации.
Значения символов зависит от контекста
фразы. Особенно это относится к жаргонным,
двусмысленным и сленговым словам или
определениям, имеющим широкое значение.
Значительные
семантические барьеры возможны
при общении людей разных национальностей,
социальной среды, возраста, образования
и т.д.
3) Обмен невербальной
информацией
В невербальной коммуникации испо
4) Некачественная
обратная связь
Обратная связь важна, поскольку дает
возможность установить, действительно
ли ваше сообщение, принятое получателем,
истолковано в том смысле, который вы изначально
ему придали.
5) Плохое слушание
Эффективная коммуникация возмо
Необходимо уметь
слушать. Особенно это качество важно
для менеджеров низшего и среднего
звена, осуществляющих коммуникацию «
Способы совершенствования межличностно
– систематическое обдумывание, анализ
и полное пояснение идеи перед ее передачей
– создание максимально комфортных условий
для говорящего в момент передачи или
восприятия идеи (устранение помех, сдержанность,
сопереживание, раскрепощение, задавание
вопросов)
– восприимчивость к семантическим проблемам
– отслеживание своей и чужой интонации,
жестов, поз и т.п. в момент общения
– излучать эмпатию и открытость (эмпатия
– внимание к чувствам других людей, стремление
понять и проникнуться их состоянием,
честная попытка увидеть ситуацию «чужими
глазами»)
– добиваться усиления обратной связи
(задавать вопросы по вами сказанному,
заставить повторить сказанное, отслеживать
невербальные символы непонимания или
несогласия, проведение политики «открытых
дверей»)
Деловой этикет и этика делового общения - это свод определённых правил поведения, принятых сферой производства, услуг, культуры, науки, то есть в сфере вашей профессиональной деятельности. Соблюдение служебно-делового этикета зависит от времени, обстоятельств. В отличие от норм морали (этики) правила этикета большей частью являются условными, носят характер неписаных законов, которые все неукоснительно соблюдают.
Эти правила формируются естественным путем или устанавливаются нормативно в каждой организации. Их несоблюдение приводит к тому, что сотрудник оказывается вне коллектива, не может нормально общаться с коллективом, отторгается им.
Определение этикета как установленного порядка проведения где-либо дает наиболее общее представление о нем. Деловой этикет богаче по своему содержанию, поскольку относится к данной категории как особенное к общему.
Деловой этикет — важнейшая сторона морали профессионального поведения предпринимателя. У отечественных начинающих бизнесменов срывается множество выгодных сделок, особенно с инофирмами, из-за того, что они не знают правил делового этикета.
Знание делового этикета — основа предпринемательского успеха.
• Правила этикета, облаченные в конкретные формы ведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона — это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, защиты и т. д.
Вторая сторона — эстетическая — свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.
Кроме правил этикета для всех существует также профессиональный этикет. В жизни всегда были и останутся отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Участники какого-либо взаимодействия всегда стараются сохранить наиболее оптимальные формы этого взаимодействия и правила поведения. От новичка они станут требовать неукоснительного соблюдения отработанных и проверенных правил делового общения, так как они облегчают выполнение профессиональных функций способствуют достижению поставленных целей. В том или ином коллективе, группе работников, сотрудников, деловых людей складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности.
В практике деловых отношений всегда есть какие-то стандартные ситуации, которых невозможно избежать. Для этих ситуаций и вырабатывают формы и правила поведения. Этот набор правил составляет этикет делового общения.
Вот одно из определений этикета деловых отношений — это свод поведения в бизнесе, который представляет внешнюю сторону делового общения.
Деловой этикет — результат длительного отбора правил форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях.
Прежде всего следует помнить, что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой индивидуальности. Социальная роль, которую играет, тот или иной человек, не должна быть самодовлеющей, не должна она оказывать и гипнотического влияния на делового партнера.
Культура поведения
в деловом общении немыслима
без соблюдения правил вербального
(словесного» речевого) этикета, связанного
с формами и манерами речи, словарным
запасом, т. е. со всем стилем речи, принятым
в общении данного круга
Особенности делового международного общения.
Деловой этикет — сформировался в течение длительного времени как результат постоянного отбора правил и форм наиболее целесообразного делового поведения, способствующего успеху в деловых отношениях. Поэтому, если вы желаете добиться установления прочных деловых отношений с зарубежными партнёрами — изучите деловой этикет той страны, в которую собираетесь отправиться.
Знание этикета собственной страны еще не значит, что ваши манеры оценят представители других государств. Необходимо твердо усвоить, что и как надо делать в тех или иных ситуациях в конкретных странах. Поэтому, отправляясь в другую страну, изучите особенности этикетных взаимоотношений, принятых в ней. И чем больше вы почерпнете информации о той стране, в которую собираетесь ехать, тем больше у вас будет шансов на успех. Для начала попробуйте самое простое — выучить хотя бы несколько вежливых фраз: «спасибо», «пожалуйста»; научитесь считать до десяти. Если вы не знаете, какое обращение принято в данной стране, обращайтесь к человеку по имени и фамилии.
При переговорах с зарубежными партнерами часто необходимы услуги переводчика. От квалификации переводчика часто зависит атмосфера и успех переговоров, особенно хорошо когда переводчик владеет специальным (профильным) языком. Поэтому, если вы не уверены в своем знании иностранного языка, то присутствие переводчика на переговорах обязательно. К тому же наличие переводчика позволяет дополнительно выиграть время и обдумать сказанное собеседником. На ответственных переговорах желательно задействовать переводчика-профессионала, качество работы которого у вас уже была возможность проверить.
Не возбраняется также попросить ваших местные партнеров говорить медленнее, если те говорят слишком быстро для вас, объясните это своим слабым знанием языка. Никогда не обвиняйте их в том, что они быстро говорят. Точно так же, если переговоры ведутся на вашем родном языке, не вините их за акцент — говорите медленно, четко проговаривая слова. Уважайте друг друга.
Германия.
Всем известны
сильные черты немецкого
Переговоры обычно ведутся с участием одного или нескольких партнеров. Все встречи назначаются заблаговременно. Необходимо помнить, что немцы очень сдержанны и официальны, и потому многим кажутся недружелюбными. Любят последовательность и пунктуальность. Не любят необоснованного риска, продумывают все до мелочей. Это касается не только деловых контактов, но и, скажем, административных. Заключая сделки, немцы настаивают на жестком выполнении принятых обязательств, и, в случае их невыполнения, на условии уплаты высоких штрафов. Могут потребовать предоставления гарантийного периода на поставленный товар и залога на случай поставок недоброкачественного товара.