Влияние средств массовой коммуникации на социализацию личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:22, реферат

Краткое описание

СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение людей, побуждая их к достижению тех или иных целей. В периоды эволюционного развития структура и функции СМИ, как правило, вносят вклад в устойчивое функционирование общества в целом. Однако в переходную эпоху развития общества отдельные структуры СМИ обретают иные темпы жизни, они могут развиваться вне со функционирования друг с другом и обществом в целом, что проявляется в выражении идей и интересов, иногда далеких от общественных потребностей.

Файлы: 1 файл

пример.docx

— 37.63 Кб (Скачать)

Міністерство  освіти і науки, молоді і спорту України

Запорізький національний технічний університет

Інститут  управління та права

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

з курсу: «Соціологія»

на тему: «Влияние средств массовой коммуникации

на социализацию личности»

 

 

 

 

 

 

Підготувала: ст. гр. МТУ-211

Фоменко І.Ю.

Перевірила: …………..

 

 

 

 

 

 

 

Запоріжжя, 2013

План

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

СМИ традиционно  влияют на общественное сознание и  поведение людей, побуждая их к достижению тех или иных целей. В периоды  эволюционного развития структура  и функции СМИ, как правило, вносят вклад в устойчивое функционирование общества в целом. Однако в переходную эпоху развития общества отдельные  структуры СМИ обретают иные темпы  жизни, они могут развиваться  вне со функционирования друг с другом и обществом в целом, что проявляется в выражении идей и интересов, иногда далеких от общественных потребностей. Все, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ, - считает немецкий социолог Н. Луман. - С другой стороны, о самих СМИ мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют .  
Социологическое изучение СМИ современной России является актуальной задачей в силу ряда обстоятельств: усложняется сама динамика развития СМИ, они стали частью повседневной жизни миллионов россиян, определяя их взгляды и мнения; СМИ являются одним из важнейших агентов социализации, определяющим характер взаимодействия людей с социальной и культурной средой; СМИ утрачивают однородность в смысле производства единого, общего для всех знания. С началом кардинальной трансформации российского общества в конце прошлого столетия СМИ становятся важным фактором в процессе реформирования других социальных институтов, формирования новых демократических, экономических и межгрупповых отношений; принципиально новым в развитии СМИ становится нелинейность процессов, происходящих в них, что неизбежно приводит к тому, что одни СМИ сумели адаптироваться к современным российским реформам, в то время как другие оказались столь не адаптивны, что, в конце концов, стали распадаться, иногда бесследно исчезая.  
В работах классиков социологии конца XIX - начала XX вв., таких как Э. Дюркгейм, М. Вебер, А. Шютц, проблематика СМИ как социального актора специально не поднимается или рассматривается опосредовано. Однако произведения этих социологов, несомненно, имеют большое методологическое значение для понимания характера и природы современных СМИ, их социального фрейма, функций и дисфункций. Так, социологизм Э. Дюркгейма позволяет исследовать СМИ как особые материальные и духовные факты, способствующие воспроизводству или, наоборот, разрушению социальной солидарности. А исследования этого социолога, посвященные динамике коллективных представлений могут быть применены для анализа российского общества, находящегося в транзитивном состоянии .  
Особый интерес представляют работы Э. Гидденса, Ю. Хабермаса, Н. Лумана, Т. Лукмана, П. Бергера, Ж. Бодрийара - в которых с разных теоретико-методологических позиций исследуется проблематика социальной роли СМИ в условиях поздней современности. Анализ социальных изменений в современном мире, системы устроения (по Гидденсу ) современного общества через теорию структурации, свидетельствует о рефлексивности СМИ как явлении, основанном на непрерывном мониторинге деятельности, осуществляемой... индивидами и окружающими их людьми.  
Кроме того, были изучены работы широкого круга современных социологов и философов, так или иначе посвященные СМИ как социальному фактору .  
Цель данной работы: Проанализировать роль СМИ в существовании основных направлений социальной работы.  
Объектом исследования являются средства массовой информации.  
Предметом исследования является роль СМИ в существовании основных направлений социальной работы.

 

 

 

 

Вопрос  о влиянии средств массовой коммуникации на личность в настоящее время  актуален не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Становление  личности происходит под прессом  массовой коммуникации, который носит  неоднозначный характер и не всегда положительно сказывается на формировании мировоззрения. Выделяют даже такую  отрасль как экология культуры.

Для начала определим такие понятия как  массовая коммуникация и мировоззрение.

Мировоззрение - в наиболее общем определении  представляет собой целостную систему  взглядов человека на мир в целом  и взаимосвязь его отдельных  компонентов; процесс рационального  познания и эмоционального переживания  человеком своего места в мире, своих возможностей и перспектив, смысла своей деятельности и исторической судьбы. Мировоззрение является продуктом  и результатом духовной деятельности человека.

Мировоззрение представляют собой аксиологическое  пространство, в котором реализуется  ценностная ориентация, необходимая  для всех форм человеческой деятельности, формируются духовные потребности, осуществляется интеграция индивидов  и социальных групп в единое целое, в историческую общность: класс, нацию, народ, человечество. В более узком значении мировоззрение понимается как относительно автономная система представлений, характерных для определённой области общественной жизни: философское, мифологическое, научное, религиозное, эстетическое, политическое, обыденное мировоззрение. Близким по значению понятием к мировоззрению является понятие "картина мира". Содержание и структура мировоззрения определяются характером и уровнем развития человеческой практики. В формах мировоззрения человек осознает и переживает свое единство с миром и свою отделённость от него. Мировоззрение представляет собой социокультурный, собственно человеческий способ утверждения в бытии через бесконечное многообразие взаимодействий человека с миром.

Наиболее значимыми для формирования мировоззрения являются теоретическое и духовно-практическое отношение к миру. Теоретические (наука, философия) и духовно-практические (искусство, мораль, религия) формы познания возникают в практической деятельности человека и являются важнейшими средствами достижения целей человеческой деятельности. В процессе теоретического познания усилия человека направлены на получение истины. Чтобы установить истинность знания, необходимо определить соответствие знания предмету познания. Истина становится, т.о., мерой и оценкой развитости теоретического и практического освоения мира человеком, поскольку практика является основой, целью и критерием истинности знания. В духовно-практическом отношении человек рассматривает мир и его отдельные компоненты в перспективе добра и зла, красоты. Добро и зло, красота становятся мерами нравственного, религиозного, эстетического отношения к миру. В силу этого истина, добро, зло и красота являются высшими ценностями культуры и философскими категориями, посредством которых строится и осмысливается мировоззренческая картина мира.

Массовая  коммуникация — это массовый процесс  производства информации, ее передачи средствами прессы, радио, телевидения  и общение людей, как членов «массы», осуществляемых с помощью технических  средств. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуры и  охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения. Своеобразная революция средств массовой коммуникации (Интернет): оказывает возрастающее воздействие как на материально-производственную, так и на социально-политическую, культуpно-идеологическую области жизни всего человечества и каждого отдельного человека. Массовая коммуникация имеет прямое отношение ко всем этим проблемам и сама может pассматpиваться как одна из важнейших глобальных проблем.

Среди глобальных проблем исследователи все чаще называют возможности информации в  части воздействия ее на массовое сознание. Развитие массово-коммуникативных  процессов способствует по большому счету развитию всей цивилизации. Без  общения человечество развиваться  не сможет, причем мир и общение  составляют единое целое, одно непременно подразумевает другое. Исходной конфигурацией теорий массовой коммуникации (в том числе и психологии) является, очевидно, само понятие «массовая коммуникация.

Итак, массовая коммуникация влияет на личность с самого рождения. С детства это просмотр детских передач по телевизору и радио, конкурсы и т.д. Детство, время становления личности, а массовая коммуникация одно из средств этого становления. Особенно важно эстетическое, нравственное и художественное содержание информации доносимой до потребителя, так как духовно-нравственное, эстетическое, художественное и особенно психологическое становление личности важно в детском возрасте и носит определяющий характер.

Из приведенного выше следует, что массовая коммуникация, пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя, непросвещенностью людей в вопросах культуры, незаметно подменяет истинные ценности культуры на фальшивые, и, поскольку  является действительно массовой, имея выход на самую широкую аудиторию  через СМИ и хорошо технически оснащенная, она становится чрезвычайно  опасной для общества, особенно, для подрастающего поколения, вселяя в сознание молодых людей сомнения в этических основах жизни. Именно в подмене ценностей – моральных норм, принципов, идеалов, понятия добра и зла, справедливости, счастья и т.п., которые человек может усвоить в ходе социализации, приобщаясь к всемирной культуре, и которые являются основой бытия – в этой замене поступающего из культурной сокровищницы, на и заключается пагубное влияние массовой коммуникации, да и массовой культуры в целом.

Дети с  малых лет должны знать, что есть общечеловеческие ценности, которые  связаны с простейшими формами  взаимоотношений людей, с человеколюбием, и всегда, во все времена считалось  нормой – не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, говорить правду, выполнять обещания и т.п.; у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а  осуждались – жестокость, лицемерие, жадность, трусость.

Если эти  нормы, устои жизни будут подменены, если произойдет их заменена на фальшивые, ненастоящие, поддельные ценности, если будут опошляться высокие понятия, такие как Родина, Любовь, Материнство, и подвергнутся осмеянию чувства  долга, чести, достоинства, совести, то ясно, что само здание жизни окажется без фундамента, и человеческое сообщество окажется, мягко говоря, в сложном  положении. Начало этого процесса, отчасти, мы уже наблюдаем по тому нарастанию общего кризиса и проблем, которые носят теперь уже глобальный характер.

Как известно, корни нынешнего кризиса – в мировоззрении и поведении личности.

Общество  стоит на пороге нового мира, и этому  переходному периоду соответствуют  многие явления: природные катаклизмы, изменение социальных структур, переоценка ценностей, изменение общественного  сознания.

Человек должен быть готов к переменам  и понимать, в чем состоит эволюция. В этой сложной обстановке особенно трудно тем, кто не владеет соответствующими знаниями, иначе говоря, виной всему  становится невежественность. Суть невежества заключается не в том, что человек  чего-то не знает, или еще не успел  узнать, а в том, что у него нет  самого желания узнать.

Находясь  в неведении о существовании  и механизме действия законов  мироздания, не ведая о взаимодействии этих законов с законами развития общества и человека, более того, даже не желая их постичь, человек, который  привык преследовать лишь свои, эгоистические  интересы, или человек нестойкий  в своих идеалах, приходит к цинизму  – такому поведению, которое характеризуется  презрительным отношением к культуре общества и его духовным ценностям. Вслед за этим неизбежно наступает духовное саморазрушение, ибо, как известно, человек вне энергетического поля культуры существовать не может – он перестает быть человеком.

Всему этому  во многом способствует массовая коммуникация, отравляя сознание неподготовленного  читателя, зрителя, слушателя, подогревая его интерес ко всему низменному, что представляет, как отмечают ученые, большую опасность для общества поскольку, разбудив в себе низменные  страсти, человек, как правило, оказывается  не в силах управлять ими.

Опасность этого явления заключается также  и в том, что, вместо того, чтобы  совместно выработать противоядие, нам попросту предлагают адаптироваться к этим условиям, и такая точка  зрения встречается даже в среде  ученых. К чему это приведет, не трудно догадаться.

Известна  большая роль средств массовой информации в воспитании детей и подростков. Современные средства массовой информации несут исключительно многообразную, многоплановую информацию без учета особенностей аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника с ее многообразными информационными возможностями, различные глянцевые журналы, с большим количеством фотографий и информации.

Как известно, средства массовой информации - это  распространение информации, ориентированной  на восприятие различными группами людей.

В воспитательном плане исследователи выделяют как  значимые следующие функции средств  массовой информации:

Рекреативная (определяет досуговое времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное);

Релаксационная - снимает ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении.

Информационно-познавательная. Печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях.

Нормативная. С помощью средств массовой информации пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система ценностей, в связи с этим средства массовой информации выступают важным общественным регулятором жизнедеятельности людей.

Интегративная. Средства массовой информации объединяют массы вокруг идей, способствуют у людей общих взглядов, позиций, оценок тех или иных событий и создают психологический тонус в обществе.

Развлекательно-компенсаторная. Отдых перед телеэкраном, в кино, с журналом в руках позволяет расслабиться после трудового или учебного дня, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких ощущений, впечатлений. Эта функция средств массовой информации особо значима для подросткового и юношеского возраста.

Фоновая. Радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества. Единственный в семье ребенок, готовящий уроки в пустой квартире под звуки голубого экрана или магнитофона - явление, давно уже ставшее привычным.

Сегодня учеными  и специалистами многих стран  ставится вопрос о необходимости  развития информационной экологии, формирующей  здоровый информационный образ жизни  людей в социальной и природной  среде, помогающей создать ориентиры  воспитания для подростка. Соблюдение правил информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному  образу жизни, от возраста подростка  до преклонных лет, на склоне которой  человек не жалеет, что прожил ее зря. Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности  общества в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономическими условиями. Главной чертой образа жизни  является его системность, проявляющаяся  в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между  собой: изменение одной из них  ведет к изменению другой.

Информация о работе Влияние средств массовой коммуникации на социализацию личности