Массовые коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы определить роль массовых коммуникаций в сфере управления общественными отношениями.
Объектом исследования является эффективность воздействия массовых коммуникаций на аудиторию.
Предметом служат основные средства и движущие силы, определяющие поведение людей в условиях действия массовых коммуникаций.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по Связям с общественностью. .doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Введение.

    В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. Коммуникация становится объектом исследования на различных  уровнях и в различных концептах: социологическом, кибернетическом, политологическом, социобиологическом, философском, психологическом, лингвистическом, культурологическом и т.д. Актуальность данной  темы заключается в том, что массовая коммуникация - это одно из тех важных явлений общества, которое заметно сказывается, на развитии общественных отношений, она активно участвует в процессе становления общественного мнения.

    Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой  осуществляется взаимодействие; и процесс  взаимодействия; и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию.

    Массовые  коммуникации не только развлекают и  просвещают. Они же взяли на себя манипулятивно- управленческую функцию, влияя на наши культурные и социально-психологические ценности, изменяя наши установки, модели поведения и восприятия действительности. Формируя мифы и стереотипы, СМИ активно используют механизм "публичного восприятия". При помощи СМИ нас пытаются склонить к заданной какой-нибудь группой субъективной точке зрения.

    Массовая  коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

    Цель  данной курсовой работы определить роль массовых коммуникаций в сфере управления общественными отношениями.

    Объектом  исследования является эффективность  воздействия массовых коммуникаций на аудиторию.

    Предметом служат основные средства и движущие силы, определяющие поведение людей  в условиях действия массовых коммуникаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Понятие и средства массовых коммуникаций.

1.1.Понятие  массовых коммуникаций.

    На  пересечении коммуникативной действительности с реальной работает целый ряд  новых научных дисциплин. Среди  них - теория переговоров, пропаганда, реклама, лоббизм, связи с общественностью. Все они заняты согласованием реальной и коммуникативной действительностей.

    Коммуникация  – процесс обмена информацией  между системами. Массовая коммуникация - исторически сложившийся и развивающийся  во времени  технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и  обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).1

    Понятия «массовая коммуникация», «массовая  информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. Что связано с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках специфического вида социальной общности «масса», «толпа», «публика», и с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации.

    Массовая  коммуникация – процесс распространения  информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.2

    Средства  массовой коммуникации (СМК) – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым проходит распространение информационных сообщений на большие территории.3

    Массовая  коммуникация, прежде всего, характеризуется:

  • наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;
  • социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;
  • массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;
  • многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.4

    Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и  коммуникатора.

    Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу.

    Уникальность  коммуникационного процесса в СМК  связана с его следующими свойствами:

     -   диахронность – коммуникативное  свойство, благодаря которому сообщение  сохраняется во времени;

     -   диатопность – коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство;

     - мультиплицирование –  коммуникативное  свойство, благодаря которому сообщение  подвергается многократному повторению  с относительно неизменным содержанием;

          - симультанность  – свойство коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно;

     - репликация – свойство, реализующее  регулирующее воздействие массовой  коммуникации.5

    Вне зависимости от средств и каналов  коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы предупредить других людей (дорожные знаки или крик), информировать других людей (телетекст или пресс-релиз), объяснить что-либо (учебник или план эксперимента), развлечь (анекдот или художественный фильм), описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ), убедить кого-либо.

    Чаще  всего целей коммуникаций бывает несколько, (фильм может и развлекать, и информировать, и описывать, и предупреждать, и объяснять). Исходной причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека или группы людей. Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности человека: выживание, сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений с другими людьми, убеждение других действовать или думать каким-либо образом, осуществление власти над другими людьми (сюда относится и пропаганда), объединение обществ и организаций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми, о том, что является истинным), проявление творческой натуры и воображения.6 Распределяют наши потребности по четырем группам: личные, социальные, экономические и творческие.

      Таким образом, мы вступаем  в коммуникационный процесс с целью удовлетворить те или иные потребности.

1.2.Структура  массовой коммуникации.

      Различные подходы к пониманию  структуры массовой коммуникации  и ее функционированию отражены  в моделях, обобщенных схемах, представляющих в описательной  или графической формах основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели коммуникативного акта, разработанной в 1948г. американским политологом Г. Лассуэллом. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает — что — по какому каналу — кому — с каким эффектом.

    Цели  массовой информации определяются через  субъект, использующий данную информацию; через призму самой массовой информации; через задачи, которые предполагается решить с ее помощью. В условиях существования социальной организации любая социальная информация имеет прямую или косвенную цель — управление обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д.

    Количественная  характеристика массовой информации —  мера ее потребления и усвоения, зависящая от времени, которое отводится  индивидом или группой на контакты с CMK, а также от индивидуальных особенностей реальных потребителей.

    Ценность   массовой   информации   базируется   на   следующих принципах:

  • диалектическое единство ее количественных и качественных характеристик;
  • органическая взаимосвязь и взаимозависимость всех видов массовой информации, циркулирующих в обществе;
  • постулирование эффективности информационных процессов, удовлетворяющих потребности получателей информации;
  • наличие объективной стороны при оценке массовой информации (когда ценность рассматривается как свойство самой информации);
  • наличие субъективной стороны при ее оценке, поскольку ценности отражают воззрения индивидов и не имеют смысла без их сторонников.

    Современная система СМК подразделяются на три  вида: средства массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику.

    СМИ — это организационно-технические  комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.7

    Структура современной системы СМИ выглядит следующим образом: пресса (газеты, журналы, еженедельники и др.); аудиовизуальные  СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.); информационные службы  (телеграфные агентства, рекламные бюро, PR-агентства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).

    Пресса  — это массовые периодические  печатные издания. Пресса — единственное средство, дающее потребителю информации возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития. Основное место в системе периодических изданий занимают газеты.8

    Уникальность  радио в его вездесущности и общедоступности. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку, развлекательные программы и при этом заниматься другими делами. Радио — одно из важнейших средств социального контроля (в частности, государственного), благодаря которому можно управлять сознанием и поведением одновременно большого числа людей.

    Телевидение — это аудиовизуальное СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные  возможности.

    Информационные  службы — это организации, собирающие и пересылающие новости. Традиционно они составляют основу национальной и международной систем распространения новостей. Корреспонденты информационных служб собирают сведения, которые затем перепродаются подписчикам — газетам, журналам, государственным органам, телекомпаниям, коммерческим и другим структурам.

    PR-фирмы  — это организации, разрабатывающие  и предлагающие руководству коммерческих, политических, общественных и других структур ключевую концепцию их политики или отдельные рекомендации в сфере связей с общественностью.9

    Связи с общественностью (PR) — это специальная  система управления информацией (в  том числе и социальной), где  под управлением понимается процесс  создания информационных поводов и  информации заинтересованной в ней стороной; распространение готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения.10

    Большинство современных СМИ немыслимы без  рекламы. Реклама не только дает финансовую подпитку СМИ, но и ориентирует на гедонизм и сопричастность к самым вожделенным потребностям аудитории. Анализируя роль рекламы в СМИ, можно обнаружить как позитивные, так и негативные ее проявления. К позитивным относятся экономический рост, стимул к снижению цен, увеличение выпуска продукции потребления, субсидии СМИ, динамизм экономического соревнования, расширение рынка, создание дополнительных рабочих мест, продуманный выбор, свобода решения потребителя, формирование новой культуры и эстетики.

    Однако  реклама имеет ряд очевидных  негативных тенденций и среди них: упор на второстепенные показатели, манипуляция сознанием и обман аудитории, стимулирование перепроизводства, увеличение расходов на рекламу и как следствие рост цен на продукцию, рост «бесполезного» потребления и беспечное отношение к природным ресурсам, невнимание к социальным нуждам, прививание «дурного вкуса» аудитории, угроза упадка культуры и нравственности.11

    Телекоммуникация  — это технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений. Специалисты по телекоммуникации — инженеры и техники. Они в основном работают с кодами, сигналами, шумами. Традиция поиска в области кодирования информации, экономии и надежности ее передачи уходит во времена посольств и секретных служб, использовавших шифровку и кодирование для написания секретных писем.

Информация о работе Массовые коммуникации