Массовые коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы определить роль массовых коммуникаций в сфере управления общественными отношениями.
Объектом исследования является эффективность воздействия массовых коммуникаций на аудиторию.
Предметом служат основные средства и движущие силы, определяющие поведение людей в условиях действия массовых коммуникаций.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по Связям с общественностью. .doc

— 117.50 Кб (Скачать)

    Информатика — это система средств обработки  данных при помощи вычислительных машин (компьютеров). Информатика в историческом плане продолжает так называемую культуру очевидности, где на первом месте — истина, научные исследования и доказательства существования естественных ограничений. Данное СМК занимается исследованием человеческого языка и его логических основ с точки зрения проблемы создания нового языка и воплощения его коммуникативных функций.

    Для специалистов в сфере информатики (программистов) главное — поиск логического смысла, анализ и сохранение информации. Важным выступает вовлеченность в научно-техническую революцию, венцом которой является создание совершенного искусственного разума. В отличие от СМИ и телекоммуникаций профессионально в область информатики вовлечено гораздо меньше людей.12

    Все виды СМК объединены в открытой информационной среде социальных коммуникаций —  Интернете.

    Интернет  — относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты  СМИ. Это гигантская сеть компьютеров, размещенная по всему миру и создающая новое информационное пространство (киберпространство), в котором можно обмениваться посланиями за считанные секунды одновременно с тысячами людей; получать доступ к удаленному компьютеру, располагающему базами данных, и извлекать эти данные; подписываться на дискуссионные листы и другие материалы; участвовать в обсуждении различных вопросов, в том числе в интерактивном режиме; получать регулярные выпуски новостей, пресс-релизы по конкретной тематике и др.

    Развитие WWW (World Wide Web) — относительно новое  средство Интернета. Это гипертекстовая информационная система с элементами мультимедиа. Гипертекст—это набор текстовых, звуковых и видеодокументов, материалов, связанных взаимными ссылками и переходами, в том числе и на удаленных компьютерах. На страницах   WWW   размещается   все   больше   и   больше   информации организаций и компаний разных стран. На страницах WWW различные организации помещают свои новости, экономическую и коммерческую информацию. Создание страниц WWW организациями и отдельными лицами является средством формирования имиджа и рекламы. Материал страницы может обновляться с периодичностью от нескольких раз в день и реже. Индустрия новостей развитых стран все увереннее размещается в Интернете.13

СМК составляют особую систему, в которой соединились  следующие четыре измерения:

  • общая базовая техника (прежде всего электроника), без которой невозможна работа СМИ, телекоммуникаций и специалистов по информатике;
  • особая методология автоматической и логической обработки информации;
  • связанная и универсальная система отображения мира (новая технократическая философия);
  • общие стратегические и экономические цели системы СМК.

    В этих условиях цифровая парадигма, представляющая весь окружающий мир в форме цифровых кодов, — это не только феномен электроники, но и определенная система ценностей, в которой совокупность естественных явлений (биологических, социальных, гуманитарных) материализуется с помощью логических расчетов.

1.3. Массовая коммуникация как форма опосредованного общения.

    На  протяжении значительного отрезка  человеческой истории формы социального  взаимодействия сводились в большинстве  случаев к межличностному общению. Люди имели возможность взаимодействовать  друг с другом и обмениваться символьными формами только тогда, когда одновременно находились в одном и том же месте, либо участвовали в других видах социального действия в условиях физической, пространственно-временной локализации. Традиции и установки, в том числе и политического характера, передавались преимущественно в устной форме, и даже само их существование зависело от непрерывного процесса возобновления в основном через рассказ, реже - через показ или иные сходные действия, но опять-таки в контексте непосредственного межличностного взаимодействия людей.

    Однако  с развитием средств коммуникации социальное взаимодействие и символьный обмен все более отходили от формы  межличностного общения в условиях физической локализации. Следовательно, средства коммуникации порождали новые  формы социального, в том числе и политического взаимодействия, когда для обмена сообщениями, несущими определенное смысловое содержание, людям уже не обязательно требовалось находиться вместе. Конечно, подобное отделение социального взаимодействия от физической локализации не ограничивалось только печатью, зародившейся в середине XV в. и становившейся с течением времени все более и более привычной: это было присуще и письменной, рукописной форме коммуникации, возникшей значительно раньше. Но именно с развитием институтов массовой коммуникации, основанных вначале на печати, а впоследствии - и на электронных формах кодирования и передачи информации, обмен символьными формами с использованием опосредованных интерактивных форм становится доступным  все для  большего и большего количества людей. Значение печати и других средств коммуникации в плане информирования о событиях, происходящих в отдаленных регионах, а также в качестве инструментов создания, воспроизводства и передачи символьного содержания, в том числе и традиционно-установочного плана, неуклонно возрастало.14 Понятием опосредованного взаимодействия мы будем обозначать особые виды социальных отношений, которые устанавливаются в результате использования средств массовой коммуникации - печати, радио, телевидения и т.д. Подобно опосредованному взаимодействию, эта форма коммуникационного акта предполагает расширение доступа к информационно-смысловому содержанию во времени и пространстве, однако при этом она существенно отличается от обоих уже рассмотренных нами типов коммуникации двумя важными особенностями. Во-первых, и непосредственное, и опосредованное взаимодействие строятся на том, что их участники в известной мере ориентируются друг на друга в плане употребления определенного набора слов, выражений и других символьных форм, тогда как в случае опосредованного взаимодействия символьные формы воспроизводятся, строго говоря, для неопределенного круга потенциальных получателей. Во-вторых, следует иметь в виду, что непосредственное взаимодействие имеют форму диалога, тогда как опосредованное взаимодействие, по существу, является монологом - в плане однонаправленности информационного потока.15 Очевидно, например, что читатель, телезритель, радиослушатель являются, прежде всего, получателями символьных форм, производители которых не требуют - и, вообще говоря, не предполагают получить - прямого и незамедлительного ответа.

    Поскольку опосредованное взаимодействие представляет собой монолог, предполагающий производство символьных форм для неопределенного  круга потенциальных получателей и, в отличие от непосредственного и опосредованного взаимодействия, не предусматривающий в какой-либо степени непосредственного взаимного общения участников, его в самом деле хочется охарактеризовать именно как своеобразное «псевдовзаимодействие».       Тем не менее, оно все же является не чем иным, как формой социального взаимодействия, создающей особую ситуацию общения людей в процессе обмена символьными формами. Это - структурированная ситуация, в которой одни заняты преимущественно созданием символьных форм для других, выступающих, прежде всего в роли получателей, потребителей информационной продукции, не имеющих возможности незамедлительно ответить, но связанных с первыми отношениями дружбы, привязанности, почитания таланта или политической лояльности.

Глава 2. Функции и эффективность  массовой коммуникации.

2.1.Функции  массовых коммуникаций.

    По  поводу функций массовой коммуникации мнения ученых расходятся. Основное различие сводится к степени детализации  функций. В 1948 г. американским ученым Г. Лассуэллом были выделены три функции:

1) обозрение  окружающего мира, что можно интерпретировать  как информационную функцию;

2) корреляция  с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие  на общество и его познание  через обратную связь;

3) передача культурного  наследия, что можно понимать  как познавательно-культурологическую  функцию, функцию преемственности  культур.

    В 1960 г. американский исследователь К.Райт добавил еще одну функцию - развлекательную. В начале 80-х годов специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Макквейл прокомментировал эти функции и предложил еще одну функцию, так называемую мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных компаний, чаще - политических, реже - религиозных. По-видимому, эта функция, которую можно квалифицировать как регулирующую или управляющую, приобретает силу и в нашем обществе.16

    В отечественной психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения:

1) оптимизация  деятельности общества за счет  ориентации на социальное общение,  позволяющее изменить коллективную (совместную) деятельность; 2) функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания;

3) функция социального  контроля через использование  социальных норм, этических и  эстетических требований;

4) функция социализации  личности - воспитательная функция  привития личности тех черт, которые желательны для общества.17

    Информационная  функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и  зрителю актуальной информации о  самых различных сферах деятельности - деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.

    Регулирующая  функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом. В этой функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов».18

    Получатель  информации имеет возможность сравнивать различные социальные ситуации, которые  комментируются СМИ либо с положительной, либо с негативной оценкой. Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

    Культурологическая  функция выполняет не только свою основную познавательную задачу - ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, в конечном счете, способствует интеграции общества.19

    С данной функцией связано понятие  массовой культуры, отношение к которой  в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ.

    С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования  воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

    С учетом приведенных выше характеристик  и основных функций массовой коммуникации ее социальная сущность сводится к  тому, что это - мощное средство воздействия  на общество с целью оптимизации  его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.

2.2 Манипуляция в  СМК.

    Информационная  коммуникация осуществляется кем-то и  для кого-то, или чего-то. Все, что  происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано  с достижением некоторых целей  индивидами или социальными группами. Последовательность этапов взаимодействия можно представить в виде следующих друг за другом фаз, в основе каждой из них лежит состояние информации и характер реализации отношений.

    Первая  фаза, на которой происходит контакт  с базовым фактом, появляющимся в процессе человеческой деятельности - необходимое условие для начала информационной коммуникации. Вторая фаза (производящая), в которой производитель информации придает сведениям, выступающим в роли содержания, ту или иную знаковую форму, тем самым, создавая сообщение. В ней же осуществляются все процедуры, связанные с упорядочением информации и формированием массивов информации, предназначенных для передачи. Третья фаза (передача), здесь происходит передача информации при помощи соответствующей системы технических средств. Четвертая фаза (потребление) представляет весьма сложный процесс, характеризующийся активным включением психологических механизмов. Лишь на фазе потребления начинаются изменения в системе установок и ценностных ориентаций. Пятая фаза (постфаза), где воздействие информации на сознание объекта может происходить не только однократно, сиюминутно, но и обладать временной протяженностью без осознания данного процесс.20

    Характерно, что включение механизмов реализующих манипулятивное воздействие приходится на фазы передачи и потребления. На постфазе происходит накопление непроизвольно усвоенной информации, способной влиять на сознание и являющейся хорошим фундаментом для следующих серий манипулятивного воздействия.21

    Пользуясь градацией, предложенной А. Моулз можно выделить такое понятие как эстетическая информация, которая в отличие от семантической информации не подчиняется общим законам логики. Семантическая информация настраивает людей действовать в соответствии со своими убеждениями и интересами. Семантическая информация в открытую побуждает человека к определенным действиям. Она обращена к логике и здравому смыслу человека. Эстетическая информация, исходящая от средств массовой информации, не столько отражает реальное положение вещей, сколько вызывает у аудитории определенные душевные состояния, реакции и эмоции.22

Информация о работе Массовые коммуникации