Массовая коммуникация и массовая информация

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:50, доклад

Краткое описание

Массовая коммуникация – система социального взаимодействия особого рода.
Еще в 1946 г. американский исследователь Харольд Лассвэлл[24] предложил схему массовой коммуникации, которая считается по-своему классической: «кто, что сказал, посредством какого канала коммуникации, кому, с каким результатом». Очень кратко и достаточно наглядно здесь показаны основные аспекты, принципиально важные для характеристики процесса массовой коммуникации.
Затем Лассвэлл несколько модифицировал эту схему, которая теперь выглядит следующим образом: «участники коммуникации – перспективы – ситуация – основные ценности – стратегии – реакции реципиентов – эффекты».
Основными средствами массовой коммуникации являются печать, радио, кино и телевидение, которые определяются также как средства массовой информации.

Файлы: 1 файл

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ 

  

Массовая коммуникация – система социального взаимодействия особого рода. Общезначимость данной коммуникативной сферы обусловлена  тем, что в центре ее внимания находится  человеческое общество, которое выступает как ограниченное социальное пространство со специфическими внутренними процессами и культурными характеристиками 

Еще в 1946 г. американский исследователь Харольд Лассвэлл[24] предложил схему массовой коммуникации, которая считается по-своему классической: «кто, что сказал, посредством какого канала коммуникации, кому, с каким результатом». Очень кратко и достаточно наглядно здесь показаны основные аспекты, принципиально важные для характеристики процесса массовой коммуникации. 

Затем Лассвэлл несколько модифицировал эту схему, которая теперь выглядит следующим образом: «участники коммуникации – перспективы – ситуация – основные ценности – стратегии – реакции реципиентов – эффекты». 

«Массовая коммуникация – это систематическое распространение  сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей»[25]. Основными средствами массовой коммуникации являются печать, радио, кино и телевидение, которые определяются также как средства массовой информации. 

Социальная информация, передаваемая с помощью этих средств, рассчитана на массового потребителя. Массовая информация имеет всеобъемлющий  и одновременно избирательный характер. Она избирательна по отношению к  передаваемому содержанию, которое  диктуется задачами и целями инициатора текста. 

Текст массовой информации создается на основе перевода коммуникативного намерения (интенции) в коммуникативную деятельность. Предметом текстовой деятельности в данном случае является не смысловая  информация вообще, а смысловая информация, цементируемая конкретным замыслом, коммуникативно-познавательным или коммуникативно-побудительным намерением. Большую роль при этом играют фоновые знания получателя информации, являющегося членом конкретной государственно-коммуникативной общности, носителем определенной культуры. Фоновые знания составляют ту основу, базируясь на которой можно повлиять на восприятие текста реципиентом и/или на его поведение[26]. 

Текст массовой информации обладает целым рядом  особенностей, которые еще недостаточно изучены. Сложность изучения текста массовой информации связана со многими разнородными факторами: жанровой неопределенностью, «привязанностью» к каналу передачи, смешением устной и письменной речи, «коллективностью» создания и получения текста и др. Все это стимулирует не только анализ отдельных «языков СМИ» – прессы, радиовещания, кино, телевидения и т.д., но и поиск некоторой общей теории, которая позволила бы дать трактовку массовой информации как единого текста[27]. 

Сегодня распространение  новых средств массовой информации, связанных с развитием интерактивных, управляемых пользователем информационных технологий, влечет за собой не только изменение форм и видов коммуникации, изменяется также положение естественных языков в общей семиотической системе. 

Именно семиотика, как известно, занимается изучением  знаковых систем и процессов, в которых  передающая сторона (передатчик) соотносит  знаки с определенными объектами  и тем самым вызывает соответствующее  отношение к данным знакам у принимающей  стороны (приемника). 

Современная культура немыслима без существования  многочисленных и самых разных знаковых систем, благодаря которым возможно управление сложнейшими процессами в различных областях человеческой жизни. Имеются в виду, прежде всего: 

  

1)        вербальный язык; 

2)        элементарный язык мимики и  жеста; 

3)        научные языки (химических или  физических) символов; 

4)        множество вариаций «языка эстетики»  – музыка, изобразительное искусство,  архитектура; 

5)        «языки» политических символов, политических ритуалов; 

6)        «язык» религиозных литургий  и т.д. 

  

Как теория знаков в широком плане семиотика  призвана исследовать неконвенционализированные  творчески изменяющиеся, а также  совершенно новые знаки и их применение (ср.: искусство, коммуникацию в политике). 

Семиотика занимается также описанием взаимодействия различных знаковых кодов, например, музыкального, визуального и вербального  в кино и на телевидении. 

Средства массовой информации – пресса, радио, телевидение, кино, Интернет, сочетая в себе звуковую и письменную речь, движущиеся и неподвижные изображения, включая музыку и пластику тела, составляют единый семиотический ансамбль. Этот ансамбль состоит из материалов разных семиотических систем, преобразуемых средствами фиксации, характерными для СМИ. Имеются в виду кинопленка, магнитная пленка и иные формы видео- и звукозаписи, а также мощная компьютерная техника, техника радиовещания, телевидения, кинопроката и других средств передачи и распространения знаков. Все это создает текст высшей семиотической сложности, который представляет собой интереснейшую задачу семиотического анализа[28]. 

Однако семиотический  аспект – лишь один из подходов к  осмыслению такого сложного феномена, каким являются средства массовой информации. 

в начало 

  

НАУКА О СРЕДСТВАХ  МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 

  

В последние  десятилетия широкое распространение  за рубежом получило гуманитарное учебно-научное  направление, связанное с изучением  средств массовой информации. Появление  новой науки (нем. Medienwissenschaft)[29] вызвано к жизни мощным развитием таких средств массовой коммуникации, как печать, радио, кино, телевидение и Интернет, располагающих особым языком информационного воздействия для создания соответствующей картины мира в общественном сознании. 

Наука о средствах  массовой информации – это новое  междисциплинарное направление, которое, базируясь на традиционных методах, предполагает определенное изменение  исследовательского акцента. С точки  зрения данной науки такие явления, как театр, литература и пресса, относятся к традиционным, а фотография, кино, радио, телевидение, видео и Интернет – к современным средствам массовой информации. 

Общеизвестно, что  человечество увековечивает себя в  продуктах своей деятельности –  произведениях искусства, текстах, фильмах, научно-технических достижениях. Если несколько «заземлить» сказанное, то, например, фильм в его опредмеченном, овеществленном виде представляет собой ничто иное, как коробку с целлулоидной лентой или кассету, а книга в этом аспекте может рассматриваться как стопка печатных листов. Оба эти произведения (как продукты человеческой деятельности) актуализируются лишь в процессе коммуникации. 

Коммуникация  или общение подобного рода относится  к духовной, мыслительной сфере человеческого  бытия и осуществляется информационным путем. 

«Специалисты, изучающие  средства массовой информации, являются, пожалуй, самыми большими материалистами среди гуманитариев, даже если они  сами и не осознают этого. Занимаясь  исследованием генезиса и производства коммуникатов (литературы, прессы, рекламы, кино, телевидения и т.п.), их структуры и эстетики или их восприятия и воздействия, они всегда ясно представляют себе соотношение материального (технической определенности, производственных условий и/или самого продукта) и идеального (значения, когнитивной пользы или вреда, чувственного опыта, ментальной стандартизации или формирования). Эта методическая перспектива распространяется не только на язык литературы или такие традиционные виды искусства, какими являются ведущие технические информационные средства XX века – кино и телевидение, но и на самые современные формы аудиовизуальной техники – цифровые интерактивные средства массовой информации»[30]. 

В специальной  немецкой литературе последних лет  представлены различные точки зрения на содержание или состав информационных систем и средств. Так, Никлас Луман[31] относит к информационным посредникам (нем. Medium) не только язык, но и такие явления, как любовь, власть, вера и т.д., воспринимая это понятие достаточно широко. 

Принципиально иной подход характеризует классификацию системы информационных связей, представленную Г. Шанце[32]. Рассматривая в историческом плане идею возрождения роли книги как литературно-художественного произведения в современном мире, Шанце подразделяет весь период существования информационных связей в человеческом обществе на пять основных циклов: 

  

1)        устное общение; 

2)        письмо; 

3)        печать; 

4)        аудиовизуальные информационные  средства; 

5)        буквенно-цифровые информационные средства (Digitalmedien). 

  

Согласно Шанце, «эпоха Гутенберга» простирается до начала XX века, «эпоха образа» начинается в середине XIX века, а «период преобладания образа и звука» относится к «золотым» 20-м годам прошлого столетия. Шанце  считает, что «эпоха буквенно-цифровых информационных средств», начавшаяся уже в 40-х годах, доминирует с 80-х годов XX века. 

Воспринимая книгу  как «старое информационное средство», Г. Шанце подчеркивает, что она (книга) является предметом литературного  исследования в рамках истории развития информационных средств в целом. При этом книга, не потерявшая своего значения в период расцвета аудиовизуальных средств массовой информации, по мысли Шанце, должна сохранить свою роль и в эпоху новых информационно-коммуникативных средств. 

Иная классификация  предлагается Ульрихом Шмитцем[33], который  подвергает сравнительному анализу  «старые» и «новые» средства массовой информации. Опираясь на исследования немецких и зарубежных авторов, У. Шмитц  также рассматривает проблему информационных связей с точки зрения их исторического развития. Он различает три вида или типа коммуникативно-информационных связей, которые располагаются друг за другом в исторической последовательности: 

  

I.                             «Первичная коммуникация», основанная на устном контакте между людьми (речь, жестикуляция, мимика). 

II.                         «Вторичная коммуникация», базирующаяся  на технике письма и печати, без применения специальных технических  средств со стороны адресата (письмо, книга, газета). 

III.                     «Третичная коммуникация», связанная  с обязательным применением технических  средств не только для производства  и передачи, но также и для  приема соответствующих знаков (телефон,  телетайп, кино, пластинка, радио,  телевидение и т.д.). 

  

Другой немецкий исследователь В. Фаульштих[34] подразделяет процесс исторического развития коммуникативно-информационных связей на три основные фазы: 

  

1.         Приблизительно до 1500 г. доминировала  «первичная коммуникация непосредственного человеческого общения». 

2.         С 1500 г. по 1900 г. доминировала  «вторичная печатная коммуникация». 

3.         В течение всего XX века доминирует  «третичная или электронная коммуникация». 

  

По прогнозам  В. Фаульштиха, сейчас мы стоим на пороге «четвертичного периода субституционной коммуникации», когда многие традиционные функции «печатной коммуникации» будут заменены новыми, например, с помощью мультимедийных интерактивных буквенно-цифровых технических средств массовой информации (interaktive multimediale Digitalmedien)[35].

Информация о работе Массовая коммуникация и массовая информация