Шпаргалка по дисциплине "Массовые коммуникации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Массовые коммуникации".

Файлы: 1 файл

всеее билетики.doc

— 545.50 Кб (Скачать)

Билет 1

МК: понятие, особенности, место и роль в обществе.

Естественно возникшие виды комм-и: язык, мимика и жесты.

Искусственно созданные: традиц-е средства (пресса, книга), современные средства (медиа-технологии).

МК – это систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения или идеи людей.

МК – это институализированное производство и массовое распространение символических материалом посредством передачи и накопления информации. МК – воздействие одного субъекта на массового субъекта с целью изменения его сознания и поведения путем исполнения технических средств и СМИ.

 

Особенности МК:

  1. отправитель сообщений является частью организованной группы, а зачастую представителем института. Использование понятия «институт» указывает на то, что МК представляет собой деятельность, основанную на системе правил и норм, а также развитом контроле за их исполнением.
  2. в качествен принимающей стороны выступает индивид, которые рассматривается передающей организацией как часть группы.
  3. канал сообщение представляет собой технологически сложные системы распространения информации.
  4. сообщение МК является сложной структурой, подготовка которой невозможна без опоры на современные технологии.
  5. публичный характер и открытость МК
  6. ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи информации
  7. опосредованность контактов передающей и принимающей сторон
  8. неравноправий передающей и принимающей сторон
  9. многочисленность адресатов сообщений.

 

Малецкий: МК – это всеобщее не прямое, одностороннее, техническое распространение функционально-различной информации на разнообразную аудитории. В этом определении слово «всеобщее» - направленность на неограниченные и персонально-неопредленные группы получателей. «Не прямое» - происходящее на пространственной и временной дистанции между партнерами коммуникации. «Одностороннее» - отсутствует смена ролей.

 

Цели  коммуникации: проинформировать, объяснить развлечь, описать, убедить, побудить.

Цели обсуживают потребности человека:

  1. выжить
  2. общение или сотрудничество с другими
  3. убеждение других действовать также как Я
  4. осуществление власти над другими
  5. получение и сообщение информации
  6. осознание мира и своего опыта в нем.

 

Условия функционирования МК:

  1. наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность МК.
  2. соц значимость информации, способствующая повышению мотивированности МК
  3. массовая аудитория, которая, учитывая ее рассредоточенность и анонимность, требует тщательно продуманной ценностной ориентации.
  4. многоканальность, возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариантность МК
  5. общество индустриального типа
  6. наличие каналов комм-и, обеспечивающих получении информации не определенными группами, а неопределенным кругом адресатов, занимающих разное общественное положение
  7. наличие группы производителей МК, вырабатывающих их массовым способом.

 

Функции МК:

информирующая, регулирующая, культурологическая, развлекательная, социоцентрическая.

Направленность  функций на общество :

информирующая: информирование о событиях и условиях жизни в обществе.

Социоцентрическая: интерпретация  происходящего, поддержка существующих норм и властных отношений, социализация, координация разноплановой соц активности и формирование общественного согласия.

Культурологическая: сохранение и передача культурного наследия, выражение образцов доминирующей культуры, интерпретация субкультур и новых культурных направлений, а также поддержание общности.

Развлекательная: создание возможности для отдыха и развлечений, снижение социальной напряженности.

Мобилизация: организация  компаний в связи с актуальными  целями в политической, экономической и соц сферы.

 

Индивид – элемент группы:

Информирующая: получение информации, обучение и самообразование, получение советов и принятие решений.

Личностная идентификация: подкрепление индивидуальных ценностей, получение сведений о моделях и нормах поведения, идентификация с ценностями других, достижение понимания самого себя.

Интеграция в обществе: помощь в реализации соц ролей.

Развлечения: эмоциональная  разрядка, заполнение свободного времени, уход от проблем, получение эстетического наслаждения.

 

Социальная  значимость МК.

Заключается в соответствии с определенными соц запросами  и ожиданиями, формирование общественного  мнения, а также воздействие на аудиторию. Не следует считать, что целевая аудитория – пассивные поглотители информации.

Факторы воздействия целевой аудитории  на создание сообщение МК:

  1. учет психологии восприятия аудиторией сообщений
  2. определение реального облика сообщений, последствия в виде собственных действий.

Билет № 2

Основные направления  и методы изучения массовой коммуникации

 

Начало исследований массовой коммуникации связывают с  именем немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г. он методологически обосновал  необходимость изучения прессы в  социалогическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обосновал метод анализа прессы.

Огромное значение для изучения массовой коммуникации сыграла работа У. Липпмана «Общественное  мнение», вышедшая в свет в 1922 г. Согласно Липпману, мышление человека сводится к реакциям в ответ на внешние  стимулы. Сумма таких реакций, полученных из опыта предшествующей деятельности, формирует определенные стереотипы - иллюзорные конструкторы в сознании человека, заменяющие реальность. Поскольку большинство людей не имеют возможности самостоятельно исследовать и оценивать те или иные факты, их мышление основывается на стереотипах. Для формирования и закрепления стереотипов в создании людей достаточно поверхностных оценок различных явлений или событий. В современном мире именно СМК создают большинство стереотипов, формируя «псевдоокружающую среду», в которой живет большинство современных людей. Следовательно, по Липпману, исследуя комплексные процессы создания стереотипов, можно изучить и феномен массовой коммуникации.

В дальнейшем изучение массовой коммуникации проводилось  в трех аспектах - теоретическом, прагматическом и эксперементально-прикладном.

Известные теории построены главным образом на функциональном подходе к пониманию  сущности массовой коммуникации, различие заключается в обосновании доминирующей функции и последствий ее актуализации. Несмотря на множество интерпретаций массовой коммуникации, эти теории можно объединить в три группы в соответствии с доминирующей функцией: 1) функция политического контроля, 2) функция опосредованного духовного контроля, 3) культурологическая функция. Особое место занимает теория «информационного общества», в рамках которой исследуется роль массовой коммуникации. Рассмотрим эти теории вкратце с тем, чтобы выделить теоретические проблемы массовой коммуникации и подходы к их решению.

В первой группе теорий, в которых массовая коммуникация трактуется как функция политического контроля, как выражение концентрации политической власти, выделяются две подгруппы. В первой подгруппе доминирующим фактором является материально-экономический, во второй - идеологический. К первой подгруппе относится теория массового общества и варианты теории, основывающиеся на марксистском понимании СМК прежде всего как средств производства, которые в капиталистическом обществе являются частной собственностью.

Теория массового  общества исходит из положения о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества, в результате чего СМК оказываются интегрированными в эти институты и, как следствие, поддерживают политико-экономический курс властных структур. Эта теория особо подчеркивает роль СМК в формировании общественного мнения. При этом отмечается двоякая роль СМК: с одной стороны, они могут манипулировать общественным мнением, с другой - помогают людям выжить в трудных условиях.

Политико-экономическая  теория, в которой наиболее последовательно используются марксизма, на первое место выдвигает роль экономических факторов, определяющих функции СМК. Учитываются также политические факторы, поскольку СМК находятся в руках частных владельцев. Представителями этой теории являются английские социологи Г. Мердок и П. Голдинг. К политико-экономической теории относятся также экономико-социологическую традицию изучения массовой коммуникации и политико-социологическое направление.

Экономико-социологическая  традиция изучения массовой коммуникации (Ж. Веделл, Д. Маккуэйл, Д. Келлнер, Т. Вестергаард, К. Шродер) в прцессе реализации социокультурных функций (информирование аудитории о событиях на локаль-ном, национальном и мировом уровнях, развлечения, воспитание и просвещение) выделяет цели, связанные с формированием потре-бительского поведения, стереотипов восприятия экономической реальности и образа жизни, а также рассматривает процессы производства, распределения и потребления продуктов СМК (инфор-мации, развлечения и социокультурных образцов) в обществе как нематериальных общественных или частных благ. В этом контексте СМК являются «четвертой властью» в том смысле, что не зависят от традиционных трех, не сливаются с ними, но обладают собственной «властью» над умами людей. При этом государство может выступать как арбитром, задающим правила игры участникам рыночных отношений -- продюсерам, телевизионным и радиоканалам, газетам и журналам, журналистам, рекламодателям, так и самостоятельным субъектом, участвующим от имени общества в процессе создания общественных благ, производимых СМК через общественные каналы массмедиа. Именно в этом контексте западными учеными проводится анализ тенденций коммерциализации СМК, их дерегуляции и намечающегося повторного усиления регулирования. Соответственно процессы регулирования взаимодействия СМК, общества и государства представители этого направления связывают с регулированием отношений и прав собственности на каналы массовой коммуникации.

Ко второй подгруппе  относятся теория «гегемонии» и  теория массовой коммуникации, построенная на основе марксистской методологии.

Теория гегемонии  СМК носит условное название, в  котором слово «гегемония» интерпретируется как господствующая идеология. Импульсом  для возникновения данной теории явилось положение критической  теории о СМИ как мощном механизме, способном реализовать изменения в обществе. Наиболее последовательные представители этой теории -- греческий социолог-политолог Н. Пулантзас, живший во Франции, и французский философ Л. Альтюссер.

Во второй группе наиболее значительным являются теории, раз-работанные на основе методологии структурного функционализма.

Для теорий третьей  группы характерен социокультурологический  подход к пониманию массовой коммуникации и роли СМК. В настоящее время  этот подход явно набирает силу, что  объясняется новой волной интереса к человеческой личности и общей тенденцией к гуманитаризации наук.

Теории «информационного общества» выделены в отдельную  группу. Основой этих теорий является концепция постиндустриального  общества, разработанная американским социологом Д. Беллом. Наиболее типичные постулаты этих теорий сводятся к следующему:

Ш информация является главным источником и средством  произ-водства, а также и его  продуктом;

Ш СМК являются мощным стимулом для потребления  информа-ции и ее оценки, они также стимулируют коммуникативные тех-нологии, благодаря чему создаются вакансии для работы (в США до 50% работающих так или иначе связаны с процессом подготовки, переработки и распространения информации);

Ш изменения  в обществе, «революционные потенции»  заложены не в содержании информации, а в способах и средствах ее пере-дачи и дальнейшего ее применения (иначе говоря, не важно что, а важно как).

Рассмотренные теории массовой коммуникации при всей их вариативности главным образом  ориентированы на роль СМИ. В плане прогнозирования одни ученые предсказывают усиление дифференциации власти над СМК, упадок культурного уровня общества, так как культурологическая функция никем не контролируется, и ослабление интеграции общества, поскольку оно будет привязано к своим локальным интересам. Другие, напротив, подчеркивают преимущество СМК в условиях свободного выбора информации, так как в этих условиях можно избежать централизованного давления СМК, а интеграция, хотя и сузится, в новых условиях будет более глубокой и устойчивой. Это противопоставление восходит к различию так называемых критических и административных исследований, которое было обосновано американским социологом П. Лазарсфельдом еще в 1941 г.

Идеи Лазарсфельда способствовали развитию так называемого  позитивистского подхода к исследованию массовой коммуникации. Согласно данному подходу, СМИ осуществляют передачу информации аудитории с помощью «установления повестки дня». Причем СМИ специально «раздувают» какую-либо проблему, посвящая ей все свое время, искусственно возвы-шая ее над другими событиями, конструируя таким образом особую реальность. Механизмы конструирования искусственной реальности являются предметом изучения представителей данной школы.

Специалист в  области массовой коммуникации Мак-Квейл  дает ряд конструктивных предложений для теоретических исследований:

ь поиск сближения  социального и индивидуального  использова-ния коммуникации;

ь создание концепции  соотнесенности информации и культуры в плане их объективных возможностей и условий функционирова-ния;

ь более тщательный анализ отношений в процессе коммуникации с тем, чтобы сбалансировать практикуемую передачу информа-ции и реальные запросы общества.

За этими предложениями  просматривается главная проблема -- как совместить массовое и индивидуальное в коммуникации с наибольшей пользой для общества и индивида, как избежать дегуманизации общества в условиях научно-технического прогресса и потре-бительства.

Практически-прикладные методы исследования массовой коммуникации. Что касается методов исследования массовой коммуникации в практически-прикладном аспекте, то сюда можно отнести: наблюдение за массово-коммуникативными ситуациями и частными коммуникативными актами; эксперименты («полевые» и лабораторные) с участниками коммуникации; описание СМК в их историческом развитии и выявление их функций; системно-теоретический анализ коммуникативных актов или функционирования СМК в обществе.

Исследование массовой коммуникации может также использовать методы различных социогуманитарных  наук, например, методы исследования фокус-групп, анкетирование и опроса аудитории СМК -- из социологии; методы беседы с коммуникаторами и реципиентами -- из социолингвистики и др.

 

 

Билет 3

Функции МК в  современном обществе.

  1. информационная
  2. регулирующая
  3. культурологическая
  4. развлекательная
  5. социоцентрическая

Направленность  функций на общество :

информирующая: информирование о событиях и условиях жизни в  обществе.

Социоцентрическая: интерпретация  происходящего, поддержка существующих норм и властных отношений, социализация, координация разноплановой соц активности и формирование общественного согласия.

Культурологическая: сохранение и передача культурного наследия, выражение образцов доминирующей культуры, интерпретация субкультур и новых  культурных направлений, а также  поддержание общности.

Развлекательная: создание возможности для отдыха и развлечений, снижение социальной напряженности.

Мобилизация: организация  компаний в связи с актуальными  целями в политической, экономической  и соц сферы.

 

Индивид –  элемент группы:

Информирующая: получение информации, обучение и самообразование, получение советов и принятие решений.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Массовые коммуникации"