Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Массовые коммуникации".
Билет 1
МК: понятие, особенности, место и роль в обществе.
Естественно возникшие виды комм-и: язык, мимика и жесты.
Искусственно созданные: традиц-е средства (пресса, книга), современные средства (медиа-технологии).
МК – это систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения или идеи людей.
МК – это институализированное производство и массовое распространение символических материалом посредством передачи и накопления информации. МК – воздействие одного субъекта на массового субъекта с целью изменения его сознания и поведения путем исполнения технических средств и СМИ.
Особенности МК:
Малецкий: МК – это всеобщее не прямое, одностороннее, техническое распространение функционально-различной информации на разнообразную аудитории. В этом определении слово «всеобщее» - направленность на неограниченные и персонально-неопредленные группы получателей. «Не прямое» - происходящее на пространственной и временной дистанции между партнерами коммуникации. «Одностороннее» - отсутствует смена ролей.
Цели коммуникации: проинформировать, объяснить развлечь, описать, убедить, побудить.
Цели обсуживают потребности человека:
Условия функционирования МК:
Функции МК:
информирующая, регулирующая, культурологическая, развлекательная, социоцентрическая.
Направленность функций на общество :
информирующая: информирование о событиях и условиях жизни в обществе.
Социоцентрическая: интерпретация происходящего, поддержка существующих норм и властных отношений, социализация, координация разноплановой соц активности и формирование общественного согласия.
Культурологическая: сохранение и передача культурного наследия, выражение образцов доминирующей культуры, интерпретация субкультур и новых культурных направлений, а также поддержание общности.
Развлекательная: создание возможности для отдыха и развлечений, снижение социальной напряженности.
Мобилизация: организация компаний в связи с актуальными целями в политической, экономической и соц сферы.
Индивид – элемент группы:
Информирующая: получение информации, обучение и самообразование, получение советов и принятие решений.
Личностная идентификация: подкрепление индивидуальных ценностей, получение сведений о моделях и нормах поведения, идентификация с ценностями других, достижение понимания самого себя.
Интеграция в обществе: помощь в реализации соц ролей.
Развлечения: эмоциональная разрядка, заполнение свободного времени, уход от проблем, получение эстетического наслаждения.
Социальная значимость МК.
Заключается в соответствии с определенными соц запросами и ожиданиями, формирование общественного мнения, а также воздействие на аудиторию. Не следует считать, что целевая аудитория – пассивные поглотители информации.
Факторы воздействия целевой аудитории на создание сообщение МК:
Билет № 2
Основные направления и методы изучения массовой коммуникации
Начало исследований массовой коммуникации связывают с именем немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г. он методологически обосновал необходимость изучения прессы в социалогическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обосновал метод анализа прессы.
Огромное значение для изучения массовой коммуникации сыграла работа У. Липпмана «Общественное мнение», вышедшая в свет в 1922 г. Согласно Липпману, мышление человека сводится к реакциям в ответ на внешние стимулы. Сумма таких реакций, полученных из опыта предшествующей деятельности, формирует определенные стереотипы - иллюзорные конструкторы в сознании человека, заменяющие реальность. Поскольку большинство людей не имеют возможности самостоятельно исследовать и оценивать те или иные факты, их мышление основывается на стереотипах. Для формирования и закрепления стереотипов в создании людей достаточно поверхностных оценок различных явлений или событий. В современном мире именно СМК создают большинство стереотипов, формируя «псевдоокружающую среду», в которой живет большинство современных людей. Следовательно, по Липпману, исследуя комплексные процессы создания стереотипов, можно изучить и феномен массовой коммуникации.
В дальнейшем изучение массовой коммуникации проводилось в трех аспектах - теоретическом, прагматическом и эксперементально-прикладном.
Известные теории
построены главным образом на
функциональном подходе к пониманию
сущности массовой коммуникации, различие
заключается в обосновании
В первой группе теорий, в которых массовая коммуникация трактуется как функция политического контроля, как выражение концентрации политической власти, выделяются две подгруппы. В первой подгруппе доминирующим фактором является материально-экономический, во второй - идеологический. К первой подгруппе относится теория массового общества и варианты теории, основывающиеся на марксистском понимании СМК прежде всего как средств производства, которые в капиталистическом обществе являются частной собственностью.
Теория массового общества исходит из положения о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества, в результате чего СМК оказываются интегрированными в эти институты и, как следствие, поддерживают политико-экономический курс властных структур. Эта теория особо подчеркивает роль СМК в формировании общественного мнения. При этом отмечается двоякая роль СМК: с одной стороны, они могут манипулировать общественным мнением, с другой - помогают людям выжить в трудных условиях.
Политико-экономическая теория, в которой наиболее последовательно используются марксизма, на первое место выдвигает роль экономических факторов, определяющих функции СМК. Учитываются также политические факторы, поскольку СМК находятся в руках частных владельцев. Представителями этой теории являются английские социологи Г. Мердок и П. Голдинг. К политико-экономической теории относятся также экономико-социологическую традицию изучения массовой коммуникации и политико-социологическое направление.
Экономико-социологическая традиция изучения массовой коммуникации (Ж. Веделл, Д. Маккуэйл, Д. Келлнер, Т. Вестергаард, К. Шродер) в прцессе реализации социокультурных функций (информирование аудитории о событиях на локаль-ном, национальном и мировом уровнях, развлечения, воспитание и просвещение) выделяет цели, связанные с формированием потре-бительского поведения, стереотипов восприятия экономической реальности и образа жизни, а также рассматривает процессы производства, распределения и потребления продуктов СМК (инфор-мации, развлечения и социокультурных образцов) в обществе как нематериальных общественных или частных благ. В этом контексте СМК являются «четвертой властью» в том смысле, что не зависят от традиционных трех, не сливаются с ними, но обладают собственной «властью» над умами людей. При этом государство может выступать как арбитром, задающим правила игры участникам рыночных отношений -- продюсерам, телевизионным и радиоканалам, газетам и журналам, журналистам, рекламодателям, так и самостоятельным субъектом, участвующим от имени общества в процессе создания общественных благ, производимых СМК через общественные каналы массмедиа. Именно в этом контексте западными учеными проводится анализ тенденций коммерциализации СМК, их дерегуляции и намечающегося повторного усиления регулирования. Соответственно процессы регулирования взаимодействия СМК, общества и государства представители этого направления связывают с регулированием отношений и прав собственности на каналы массовой коммуникации.
Ко второй подгруппе относятся теория «гегемонии» и теория массовой коммуникации, построенная на основе марксистской методологии.
Теория гегемонии
СМК носит условное название, в
котором слово «гегемония»
Во второй группе наиболее значительным являются теории, раз-работанные на основе методологии структурного функционализма.
Для теорий третьей группы характерен социокультурологический подход к пониманию массовой коммуникации и роли СМК. В настоящее время этот подход явно набирает силу, что объясняется новой волной интереса к человеческой личности и общей тенденцией к гуманитаризации наук.
Теории «информационного общества» выделены в отдельную группу. Основой этих теорий является концепция постиндустриального общества, разработанная американским социологом Д. Беллом. Наиболее типичные постулаты этих теорий сводятся к следующему:
Ш информация является главным источником и средством произ-водства, а также и его продуктом;
Ш СМК являются мощным стимулом для потребления информа-ции и ее оценки, они также стимулируют коммуникативные тех-нологии, благодаря чему создаются вакансии для работы (в США до 50% работающих так или иначе связаны с процессом подготовки, переработки и распространения информации);
Ш изменения в обществе, «революционные потенции» заложены не в содержании информации, а в способах и средствах ее пере-дачи и дальнейшего ее применения (иначе говоря, не важно что, а важно как).
Рассмотренные теории массовой коммуникации при всей их вариативности главным образом ориентированы на роль СМИ. В плане прогнозирования одни ученые предсказывают усиление дифференциации власти над СМК, упадок культурного уровня общества, так как культурологическая функция никем не контролируется, и ослабление интеграции общества, поскольку оно будет привязано к своим локальным интересам. Другие, напротив, подчеркивают преимущество СМК в условиях свободного выбора информации, так как в этих условиях можно избежать централизованного давления СМК, а интеграция, хотя и сузится, в новых условиях будет более глубокой и устойчивой. Это противопоставление восходит к различию так называемых критических и административных исследований, которое было обосновано американским социологом П. Лазарсфельдом еще в 1941 г.
Идеи Лазарсфельда способствовали развитию так называемого позитивистского подхода к исследованию массовой коммуникации. Согласно данному подходу, СМИ осуществляют передачу информации аудитории с помощью «установления повестки дня». Причем СМИ специально «раздувают» какую-либо проблему, посвящая ей все свое время, искусственно возвы-шая ее над другими событиями, конструируя таким образом особую реальность. Механизмы конструирования искусственной реальности являются предметом изучения представителей данной школы.
Специалист в области массовой коммуникации Мак-Квейл дает ряд конструктивных предложений для теоретических исследований:
ь поиск сближения социального и индивидуального использова-ния коммуникации;
ь создание концепции соотнесенности информации и культуры в плане их объективных возможностей и условий функционирова-ния;
ь более тщательный анализ отношений в процессе коммуникации с тем, чтобы сбалансировать практикуемую передачу информа-ции и реальные запросы общества.
За этими предложениями
просматривается главная
Практически-прикладные методы исследования массовой коммуникации. Что касается методов исследования массовой коммуникации в практически-прикладном аспекте, то сюда можно отнести: наблюдение за массово-коммуникативными ситуациями и частными коммуникативными актами; эксперименты («полевые» и лабораторные) с участниками коммуникации; описание СМК в их историческом развитии и выявление их функций; системно-теоретический анализ коммуникативных актов или функционирования СМК в обществе.
Исследование массовой коммуникации может также использовать методы различных социогуманитарных наук, например, методы исследования фокус-групп, анкетирование и опроса аудитории СМК -- из социологии; методы беседы с коммуникаторами и реципиентами -- из социолингвистики и др.
Билет 3
Функции МК в современном обществе.
Направленность функций на общество :
информирующая: информирование о событиях и условиях жизни в обществе.
Социоцентрическая: интерпретация происходящего, поддержка существующих норм и властных отношений, социализация, координация разноплановой соц активности и формирование общественного согласия.
Культурологическая: сохранение и передача культурного наследия, выражение образцов доминирующей культуры, интерпретация субкультур и новых культурных направлений, а также поддержание общности.
Развлекательная: создание возможности для отдыха и развлечений, снижение социальной напряженности.
Мобилизация: организация компаний в связи с актуальными целями в политической, экономической и соц сферы.
Индивид – элемент группы:
Информирующая: получение информации, обучение и самообразование, получение советов и принятие решений.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Массовые коммуникации"