Шпаргалка по дисциплине "Массовые коммуникации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Массовые коммуникации".

Файлы: 1 файл

всеее билетики.doc

— 545.50 Кб (Скачать)

Личностная идентификация: подкрепление индивидуальных ценностей, получение сведений о моделях  и нормах поведения, идентификация  с ценностями других, достижение понимания  самого себя.

Интеграция в обществе: помощь в реализации соц ролей.

Развлечения: эмоциональная  разрядка, заполнение свободного времени, уход от проблем, получение эстетического  наслаждения.

 

Социальная  значимость МК.

Заключается в соответствии с определенными соц запросами и ожиданиями, формирование общественного мнения, а также воздействие на аудиторию. Не следует считать, что целевая аудитория – пассивные поглотители информации.

Факторы воздействия  целевой аудитории на создание сообщение  МК:

  1. учет психологии восприятия аудиторией сообщений
  2. определение реального облика сообщений, последствия в виде собственных действий.

 

Билет 4

Особенности протекания психических процессов в МК.

Высшие психические  процессы:

-восприятие

-внимание

-воображение

-память

-мышление

-речь

Без участия психических  процессов человеческая деятельность невозможна. Они выступают как  неотъемленные моменты любой  деятельности.

Восприятие – это  целостное отражение предметов, ситуация, явлений, возникающих при  непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ совершается в рецепторах, далее происходит аналитическо-синтетическая деятельность мозговых отделов анализаторов.

В отличии от ощущений в процессах восприятия формируется образ целостного предмета, по средствам отражения всей совокупности его свойств.

 

Особенности восприятия:

  1. обобщенность, как высшее проявление осознанности восприятия
  2. в акте восприятия появляются взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида
  3. в восприятии отражаются предметы отражающего мира в совокупности различных частей и свойств
  4. восприятия преобразуют информацию, поступающею из внешней среды, при этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление и эмоции.

В процессе восприятия первично включается органы чувств, которые  передают информацию в центр ее обработки (мозг). И в зависимости от степени  развития человека, происходит процесс  узнавания.

Полное восприятия предметов возникает как результат сложной аналитическо-синтетической работы, при которой выделяются существенные признаки и тормозятся несущественные. Воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной объект, сознание необходимости или обязанности воспринимать его, волевые усилия направленные не тог, чтобы добиться лучшего восприятия. И это известно интересный доля нас предмет будет восприниматься более активно, а безразличный можно даже и не заметить.

Восприятие: глубины, направления  и скорости движения, времени, пространства. В восприятии предмета задействовано  внимание и направленность.

 

Внимание – это особое свойство человеческой психики, избирательная направленность сознания и выполнение определенной работы. При этом внимание не существует самостоятельно, оно невозможно без мышления, восприятия, работы памяти.

Формы проявления внимания могут быть различны:

-направлено на работу  органов чувств

- на процессы запоминания,  мышления или двигательную активность.

Типы внимания: непроизвольные, произвольные, послепроизвольные.

Свойства (параметры) восприятия:

  1. концентрация внимания: выражается в степени сосредоточенности на объекте.
  2. устойчивость: характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течении неопределенного времени.
  3. объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов.
  4. распределение: способность одновременного выполнения нескольких видов действий.
  5. переключение внимания: это способность меня направленность внимания, переходить от одного вида деятельности к другому.

 

Законы внимания:

  1. апперцепции (восприятия) – уровень внимания не является величиной постоянной. Он все время колеблется. Уровни внимания зависит от:
    • общей направленности личности к конкретному предметы
    • запаса знаний
    • настроения
    • физического и психического состояния
    • массы внешних фактов
  2. установки – уровень внимания повышается в условиях приспособленности организма к лучшему восприятию и регулированию, а установка появляется при неоднократном повторении ситуации.
  3. 4 составляющих: устойчивость, объем внимания, распределение, переключение. Главный фактор привлечения внимания в процессе МК является оперирование к основным или низшим потребностям человека.

 

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания (Рубенштейн).

Виды памяти:

  1. по времени сохранения материала: кратковременная, долговременная, оперативная.
  2. по преобладающему в процессах запоминания (сохранение и воспроизведение материала анализатору): двигательная, зрительная, слуховая, словесно-логическая.
  3. по характеру целевой деятельности: произвольная, непроизвольная.

 

Кратковременная - это память, в которой сохранение материала ограниченно определенным периодом времени.

Долговременная – рассчитана на длительный срок хранения информации, заранее не определенный период. Для пользования долговременной памятью требуется волевые усилия для воспоминания.

Оперативная - занимает промежуточные положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материалов в течении заранее определенного срока. На то, чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить все, что нужно.

Двигательная – это запоминание и сохранение, и воспроизведение разнообразных движений.

Зрительная (эйдетическая) – воспроизведение, сохранение образов.

Словесно-логическая – память, при которой запоминается и воспринимается  общий смысл событий.

 

Процесс памяти: запоминание, хранение, воспроизведение, забывание.

Запоминание имеет 3 формы:

  1. запечатление – это кратковременные и долговременное сохранение материала, предъявляемого несколько раз на несколько секунд.
  2. непроизвольное запечатление – сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого повторяемого материала.
  3. преднамеренное запоминание (заучивание) – запоминание с целью сохранения материала в памяти.

 

Индивидуальные  различия в процессе памяти:

  1. объем памяти
  2. успех запоминания (от осмысленной деятельности)
  3. точность запоминания и воспроизведения
  4. прочное запоминание.

 

 

Билет 5

Структура личности как база восприятия и обработки  информации и главный барьер на пути влияния МК.

Личность – это человеческий индивид, как субъект межличностных и соц отношений, а также сознательной деятельности.

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно их называют чертами личности.

  1. биологический – возрастные, половые свойство психики, а также врожденный тип нервной системы и темперамент.
  2. индивидуальные особенности психических процессов – индивидуальные проявления памяти, восприятии, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки и совершенствования в процессе развития.
  3. индивидуальный соц опыт – приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Формируются только в процессе обучения и имеет соц характер.
  4. направленность – включает влечения, желание, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения и мировоззрения. Формируется только под влиянием воспитания обществом. Отражает идеологию той группы, в которую включен человек.

 

Существует различные  теории личности, но самый главный  уровень 4 (направленность). Личность формируется  в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Источником активности личности (коммуникации с отражающим миром) могут быть различными:

  1. инстинктивные побуждения человека – они даны от рождения, передаются по наследству и никогда не меняются (Фред, психоанализ)
  2. неофредийзм (Юнг, Фроли) – главная движущая сила человека – сексуальное влечение. Нереализованное сексуальное влечение трансформируется в другое влечение (власть).
  3. Рубенштейн – активность личности привлекается через потребности, интересы, мотивы деятельности, а также мировоззрение.

 

Стремление – это первичное побуждение, чувственное переживание потребности тяготение к определенному объекту. В зависимости от меры сознания стремления, оно будет выражаться в виде влечения (подсознательно) или желания (осознанно).

Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой нуждой к объекту, необходимому для его существования и развития, и выступающее источником ее активности. Потребность выступает как такое состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определенная направленность мышления, чувства воли человека. Человеческие потребности формируются и видоизменяются под воздействием общества. Потребность зависит от предметно-общественного содержания деятельности человека. Существуют разные теории классификации потребностей.

1 теория:

1) базовые:

1. биологические –  по полу, возрасту, принадлежности  к расе

2. материальные – деньги, комфортное жилье, машина и  т.д.

3. социальные – общение,  самоидентификация личности.

4. духовные – вера, стремление к прекрасному.

2) ценностно-ориентированные:

1. разумные и неразумные (извращенные)

2. истинные и ложные

3. прогрессивные и  регрессивные

 

Маслоу:

(базовые):

- физиологические –  еда, вода, сон

- безопасность

- социальные контакты  – желание принадлежать к какой-л  группе

- признание (уважение  вас другими людьми)

(высшее – реализуются  до конца жизни):

- познавательная –  знать, уметь, читать

- эстетическая

- самоактуализация –  актуален для самого себя, достижение  цели.

 

Стремления порождают  потребности.

Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов, которые им отвечают.

Наличие потребности  составляет необходимую предпосылку  любой деятельности, однако потребность  сама по себе не способна предать деятельности направленность. Направленность деятельности придает мотивация. Мотивы формируются из потребностей.

Мотив –это убеждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.

Причина лежащая, в основе выбора действий и поступков –  совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Мотивы могут быть как осознанные, так и неосознанные. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Жак Нютен предложил классификацию осознанных мотивов:

  1. мотивы, связанные с собственной личностью
  2. мотивы саморазвития и самореализации
  3. мотивы общения
  4. мотивация работы, активности разного рода
  5. мотивация познания
  6. мотивация связанная с отдыхом и досугом
  7. мотивация приобретения, владения и обладания.

Одним из видом мотивационных  образований является интерес.

 

Интерес -  это форма побуждения в активности со стороны мотивов, удовлетворения, которое связано не с результатом, а с процессом, ориентированны м на окружающий мир деятельности. Есть определенные препятствия для активной коммуникации – это коммуникативные барьеры.

Коммуникативные барьеры – это помехи препятствующие контакту между коммуникатором и реципиентом, адекватному приему, пониманию и усвоению сообщение в процессе коммуникации.

Виды:

  1. технический
  2. психофизический (связаны с сенсорными особенностями восприятия сигналов человеком, а также с ограниченными возможностями человеческого мозга к запоминанию и переработки информации).
  3. семантические (несоответствие кодов, используемых коммуникатором и реципиентом, начиная различным толкованием отдельных знаков и кончая полным незнанием реципиента языка общения).
  4. психологические (связаны с отрицательными установками реципиента на коммуникатора, на канал и способ  сообщения, форму или содержание сообщение, личные свойства реципиентов, отсутствие мотивов и интересов).
  5. социальные (принадлежность коммуникатора и реципиента к различным группам).
  6. культурные (межнациональные).

Психологическим барьером для успешной коммуникативной связи  может стать сама личность, ее соц тип.

 

 

 

Билет 6

Понятие установки. Механизмы изменения, установок  в процессе МК.

Возможности управления массовым сознание и поведением связано  с действием целого ряда элементов, лежащих в сфере бессознательного. Наиболее значимые из них с точки зрения массового влияния – это установки и стереотипы.

Установка – это состояние внутренней готовности субъекта реагировать определенным образом на объекты действительности или информацию о них.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Массовые коммуникации"