Шпаргалка по дисциплине "Массовые коммуникации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Массовые коммуникации".

Файлы: 1 файл

всеее билетики.doc

— 545.50 Кб (Скачать)

Узнадзе: установка – предшествующая любым психическим или поведенческим актам человека, готовность совершать их адекватно в данной ситуации; реакция человека на ситуацию зависит не только от самой ситуации, но и от его внутренней неосознаваемой им самим предрасположенностью реагировать определенным образом.

 

Благодаря установке человеку не нужно каждый раз заново определять в чем состоят его потребности в данный момент и выбирать лучшие способы их удовлетворения. Все это уже зафиксировано на основе прошлого опыта в установке. Помимо его собственного соц опыта личности установка может быть продуктом стихийной или целенаправленной коммуникацией. Особенно тех видом МК, которую предлагаю высокую степень сопереживания происходящим событиям. Большинство установок приобретается человеком в готовом виде из соц опыта других и культуры в целом.

 

Массовое сознание крайне редко стремится выработать отношение  к соц и политическим явлениям. Оно предпочитает получать его в  готовом виде из СМИ. Особенно прочное  положение в массовом сознании занимают расовые, этнические и конфессиональные (религиозные) установки.

Функции установки (в процессе познания и мотивации поведения):

  1. познавательная – регулирует процесс сознания
  2. аффективная – стимулирует эмоции
  3. оценочная – формирует оценки
  4. поведенческая – направляет поведение

*Прадокс Лапьера, когда одни установки подавляют другие.

 

Функции барьера – сформированная в сознании человека установка не допускает в него информацию, которая могла бы ей противоречить.

Негативная установка  – нет нечего положительного.

Функция барьера придает  установке особую устойчивость, делая бесполезные попытки переубедить человека.

Ставя перед собой  задачу управления массовым сознанием  и поведением следует использовать для достижения цели уже имеющиеся  установки, в ряде случаев попытаться сформулировать на их основе новые  и не тратить большие усилия на попытки сломать или разрешить существующие установки.

Более сложную структура  имеет стереотип.

 

 

Билет 7

Понятие стереотипа. Роль стереотипов в процессе МК.

Липпман: стереотип (твердый отпечаток чего-либо) - это устойчивый малозависимый от эмпирического познания образ окружающих предметов или вялений, формирование в сознании образа предмета всегда включает элемент стереотипизации (это определенная степень упрощения, выделение значимым или вытеснения неважных для субъекта сторон и характеристик предмета).

Стереотип состоит  из 2 компонентов:

  1. когнитивный образ обеспечивает предрасположенность субъекта к восприятию массовой информации.
  2. инструментально-практическая установка – она отвечает за создание контекста оценивания информации и внутреннею готовность субъекта к последующим действиям; при условии доминирования под когнитивным образом, человек начинает воспринимать только то, что он хочет видеть; в итоге истина становится неотличимой от лжи, убеждение перерастают в предубеждения, а люди превращаются в толпу (обезличенную и манипулируемую).

 

4 функции стереотипа (Тэджфепп):

1. когнитивная (селекция  соц информации, схематизация и  упрощение)

2. ценностно-защитная (создание  и поддержание положительного  «Я-образа»)

    Групповой уровень

  1. идеологизирующая (формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы).
  2. идентифицирующая (создание и поддержание положительного «Мы-образа»).

 

4 особенности  стереотипа:

1. стереотип всегда  проще, чем реальность

2. люди приобретают  стереотипы, а не формируют их  сами, на основе личного опыта.

3. стереотипы ложны  в большей или меньшей степени

4. стереотипы живучи  и очень устойчивы.

 

Устойчивость образам  придает особенности процесса их формирования. Во-первых, основным источником стереотипов чаще всего становится соответствующие образы, подобранные сообщениями СМИ. Устойчивость стереотипу придает его непосредственная связь с установкой, которую определенным образом защищает стереотип от возможной трансформации.

Доверять стереотипам крайне опасно, т.к. он подает информацию в легкой и удобной форме, а эта информация часто далека от реальности и способна дезориентировать человека.

Виды стереотипов: 1. автостереотипы – о себе; 2. гетеростереотипы – представление о других.

 

Стереотипы:

-поведения – это  устойчивое регулярно повторяющееся  поведение со культурной группы, которая зависит от функционирующей  в этой группе ценностно-нормативной  системы.

-сознания – создают  модели поведения, а стереотипы  поведения внедряют эти модели в жизнь.

Оба этих стереотипа находятся  в тесной связи друг с другом.

 

Стереотип формируется  по воздействием 2-х факторов:

1 бессознательная коллективная  переработка информации и индивидуально-социокультурной  среды.

2. целенаправленное идеологическое воздействие с помощью СМИ.

 

Еще 2 особенности  стереотипа:

  1. стереотипы изменяются в зависимости от соц-политических изменений, но крайне медлен.
  2. стереотипы усваиваются очень рано и используются задолго до возникновения собственных, ясных представлений о предмете.

Сила стереотипов в  автоматизации мышления, которая  помогает без затруднения давать оценку, о которой мы не имеем  представления.

 

 

 

Билет 8

Роль СМИ  в формировании и управлении массовым сознанием

Приоритетная роль СМИ  в современном обществе связана  не только с появлением высокоэффективных технических средств  и научных  методов  воздействия на людей, программирования  их поведения,  но и с разрушением преимущественно стихийных   и не  контролируемых властями традиционно-общинных, церковных, семейных,    родственных,   соседских   и   тому    подобных коммуникаций,   ограничивающих  возможности  манипулятивного влияния  масс-медиа. На протяжении многих веков такого  рода общение  людей  служило  важным  источником  информации,  ее оценки  и  выработки коллективного мнения.  Индустриализация общества,     а     также    сознательное    культивирование неототалитарными       режимами       индивидуализма       и противопоставления  разных общественных  групп  -  мужчин  и женщин,   стариков   и  молодежи,  различных   региональных, религиозных, этнических, сексуальных и других групп  привели к   разрушению   традиционных  коммуникаций   и   атомизации cp`fd`m. Тех самых граждан, подавляющее большинство которых получает сегодня политическую и социальную информацию  почти исключительно   от  электронных  СМИ  и,  главным   образом, телевидения. Известно, что современный человек, в отличие от своих  отцов  и  дедов, очень редко находит возможность  для обычного  общения и, тем более, политических коммуникаций  с окружающими и часто - особенно в больших городах-мегаполисах - даже не знаком с соседями по дому.  СМИ  и другие институты социализации влияют на сознание и  поведение людей не только через информацию об  окружающем мире, но и путем изменения самого человека: его менталитета, ценностных  ориентаций, потребностей и  интересов,  а  также формирования  общественного  мнения,  нравов  и  морали.   В условиях  неототалитаризма СМИ,  а  также  другие  институты социализации создают те ценностные магнитные полюса, которые структурируют  поведение граждан в нужных для власть  имущих направлениях.   Таким  положительным  -   с   точки   зрения официальной пропаганды - ценностным полюсом и на Западе, и в современной       России      являются      потребительство, материалистически  определяемый  высокий  социальный  статус (богатство и власть  - его основные критерии),  успех как повышение  социального ранга, обладание престижными  вещами, презрение   к   неудачникам.  Система  идей   и   ценностей, основанная   на  потребительстве,  вещизме,  статусности   и индивидуализме, изо дня в день внушаемая с помощью рекламы и других   средств,   выступает  своего   рода   “политической религией” информационного тоталитаризма. Божествами же здесь служат   золотой  телец  и  престижное  место  в  социальной иерархии, что в известной мере заменяет собой культ вождя.  С  помощью  искусных методов психологического  и  иного0 воздействия, а также многократных повторений, в  современном обществе  формируется  потребительское  индивидуалистическое мировоззрение. 

 

Билет № 9 и 10

Психологические аспекты взаимодействия составных  частей массовой коммуникации. Особенности  аудитории массовой коммуникации

Типология аудитории. Сегментации аудитории

 

Массовые  аудитории. Создание и потребление массовой информации непосредственно взаимосвязано с психологическими процессами восприятия и усвоения. Главную роль в процессе ее потребления играют аудитории -- непосредственные потребители этой информации.

Аудитории могут  быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации.

Особенности аудитории  во многом зависят от ее социально- демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация и др.). Также при приеме массовой информации поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер (уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д.). О значимости самой массовой информации и источника ее передачи часто говорят количественные параметры аудитории: чем больше аудитория, тем более важна информация и значим источник.

В основе типологизации  аудитории лежит возможность  доступа групп населения к конкретным источникам информации. На этом основании можно выделить следующие типы аудиторий: условные и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются CMИ); регулярные и нерегулярные; реальные и потенциальные (кто действительно является аудиторией данного СМИ и кто имеет к этому СМИ доступ).

Анализ аудиторий, как правило, осуществляется по двум направлениям: по форме потребления  информации разными социальными  общностями; по способам оперирования полученной информацией.

В процессе потребления  социальной информации различают несколько стадий взаимодействия аудиторий с информацией: контакт с источником (каналом) информации, контакт с самой информацией, прием информации, освоение информации, формирова-ние отношения к информации.

По доступу  к источнику информации и самой информации все население делится на аудиторию и не-аудиторию. Причем не-аудитория бывает: абсолютной (кто вообще не имеет доступа к СМК, таких людей уже мало) и относительной (кто имеет ограниченный доступ к СМК -- нет денег на газеты, компьютер и т.д.)

Продукция СМК, формально доступная большинству  населения, потребляется по-разному. Так, фран-цузский социолог А. Турэн выделил  четыре культурно-информаци-онные страты современного общества:

- низший уровень  -- представители уходящих в прошлое форм об-щественной жизни, периферийные по отношению к современ-ному информационному производству, фактически исключен-ные из сферы потребления массовой информации (иммигранты из развивающихся стран, представители пожилого населения, деградирующие сельские общины, люмпены, безработные и т.д.);

 

- низко квалифицированные  рабочие (в основном ориентирова-ны  на развлекательную продукцию);

- активные потребители  продукции СМК -- служащие, ориентиро-ванные  на вышестоящих начальников, исполняющие  чужие ре-шения (сюда относятся журналисты и пиармены); «технократы» (управленцы, производители новых знаний и цен-ностей, сочетающие профессиональные интересы и аристокра-тическое искусство).

Важнейшим показателем  уровня подготовленности аудитории  является ее информированность. Степень информированности может варьироваться от полной информированности до ной неинформированности. В настоящее время наблюдается повышение уровня информированности аудитории благодаря таким факторам, как повышение уровня образования; потребность в повышении информированности населения в силу достижений научно-технического прогресса во всем мире и изменений в профессиональной деятельности; активное участие индивидов и социальных групп в общественно-политической жизни.

В целом потребление  массовой информации представляет собой сложный и психологически активный процесс, дифференци-рующий аудиторию в соответствии с социально-демографическими, культурными, экономическими и другими характеристиками. Именно процесс потребления массовой информации сопряжен с тем, что сами аудитории производят массовую социальную инфор-мацию как направленную по определенным каналам (например, письма или запросы в СМИ или органы управления), так и «неканализированную» (диффузную), циркулирующую в слабо структури-рованных сетях межличностной коммуникации (слухи, разговоры и т.д.).

  Особенности аудитории  МК

  1. Устойчивость - работа средств массовой информации рассчитана на регулярный контакт с аудиторией. Этому способствует система распространения информации: подписка на печатные издания на длительный срок, покупка радио- и телеприемников, которые позволяют длительно «абонировать» эфирную информацию.

 

  1. Заинтересованность - опрашиваемые гораздо чаще объясняют характер своих взаимоотношений с источниками массовой информации не долгом или обязанностью, а «просто интересом».

 

  1. Выборочность – каждый выбирает себе СМИ по своим интересам

 

  1. Потребность в получении новой информации

 

  1. Номинальность – вся аудитория МК поделена на группы по возрасту, полу, образованию, ценностям и т.д.

 

  1. Однородность – одномерность, одинаковость общества

 

 

Билет 11

Характеристика  аудитории отдельных каналов  массовой коммуникации (телевидения, печати, Интернета) Оценка границ влияния каналов  на аудитории.

На основе полученных мной данных, можно сделать следующие выводы: люди не перестают читать газет (из всех опрошенных мной людей, все читают газеты), чего не скажешь о радио (только половина опрошенных мной людей слушают радио), как я думаю, это связанно с тем, что радио в основном слушают автомобилисты, так как это самое удобное СМК в процессе вождения, и в основном под определение «автомобилист» попадают люди среднего возраста, газеты же, большая половина которых перешла в интернет удобно читать в любое время суток и практически в любой обстановке. Также нужно отметить то, что среди газет лидируют три издания: «Аргументы и факты», «Ведомости», «Студенческий город», отсюда можно сделать вывод, что аудитория предпочитает читать серьезные издания, которым можно доверять, и аудитории уже просто не интересно читать «желтую» прессу, которой ее «пичкали» многие годы. Что касается «Студенческого города», то эта газета нацелена на молодежь (студенты), и практически каждый опрошенный мной студент читает эту газету.

Лидирующие позиции  в радио занимают такие радиоволны как: «Авторадио», «Шансон» и «Русское радио». Отсюда можно сделать вывод, что люди  предпочитают слушать одновременно и развлекательные и информационные радиостанции, где короткие блоки новостей сменяются музыкой. Слушателями «Авторадио» являются люди среднего возраста и преимущественно мужчины, это связанно с тем, что «Авторадио» в основном слушают водители, так как слушая его они могут узнать как лучше всего добраться до того или иного места. Слушателями радио «Шансон» также являются преимущественно мужчины, но уже всех возрастов (от студентов до пенсионеров). Связано это скорее всего с тем, что мужчинам нравится слушать подобного рода музыку, так как все мы знаем, что pop-музыку мужчины в основном не слушают. Слушателями «Русского радио» являются люди всех возрастов, преимущественно женщины, это связано со стилем музыки присутствующей на этом радио. Люди среднего возраста также предпочитают слушать радио «Ретро», музыка данной радиостанции напоминает людям о их молодости, о прошлом. Основными передачами на радио по степени популярности являются: музыка, прогноз погоды, встречи с интересными людьми, курсы валют. Последнее скорее всего временно и связано с кризисом.

Телевизор, в свою очередь, смотрят более половины опрошенных мной. Лидирующие позиции занимают ОРТ и РТР, их смотрят люди всех возрастов, так как программа этих каналов включает в себя разнообразный поток информации (информационные программы, художественные фильмы, развлекательные программы, документальные фильмы, аналитические программы), который может быть интересным людям разных возрастов. Такие каналы как ТНТ и СТС смотрят в основном люди среднего возраста и молодежь.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Массовые коммуникации"