Массовая коммуникация как массовое явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:25, лекция

Краткое описание

Массовая коммуникация – совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Файлы: 1 файл

ВОПРОС №1.doc

— 43.50 Кб (Скачать)

 

 Массовая коммуникация как социальное явление

Массовая коммуникация – совокупность открытых, упорядоченных  процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному  регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения  определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей[10].

Массовая коммуникация характеризуется: рассредоточенностью аудитории; наличием широкомасштабных коммуникативных процессов, осуществляющихся с помощью технических средств; передачей информации одновременно по различным каналам массового информирования (книгопечатание, издание газет и журналов, радио- и телетрансляции, глобальные компьютерные сети); принципиальной доступностью информации всем желающим.

Массовая коммуникация активно используется для манипулирования  сознанием людей (аудитории). Большинство  исследователей массовой коммуникации полагает, что ее характер и цели как орудия идейно-политической борьбы, управления, пропаганды, распространения культуры, рекламы определяются социальной природой общества.

В интерактивной массовой коммуникации принцип интерактивности означает отказ (по крайней мере, декларируемый публично) от понимания коммуникации в терминах отношений субъект – объект. В интерактивной коммуникации инициатор сообщения является таким же полноправным участником коммуникации, как получатель сообщения, хотя в реальности получатель сообщения в зависимости от стратегии инициатора может рассматриваться, например, не более чем в качестве объекта манипулирования, при этом у него создается или сохраняется иллюзия "равноправия".

Интерактивный тип массовой коммуникации в информационном пространстве предопределяет целенаправленное активное отношение к информации, организацию информационного обмена между различными субъектами с установкой на непрерывно длящуюся коммуникацию с другими субъектами информационного процесса. В коммуникации, опирающейся на принцип интерактивности, сообщение выступает как форма, провоцирующая различные смысловые содержания.

Субъекты массовой коммуникации – субъекты, участвующие в массовом информационном обмене с использованием современных средств электросвязи и информационно-телекоммуникационных систем. Состав субъектов массовой коммуникации в информационном обществе по сравнению с предшествующим – индустриальным и частично – постиндустриальным (переходным к информационному) можно представить по табл. 1.

Субъекты коммуникации

Общество

Индустриальное

Информационное

Государство (в  целом)

+

 

Государственные структуры, ведущие относительно самостоятельную  информационную политику (в странах, государственное устройство и законы которых это позволяют).

+

+

Экономические субъекты, относящиеся в масштабах  территории (сферы) своей деятельности к крупным, то есть обладающие ресурсами, достаточными для проведения самостоятельной информационной политики или существенного влияния на нее в масштабах сферы своих интересов.

+

+

Субъекты гражданского общества (политические и общественные партии, движения и т.д.).

+

+

Средства массовой информации как юридические лица, применительно к информационной политике – редакции СМИ.

+

+

Профессиональные  медиа-группы – группы (сообщества), объединенные общей профессиональной деятельностью/интересами (в том числе выделяющиеся в рамках более крупных структур, например – организаций) и ведущие в информационном пространстве самостоятельную информационную деятельность.

-

+

Медиа-персоны – лица (прежде всего, рядовые граждане), использующие информационное пространство для актуализации в нем своих частных интересов на уровне массовой коммуникации.

-

+


 

 

Роль и функции  массовой коммуникации в системе  общественно-политических отношений

В системе социально-политических отношений современного общества процессы массовой коммуникации являются важнейшим  средством воздействия субъекта на объект и элементом реализации процесса государственного управления. Роль массовой коммуникации в обществе заключается в предоставлении субъектам информационной деятельности возможности оказывать управляющее воздействия на массовое сознание. Как справедливо указывает видный российский ученый, доктор социологических наук Е.П. Тавокин, "все законы, указы, приказы, постановления, распоряжения, а также все те сведения, которые распространяются в обществе, представляют собой информационное воздействие на массовое сознание… Основной структурой, которая реализует это воздействие, является массовая коммуникация. … Массовая коммуникация – система распространения информации … с целью … активного воздействия на представления, оценки, мнения и поведение людей, на общественное сознание людей".

Функции массовой коммуникации:

1. Интегрирующая. В рамках данной функции массовая коммуникация объединяет в единую пространственно-коммуникативную и социокультурную среду различные виды человеческой деятельности и занимающихся ими субъектов, в том числе, как отдельных людей, так и целые государства, народы и международные коалиции, и транснациональные корпорации.

2. Коммуникативная. Массовая коммуникация создает особую среду трансграничной, интерактивной и мобильной активности различных субъектов деятельности, в рамках которой они осуществляют информационный обмен.

3. Актуализирующая. Именно благодаря использованию технологий массовой коммуникации появляется возможность осуществлять управляющее воздействие на массовое сознание и актуализировать различными субъектами деятельности свои жизненно важные интересы в информационно-психологическом пространстве посредством реализации ими информационной политики.

4. Геополитическая. Массовая коммуникация формирует собственные ресурсы и изменяет значимость традиционных ресурсов, создавая новую среду геополитических отношений и конкуренции.

5. Социальная. Массовая коммуникация трансформирует состав общества и изменяет характер и содержание социально-политических (общественных) отношений во всех сферах – политике, культуре, науке, религии и других.


Информация о работе Массовая коммуникация как массовое явление