Язык (средство общения)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:33, реферат

Краткое описание

Будучи в первую очередь средством выражения и сообщения мыслей, Я. самым непосредственным образом связан с мышлением. Не случайно единицы Я. (слово, предложение) послужили основой для установления форм мышления (понятия, суждения). Связь Я. и мышления трактуется в современной науке по-разному. Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой мышление человека может совершаться только на базе Я., поскольку само мышление отличается от всех других видов психической деятельности абстрактностью (абстрактными понятиями).

Файлы: 1 файл

Русский язык.docx

— 30.77 Кб (Скачать)

Язык (средство общения)

 

 

Язык, стихийно возникшая  в человеческом обществе и развивающаяся  система дискретных (членораздельных) звуковых знаков (см. Знак языковой), предназначенная для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Признак стихийности возникновения и развития, а также безграничности области приложения и возможностей выражения отличает Я. от так называемых искусственных, или формализованных, языков, которые используются в других отраслях знаний (см. Искусственные языки, Информационные языки, Язык программирования, Информационно-поисковый язык), и от различных систем сигнализации, созданных на основе Я. (азбука Морзе, знаки уличного движения и др.). По признаку способности выражать отвлечённые формы мышления (понятие, суждение) и связанному с этой способностью свойству дискретности (внутренней членимости сообщения) Я. качественно отличается от т. н. Я. животных, представляющего собой набор сигналов, передающих реакции на ситуации и регулирующих поведение животных в определённых условиях. Сообщение животных может быть основано только на непосредственном опыте. Оно неразложимо на различительные элементы и не требует речевого ответа: реакцией на него служит определённый образ действий. Владение Я. составляет одну из важнейших черт, выделяющих человека из мира животных. Я. есть в одно и то же время условие развития и продукт человеческой культуры.

 

Будучи в первую очередь  средством выражения и сообщения  мыслей, Я. самым непосредственным образом  связан с мышлением. Не случайно единицы  Я. (слово, предложение) послужили основой  для установления форм мышления (понятия, суждения). Связь Я. и мышления трактуется в современной науке по-разному. Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой мышление человека может совершаться только на базе Я., поскольку само мышление отличается от всех других видов психической  деятельности абстрактностью (абстрактными понятиями). Вместе с тем результаты научных наблюдений врачей, психологов, физиологов, логиков и языковедов показывают, что мышление происходит не только в абстрактно-логической сфере, но и в ходе чувственного познания, в пределах которого оно осуществляется материалом образов, памяти и воображения; мышление композиторов, математиков, шахматистов  и т. п. не всегда выражается в словесной  форме. Начальные этапы процесса порождения речи (т. н. интенция) тесно  связаны с различными невербальными (несловесными) формами мышления. По-видимому, мышление человека представляет совокупность различных типов мыслительной деятельности, постоянно сменяющих и дополняющих  друг друга, а словесное мышление — лишь главный из этих типов. Поскольку  Я. тесно связан со всей психической  сферой человека и выражение мыслей не составляет его единственного  назначения, он не тождествен мышлению.

 

Связь с отвлечённым мышлением  обеспечивает Я. возможность, осуществляя  коммуникативную функцию, передавать любую информацию, в том числе  общие суждения, сообщения о предметах, не присутствующих в ситуации речи, о прошлом и будущем, о фантастических или просто не соответствующих действительности ситуациях (ср. ложные высказывания). С другой стороны, благодаря наличию в Я. знаковых единиц (слов), выражающих отвлечённые понятия, Я. определённым образом организует знания человека об объективном мире, расчленяет их и закрепляет в человеческом сознании. В этом состоит вторая основная (после коммуникативной) функция Я. — функция отражения действительности, т. е. формирования категорий мысли и, шире, сознания. Взаимообусловленность коммуникативной функции Я. и его связи с сознанием человека была указана К. Марксом: "Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 29). Наряду с двумя основными Я. выполняет ряд других функций: номинативную (наименование объектов действительности), эстетическую (ср. эстетическое воздействие поэтического слова), магическую (культовую, ритуально-религиозную), эмоционально-экспрессивную (выражение эмоциональных реакций), апеллятивную (воздействие на адресат) (см. Функция в языкознании).

 

Различаются две формы  существования Я., соответствующие  противопоставлению понятий "язык" и речь. Я. как система имеет  характер своеобразного кода; речь является реализацией этого кода. Речь может рассматриваться в  статическом аспекте — как  текст, и в динамическом аспекте  — как речевая деятельность, представляющая собой форму социальной активности человека. Я. обладает специальными средствами и механизмами для образования  конкретных речевых сообщений. Действие этих механизмов (например, отнесение  имени к конкретному предмету) позволяет "старому" Я. прилагаться  к новой действительности, создавая речевые высказывания. Как одна из форм социальной активности речь (речевая  деятельность) обладает признаками сознательности (намеренности) и целенаправленности. Без соотнесения с определённой коммуникативной целью предложение  не может стать фактом речи (речевого общения). Коммуникативные цели, имеющие  универсальный характер, разнородны (сообщение некоторого суждения, запрос о получении информации, побуждение адресата к действию, принятие на себя обязательства и пр.). Некоторые  действия, поступки немыслимы без  речевых актов (обещание, извинение, поздравление и пр.). Речь необходимо участвует и во многих других видах  социальной активности. Все формы  литературной деятельности, пропаганда, полемика, спор, договор и др. возникли на базе Я. и осуществляются в форме  речи. При участии речи происходит организация труда, а также многих других видов общественной жизни  людей.

 

Я. обладает лишь ему свойственными  чертами, делающими его уникальным явлением. В той и другой форме  существования Я. выделяются национально-специфические  и универсальные признаки. К числу  универсальных относятся все те свойства Я., которые соответствуют общечеловеческим формам мышления и видам деятельности. Универсальны и те свойства Я., которые позволяют ему осуществлять своё назначение (наличие различительных элементов формы и значения, дискретность), а также те его характеристики, которые возникают как следствие единых для всех языков закономерностей развития (например, асимметрии в отношении формы и содержания). К числу национально-специфических относятся конкретные особенности членения, выражения и внутренние организации значений.

 

Совпадение структурных  черт объединяет языки в типы (ср. флективные, агглютинативные и другие языки). Близость материального инвентаря единиц, обусловленная общностью происхождения, объединяет языки в группы, или семьи (индоевропейская, тюркская и другие семьи языков). Структурная и материальная общность, сложившаяся в результате языковых контактов, объединяет языки в языковые союзы (ср. балканский языковой союз).

 

Знаковая природа Я. предполагает наличие в нём чувственно воспринимаемой формы — плана выражения, и  некоторого чувственно не воспринимаемого  смысла — плана содержания, материализуемого при помощи этой формы. Звуковая материя (см. Звуки речи)является основной и первичной формой выражения смысла. Существующие виды письменности (кроме иероглифической; см. Письмо) — лишь транспозиция звуковой формы в зрительно (или осязательно) воспринимаемую субстанцию. Они являются вторичной формой плана выражения. Поскольку звуковая речь развёртывается во времени, она обладает признаком линейности, который обычно сохраняется и в формах письменности.

 

Связь между сторонами  языкового знака — означающим и означаемым — произвольна: то или  другое звучание не предполагает с  необходимостью строго определённого  значения, и наоборот. Произвольностью  знака объясняется выражение  в разных языках разными звуковыми  комплексами одного и того же или  сходного значения (ср. русское "дом", английское house, французское maison). Поскольку слова родного языка вычленяют понятия, разграничивают их и закрепляют в памяти, связь между сторонами знака для носителей языка не только прочна, но и естественна, органична.

 

Способность соотносить звук и значение составляет существо Я. Материалистический подход к Я. подчёркивает неразрывность связи значения и звучания и в то же время её диалектически противоречивый характер. Естественно развивающиеся языки (в отличие от искусственных кодов) допускают варьирование звуков, не связанное с изменением значения, а также изменение значения, не влекущее за собой с необходимостью варьирования звучания. В результате этого одному значению могут соответствовать разные последовательности звуков (т. н. гетерофония, см. Синонимы), и одному звучанию — разные значения (т. н. гомофония, см. Омонимы). Асимметрия в соотношении звуковой и смысловой сторон языковых знаков не препятствует коммуникации, поскольку арсенал средств, выполняющих смыслоразличительную роль, состоит не только из постоянных, образующих систему Я. единиц, но и из множества переменных, которыми пользуется человек в процессе выражения и понимания некоторого содержания (порядок следования единиц Я., их синтаксическая позиция, интонация, ситуация речи, контекст, паралингвистические средства — мимика, жесты и др.).

 

В большинстве языков выделяется следующий ряд звуковых единиц: фонема (или звукотип), в которой слиты акустические черты (дифференциальные признаки фонемы) благодаря единству (симультанности) произношения; слог, объединяющий звуки выдыхательным толчком; фонетическое слово, группирующее слоги под одним ударением; речевой такт, объединяющий фонетические слова при помощи ограничительных пауз, и, наконец, фонетическая фраза, суммирующая такты единством интонации.

 

Наряду с системой звуковых единиц существует система знаковых (двусторонних) единиц, образуемая в  большинстве языков морфемой, словом, словосочетанием и предложением. Благодаря наличию в Я. значимых единиц, различные комбинации которых  создают высказывания, а также  вследствие теоретической неограниченности объёма предложения из конечного  набора исходных элементов (словаря) может  быть создано бесконечное количество сообщений.

 

Членение (сегментация) речи на звуковые элементы не совпадает  с её членением на двусторонние (знаковые) единицы (т. н. принцип двойного членения). Различие в сегментации определяется не только тем, что слог не совпадает  в части языков с морфемой, но и разной глубиной деления речи на звуковые (односторонние) и значимые (двусторонние) единицы: пределом сегментации  звукового потока является звук (единица  артикуляции, фонема), не обладающий собственным  значением. Этим обеспечивается возможность  создания огромного числа различающихся  по звуковому составу значимых единиц (морфем, слов) из очень ограниченного  инвентаря звуков (фонем).

 

Знаковый, или семиотический, характер Я. как системы предполагает, что она организована принципом  различительности образующих её единиц. При минимальности различий звучания или значения единицы Я. образуют оппозиции по определённому признаку (см. Оппозиция в лингвистике). Противопоставленные единицы находятся между собой в парадигматических отношениях, основанных на их способности к различению в одной и той же речевой позиции. Между единицами Я. возникают также отношения по смежности, определяющиеся их способностью к сочетаемости (см. Синтагматические отношения). Парадигматические и синтагматические отношения соответствуют двум основным принципам построения речи: выбору элементов для выражения некоторого содержания и их комбинации.

 

Передачу информации языком можно рассматривать не только с  точки зрения организации его  внутренней структуры, но и под углом  зрения организации его внешней  системы, т. к. жизнь Я. проявляется  в общественно-типизированных формах его использования. Социальная сущность Я. обеспечивает его адекватность общественному  устройству. Функции Я. социально  обусловлены.

 

Все виды варьирования Я., возникающие  под действием внешних факторов (временных, пространственных, социальных) и имеющие ту или иную функцию  в социуме, составляют внешнюю систему  данного Я. в данный период времени. Общей основой и источником организации  внешней системы являются языковое состояние и языковая ситуация. Компоненты, характеризующие состояние Я., слагаются  из форм существования Я. и форм их реализации (устная, письменная). К основным формам существования Я. относят  диалект (территориальный и социальный) и литературный язык. Между этими крайними позициями располагаются различные типы обиходно-разговорные койне и просторечие. Территориальный диалект является территориально-ограниченной формой существования Я. Его коммуникативная сфера замыкается бытовым общением, функционально-стилевые возможности минимальны. В донациональный период общественного развития диалекты были основной формой существования Я. функционально-стилистическая дифференциация в этот период может вообще отсутствовать, но чаще всего из диалектов, оказавшихся в единой ситуации, выдвигаются какой-то диалект или диалекты на роль тех или иных функциональных стилей (см. Стиль языковой, Стилистика). Такой способ формирования функционально-стилистических систем называется экстенсивным. Появление наддиалектных форм, имеющих характер функционально-стилистических образований (обиходно-разговорная речь, формы речи, связанные со сферами поэзии, религиозных культов, сакрально-правовых и социально-правовых отношений и т. д.), знаменует собой новый этап в развитии языковых состояний и функциональных систем. Наддиалектное состояние носит экстенсивно-интенсивный характер, поскольку оно определяется не просто набором отдельных диалектов-стилей, но своеобразным сводом обобщённых форм речи (на базе диалектов), используемых в функциональных целях.

 

В период существования нации  и национального языка диалекты оказываются в единой ситуации с  литературным языком и противостоят ему как низшие формы речи высшей. Термином "социальные диалекты" обозначают варианты речи (лексические подсистемы), которые сложились в некоторых социальных группах общества: профессиональные лексические системы (язык рыболовов, охотников и т. д.), групповые, или корпоративные, жаргоны (учащихся, спортсменов, коллекционеров, солдат и т. д.), жаргоны деклассированных элементов (воровские жаргоны), условные, или тайные, языки (ремесленников, торговцев, нищих и т. д.). Социальные диалекты имеют территориальные различия. Их употребление сходно с использованием функциональных стилей, однако в функциональной системе языка они занимают периферийное, а не центральное положение. Обиходно-разговорные койне складываются из концентрации диалектов и выступают в качестве устной формы общения на территории, где сосуществуют несколько диалектов, или в городах (городские койне). Просторечие относится к средствам регионально-неограниченного устного общения. В нём используются нелитературные пласты лексики и нерегламентированные синтаксические построения. В отличие от устной формы литературного языка, к просторечию прибегают только при неофициальном общении.

Информация о работе Язык (средство общения)