Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа
Цель данного исследования – систематизировать ролевые игры и научно обосновать эффективность их использования при изучении иностранных языков.
В соответствии с объектом, предметом , целью исследования были поставлены задачи:
1. Учитывать содержание ролевых игр на уроках английского языка;
2. Разработать критерии оценки игровой деятельности;
5. Сделать конкретные выводы по применению ролевых игр в практической деятельности, основываясь на собственный опыт.
Введение……………………………………………………….............................3
§1. Ролевые игры как средство повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка
1.1. Проблема мотивации учащихся при изучении иностранного языка………………………………………………………………………………5
1.2. Характеристика и функции ролевых игр…………………………………..9
1.3 Задачи ролевых игр и их возможности…………………………………….15
§ 2. Практическое использование ролевых игр на уроке иностранного языка
2.1. Формы ролевых игр и требования к ним………………………………….18
2.2. Категории и описание ролевых игр………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………..…..30
Список использованной литературы………………………………………….. 32
Кроме форм игрового общения на любом возрастном этапе также проводим ролевые игры обиходного содержания, предназначенные для формирования норм речевого этикета, воспитания культуры поведения.
Чтобы организовать общение в рамках ролевой игры, нужно сформировать эти навыки в реальных условиях учебного процесса и провести большую подготовительную работу, для этого я использую следующие тренировочные упражнения:
- упражнения на тренировку
учащихся в умении реагировать
на предложенные утверждения,
они развивают умения
моему мнению и так далее;
-упражнения на тренировку
в составлении микродиалогов
в парах, в рамках
-упражнения на составление
собственного диалога по
-упражнения на составление диалогов с опорой на ключевые слова и выражения в рамках предложенной ситуации (только для учащихся с высоким уровнем обучаемости).
-упражнения на составление
небольших полилогов, они
При этом каждая ролевая игра должна отвечать определенным требованиям, которые сформулировала Е.И. Негневицкая [Негневицкая Е.И. 1998, с. 13-16]:
-игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, близкой к реальной ситуации общения;
-игру нужно хорошо подготовить, как содержание, так и форму и четко организовать;
-игра должна быть принята всей группой;
-игра должна проводиться
в доброжелательной, творческой
атмосфере и вызывать у
-игра организуется
так, чтобы все могли в
-учитель должен сам
верить в эффективность
Ролевые игры на уроках английского языка включены во все пособия и учебники. Урок посвящен какой-то определенной теме, материал которой необходимо усвоить и закрепить. Мы прибегаем к ролевым играм в конце изучения темы для оттачивания приобретенных знаний. Здесь необходимая лексика и грамматические конструкции уже усвоены, речевые образцы проработаны, фонетические, орфографические задания и аудирования пройдены. Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Поэтому ролевой игре следует отводить место на завершающем этапе работы над темой. Она может соотноситься с обеими формами речи: подготовленной и неподготовленной, создавая предпосылки для естественного перехода первой во вторую. Для перевода подготовленной речи в неподготовленную больше всего подходят ролевые игры, которые мы называем “многоактными”. При всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Эффективность ролевой игры как методического приема обучения повышается, если учитель правильно определяет продолжительность речевого общения участников. В зависимости от успешности овладения иностранным языком, игровое общение может носить репродуктивный характер. Репродуктивный способ речевого общения используется учащимися с низким уровнем обучаемости по иностранному языку. Их задача заключается в том, чтобы воспроизвести в игровых обстоятельствах текст-образец. Учащимся со средним уровнем предлагается самостоятельно включить в текст-образец дополнительные элементы, изменить последовательность реплик, внести свои изменения. Речевое общение с высоким уровнем обучаемости более творческое, в нем проявляется инициатива участников игры, их способность к самостоятельности в иноязычной речевой деятельности. Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к языку. Игры на уроках можно и нужно использовать для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. При этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, чтобы снять напряжение. Работа с играми приносит положительные эмоции и пользу, служит действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация учащихся к изучению иностранного языка начинает ослабевать. При планировании уроков и подборе к ним различных игр нужно учитывать не только возраст учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях - опору на родной язык.
2.2.КАТЕГОРИИ И ОПИСАНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР
Ролевые игры могут быть различного вида, но до проведения игры учитель должен убедиться, что учащимся понятна идея. В процессе игры происходит одновременное совершенствование и развитие навыков в использовании языкового материала, но главное-это общение, мотивированное ситуацией и ролью. Ролевая игра отвечает требованиям комплексного обучения, так как в ней развиваются, закрепляются и контролируются все виды умений и навыков, способность творчески мыслить, принимать самостоятельные решения, а также умение привлекать и использовать знания и опыт, полученные на занятиях по иностранному языку и другим предметам в процессе самообразования. Поэтому ролевая игра-это самая эффективная форма контроля качества приобретенных знаний, умений и навыков во время обучения.
Цели у всех категорий игр различные, но все они способствуют
овладению: памяти, внимания,
сообразительности и
Ролевые игры можно проводить даже на начальном этапе обучения. Например, во 2 классе по учебнику Верещагиной И.П. очень интересно эффективно проводятся уроки по теме «Давайте познакомимся»
Обучаемые длятся на две группы. Одна группа получает визитные карточки:
Кейт Браун
Америка 10 лет |
Энн Бейкер Великобритания 10 лет |
Джон Блейк Африка 10 лет |
Стулья ставятся в круг и на них расставляются участники группы, получившей визитные карточки. Учащиеся другой группы становятся напротив. Пока звучит музыка учащиеся второй группы движутся вокруг стульев, на которых сидят учащиеся 1 группы. Музыка прекращается и ученики начинают задавать вопросы сидящим, перед которым они остановились в данный момент времени:
What is your name?
What is your surname?
Where are you from?
How old are you?
How are you?
Через определенный момент времени движение возобновляется и опрос продолжается.
После этого учащиеся группы 2 (опрашивающие) представляют учащихся группы 1, рассказывая о них все, что запомнили:
His/ Her name is............
Her/ His surname is.....
He/ She is from......... etc/.
Однако, самый интересный вид деятельности на уроках – это, конечно, деловая игра. Многие учителя считают, что с помощью деловой игры усвояемость новых знаний достигает 90%. Главной отличительной чертой деловой игры является выработка какого- либо решения на основе суммированных данных. Решение всегда вырабатывается коллегиально т.е. в ходе совместной групповой работы учащихся.
Наиболее характерные черты деловой игры:
1. Распределение ролей между участниками игры.
2. Различие ролевых целей при выработке решений.
3. Взаимодействие учащихся, исполняющих те или иные роли.
4. Наличие общей цели у всего игрового коллектива.
5. Коллективная выработка решений участников игры.
6. Реализация в процессе «цепочки решений».
7. Поли альтернативность решений.
8. Наличие управляемого эмоционального напряжения.
9. Наличие разветвленной
системы индивидуального и
Давайте более подробно остановимся на таком компоненте деловой игры как
«цепочки решений».
Деловая игра рассматривается как динамическая система. Решение, принимаемое участниками игры на основе исходной информации, воздействует на модель объекта управления, вызывая изменение его исходного состояния. Это измененное состояние находит отражение в игровом комплексе и в деятельности учащихся.
Рассмотрим примеры подобной «цепочки решений»
Все учащиеся представляют собой «школу стюардесс». Им необходимо найти оптимальную схему рассказа о любом городе мира. Уже пройдена тема «Москва» и учащиеся в монологической форме рассказали о столицах англоязычных стран. Задача, стоящая перед учителем - научить учащихся пользоваться своими знаниями свободно и творчески.
В решении данной задачи учителем четко прослеживаются 4 этапа:
I этап. Подготовка. Повторение.
Учащиеся, работая в группах, определяют общие и наиболее характерные черты тех столиц, которые уже были пройдены, работая с текстами. Каждая группа составляет краткий отчет по каждой столице. В слабых классах учащимся предлагается готовый лист, из которого необходимо выбрать нужные черты той или иной столицы.
Common Features the centre of......... culture industry policy a lot of......... parks theaters cinemas libraries museums a monument to........ a very picturesque place fine nature is situated.............. on the river..... surrounded by........ steppes forests mountains |
Peculiar Features the main city a capital a lot of sightseeing the government sits has a large port air port transport centre educational center the climate hot, cold, continental a small town a provincial town divided into |
II этап. Структурирование материала.
После выполнения предыдущего задания каждая группа рисует, составляет свой лист опорных сигналов:
N - capital of.......is situated
Climate, sightseeing
III. этап. Обобщение
Один из участников группы представляет свой лист опорных сигналов и рассказывает по нему об одном из крупнейших городов мира (которые в школе не изучались). После этого учитель предлагает учащимся составить рассказ о провинциальном городке области, районного центра.
IV. этап. Творческий
Далее следует игра, где учитель раздает учащимся карточки с названием какого-либо города или открытки с видом неизвестного города. Каждый участник должен рассказать о нем, используя наглядность, воображение и минимум информации. В конце урока необходимость в листах опорных сигналов отпадает, у учащихся формируется алгоритм рассказа о городе.
Особо следует отметить в проведении деловых и ролевых игр роль учителя. Учитель должен иметь полное представление о структуре игры, четко и ясно объясняет смысл заданий и способы оформления решений по этим заданиям. В ходе игры она поддерживает постоянный контакт с игровыми группами. Умело создает атмосферу сотрудничества.
Включение ролевой игры возможно на любом этапе обучения, однако, обычно лучше оставлять ролевую игру на заключительные уроки или обобщающие уроки. Поскольку большинство учителей требует от учащихся свободного владения материалом, а также создание оригинального продукта, схемы, проекта, коммуникативного общения. На начальном этапе отработки материала учитель обычно использует имитационную игру, которая имеет следующие признаки:
наличие модели социальной системы (т.е. конкретной ситуации общения: магазин, библиотека, вокзал и т.д.);
наличие шаблона, схемы общения, доведенных до автоматизма;
наполнение этого шаблона
лексическим и смысловым
Пример:
Из учебника берется диалог «В библиотеке», отрабатывается и обыгрывается в парах. После чего учащиеся входят в роль, внося свои личностные элементы, индивидуальные особенности (запрашивают именно ту книгу, которую они хотели прочитать, предлагают прочитать книгу, написанную определенным автором). Учащиеся воспроизводят знакомый текст, наполняя его новым содержанием, используя такие экстралингвистические средства как: темп, мимику, интонацию. Доведение до автоматизации учитель осуществляет при помощи транзакционного общения (ритуальному обмену фразами), используя такие схемы как:
стимул- реакция
-Can I help you?
-Yes, please.
Такая схема позволяет процессу коммуникации проходит гладко, поскольку учащемуся не приходится задумываться над правильным ответом;
схема постепенно усложняется, особенно в тех случаях, когда учитель задействует для обмена репликами разные психологические роли
Информация о работе Ролевая игра как средство повышения мотивации изучения иностранного языка