Методика использования аутентичного художественного фильма на уроке иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 07:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность использования аутентичных материалов в обучении иностранному языку заключается в их функциональности. Под функциональностью понимают их ориентацию на реальное использование, так как они создают иллюзию приобщения к естественной языковой среде, что, согласно мнению многих ведущих специалистов в области методики, является главным фактором в успешном овладении иностранным языком.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….
3
1 Теоретические основы обучения говорению на иностранном языке …………………………………...………………………………….

6
1.1 Говорение как вид речевой деятельности………………………….
6
Методика обучения говорению……………………………………………..
10
Навыки и умения в обучении иноязычному говорению……………………………..….
18
2 Аутентичный художественный фильм как средство создания иноязычной среды на уроке иностранного языка………………………

25
2.1 Аутентичность как методическая категория………………………
25
2.2 Аудиовизуальный метод обучения иностранным языкам….………………………………………………………………….

35
3 Методика использования аутентичного художественного фильма на уроке иностранного языка…………………………………………...

53
3.1 Преддемонстрационный этап………………………………….. ….
57
3.2 Демонстрационный этап……….. …………………………………..
59
3.3 Последемонстрационный этап …………………………………….
60
Заключение ……………………………………………………………….
64
Список использованных источников …………………………………..

Файлы: 1 файл

audiovizualnyi_metod_obucheniya_govoreniyu_na_inostrannom_ya.doc

— 420.50 Кб (Скачать)

В качестве приёма, используемого учителем во время демонстрации фильма, может выступать модифицированная фронтальная беседа – т.е. «обучающая беседа» (Unterrichtsgespräch). Этот приём ставит учащихся в ситуацию необходимости постоянного общения либо с учителем, либо с одноклассниками, либо с классом в целом, либо перевоплощаться в персонажей фильма и вступать в общение с другими его персонажами, выполняя задачу интерактивного взаимодействия в учебном процессе. Таким образом, данный приём способствует формированию умений реплицирования и готовит учащихся к продуктивной диалогической речи, построенной на лексико-грамматической основе демонстрируемого фильма [39, c.13].

Работа над фильмом проходит в три этапа: преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный.

 

 

3.1 Преддемонстрационный  этап

 

 

На этом этапе снимаются языковые трудности восприятия текста к кинофильму и трудности понимания его содержания, вводятся и закрепляются новые слова, анализируются функциональные типы используемых в тексте высказываний, осуществляется проверка понимания ранее изученного лексического и грамматического материала, анализируются непривычные для обучаемых разговорные формулы, лингвострановедческие реалии, формируется социально-психологический фон и содержательные ориентиры для дальнейшего восприятия формы и содержания кинофильма. Здесь также снимаются возможные трудности понимания путем применения приемов отработки техники чтения и выборочного аудирования отдельных фрагментов звукового сопровождения фильма.

Перед непосредственным показом фильма обучаемым предлагаются предфильмовые ориентиры: вопросы по содержанию, вопросы и варианты ответов к ним для выбора обучаемыми, задания, связанные с последующим пересказом содержания, задания на определение последовательности и динамики поведения и взаимодействия персонажей, задания на оценку и характеристику содержащейся в фильме информации [40, c.289].

В качестве заданий можно предложить следующие:

1. Hören Sie die Tonspur ohne Bild an.

a) Was suggeriert die Musik?

b) welche Handlung, welchen Ort, Welche Handelnden können Sie sich vorstellen?

c) Woran denken Sie bei der Musik?

d) Ändert sich etwas in der Musik?

e) Kreuzen Sie an, welche Charakteristika die Musik für Sie hat. Sie können mehrere Adjektive ankreuzen: spannend, aufregend, romantisch, ruhig, schnell, lebendig, abenteuerlich, traurig, langsam.

f) Überlegen Sie sich – ausgehend von Musik, Sprache und Geräuschen – welche Bilder und Farben dazu passen könnten.

2. Sehen Sie sich die Szene an, die sich mit dieser Anfangsmusik verbindet.

1) Scheint Ihnen die Kombination von Musik und Inhalt gelungen?

2) Inwieweit die Musik und das Bildgeschehen sich entsprechen?

3) Waren Sie überrascht? Wenn ja, warum?

4) Beantworten Sie die folgende Frage, benutzen Sie die nachstehende Raster:

Stellen Sie sich vor, wo und wann die Szene spielen könnte, welche Personen beteiligt sind, wie Sie aussehen, welche Stimmung herrsch und was passiert.

a) Zeit;

b) Ort;

с) Personen;

d) Aussehen/Kleidung;

e) Stimmung;

f) Thema der Szene;

g) Handlung.

3. Ассоциограмма: какие жанры кинофильма вам известны?

4. Расскажите, где может молодежь посмотреть новый фильм?

5. Какие фильмы вы любите смотреть и почему?

6. Расскажите, какие фильмы смотрят члены вашей семьи.

7. Что вам известно о киноисскустве Германии, Австрии?

8. Расскажите о вашем любимом фильме.

9. Расскажите о вашем любимом киноактере.

10. Прочитайте название фильма и скажите, о чем может идти речь фильме.

11. Посмотрите на афишу (кадр) из фильма и определите его содержание.

12. Что вас заинтриговало в названии фильма? Как вы думаете, как будут развиваться события?

13. Диалоги учащихся по теме, близкой к содержанию фильма, с целью активизации лексико-грамматического материала.

14. Составление серии диалогов (микродиалогов) к типичным ситуациям общения  по теме.

15. Заполнение пропусков в репликах  предложенного диалога на печатной  основе, предвосхищающего диалог в фильме.

16. Расширение реплик в предложенном  диалоге на печатной основе, в  соответствии к контекстом фильма.

17. Трансформация диалога на  печатной основе путём изменения  реплик в соответствии с новой  коммуникативной задачей.

18. Составление диалога путём расположения смещённых реплик в смысловом порядке (печатная основа, разрезанный диалог).

19. Составление диалога по афише  фильма или кадру из фильма.

20. Составление диалога на основе  ключевых слов, отражающих определенную  ситуацию и предвосхищающих диалог в фильме.

21. Интервью с режиссёром до  просмотра фильма.

Для предвосхищения содержания учащимся можно предложить ответить на вопросы: Was assoziieren Sie mit …? Was wissen Sie von…? Was ist Ihnen von …bekannt? Was verstehen Sie unter …? Worum wird es sich im Film dem Titel nach handeln?

Перед демонстрацией фильма предлагаются предфильмовые ориентиры: вопросы по содержанию с вариантами ответов для выбора, задания на определение последовательности и динамики поведения и взаимодействия персонажей, задания на оценку и характеристику содержащейся в фильме информации.

 

 

3.2 Демонстрационный этап

 

 

Демонстрация фильма должна сопровождаться активной учебной деятельностью зрителей-обучаемых. Им можно предложить программу управления восприятием фильма в форме аннотации, схемы сценария, тезисов, плана, опорных слов и фраз. (Рабочие места обучаемых должны быть оборудованы специальной подсветкой.) Обучаемые могут также делать записи в опорном конспекте к тексту фильма. Вместе с тем им можно рекомендовать задания на установление характера сочетания звукового и зрительного ряда: определить, например, какие высказывания звучат на фоне демонстрации тех или иных событий в кадре; отметить демонстрируемые в фильме реалии и соответствующие им речевые высказывания [40, c.290].

Примеры упражнений:

1. Kreuzen Sie an, was Sie (nicht) gesehen haben.

2. Welche Bestätigungen sind falsch (richtig)?

3. Machen Sie Notizen nach dem folgenden Plan:

a) Sammeln Sie landeskundliche Informationen

b) Sammeln Sie Informationen über den Ort

c) Sammeln Sie Informationen über die Beziehungen der dargestellten Personen

d) Notieren Sie etwas Besonderes/ Auffälliges

e) Rekonstruieren Sie die Geschichte.

4. Зафиксируйте последовательность  действий главного героя. Дайте  их краткое описание.

5. Отметьте во время просмотра  ключевые слова, характеризующие  данный эпизод, чтобы после просмотра  рассказать по ним о ключевых  событиях.

6. Определите мотивы поведения  героя.

7. Посмотрите эпизод из фильма  и скажите, как бы вы поступили  в такой ситуации?

8. Заполните Lückentext во время просмотра.

9. Запишите глаголы, характеризующие  действия персонажей фильма. Расскажите  после просмотра фильма о действиях  героев.

10. Просмотрите эпизод из фильма  и подумайте, какие вопросы вы  задали бы герою фильма в связи с его действиями в данной ситуации.

11. Во время просмотра эпизода  из фильма заполняйте пропуски  в диалоге-образце.

12. Обратите внимание, как реагирует  герой фильма на …, какие языковые  средства он употребляет.

13. Обратите внимание, как герои фильма используют в данной ситуации средства нонвербального общения.

14. Просмотрите эпизод и определите, как в данном диалоге проявляются  особенности менталитета представителей  данной культуры.

В качестве приёма, используемого учителем во время демонстрации фильма, может выступать модифицированная фронтальная беседа – т.е. «обучающая беседа» (Unterrichtsgespräch). Этот приём ставит учащихся в ситуацию необходимости постоянного общения либо с учителем, либо с одноклассниками, либо с классом в целом, либо перевоплощаться в персонажей фильма и вступать в общение с другими его персонажами, выполняя задачу интерактивного взаимодействия в учебном процессе. Таким образом, данный приём способствует формированию умений реплицирования и готовит учащихся к продуктивной диалогической речи, построенной на лексико-грамматической основе демонстрируемого фильма.

 

 

3.3 Последемонстрационный  этап

 

 

На данном этапе проверяется эффективность использования в процессе просмотра фильма предложенных на преддемонстрационном этапе ориентиров восприятия фильма обучаемыми, осуществляется контроль понимания содержания и использованных в фильме языковых и речевых средств, обсуждение характера и поведения героев, разработка и выполнение проектов, написание рецензий на просмотренный фильм. Особое внимание следует уделить различным видам пересказа (сжатого, избирательного, дифференцированного, пословного, коммуникативно ориентированного). Целесообразно также использовать вопросно-ответную работу, драматизацию, ролевое воспроизведение текста (особенно диалогов), последующее озвучивание фильма, воспроизведение и реализацию показанных в фильме ситуаций общения, их расширение, дополнение, перенос на ситуации обыденной жизни обучаемых [40, c.291]. Примерные задания для данного этапа:

1. Versetzen Sie sich in die Hauptperson des Films, und beantworten Sie die Fragen in Stichpunkten.

1) Ihre Lieblingsbeschäftigung?

2) Wo möchten Sie gerne leben?

3) Was wünschen Sie sich am meisten?

4) Was ist für Sie Glück?

5) Was wäre für Sie das größte Unglück?

6) Welches ist Ihr Lieblingsbuch?

7) Welches der Film- oder Fernsehhelden mögen Sie?

8) Wer oder was würden Sie gerne sein?

9) Welche Eigenschaften schätzen Sie am meisten bei Ihren Freunden?

10) Ihr Hauptcharakterzug?

2. Kreuzen Sie die Argumente an, die Ihrer Meinung entsprechen. Formulieren Sie in ganzen Sätzen. Der Film hat mir (nicht) gefallen, weil…

1) Die Hauptperson/en ist/sind (nicht) überzeugend.

2) Die Filmschauspieler haben (nicht) gut gespielt.

3) Der film ist primitiv.

4) Die Handlung ist (nicht) spannend.

5) Ich habe (nicht) oft gelacht.

6) Ich verstehe die Probleme der Hauptperson (nicht).

7) Durch den Film habe ich etwas (nicht) gelernt.

3. Восстановите последовательность  событий в фильме.

4. Составьте перечень событий фильма. Расскажите о них по плану.

5. Какой эпизод произвел на вас наиболее сильное впечатление? Почему?

6. Расскажите о событии в фильме, которое произвело на вас наиболее сильное впечатление.

7. Дайте характеристику героям/герою фильма.

8. Выскажите свое отношение к поступку/поступкам героя/героев фильма.

9. Прочтите предложенные вам высказывания героев фильма. К кому они относятся? При каких обстоятельствах они были сделаны?

10. Скажите, как поступил бы герой, если бы другой персонаж фильма поступил следующим образом: ...

11. Согласны ли вы с позицией авторов фильма?

12. В чем заключается, на ваш взгляд, идея фильма.

13. Просмотрите эпизод без звука  и восстановите реплики диалога.

14. Заполните пропуски в репликах  диалога(печатная основа).

15. Воспроизведите диалог, восстанавливая реплики одного из героев (печатная основа).

16. Воспроизведите диалог, используя  начало реплик или ключевые  слова, заменяющие каждую реплику (печатная основа).

17. Воспроизведите диалог по  ролям.

18. Разрезанный диалог: расположите  предложенные реплики на печатной основе в смысловом порядке диалога из фильма.

19. Какие вопросы вы хотели  бы задать герою фильма, запишите  их.

Одним из вариантов заданий для последемонстрационного этапа являются задания творческого характера, например:

1. Was glauben Sie: Wird sich etwas im Leben der Hauptperson ändern? Schreiben Sie eine Filmfortsetzung.

2. Versuchen Sie die Kritik zum Film nach dem folgenden Plan zu schreiben:

a) Inhalt;

b) Zeit;

c) Hauptperson/en

d) Intention des Films

e) Besonderheiten im Film

f) Was mir besonders gefallen/missfallen hat.

3. Находите ли вы проблематику  фильма актуальной? Почему?

4. Сравните ситуацию фильма с  ситуацией, в которой вы находитесь? В чем вы находите свойство, в чем различие?

5. Сравните ситуацию в фильма  с ситуацией, в нашей стране.

6. Как бы вы могли помочь  герою фильма?

7. Как можно было бы предотвратить  сложившуюся ситуацию?

8. Что бы вы изменили в сценарии  фильма и почему?

9. Какое продолжение могла бы  иметь эта история?

10. Охарактеризуйте игру актера, который произвел на вас сильное впечатление.

11. Представьте, что вы в жюри  кинофестиваля. Какой будет ваша  речь в пользу этого фильма  при присуждении главного приза?

12. Составьте аннотацию к фильму.

13. Нарисуйте афишу к фильму  и сделайте ее презентацию  в классе.

14. Создайте буклет к фильму и осуществите его презентацию.

15. Представьте, что вы – режиссер  фильма. Как бы вы рассказали  на пресс-конференции об истории  создания фильма?

16. Представьте на пресс-конференции  актеров, участвовавших в создании  фильма.

17. Найдите дополнительную информацию по проблематике фильма в Интернете и осуществите ее презентацию в классе.

18. Противопоставьте автору фильма  свое собственное мнение / видение  проблемы и обоснуйте его.

19. Скажите, что по вашему мнению  следует сделать, чтобы …

Информация о работе Методика использования аутентичного художественного фильма на уроке иностранного языка