Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:13, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть специфику гостиничного хозяйства.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть историю развития гостиничного хозяйства;
2. рассмотреть классификации гостиниц, их материально–техническую базу;
3. изучить службы гостиниц, их функционирование;
4. изучить международные и российские особенности гостиничного хозяйства;
5. рассмотреть тенденции и перспективы развития международного и российского гостиничного хозяйства;
6. выявить проблемы гостиничного хозяйства в России и зарубежом.
Введение
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 История развития гостиничного хозяйства
1.2 Особенности работы в сфере современного гостиничного бизнеса
1.3 Классификация средств размещения гостиничного типа
1.4 Материально-техническая структура гостиничного предприятия
1.5 Основные и дополнительные услуги гостиниц
1.6 Службы гостиниц и особенности их функционирования
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
2.1 Международная классификация гостиниц
2.2 Тенденции развития мирового гостиничного комплекса
2.3 Международные гостиничные цепи
2.4 Современное состояние, тенденции и перспективы развития мирового гостиничного хозяйства
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ
3.1 Современное состояние гостиничного бизнеса в России
3.2 Мировые гостиничные цепи в России
3.3 Проблемы развития гостиничного хозяйства в России
3.4. Российская система классификации гостиниц
3.5 Современнее тенденции развития гостиничного хозяйства в России
Заключение
Список используемой литературы
"Moscow-Country-Club" стал образцом
гостиничной культуры, к которой
стали подтягиваться и другие
российские объекты,
Международная корпорация "Bass
International" управляет еще одним
загородным отелем — "Holiday Inn Vinogradovo".
Эта четырехзвездная
В то же время другая цепочка — "Inter Continental", входящая в корпорацию "Bass International", ушла с российского рынка. Одновременно "Inter Continental" начал активно внедряться на среднеазиатский рынок, где у корпорации свои интересы.
Компания "Marriott International" сконцентрировала свое внимание пока только на столице. Три гостиницы, "Тверская", "Гранд отель"и "Interstate Hotels", функционируют на основании франшизного договора. Гостиница "Ренессанс" имеет прямой договор с компанией, что дает право ее персоналу работать в других отелях этой системы.
Группа "Kempinski" представлена двумя гостиницами в Москве и Санкт-Петербурге, которые одними из первых обрели славу лучших представителей российской индустрии гостеприимства.
Компания "Sheraton" помимо Москвы и Санкт - Петербурга представлена и в Тбилиси — "Метехи-Палас" [13].
3.3 Проблемы развития
Все гостиницы в России
делятся на два сегмента — гостиничные
сети и несетевые гостиницы. Производительность
труда в гостиничных сетях (состоящих
из 6 гостиниц и более) приблизительно
на 50 % выше, чем в несетевых гостиницах.
Это связано с использованием
сетями типовых форм организации
труда, с экономией средств за
счет масштаба деятельности в таких
областях, как продвижение торговой
марки, приобретение необходимых ресурсов
и профессиональное обучение персонала
(благодаря большим
Низкая производительность
труда персонала несетевых
Очень серьезной проблемой
развития гостиничного хозяйства в
России является нехватка квалифицированных
кадров (по историческим причинам), что,
в частности, объясняет неэффективную
организацию труда. Гостиничные
сети США справляются с сезонными
потребностями в рабочей силе,
обращаясь к имеющемуся резерву
подготовленных работников. В России
подобные резервы отсутствуют, а
для качественного обучения неопытного
работника требуется много
В России присутствуют почти все крупные международные сети ("Марриотт", "Форте", "Шератон" и "Кемпински"), однако их деятельность сосредоточена в сегменте четырех- и пятизвездочных отелей в Москве и Санкт-Петербурге.
Отечественные гостиницы проигрывают в качестве обслуживания своим конкурентам, пришедшим из-за рубежа — как с Востока, так и с Запада. В настоящее время в России насчитывается около 4 тыс. гостиниц, из которых более 70 % по качеству обслуживания не подходят ни под одну из действующих категорий. Далеко не во всех городах Российской Федерации есть гостиницы, которые могут разместить людей, привыкших к условиям комфорта.
Четырех- и пятизвездочные
гостиницы в основном относятся
к международным гостиничным
цепям и обычно управляются международными
компаниями, а их собственниками являются
совместные предприятия с участием
частных инвесторов и местных
органов власти. Здесь высокое
качество обслуживания диктует высокие
цены, доступные для крупных
Фактически в России гостиниц, действительно соответствующих категории "три звезды", мало. Формально такие гостиницы есть, но реально большинство из них не соответствует данной категории ни по уровню подготовки персонала, ни по качеству обслуживания, а данную категорию они получили по старым системам.
На сегодняшний день для
развития российского гостиничного
хозяйства актуальна проблема взаимодействия
гостиниц и туроператоров. Нередко
эти партнеры предъявляют друг другу
претензии. Жалобы относятся в основном
к нарушению договорной дисциплины.
Гостиницы терпят убытки из-за того,
что туроператоры, практикующие предварительное
бронирование мест для своих групп,
не всегда выкупают забронированные
номера. Поздняя аннуляция заказов
(т.е. отказ от ранее произведенных
бронирований в предельно короткие
сроки, что не позволяет повторно
выставить номера на продажу) является
одним из факторов риска в гостиничной
индустрии в целом. В качестве
противодействия таким
Туроператоры в свою очередь тоже имеют претензии к партнерам — средствам размещения. Нередки случаи, когда гостиницы занимают выжидательную позицию и не подтверждают заявки на бронирование в сроки, оговоренные в контрактах. Особенно часто так поступают отели накануне крупных событий, праздников, вызывающих высокий спрос на услуги размещения. Поскольку отелей, принимающих иностранные тур. группы, не так много, туроператоры не идут на расторжение контрактов с гостиницами-нарушителями. Некоторые гостиницы сознательно отсекают групповой туризм, выставляя для тур. групп цены выше, чем для корпоративных клиентов, или предлагая размещение без скидок. Туроператорам бывает достаточно сложно защитить свои позиции, особенно в условиях превышения спроса над предложением. Сетевой подход к организации гостиничного хозяйства в России находится на начальном этапе своего формирования, поэтому сложившиеся к настоящему времени формы объединений, такие как "Best Eastern Hotels", Государственное акционерное общество "Москва", не в полной мере отвечают современным требованиям. Здесь сказывается отсутствие отечественного опыта, а также риски, обусловленные несовершенством законодательства, сложностью бюрократических процедур лицензирования, сертификации и т.п. [7].
Если в России не произойдет экономических изменений, больших перемен ожидать не следует. В лучшем случае некоторые западные сети расширят свое присутствие на российском рынке в основном для удовлетворения необеспеченного спроса в сегменте трехзвездочных гостиниц [13].
3.4 Российская система классификации гостиниц
До настоящего времени
в России наблюдается довольно парадоксальная
картина: из-за отсутствия единой системы
гостиничной классификации
Вопрос о единой системе
классификации назрел давно, и впервые
она была утверждена на государственном
уровне в рамках Минэкономразвития
в 2003 году. Тогда многие гостиницы, часть
из которых представляют международные
гостиничные цепи, получили "звёзды".
Однако процесс был приостановлен
из-за административной реформы. Ростуризм
в 2005 году, в самом начале своей
деятельности, внёс в Правительство
на рассмотрение обновлённую систему
классификации средств
Система классификации гостиниц и других средств размещения - это единственная подобная система в нашей стране, одобренная государством. Принятие этой системы особенно важно в рамках процесса вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Система разработана с учётом положений Федерального Закона "Об основах туристской деятельности в РФ" и Закона "О защите прав потребителей", Концепции развития туризма в Российской Федерации, рекомендаций ВТО и существующей зарубежной практики. Соблюдение современных стандартов обслуживания и стабильности качества предоставляемых в гостиницах и других средствах размещения услуг поможет потребителю правильно выбрать гостиницу, а также обеспечит его достоверной информацией о её статусе. Классификация гостиниц и других средств размещения позволит оценивать их соответствие как техническим требованиям (по состоянию материально-технической базы), так и качественным характеристикам обслуживания. В конечном счёте, цель системы - это повышение конкурентоспособности гостиниц, увеличение туристского потока и, следовательно, доходов от въездного и внутреннего туризма.
Потребность разработки Системы классификации возникла в связи с тем, что ранее гостиницы могли получать "звезды", проходя процедуру оценки соответствия по разным системам сертификации, в основе которых лежала различная нормативная база, о которой потребителям было неизвестно. В итоге складывалась ситуация, когда гостиницы, имеющие одинаковую категорию (количество "звезд"), существенно различались по уровню комфорта. Вследствие этого потребитель, ориентировавшийся при выборе гостиницы на объявленную ей категорию, чувствовал себя обманутым [13].
С другой стороны, существует множество органов по сертификации. В результате, гостиница, желавшая получить, например, четыре "звезды", во-первых, в случае отказа в желаемых "звездах", могла пройти оценку соответствия по другой системе, а во-вторых, если и это не удавалось, - обратиться в другой орган по сертификации и в результате все-таки добиться желаемых ею "звезд". Единственным пострадавшим всегда оказывался потребитель.
По новой Системе
Системы сертификации предусматривают только оценку соответствия средства размещения требованиям нормативных документов. В результате оценки, проведенной экспертами того или иного органа по сертификации, гостинице или иному средству размещения тот же орган по сертификации и выдает сертификат соответствия, в котором отмечается соответствие предприятия требованиям того или иного нормативного документа с указанием его названия и пунктов, в которых изложены данные требования.
В отличие от систем сертификации
процедура классификации
1-й этап – это проведение
оценки соответствия средства
размещения требованиям,
Новая система классификации гостиниц и других средств размещения предусматривает экспертную оценку ста процентов номеров. При этом категорию всему средству размещения присваивают по худшему номеру, невзирая на то, что в гостинице или другом средстве размещения не отремонтированных номеров только 10%. Именно это и дает основание государственному органу – федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма выступать в роли гаранта "звездности" гостиницы или другого средства размещения.
Оценка производится экспертной комиссией органа по классификации. В ходе экспертной оценки составляются протоколы и Акт, которые передаются в Центральный орган Системы для представления их Аттестационной комиссии.
2-й этап – Аттестационная
комиссия рассматривает