Гостиничное хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть специфику гостиничного хозяйства.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть историю развития гостиничного хозяйства;

2. рассмотреть классификации гостиниц, их материально–техническую базу;

3. изучить службы гостиниц, их функционирование;

4. изучить международные и российские особенности гостиничного хозяйства;

5. рассмотреть тенденции и перспективы развития международного и российского гостиничного хозяйства;

6. выявить проблемы гостиничного хозяйства в России и зарубежом.

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

1.1 История развития гостиничного хозяйства

1.2 Особенности работы в сфере современного гостиничного бизнеса

1.3 Классификация средств размещения гостиничного типа

1.4 Материально-техническая структура гостиничного предприятия

1.5 Основные и дополнительные услуги гостиниц

1.6 Службы гостиниц и особенности их функционирования

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

2.1 Международная классификация гостиниц

2.2 Тенденции развития мирового гостиничного комплекса

2.3 Международные гостиничные цепи

2.4 Современное состояние, тенденции и перспективы развития мирового гостиничного хозяйства

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ

3.1 Современное состояние гостиничного бизнеса в России

3.2 Мировые гостиничные цепи в России

3.3 Проблемы развития гостиничного хозяйства в России

3.4. Российская система классификации гостиниц

3.5 Современнее тенденции развития гостиничного хозяйства в России

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Гостиничное хозяйство.docx

— 96.39 Кб (Скачать)

 

- сейфы;

 

- услуги по присмотру  за детьми;

 

- кинотеатр;

 

- круглосуточное обслуживание;

 

- электронные игры и  другое.

 

К тому же, если гостиница  или отель расположен в курортной  зоне, то тогда предлагается более  широкий спектр услуг, связанных  с экскурсиями и развлечениями  на море [11].

 

В настоящее время мировое  гостиничное хозяйство насчитывает  около 350 тыс. комфортабельных гостиниц, располагающих более чем 14 млн. номеров (26 млн. мест). При этом количество номеров  за последние 20 лет ежегодно возрастает в среднем на 3-4%, что свидетельствует  о значительной динамике роста средств  размещения туристов. Более того, структура  мирового гостиничного хозяйства адекватно  отражает туристские потоки и по географическому  принципу: чем больше внутренних туристов и иностранных посетителей в  том или ином регионе мира, тем  больше средств размещения имеет  этот регион. Даже несмотря на то, что  цифровые данные в различных источниках расходятся (что свидетельствует  о расхождениях в терминологии и  основных понятиях гостиничной индустрии, а так же о действительной трудности  подсчёта), приведённые выше примерные (осреднённые по различным источникам) данные говорят сами за себя: грандиозность  гостиничной индустрии стабильность ее положения и роста во времени  выдвигают данную индустрию на одно из передовых мест в настоящем  и будущем [12].

 

В последние годы чётко  вырисовалась картина будущего гостиничной  индустрии, которой суждено развиваться  и процветать. К тенденциям развития гостиничного бизнеса относятся:

 

Безопасность – отели  стараются отгородить себя как можно  больше от возможных случаев терроризма. Поэтому в ближайшие годы досмотр  постояльцев отелей и гостиниц (пусть  даже не самых известных) будет усилен, но сотрудники отелей постараются это  делать как можно аккуратней и  корректней.

 

Новый менеджмент – набор  факторов, связанных с контролем  над занятостью, безопасностью, движением  капиталов и технологиями требует  наличия совершенно иных управленческих кадров, способных адаптироваться к  быстро происходящим изменениям практически  во всех системах менеджмента.

 

Технологии – растущее использование "экспертных систем" (базовая форма искусственного интеллекта) сделает выполнение стандартных  операционных процедур возможным в  онлайновом режиме 24 часа в день, а  так же позволит создавать системы  управления доходом, напоминающие принимать  ценовые решения.

 

Консолидация – поглощение, либо сливание корпораций друг с другом.

 

Диверсификация внутри сегментов  гостиничной индустрии – разделение экономичных гостиниц на заведения  низшего, среднего и высшего классов.

 

Объединение с индустрией развлечений – увеличение числа  отелей, тесно связанных с обслуживанием  азартных игр.

 

Появление специализированных отелей – образование бизнес - отелей, отелей для долговременного проживания (отели квартирного типа или Apartament), домов-гостиниц для пожилых людей  и инвалидов.

 

Сегментирование – приспособление гостиничных предприятий к потребностям и материальным возможностям различных  категорий клиентов (то есть появление  в гостиничных сетях 2-х, 3-х, 4-х  и 5-ти звёздочных гостиниц).

 

Таковы планы мировой  гостиничной индустрии на ближайшие  годы [13].

 

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ

 

3.1 Современное состояние  гостиничного бизнеса в России

 

Сегодня наша страна переживает бизнес-бум, и наиболее удачно идут дела в тех регионах, где активнее всего бизнес развит вообще: Москва, Санкт - Петербург, Сочи, Екатеринбург, Самара, Воронеж, Новосибирск, и другие города-миллионеры. Лучше всех живёт  Москва, потому что около 55% туристов, посещающих столицу России, прибывают  с деловыми целями (в целом по России эта цифра не превышает 18%). Соответственно, в Москве наиболее развита и структура делового туризма. Зарубежные бизнесмены, посещающие столицу, предпочитают отели 4-5*, располагающие  возможностями для организации  деловых переговоров, и несколькими  конференц-залами с необходимым  оборудованием [9].

 

Конечно же, прекрасно, что  в нашей стране оказалось возможным  поддержать веяние бизнес - туризма: у  нас строятся новые отели, преобразуются  старые, имеются высококвалифицированные  специалисты, занимающиеся приёмом  иностранных и русских деловых  людей. Но это всё одна сторона  медали. Все эти бизнес - отели  имеют категорийность 4-5* и соответственно очень высокие цены на аренду залов, прокат оборудования, проживание и  питание. Всё это по карману лишь тем, кто едет не за свой счёт, а за счёт своей фирмы. Но ведь в России, и в частности, в Москве, развит только бизнес-туризм. В нашу столицу  ежедневно прибывает огромное количество людей из других городов и стран  и далеко не все имеют возможность  останавливаться в 5-звёздочном отеле. В последние годы остро встал  вопрос нехватки отелей в 2-3*, потому что  в последнее десятилетие в  Москве закрывались относительно недорогие  гостиницы и на их месте строились 4-5* отели. Поэтому в последние  годы появилась альтернатива вымывания 3* гостиниц из центра Москвы – формирование рынка частных гостиниц. Именно они  способны приблизить туристов к объектам показа, в них царит, так любимая  заядлыми путешественниками, атмосфера  индивидуальности, где каждого постояльца знают в лицо. Но уже в скором времени проблему отсутствия гостиниц 3* Московское правительство обещает  разрешить [1].

 

В Санкт - Петербурге ситуация несколько иная. По степени развития инфраструктуры делового туризма Северная столица пока значительно отстает  от Москвы. В настоящий момент в  Петербурге и его окрестностях работают 165 гостиниц на 32 тыс. мест. Однако лишь 9% от этого числа относятся к  гостиницам первого класса, способным  предоставить необходимые бизнес - услуги, включая оборудованные конференц-залы. Среди таких отелей - "Англетер" (5 залов), "Бэст Вестерн Отель Нептун" (6 залов), "Гранд Отель Европа Кемпински" (17 залов), "Каринтия Невский Палас" (8 залов), "Астория" (4 зала), "Рэдиссон САС Ройял" (7 залов). Деловые переговоры можно провести в Международном  центре делового сотрудничества или  в бизнес - центре "Сенная". Как  правило, деловые визиты в Петербург  сопровождаются богатой культурной и экскурсионной программой. Ну а  если же не затрагивать тему бизнес - туризма, то ситуацию на гостиничном  рынке Северной столицы коротко  можно охарактеризовать так: отелей много, но мест по-прежнему не хватает. Дефицит комфортабельных средств  размещения в городе существовал  всегда. Но в последнее время он стал еще заметнее на фоне увеличении туристского потока в Северную столицу  примерно на 200 тыс. человек в год.

 

И хотя, по разным оценкам, накануне юбилея в Санкт - Петербурге появилось  около 30 новых отелей, обольщаться  не приходится. Их общая емкость  не превысила 1,5 тыс. мест. Дело в том, что подавляющее большинство  новичков — средние и мини-отели, предлагающие всего от 4 до 40 номеров.

 

Всего, по данным Комитета по туризму и развитию курортов Санкт -Петербурга, сейчас в городе действуют 165 гостиничных предприятий обшей  вместимостью 32 тыс. мест. В это число, помимо отелей, входят и небольшие  ведомственные гостиницы, общежития  гостиничного типа при учебных заведениях, научных и проектных организациях. Причём в центральных районах  города располагается около 92% номерного  фонда. Это 137 объектов размещения на 15 тыс. номеров. При этом основа рынка  – гостиницы среднего класса –  их в Петербурге 49,6%. Доля гостиниц первого  класса составляет 7,6% экономического - 23% гостиниц, не имеющих категории. - 19,8%.

 

На каждую 1000 жителей приходится всего 7 мест в гостиницах (из них  в отелях категории 3-5* только 3.9 мест). В европейских столицах этот показатель достигает 30-40 мест [13].

 

3.2 Мировые гостиничные  цепи в России

 

Углубление специализации  предприятий гостеприимства взаимосвязано  с такой важнейшей тенденцией, как образование международных  цепей, которые играют огромную роль в разработке и продвижении высоких  стандартов обслуживания.

 

В октябре 1997 года в Москве была создана первая российская гостиничная  цепь — "Норд-отель", представляющая собой добровольное объединение  из двенадцати гостиничных предприятий  различных организационно-правовых форм Северо-Восточного округа Москвы, таких как "Алтай", "Байкал", "Восток", "Заря", "Звездная", "Золотой Колос", ММК "Молодежный", "Останкино", "Саяны", "Турист", "Ярославская", ГАО "Москва" (25% гостиничных мест Москвы). С начала 90-х годов в строительстве, реконструкции  и управлении гостиницами России также принимают участие международные  гостиничные цепи [9].

 

В России насчитывается почти  около 4 тыс. гостиниц. Лишь 4% из этого  количества находится в иностранной  и совместной собственности или  имеют договоры на управление или  франшизу с какой-либо известной  иностранной компанией.

 

Именно высококлассные отели  в первую очередь притягивают  иностранных гостей, прибывающих  в нашу страну. Не обходят их вниманием  и бизнесмены. Отечественных предпринимателей в гостиницах высокого уровня в четыре раза больше, чем тех, кто приезжает  на отдых. Среди иностранных гостей этот разрыв составляет приблизительно 20%. А поскольку деловые поездки  продолжают превалировать над другими  видами путешествий, то роль отелей высоких  категорий в российской индустрии  гостеприимства остается весьма значимой. В основном отели, представляющие в  России международные гостиничные  сети, сконцентрированы в Москве и  Санкт - Петербурге [13].

 

Гостиницы, находящиеся в  иностранном управлении, совместной или иностранной собственности. В Москве: "Националь" 5* luxe; "Аврора-Мариотт" 5* luxe; "Балчуг-Кемпински" 5*luxe; "Ренессанс" 5*; "Мариот-отель-грант" 5*; "Шератон-Палас-Отель" 5*; "Рэдиссон-Славянская" 5*; "Метрополь" 5*; "Мариотт-Тверская" 4*; "Новотель" 4*; "Ирис" 4*; "Савой" 4*; "Аэростар" 4*; "Арт-отель" 4*.

 

В Санкт -Петербурге: "Гранд-отель-Европа" 5* luxe; "Шератон Невский Палас" 5*; "Астория" 5*; "Прибалтийская" 4*; "Англетер" 4*; "Коммондор" 4*.

 

Можно ожидать, что следующим  этапом деятельности международных  гостиничных сетей на территории России станет строительство отелей более низких категорий, в частности  трехзвездных. Остается актуальным вопрос их внедрения в регионы и известные  туристические центры России.

 

Объектов размещения высокой  категории и гостиниц туристического уровня, отвечающих международным стандартам, в крупных российских городах  слишком мало. Отдельные островки качественного размещения, такие  как пятизвездочный "Atrium Palace Ноте1 & World Trade Center" в Екатеринбурге  и четырехзвездочный "Quality Hotel Tyumen" в Тюмени — погоды не делают. Необходимость  в хорошем, качественном и рассчитанном на разные вкусы и финансовые возможности  размещении возрастает год от года. И первыми почувствовали необходимость  освоения регионов международные гостиничные  компании [10].

 

Известные международные  гостиничные компании с успехом  начали применять отработанные схемы. Они осознают, что возможность  выстраивать собственные цепи дает им неоспоримые преимущества.

 

"Radisson Hotel and Resorts Worldwide", в дополнение к строительству  в 1991 г. гостиницы в Москве, открыла через два года гостиничный  комплекс в Сочи. Несколько позже  к нему прибавилась еще одна  четырехзвездная гостиница —  "Лазурная Пии Отель", ориентированная  на гостей-горнолыжников. Однако  интересы корпорации значительно  шире: "Radisson Hotel and Resorts Worldwide" пытается  охватить цепочкой гостиниц туристические  и деловые центры бывшего СССР. Важным стратегическим направлением  для компании стала Прибалтика. Так уже построены две гостиницы  в Литве: в Вильнюсе — четырехзвездная  "Рэдиссон-8А5-Астория" и отель  в Клайпеде, заметно превосходящий  по классу любые другие гостиницы  города. В Латвии функционирует  пятизвездочный отель "Рэдиссон-ЗАБ-Да-угава", в Эстонии — "Рэдиссон-ЗАБ-Отель  Таллинн", считающийся самым дорогим  проектом в стране. Таким образом,  гостиничная цепь в этих регионах  в общей совокупности будет  иметь 1500 номеров. В азербайджанской  столице Баку функционирует пятизвездочная  гостиница "Плаза-Баку". Планируется  открытие первой гостиничной  цепочки "Radisson Hotel and Resorts Worldwide" в Киеве [7].

 

Американская компания "Best Western" — вторая по величине представленной цепочки в России и других государствах бывшего СССР. "Best Western" также  простирает свои интересы на северо-запад  России и Прибалтику. Помимо Московской гостиницы "Арт-отель" и новгородского  отеля "Береста" компания отметилась во всех прибалтийских государствах: в Литве (Каунас) — отель "Сан-такос", в Латвии (Рига) — отель "Мара", в Эстонии (Пярну) — отель "Пярну". А замкнула кольцо "Best Western" в  Санкт-Петербурге отелем "Нептун" — это единственный трехзвездочный отель, представленный в цепочке  компании на территории России.

 

"Best Western" стремительно  заполняет нишу недорогих четырехзвездочных  гостиниц. Она обратила внимание  на пустующую нишу трехзвездочных  отелей, удобных не только для  организованных путешественников, но и для бизнесменов средней  руки.

 

Компания "Marco Polo Hotel & Resorts" в период с 1991 по 1993 гг. открыла четыре отеля: два в Москве и по одному — в Санкт-Петербурге и Новгороде, таким образом, став самой крупной  гостиничной цепочкой в России. Однако удержаться на рынке не смогла и  постепенно ее предприятия перешли  в другие системы. Так, гостиницы "Палас  Отель" в Москве и Санкт-Петербурге вошли в систему "Sheraton". Столичная  гостиница "Марко Поло-Пресня" стала частной собственностью и  филиалом компании "Visit-Moscow". Новгородская гостиница "Береста - Палас" перешла  в систему "Best Western". Английская гостиничная корпорация "Forte / Le Meridien" имеет договоры с двумя московскими  гостиницами — "Националь" и Country-Club". Третья ее гостиница — "Le Meridien Villon" находится в Литве. "Moscow-Country-Club" — единственный загородный пятизвездный отель, отвечающий самым строгим  международным стандартам. [8]

Информация о работе Гостиничное хозяйство