Структуры управления в сфере туризма и гостиничного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:18, реферат

Краткое описание

В настоящее время эффективность развития туризма в полной мере достигается через внедрение сервисных структур, клиентурный порядок, модернизацию региональной инфраструктуры, развитие профессионального образования, увеличения рабочих мест в данной отрасли. Туризм через сервисную деятельность формирует систему гостиничного хозяйства.
Современное гостиничное предприятие предоставляет потребителям не только услуги проживания и питания, но и широкий спектр услуг тран

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………. 3

Управленческая деятельность на туристском предприятии ……….…….. 4
Структура управления туристской фирмой ………………….…………. 4
Новые формы управления туристскими фирмами …………………….. 7

Управление в гостиничной деятельности …………………………....…… 12
Гостиничное хозяйство как объект управления …………………...….. 12
Формы управления гостиничным предприятием …………………… 13

Заключение ……………………………

Файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ И ГОСТИНИЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ.docx

— 63.86 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО 

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

 

 

Институт  социологии и права

Кафедра социологии

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве»

на тему: «Структуры управления в сфере туризма

и гостиничного хозяйства»

 

 

 

 

Выполнил: Стахеева А.В.,

студентка гр. ЗТГ-517 ИСП

 

                                                                 Проверил:

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  …………………………………………………………………………. 3

 

  1. Управленческая деятельность на  туристском предприятии ……….…….. 4
    1. Структура управления туристской фирмой ………………….…………. 4
    2. Новые формы управления туристскими фирмами …………………….. 7

 

  1. Управление в гостиничной деятельности …………………………....…… 12
    1. Гостиничное хозяйство как объект управления …………………...….. 12
    2. Формы управления гостиничным предприятием …………………… 13

 

Заключение …………………………………………………………..…………. 23

 

Список использованной литературы ………………………………………… 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее  время эффективность развития туризма в полной мере достигается через внедрение сервисных структур, клиентурный порядок, модернизацию региональной инфраструктуры, развитие профессионального образования, увеличения рабочих мест в данной отрасли. Туризм через сервисную деятельность формирует систему гостиничного хозяйства.

Современное гостиничное предприятие предоставляет  потребителям не только услуги проживания и питания, но и широкий спектр услуг транспорта, связи, развлечений, экскурсионное обслуживание, медицинские, спортивные услуги, услуги салонов  красоты и пр.

В международном  туристическом бизнесе связующим звеном между производителями услуг гостеприимства и их потребителями являются туристические фирмы, создавая тем самым рынок туристических продуктов или усовершенствуя работу уже существующих рынков.

Таким образом, целью данной работы является изучение структуры управления в сфере туризма и гостиничного хозяйства.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. Изучение литературы по данной проблематике.
  2. Описание основных современных форм управления туристским  предприятием.
  3. Описание современных форм управления в гостиничном хозяйстве.

В процессе написания работы были использованы труды таких ученых и специалистов в области туризма и менеджмента  туризма как Саак А.Э., Чудновского А. Д., Скобкина С. С., Шматько Л.П., Кабушкина Н.И. и многих других.

 

 

 

  1.      УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТУРИСТСТКОМ ПРЕДПРИЯТИИ

 

    1. Структура управления туристской фирмой

Под структурой управления туристской фирмы понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся в устойчивых взаимоотношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого1. Элементами структуры управления являются работники, службы, звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые делятся на вертикальные и горизонтальные.

Горизонтальные связи являются одноуровневыми и носят характер согласования.

Вертикальные связи – это связи подчинения в условиях иерархичности управления. Связи в структуре управления могут быть:

  • Линейными, которые отражают движение информации между линейными руководителями (лицами, отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений);
  • Функциональными, которые имеются там, где происходит обмен информацией по тем или иным функциям управления).

Существуют  иерархическая и органическая структура  управления.

Иерархическая структура управления: нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему и контролируется им; действуют формальные правила и нормы при выполнении менеджерами их обязанностей, дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности; найм на работу осуществляется в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.

По мнению Дорофеева В.Д. иерархический тип структуры управления имеет много разновидностей:

  1. Линейно-функциональная организация управления. В этом типе специализация управленческого процесса происходит по функциональным подсистемам туристкой организации (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.д.). По каждой из них формируется иерархия служб.

Линейно-функциональные структуры наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся функции. Недостатки данной структуры заключаются в невозможности быстро реагировать на изменяющиеся условия внешней среды, отсутствии гибкости во взаимоотношениях между подразделениями туристской фирмы из-за применения формальных правил и процедур. Все эти негативные моменты сказываются на скорости и своевременности принятия управленческих решений.

  1. Линейно-штабная структура управления имеет аналогичные характеристики, как и линейно-функциональная структура, и предусматривает функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровней.
  2. Дивизионная структура управления характеризуется сочетанием централизованной координации с децентрализованным управлением: главную роль в управлении туристкой фирмой играют не руководители функциональных подразделений, а руководители отделений, производящих туристский продукт. Туристская фирма структурируется по отделениям таким образом: либо это продуктовая специализация, либо потребительская, либо региональная. Это позволяет обеспечить более тесную связь производителя туристского продукта с потребителем и быстрое реагирование фирмы на изменения во внешней среде, однако приводит к росту иерархичности управления, необходимости создания промежуточных уровней управления для координации работы отделений, групп и других единиц, дублированию функций управления на разных уровнях, росту затрат на содержание менеджмента.

Органическая структура управления характеризуется индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат. Данные структуры легко меняют форму при решении сложных вопросов и приспосабливаются к новым условиям. В большинстве случаев органические структуры формируются на временной основе для реализации конкретных проектов и программ.

Чудновский А.Д. к структурам органического типа относит: проектные, матричные, программно-целевые, бригадные.

  1. Проектная структура необходима, если туристская фирма занимается новым проектом, например, разрабатывается новый туристский продукт. Главная идея такой структуры – создание на временной основе специального подразделения – проектной группы.  В состав этой группы обычно включают специалистов, в том числе управленцев. Руководитель проектной группы несет ответственность за планирование, выполнение программы и графика работ, материальное поощрение сотрудников – членов группы и т.д. По завершении проекта проектная группа расформировывается, а сотрудники либо переходят в новую проектную группу, либо возвращаются на свою постоянную работу. Даная структура обеспечивает гибкость стратегии, но при наличии нескольких проектов приводит к рассредоточению персонала по разным направлениям, что усложняет деятельность туристской фирмы как единого целого.

Для координации  деятельности разных проектных групп  на фирме создаются штабные органы, в которые входят менеджеры проектов, или используются матричные структуры.

  1. Матричная структура управления основана на принципе двойного подчинения исполнителя: непосредственному руководителю функциональной службы туристской фирмы, которая предоставляет персонал и другую помощь менеджеру проекта и руководителю проета, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. Поэтому менеджер проектной группы имеет в своем подчинении две группы сотрудников: постоянных членов группы и сотрудников функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов.
  2. Бригадная (командная структура) управления характерна для больших промышленных предприятий. При такой структуре нарушается традиционное деление производственных, экономических, управленческих и других служб на изолированные системы со своими целевыми установками и интересами. Бригада (команда) состоит из специалистов и исполнителей разного профиля, знающих методы достижения целей фирмы и не нуждающихся во вспомогательных аналитических службах. Бригадная служба создает необходимые условия для более полного использования творческого потенциала сотрудников туристкой фирмы.

Органические  структуры управления не эффективны там, где не совершенствуется система  контроля, планирования, стимулирования, не поддерживается стремление персонала  к самовыражению и саморазвитию.

Структура управления туристской фирмой постоянно  меняется и совершенствуется в соответствии с изменяющимися условиями внешней  и внутренней среды.

 

    1. Новые организационные формы управления туристскими фирмами.

Специалисты предлагают разные варианты решения проблем повышения качества туристского продукта и услуг и формирования каналов его сбыта, причем основное внимание уделяется объединениям: глобальным объединениям и стратегическим союзникам.

Идея глобальных объединений начала активно пропагандироваться в США с середины 80-х годов. Исследования, проведенные университетами и фирмами по управленческому консультированию США, характеризовали глобальное объединение как верное средство завоевания главных иностранных рынков и повышения конкурентоспособности транснациональных компаний Америки.

Единства  взглядов на сущность глобальных объединений, их достоинства, недостатки и перспективы нет. Понятие «глобальное объединение» определяется довольно широко и неоднозначно:

  • работа в глобальном масштабе и координация деятельности всех отделений и филиалов вне зависимости от страны местонахождения корпорации (под глобальностью понимается интернациональность);
  • сильные позиции на всех важнейших для корпорации рынках, наличие глобальной системы информации, адаптивность и сбалансированность с потребностями системы поставок;
  • целостное образование, в котором не отдается предпочтение какой-то одной стране – это корпорация «без родины»;
  • особый тип стратегического и организационного подходов;
  • распоряжение огромными ресурсами по всему миру, глобальное мышление и локальные действия, разработка продукции, которая нужна всем, с учетом специфических потребностей клиентов отдельных регионов, использование ресурсов мирового класса, работа менеджеров как «граждан мира»;
  • координация и интеграция деятельности корпорации в мировом масштабе в целях получения экономии от увеличения масштабов производства или приобретения опыта (обучения), использования преимуществ своей торговой марки и обслуживания международных поставщиков и клиентов. При этом преимущества глобальной стратегии фирм соединяются с внутренними преимуществами фирм (внедрение нововведений, совершенствование технологий, постоянное изменение организационных и управленческих структур в соответствии с новейшими требованиями), делая их более устойчивыми2.

Глобальные  объединения образуются путем слияний, приобретений и поглощений фирм. В качестве примера можно привести концерн TUI (Tounstik Union International), объединивший фирмы «Touropa», «Scharnow-Reisen», «Dr. Tiggest Fahrten», «Hummel Reisen»,  «Airtours International», «Quelle». В ФРГ существует ряд крупных немецких туроператоров: «ITS», «NUR» и др. В Швейцарии существуют два крупнейших туроператора «Kuoni» и «Hotelplan». В России можно назвать следующих крупных туроператоров «Coral Travel», «Интурист», «TEZ Tour», ООО «Инна тур» и др.

Создание  и управление глобальными объединениями  – это сложный процесс, требующий  немало времени и ресурсов, поэтому  многие фирмы за рубежом обращаются к другой фирме организации международного сотрудничества – к стратегическим союзам.

В стратегические союзы фирмы входят с целью согласования и координации усилий для решения отдельных задач: проведения маркетинговых исследований, разработки и сбыта услуг3. Такое объединение характерно тем, что оно непосредственно не затрагивает отношения собственности в сотрудничающих фирмах, они сохраняют автономию, а также нишу на национальном, региональном и локальном рынках.

Информация о работе Структуры управления в сфере туризма и гостиничного хозяйства