Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:05, реферат
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально
осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой
хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях,
определенных намеченных целей путем рационального использования
материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и
методов экономического механизма менеджмента.
Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами
Туризм
и сфера сервиса как объект
управления
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально
осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой
хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях,
определенных намеченных целей путем рационального использования
материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и
методов экономического механизма менеджмента.
Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами
Иначе говоря, менеджмент - это управление в условиях рынка,
рыночной экономики, что означает:
. ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы
конкретных потребителей и организацию производства тех видов
продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме
намечаемую прибыль;
. постоянное стремление к
меньшими затратами, получение оптимальных результатов;
. хозяйственная
решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты
деятельности фирмы или ее подразделений;
. постоянная корректировка
состояния рынка;
. конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно
самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе
обмена;
. необходимость использования современной информационной базы с
компьютерной техникой с целью осуществления многовариантных
расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений.
Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании[1]. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникации, процессы разработки и принятия решений.
Социально-экономические функции и цели менеджмента
Оценка места и роли менеджмента в общественном производстве и формулировке проблем экономического развития является задачей не только экономики, но и ряда других общественных наук (социологии, политологии и т. д.). Теория институциональной экономики, возникшая на стыке экономики, социологии, права и истории, ориентирована на изучение формальных и неформальных норм, структурирующих взаимодействия между индивидами в разных сферах повседневной активности. Осознание взаимозависимости разных сторон общественного и индивидуального производства привело к современному пониманию системной природы экономики, в том числе её структурно-функциональной дифференциации, и выработке концепций его институционализации как определяющего фактора социального взаимодействия в процессе экономического развития.
Структурно-функциональный подход представляет собой конкретизацию идей теории систем и системного анализа применительно к различным сферам экономики (включая менеджмент), которые рассматриваются как составные и взаимодействующие части социальной системы высшего порядка — общества. С позиций управленческой парадигмы[5] системные функции взаимообусловлены и не существуют отдельно друг от друга: не может быть экономики без политики, культуры, технологии и т. д. Понятие системных функций организации основывается на очевидном факте её включенности в жизнедеятельность всего общества как объемлющего социального целого. Вместе с тем в современной науке устанавливается соответствие между инвариантным аспектом исследуемого объекта и понятием структуры, которое используется для обозначения совокупности устойчивых связей между основными частями объекта, обеспечивающей его целостность и тождественность самому себе. Понятие структуры обычно соотносится с понятием системы, причём структура выражает лишь то, что остаётся устойчивым при различных преобразованиях системы. Основные свойства системы при этом относятся к классу свойств целостности или эмерджентности, они присущи системе в целом, возникают при образовании из частей, исчезают вместе с ней и не могут быть объяснены исходя из свойств отдельных частей, без обращения к связям между ними. При взаимодействии двух или более систем возникают синергетические эффекты, обусловленные стремлением каждой из них к положению равновесия, параметры и свойства которого обусловлены исходными состояниями каждой системы. Но именно эти свойства играют определяющую роль с точки зрения управляющих воздействий на социально-экономическую систему, в том числе воздействий, предполагающих структурную или функциональную перестройку всей системы или элементов её структуры в соответствии с целями и интересами общества. Отсюда следует, что важной задачей науки является познание структур социально-экономических систем как носителей эмерджентных свойств определяющих основные характеристики их поведения. Успех перестройки системы в направлении получения заданных свойств, является конечным критерием, определяющим степень познания реальной структуры.
Исходя из того,
что функции подсистем
а) менеджмент рассматривается как одна из подсистем общественного производства и социально-экономической системы в целом;
б) реализация его
системных функций, определяемых структурно-функциональной
дифференциацией общественного
производства и наличием общесистемных
императивов, составляет специализированный
вклад менеджмента в
в) менеджмент на
уровнях развития общественного
производства и его текущего функционирования
может рассматриваться как
В общесистемном
понимании институциональный
Качество и эффективность управления определяются уровнем знаний в
данной области, возможностью и способностью применить эти знания на
практике. В условиях радикальной экономической реформы, предусматривающей
развитие экономических рычагов управления, расширение
внешнеэкономических отношений, все более отчетливо вырисовывается
необходимость изучать все то положительное, что накоплено мировым опытом
управления. Сегодня становятся привычными такие понятия, как менеджмент,
менеджер, маркетинг. Но дело не в названиях. Речь идет о новой для нас
философии и политике управления. Здесь иные системы ценностей и
приоритетов, пропорции и направления экономического развития, иной
инструментарий управления.
Научные основы управления представляют собой методологическую
базу управленческой практики, которая позволяет более рационально
организовать систему управления. Собственно к менеджменту относятся
теория руководства и практическое образование эффективного управления, под
которыми понимается искусство управления. Обе части имеют дело с
управлением как комплексным, целостным и конкретным явлением. Управление
как наука может рассматриваться с самых разных сторон: политической,
экономической, социальной, организационной и др. Такой многоплановый подход
позволяет охватить всю совокупность аспектов, отражающих содержание
процесса управления. Объективно в этом процессе тесно переплетаются
организационно-технические,
психологические закономерности. Поэтому знания, умения и навыки
управленца должны быть комплексными по своей природе.
Менеджмент как совокупность принципов, методов, средств и форм
управления фирмами на Западе известен в нашей стране давно. Однако
отношение к нему в последние годы изменилось. Еще 10-15 лет назад в
качестве основных целей менеджмента рассматривались: получение высоких
прибылей и постоянное опережение стран социализма по производительности
труда в интересах укрепления позиций империализма; подрыв боеспособности
рабочего класса и его организаций; ведение политической, идеологической и
экономической
борьбы против социалистических государств.
Необходимость применения зарубежного опыта менеджмента
тенденциям
Основные этапы развития менеджмента
Основные этапы
развития менеджмента зарождались
ещё с древних времён. Даже в
самих древних обществах
Рассматривая основные этапы развития менеджмента как развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
Первый этап развития менеджмента:
I период развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.
Первые, самые
простые, зачаточные формы упорядочения
и организации совместного
Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.
Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.
II период развития менеджмента - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Информация о работе Туризм и сфера сервиса как объект управления