Туризм и сфера сервиса как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:05, реферат

Краткое описание

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально
осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой
хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях,
определенных намеченных целей путем рационального использования
материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и
методов экономического механизма менеджмента.
Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 386.51 Кб (Скачать)

Большое влияние  на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений  и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Первый переворот  в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже  тогда управленческие решения принимались  более оперативно. Это был второй этап развития менеджмента.

III  период развития  менеджмента - период  систематизации (1856-1960). Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке.

IV период школы управления  — информационный  период (1960 г. по  настоящее время).

Более поздние  теории управления разработаны в  основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы  управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают  управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся  на использование математического  аппарата, с помощью которого достигается  интеграция математического анализа  и субъективных решений менеджеров.

Формализация  ряда управленческих функций, сочетание  труда, человека и ЭВМ потребовали  пересмотра структурных элементов  организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые  элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование  решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение  оценки многоцелевых управленческих решений.

В современных  условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

Системная  теория управления состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой  оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы  проанализировать все факторы в  отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в  рамках ситуационного подхода. Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Ситуационный  подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся  ситуации и условий внешней и  внутренней среды организации. Используя  ситуационный подход, менеджеры могут  понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в  конкретной ситуации.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  менеджмента в  России

Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось  серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов.

Проблемы научной  организации труда получили широкое  освещение в трудах П.М. Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой

В 30-е гг. была проделана большая научная и  практическая работа по созданию науки  об организации производства, труда  и управления, результатом которой  был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным  экономическим образованием для  предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая  для того времени специальность  -инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.

В годы Великой  Отечественной войны система  управления промышленностью, сложившаяся  в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. В послевоенный период времени возобновилась научная  и практическая работа в области  организации и управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться. Начиная с 1957 г. был осуществлен  переход к управлению промышленностью  и строительством по территориальному принципу через Советы народного  хозяйства (совнархозы) экономических  административных районов.

Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы  и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной  реформы.

Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в  стране трех реформ, направленных на совершенствование  системы управления народным хозяйством.

К ним относятся:

1. Реформа системы  управления экономикой 1965 г.

2. Реформа системы  управления 1979 г.

3. Ускорение  социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным  отношениям (с 1991 г. и по настоящее  время).

В связи с  произошедшими серьезными изменениями  в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия  о механизме перехода к рынку.

Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

1) внесение отдельных  элементов рынка в существующую  командно- административную систему управления;

2) быстрый переход  к рынку без какого-либо государственного  регулирования;

3) создание системы  управления на основе регулируемой  рыночной экономики.

Этот вариант  совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.

Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить  развала экономики России. Социально-экономическая  ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных  решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства  в экономику регионов и импортно-экспортные операции. 
 

Особенности туризма и сферы  услуг как объекта  управления.

Особенности туристской отрасли как объекта управления указывают на то, что менеджеры  туристского бизнеса должны считаться  с тем, что эта отрасль совершенно не похожа на другие отрасли, и поэтому  механически перенести наработки  или модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма  невозможно. И если оправдавшая себя на практике модель управления (например, промышленным предприятием) дает необходимый  эффект, то применение ее в туристской отрасли может привести к деградации последней. В связи с этим можно  выделить следующие черты, характерные  для управления любым туристским предприятием: во-первых, при планировании туристской деятельности во главу угла должны ставиться нужды, потребности  и желания конечных потребителей. С учетом этого и определяется сфера приложения труда любого туристского  предприятия. Речь идет о том, удовлетворяет  ли туристская фирма нужды промежуточных  потребителей (посредников), или это  может быть государственный заказ. В связи с этим дислокация туристского  предприятия (в силу его тяготения  к непосредственному конечному  потребителю) определяется, с одной  стороны, месторасположением основного  контингента потребителей туристского  продукта, а с другой -- месторасположением рекреационных ресурсов, которые являются практически основным фактором (частью) туристской отрасли;

во-вторых, непервичность туристской услуги. Хотя в современном мире значение туризма как средства восстановления сил и здоровья огромно, туристский продукт не стал еще товаром первой необходимости и вряд ли станет им в ближайшей перспективе. Кроме того, на туристских услугах больше, чем на прочих платных услугах, сказывается изменение покупательской способности населения. На развитие туризма также очень сильно влияют политические и экологические явления;

в-третьих, в  туристской отрасли гораздо большее  значение имеет маркетинг. Это связано  с тем, что продавец туристской услуги, не имея возможности представить  ее образец-эталон (как это практикуется при реализации товаров), должен найти  аргументы в пользу своего товара-услуги, а это можно сделать только при хорошо налаженной системе маркетинга. Кроме того, в связи с непостоянством качества услуги, субъективизмом в  ее оценке, возникает необходимость  ее постоянного контроля, то есть эта  функция менеджмента приобретает  особую значимость. Одна и та же туристская поездка может быть по-разному  оценена двумя разными людьми, что иногда вызывает недоразумения  во взаимоотношениях между туристской фирмой и клиентами. В этой связи  менеджмент в туризме должен быть сосредоточен в направлении создания системы СОРИ (система сбора, обработки и распространения информации);

в-четвертых, туристская услуга уникальна (повторить ее во всех аспектах не представляется возможным). Это маршрут поездки, условия  обслуживания, стоимость и т.д. Даже два тура по одному и тому же маршруту у одной и той же фирмы часто  проходят по-разному (это и состояние  транспортного средства, события  в стране пребывания и т.п.).

Таким образом, туризм как открытая система находится  во взаимосвязи с внешним миром, представленным такими общественными  системами, как экономика, экология, социальная среда, политика и технологии. Система туризма разделяется  на две субсистемы: субъект управления туризмом и объект управления туризмом. Рассматривая влияние на туризм внешней среды, следует иметь в виду, что оно не везде одинаково. Для менеджмента важно выявить наиболее существенные факторы внешнего воздействия и выработать эффективные способы реагирования на них.

Информация о работе Туризм и сфера сервиса как объект управления