Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:05, реферат
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально
осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой
хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях,
определенных намеченных целей путем рационального использования
материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и
методов экономического механизма менеджмента.
Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами
Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Это был второй этап развития менеджмента.
III период развития менеджмента - период систематизации (1856-1960). Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке.
IV период школы управления — информационный период (1960 г. по настоящее время).
Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.
Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.
В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.
Системная теория управления состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.
На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).
С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией.
Ситуационный
подход внес большой вклад в развитие
теории управления. Он содержит конкретные
рекомендации, касающиеся применения
научных положений к практике
управления в зависимости от сложившейся
ситуации и условий внешней и
внутренней среды организации. Используя
ситуационный подход, менеджеры могут
понять, какие методы и средства
будут наилучшим образом
Развитие менеджмента в России
Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов.
Проблемы научной организации труда получили широкое освещение в трудах П.М. Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой
В 30-е гг. была
проделана большая научная и
практическая работа по созданию науки
об организации производства, труда
и управления, результатом которой
был выход в свет первого советского
учебника по организации производства.
В эти же годы было положено начало
формированию системы подготовки кадров
с высшим и средним специальным
экономическим образованием для
предприятий и органов
В годы Великой
Отечественной войны система
управления промышленностью, сложившаяся
в предшествующие годы, не претерпела
принципиальных изменений. В послевоенный
период времени возобновилась научная
и практическая работа в области
организации и управления производством.
К концу 50-х гг. тематика исследований
по проблемам организации и
Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.
Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством.
К ним относятся:
1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
2. Реформа системы управления 1979 г.
3. Ускорение
социально-экономического
В связи с произошедшими серьезными изменениями в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку.
Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:
1) внесение отдельных
элементов рынка в
2) быстрый переход
к рынку без какого-либо
3) создание системы
управления на основе
Этот вариант
совершенствования системы
Однако, несмотря
на принятые меры, не удалось приостановить
развала экономики России. Социально-экономическая
ситуация в стране продолжает ухудшаться.
Было принято много ошибочных
решений. Одной из причин сложившегося
положения является начатая с 1992
г. политика невмешательства правительства
в экономику регионов и импортно-экспортные
операции.
Особенности туризма и сферы услуг как объекта управления.
Особенности туристской
отрасли как объекта управления
указывают на то, что менеджеры
туристского бизнеса должны считаться
с тем, что эта отрасль совершенно
не похожа на другие отрасли, и поэтому
механически перенести
во-вторых, непервичность туристской услуги. Хотя в современном мире значение туризма как средства восстановления сил и здоровья огромно, туристский продукт не стал еще товаром первой необходимости и вряд ли станет им в ближайшей перспективе. Кроме того, на туристских услугах больше, чем на прочих платных услугах, сказывается изменение покупательской способности населения. На развитие туризма также очень сильно влияют политические и экологические явления;
в-третьих, в
туристской отрасли гораздо большее
значение имеет маркетинг. Это связано
с тем, что продавец туристской услуги,
не имея возможности представить
ее образец-эталон (как это практикуется
при реализации товаров), должен найти
аргументы в пользу своего товара-услуги,
а это можно сделать только
при хорошо налаженной системе маркетинга.
Кроме того, в связи с непостоянством
качества услуги, субъективизмом в
ее оценке, возникает необходимость
ее постоянного контроля, то есть эта
функция менеджмента
в-четвертых, туристская услуга уникальна (повторить ее во всех аспектах не представляется возможным). Это маршрут поездки, условия обслуживания, стоимость и т.д. Даже два тура по одному и тому же маршруту у одной и той же фирмы часто проходят по-разному (это и состояние транспортного средства, события в стране пребывания и т.п.).
Таким образом, туризм как открытая система находится во взаимосвязи с внешним миром, представленным такими общественными системами, как экономика, экология, социальная среда, политика и технологии. Система туризма разделяется на две субсистемы: субъект управления туризмом и объект управления туризмом. Рассматривая влияние на туризм внешней среды, следует иметь в виду, что оно не везде одинаково. Для менеджмента важно выявить наиболее существенные факторы внешнего воздействия и выработать эффективные способы реагирования на них.
Информация о работе Туризм и сфера сервиса как объект управления