Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:30, курсовая работа
Цель: изучить особенности организации и управления туристской деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности туризма как объекта управления
2. Изучить систему и структуру управления туризмом
3. Рассмотреть функции и принципы менеджмента в туризме
Введение 3
1 Менеджмент и управление в сфере туризма 5
1.1 Особенности туризма как объекта управления 5
1.2 Система и структура управления туризмом 14
1.2.1 Туристские регионы, организации и предприятия 15
1.2.2 Туристские организации 18
1.2.3 Туристские предприятия 21
1.2.4 Туристические предприятия первичных услуг 22
1.2.5 Транспортные предприятия специального назначения 25
1.2.6 Гостиничные предприятия 25
1.2.7 Прочие туристские предприятия первичных услуг 26
1.2.8 Туристские предприятия вторичных услуг 27
2 Функции и принципы менеджмента в туризме 29
2.1 Характеристика основных функций менеджмента 30
2.2 Мотивация как функция управления 36
2.3 Функция контроля 39
2.4 Принципы менеджмента 45
2.4.1 Общие принципы управления 45
2.4.2 Частные принципы управления 46
Заключение 50
Список литературы 51
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА |
Кафедра международного туризма
Дяченко Ярослав Сергеевич
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА |
Студент группы 1531 «Д» _____________
| |
Руководитель
____________________ Б.И. Кравец
| |
| |
Регистрационный № ____________
___________ ___________________
«___» ______________ 2011 г.
| Оценка _________________________
____________ ___________________
«___» ______________ 2011 г.
|
КУРСОВАЯ РАБОТА
г. Владивосток
2011
Содержание
Введение
1 Менеджмент и управление в сфере туризма
1.1 Особенности туризма как объекта управления
1.2 Система и структура управления туризмом
1.2.1 Туристские регионы, организации и предприятия
1.2.2 Туристские организации
1.2.3 Туристские предприятия
1.2.4 Туристические предприятия первичных услуг
1.2.5 Транспортные предприятия специального назначения
1.2.6 Гостиничные предприятия
1.2.7 Прочие туристские предприятия первичных услуг
1.2.8 Туристские предприятия вторичных услуг
2 Функции и принципы менеджмента в туризме
2.1 Характеристика основных функций менеджмента
2.2 Мотивация как функция управления
2.3 Функция контроля
2.4 Принципы менеджмента
2.4.1 Общие принципы управления
2.4.2 Частные принципы управления
Заключение
Список литературы
Туризм является одним из факторов, который влияет на развитие других областей общественного производства, удовлетворение потребностей населения в отдыхе.
В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.
Сфера туризма является важнейшей и составной частью экономики любого демократического государства, а в наших условиях имеет ключевое значение в социально – экономических преобразованиях, направленных на либерализацию экономического развития. Недооценка необходимости использования новых технологий для организации сферы туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора в приросте богатства и благосостояния наших стран, укреплении экономики.
Эффективность туризма зависит от его организации и управления. Управление является неотъемлемой частью работы туроператора, так как всё зависит от него, и от того, как он будет распоряжаться. Каждый туроператор должен владеть туристскими понятиями, знать функции и принципы управления, структуру управлением туризмом. В данной работе подробно описаны все элементы для дальнейшей, успешной работы в турфирме. А так же рассмотрены моменты организации в сфере туризма.
Цель: изучить особенности организации и управления туристской деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности туризма как объекта управления
2. Изучить систему и структуру управления туризмом
3. Рассмотреть функции и принципы менеджмента в туризме
Объект изучения: туристская деятельность.
Предмет изучения: организация и управление туристской деятельности.
Используемые методы для достижения цели: индукция и дедукция, наблюдение, сравнение, анализ и синтез, статистические.
Базу исследований составляют работы таких авторов, как Н. И. Кабушкин, Е.Н.Ильина, Н.А. Зайцева, К.Г. Борисов и другие.
Сегодня туризм воспринимается как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Он стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.
Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях. На первый взгляд понятие «туризм» является доступным каждому из нас, так как все мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях.
«Туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально – деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания» [ 1 ].
В процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:
1. Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.
2. Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.
3. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.
|
Определение «туризм» охватывает не только такие факторы, как путешествие и отдых, но и название одной из отраслей экономики. Туризм – это также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических организаторов и посредников. Не все авторы принимают во внимание данное ограничение. Кроме туристических организаторов и посредников к туристской деятельности можно отнести и другие виды предприятий и организаций. Это могут быть различные объединения, а также транспортные компании: железнодорожные и авиационные.
Таким образом, туризм – отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристических организаторов и посредников, которыми нужно управлять.
Путешествие граждан одной страны в другие государства и выезд туристов из данного региона страны является пассивным туризмом. Пассивный туризм служит фактором вывоза денег в страну или данный регион.
Туризм по наиболее существенным признакам делится на отдельные разновидности (рис.1).
Рисунок 1 – Признаки туризма
В зависимости от цели поездки выделяют следующие разновидности туризма (рис.2).
Рисунок 2 – Виды туризма
Рекреационный туризм характеризуется длительностью путешествия, небольшим количеством городов, входящих в маршрут, широким использованием авиационного транспорта. Познавательный туризм выполняет функции расширения кругозора и интеллекта. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на человека подразделяется на климато-, море-, грязелечение и т.д. Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных форумов и конференций. Сравнительно новым в международном бизнесе является научный туризм. Образовательные поездки за границу стали одним из установившихся сегментов российского турбизнеса.
По способу передвижения туристов различают (рис. 3).
Рисунок 3 – Виды туризма по способу передвижения
По интенсивности туристских потоков различают (рис.4).
Рисунок 4 – Интенсивность туристских потоков
По продолжительности туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм.
По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный) и т.п.
Задача менеджмента в туризме состоит не только в том, чтобы выявить эти общие тенденции и закономерности его развития, но и в том, чтобы найти его специфические особенности. Всегда необходимо помнить, что туризм – не волшебство, а серьезная и тяжелая работа этой сложной и многогранной, имеющей свою специфику, отрасли, особое содержание трудовых отношений. Туризм имеет ряд присущих только ему особенностей. Особенности туристской отрасли вытекают из специфических свойств услуг, предоставляемых туристскими предприятиями и организациями.
Первая особенность туризма заключается в большой глубине его проникновения и сложности взаимосвязей между его составными элементами. Большая часть туристских предприятий – небольших размеров.
Всем понятно, что туристская организация, как и любая другая, несет ответственность, прежде всего за результаты своей деятельности. Она выполняет функцию координирующего органа в туристском предложении региона, она и нести ответственность и за туристскую деятельность всего региона. А для того, чтобы справиться с такой двойной ответственностью, необходимо контролировать и анализировать весь туристский регион. В этих условиях с помощью менеджмента должна разрабатываться стратегия развития, как всего региона, так и отдельной туристской организации.
Вторую особенность туризма как объекта управления можно представить в виде неясных и трудно измеримых целей. Для менеджмента частных туристских предприятий, которые в своей деятельности ориентируются на получение прибыли, характерны четкие и измеримые цели – накопление ценностей, движение наличности, прибыль ... Для менеджмента туристских организаций таких целей не существует ни на уровне предприятия, ни на уровне региона. Из-за того, что туристская организация не имеет измеримых целей, нельзя объективно оценить ее производительность и успех. Речь идет о вероятностном характере процессов, происходящих в туристской индустрии. Так как туристская организация не может добиться успеха в прямом смысле этого слова, часто она с большим трудом получает признание своей деятельности у общественности. Она может лишь полагаться на свои мероприятия и на экономическую эффективность, которая помогает осуществлять эти мероприятия для пользы всего региона.
Третья особенность менеджмента туризма – в его ограниченном влиянии на регион. Управленческие кадры частного туристского предприятия пользуются предоставленными им в уставе, ясно изложенными полномочиями и правом принятия решений и отдачи указаний по всем вопросам своей хозяйственной деятельности. Менеджмент же туристской организации, напротив, ограничен в возможности оказывать на кого-либо влияние, как на уровне своей организации, так и на уровне региона. На уровне региона менеджмент в туризме незначительно влияет на кого-либо, так как отдельные производители услуг являются самостоятельными и независимыми предприятиями. Только благодаря хорошо налаженной коммуникации и углубленной мотивации на основе доверия туристская организация может косвенным образом воздействовать на отдельные предприятия.
Информация о работе Организация и управление в сфере туризма