Организация и управление в сфере туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности организации и управления туристской деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности туризма как объекта управления
2. Изучить систему и структуру управления туризмом
3. Рассмотреть функции и принципы менеджмента в туризме

Оглавление

Введение 3
1 Менеджмент и управление в сфере туризма 5
1.1 Особенности туризма как объекта управления 5
1.2 Система и структура управления туризмом 14
1.2.1 Туристские регионы, организации и предприятия 15
1.2.2 Туристские организации 18
1.2.3 Туристские предприятия 21
1.2.4 Туристические предприятия первичных услуг 22
1.2.5 Транспортные предприятия специального назначения 25
1.2.6 Гостиничные предприятия 25
1.2.7 Прочие туристские предприятия первичных услуг 26
1.2.8 Туристские предприятия вторичных услуг 27
2 Функции и принципы менеджмента в туризме 29
2.1 Характеристика основных функций менеджмента 30
2.2 Мотивация как функция управления 36
2.3 Функция контроля 39
2.4 Принципы менеджмента 45
2.4.1 Общие принципы управления 45
2.4.2 Частные принципы управления 46
Заключение 50
Список литературы 51

Файлы: 1 файл

курсовой Ярослава н.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

В процедуре контроля есть три четко различимых этапа.

Этап А – установление стандартов (рис. 9). Стандарты – это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Эти цели явным образом «вырастают» из процесса планирования. На первом этапе необходимо определить временные рамки и конкретный критерий, по которому оценивается работа. Это и есть результативность. Показатель результативности точно определяет то, что должно быть получено для достижения поставленных целей.

Рисунок 14 – этапы контроля

Этап Б – сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами (рис.10). На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом нужно принять еще одно очень важное решение: определить, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. Такой этап контроля очень важен: определяется масштаб отклонений, измеряются результаты, передается и оценивается информация.

Рисунок 15 – этапы контроля

Этап В – принятие необходимых корректирующих действий.

Проведение контроля может быть очень дорогостоящим, поэтому решение о том, какой тип контроля применить, требует тщательного обдумывания. В связи с этим при организации и проведении контроля следует учитывать ряд факторов и дать ответ на следующие вопросы: понимают ли сотрудники цели организации? спроектирована ли система контроля так, чтобы обеспечить существенные, а не тривиальные измерения? представляет ли действующая система контроля менеджерам такую информацию, на основе которой можно действовать в разумных временных рамках? Несомненно, что в будущих контрольных системах будут использованы новые приспособления и новые достижения, однако базис, на котором они создаются, останется тем же (рис. 16).

Рисунок 16 – этапы контроля

Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не существует вообще, так как каждая управленческая функция движима другой. Возникает своего рода постепенное круговое движение. Например, информация, полученная в процессе контроля, может использоваться на этапе планирования, организации и мотивации сотрудников.

Менеджеры высокого уровня большую часть своего рабочего времени тратят на осуществление функций планирования и контроля; менеджеры же более низкого уровня (линейные) заняты больше подбором кадров и организацией их труда. Однако на всех уровнях управления они в определенной мере используют и выполняют все четыре функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Менеджеров любого уровня оценивают по двум основным критериям: результативности (возможности достичь желаемого результата) и эффективности (возможности достичь этого результата с наименьшими затратами).

 

2.4 Принципы менеджмента

 

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации этого процесса. Управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.

Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению ими управленческих функций.

 

 

2.4.1 Общие принципы управления

 

Принцип применимости означает, что менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих на фирме сотрудников.

Принцип системности означает, что менеджмент охватывает всю систему, учитывая ее внешние и внутренние взаимосвязи, взаимозависимости и открытость собственной структуры или системы туризма в целом.

Принцип многофункциональности означает, что менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда) и смысловые (достижение конечной цели).

Принцип интеграции предполагает, что внутри системы различные способы отношений и взгляды сотрудников должны интегрироваться, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.

Принцип ориентации на ценности означает, что менеджмент туризма включен в окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п.

Все эти принципы необходимо не только учитывать, но и неукоснительно соблюдать.

 

2.4.2 Частные принципы управления

 

В отечественной теории управления частные принципы управления народным хозяйством были сформулированы еще в 20-е годы. Многие из них не потеряли своего значения и в наши дни, а в рыночной экономике значимость их неизмеримо возросла.

Основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

Принцип сочетания централизации и децентрализации предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По существу, это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления и реализации персональной ответственности. Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

Соблюдение правильного соотношения между единоначалием и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.

Принцип научной обоснованности управления предполагает наличие у руководителя научного предвидения, умения планировать во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель его состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.

Суть принципа плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами и несет ответственность за порученное ему дело.

Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т.п.

Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те же в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответственно, цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.

Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По существу, это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.

Одним из важнейших принципов современного менеджмента является демократизация управления – участие в управлении организацией всех сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т.п.

Принцип государственной законности системы менеджмента. В соответствии с этим принципом организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного (федерального, национального) законодательства.

Принцип органической целостности объекта и субъекта управления. Управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления должно составлять единую комплексную систему, имеющую выход, обратную связь и связь с внешней средой.

Принцип устойчивости и мобильности системы управления. При изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений. Устойчивость определяется, прежде всего, качеством стратегических планов и оперативностью управления, приспосабливаемостью системы менеджмента, прежде всего к изменениям во внешней среде. Одновременно с устойчивостью управленческий процесс должен быть мобильным, т.е. должны быть максимально полно учтены изменения и требования потребителей туристских услуг.

Для успешного развития туристской фирмы необходимо выполнять определенные  функции такие как: функции планирования, организационная функция. Также рассматривать такую функцию как мотивация, для того чтобы подробно рассмотреть мотивы путешествий: физическая мотивация, межличностная, психологическая, культурная, мотивация престижа и статуса и мотивация трудовых отношений.

Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы.

Таким образом, функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект, ведь управление – это искусство создавать вещи посредством людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, туризм  –  это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.

Сфера туризма является важнейшей и составной частью экономики любого демократического государства, а в наших условиях имеет ключевое значение в социально – экономических преобразованиях, направленных на либерализацию экономического развития.

Являясь сложной социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различна.

На эффективное функционирование системы туризма оказывают влияние развитие туристской индустрии и разработка туристской политики.

Процесс управления в сфере туризма должен опираться на ряд особенностей данной отрасли. В соответствии с этим можно выделить ряд общих черт, характерных для управления в сфере туризма:

      приоритет желаний конечных потребителей при планировании туристской деятельности;

      непервичность туристской услуги;

      большое значение маркетинга в туристской отрасли;

      уникальность туристской услуги.

Организация и управление туризмом зависит не только  от того, в каком направлении работает фирма,  а от того, как она проводит работу по реализации и продажи своих услуг потребителям, для удовлетворения потребностей  потребителя.

 

 

 

 

Список литературы

 

Законы

1)     Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (по состоянию на 10 октября 2008 года). – Новосибирск: Сибирский университет издательство, 2008 – 28с.

2)     Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сибирский университет издательство, 2010 – 32с.

3)     Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая): По состоянию на 20 сентября 2010 года. – Новосибирск: Сибирский  университет издательство, 2010 – 478с.

 

Стандарты.

 

4)     ГОСТ Р 50690 – 94. Туристско – экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг.

5)     ГОСТ Р 50681 – 94. Туристско С экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг.

6)     ГОСТ Р 50691 – 94. Модель обеспечения качества услуг.

7)     ГОСТ Р 51185 – 98. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования

Учебники

 

8)     Менеджмент туризма / Н. И. Кабушкин. 11– е изд., испр. – М.: Новое знание, 2009. – 336 с.

9)     Организация  и менеджмент туризма: учебное пособие / Л.Л. Руденко, А.Б. Косолапов / Владивосток: ДВГАЭУ, 1999. – 79с.

Информация о работе Организация и управление в сфере туризма