Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:14, реферат
Цель работы – рассмотреть пути и перспективы развития управления персоналом в сфере туризма в мировой и российской практике
К задачам данной работы относится:
· Рассмотреть парадигмы управления персоналом в 20 веке
· Изучить значимость стратегического управления персоналом
· Рассмотреть основные понятия организации управления в сфере туризма
· Изучить специфику управления персоналом в сфере туризма
Введение………………………………………………………………………….3
1. Управление персоналом в системе современного менеджмента
1.1 Парадигмы управления персоналом в XX в………………………………5
1.2 Стратегическое управление персоналом………………………………….8
2. Туризм как объект управления
2.1 Основные понятия организации и управления в сфере туризма…………12
2.2 Специфика организации и управления персоналом в сфере туризма……14
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……...……………………………………23
ГОУ ВПО Елецкий Государственный Университет им. Бунина
Кафедра экономики и экономического анализа
Реферат на тему:
«Управление персоналом в сфере туризма.»
Выполнил:
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Управление персоналом в системе современного менеджмента
1.1 Парадигмы управления персоналом в XX в………………………………5
1.2 Стратегическое управление персоналом………………………………….8
2. Туризм как объект управления
2.1 Основные понятия организации
и управления в сфере туризма……
2.2 Специфика организации и управления персоналом в сфере туризма……14
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……...……………………………………
3
Введение
В настоящее время люди
в трудоемкой индустрии туризма
и гостеприимства являются важнейшим
активом и, следовательно, управление
персоналом выполняет роль координатора
мощных активов туристского
В данной работе описаны основные направления в изучении управления персоналом в сфере туризма в отечественной и западной практике. Актуальность данной работы возрастает в силу ряда обстоятельств и факторов. Ключевыми из них являются:
очевидность усиления
конкуренции между
4
нацеленность отечественного бизнеса на достижение «сиюминутных» практических результатов, недооценка возможностей кадрового менеджмента в данной сфере
отсутствие реалистичных программ и инструментов развития кадрового менеджмента в сфере туризма
Развитие научного подхода к управлению персоналом зародилось на западе и ориентировано в большей мере на западный бизнес. С приходом в нашу страну рыночной экономики перед российскими теоретиками и практиками встала серьезная задача - на базе существующих теорий создать теории управления персоналом, соответствующие российской деловой действительности.
Объектом данной работы являются
теория и практика управления персоналом
в сфере туризма как
Предмет работы – развитие управления персоналом в сфере туризма в России и в мировой практике.
Цель работы – рассмотреть пути и перспективы развития управления персоналом в сфере туризма в мировой и российской практике
К задачам данной работы относится:
· Рассмотреть парадигмы управления персоналом в 20 веке
· Изучить значимость стратегического управления персоналом
· Рассмотреть основные понятия организации управления в сфере туризма
· Изучить специфику управления персоналом в сфере туризма
5
1. Управление персоналом в системе современного менеджмента
1.1. Парадигмы управления персоналом в XX в.
В становлении кадрового
менеджмента как
· доктрине научного управления, или научной организации труда;
· доктрине человеческих отношений.
Если первая доктрина акцентировала
внимание на использовании методов
оптимизации организационных, технических
и социальных компонентов производственных
систем, то вторая доктрина стремилась
раскрыть значение морально-психологических
и социально-организационных
6
управленческие команды — таков неполный перечень ключевых характеристик упомянутых изменений. Их природа — в трансформации форм организации совместной деятельности в ХХ в.
Становление форм совместной
творческой деятельности связано с
трансформацией исторически ей предшествующих
форм организации совместной деятельности:
совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей,
совместно-индивидуальной. Именно в
такой последовательности в ХХ в.,
как показывает опыт менеджмента
различных организаций в
Технократический подход,
коренящийся в философии
7
Негативные социальные последствия подобного рода рационализации, несмотря на достигаемый, особенно в кризисных ситуациях (в первую очередь, в условиях войн), рост производительности труда за счет внедрения элементов его научной организации, стали очевидны уже во второй половине 20-х гг. и породили серию социальных экспериментов (хоторнские исследования Э. Мэйо). Гуманизация трудовых отношений, вовлечение работников в обсуждение вопросов, касающихся их производственной деятельности, использование позитивных эффектов групповой самоорганизации — таковы важнейшие принципы доктрины человеческих отношений. Ее реализация впервые придала наемному работнику статус (хотя и неравноправного) партнера во взаимоотношениях с менеджером и хозяином предприятия, когда необходимо было урегулировать сложнейшие социальные и трудовые вопросы. Гарантией этого стиля взаимоотношений могла стать только коллективистская солидарность трудящихся, находящая институциональное выражение в деятельности профессиональных союзов.
В условиях глубокого структурного
кризиса 70-х гг. создание оптимальной,
с точки зрения решения, как правило,
неординарных проблем, формы организации
для таких рабочих групп стало
самоценной задачей. Социальное и культурное
творчество самих работников, их непосредственное
участие в самоорганизации и
самоуправлении совместной деятельностью,
взаимный контроль, взаимопомощь и
взаимозаменяемость, проясненность
общих ценностей и целей, определяющих
поведение каждого члена
8
Таким образом, можно говорить о четырех основных парадигмах в кадровом менеджменте в ХХ в.:
· доктрина научной организации труда;
· доктрина человеческих отношений;
· доктрина контрактации индивидуальной ответственности;
· доктрина командного менеджмента.
1.2 Стратегическое управление персоналом
Эффективное управление персоналом
сдерживает кадровая работа, которая
на предприятиях строится как чисто
административная и ограничивается
решением оперативных задач. Предпосылкой
формирования стратегического менеджмента
является развитие нравственного
Персонал надо рассматривать не как издержки, которые надо сокращать, а как важнейший ресурс фирмы, которым надо грамотно управлять
В 90-х годах ХХ в. в менеджменте начинает утверждаться принципиально новый подход к управлению персоналом – объектом становятся не люди, их деятельность, процессы, а организационные культуры различного типа. Современные руководители рассматривают культуру своей организации как важный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, облегчить взаимное общение.
9
Фактически происходит трансформация управления персоналом в управление человеческими ресурсами. Меняются задачи и цели кадровой работы, повышается статус работников кадровых служб. Руководители последних во многих корпорациях входят в состав правления и даже совета директоров.
В современном производстве особое значение придается стратегическому подходу к управлению персоналом, позволяющему получить синергический эффект, но при соблюдении определенных условий. Под влиянием третьей промышленной революции зарождается новое общество, основу которого закладывают интеллект, информация и интерес. В этом обществе не труд в своей непосредственной форме, а разум, наука как непосредственная производительная сила становятся главным источником общественных богатств.
Однако за рубежом (в теории и практике) осмысление стратегии управления персоналом пока находится (по признанию самих западных ученых) в зародышевом состоянии. Это относится и к России, где еще в 80-х годах вообще не было даже такой терминологии. Чтобы внедрить в практику новые принципы, необходим переход от отделов кадров сразу к отделам стратегического управления человеческими ресурсами, минуя отдел управления персоналом. При благоприятных условиях это будет рывок в будущее, причем произойдет он раньше, чем в странах Запада, сравнительно недавно на всех фирмах создавших отделы управления персоналом, и отказаться от них (в силу инерции) будет весьма болезненно. Стратегия опережения всегда более выигрышна, чем стратегия догоняющая.
В России лишь в 90-е годы получает
признание подход к управлению персоналом
как самостоятельной
11
этого десятилетия начинается его дальнейшая трансформация в управление человеческими ресурсами.
Столь быстрая эволюция кадровой
работы связана, прежде всего, с изменением
роли и места персонала в деловой
организации. Вместо отношений “начальники
– подчиненные” постепенно формируются
отношения единого коллектива, основанные
не на приказе и контроле, а на
доверии и поддержке. Вводится стиль
управления ХХI в. – партиципативно-
Зарубежный опыт теории и
практики менеджмента показывает, что
переход от поточного внутрифирменного
планирования к долгосрочному, а
затем и стратегическому вызван
ускорением темпов научно-технического
и социально-экономического развития,
усилением элементов
12
В целом необходимость изменения сложившейся в России и странах Запада парадигмы управления обусловлена общими и некоторыми специфическими факторами. Прежде всего, речь идет о недостатках практики, а также несоответствии теории новым реалиям.