Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 19:17, курсовая работа
Организационная структура, представляющая собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии предприятия, его внутренней сложности и изменений во внешней среде. Широкий диапазон структур простирается от стабильных монолитных образований до динамичных многогранных построений современных организаций.
Введение
Понятие и виды организационной структуры управления
Линейно-функциональные структуры
Дивизиональные структуры
Коллегиальные формы
Заключение
Используемая литература
Факультет
______________________________
Кафедра
______________________________
Дисциплина
______________________________
Группа
_________________________ Студент ______________________
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
_________________________
_________________________
Содержание
Введение
Заключение
Используемая
литература
Введение
Организационная структура, представляющая собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии предприятия, его внутренней сложности и изменений во внешней среде. Широкий диапазон структур простирается от стабильных монолитных образований до динамичных многогранных построений современных организаций.
Разнообразие
структур связано с различиями в
области деятельности, в характере
и сложности выпускаемых
Вместе
с тем проблемы организационной
структуры возникают не только на
крупных предприятиях. Организация
вертикальных и горизонтальных связей,
проектного управления необходима и
на средних по размеру предприятий.
Это имеет прямое отношение ко всем случаям,
когда между высшим руководством организации
и персоналом, выполняющим непосредственную
работу, существует промежуточный руководящий
состав, а также когда вообще имеется возможность
осуществить определенное разделение
труда. При всех условиях возникает проблема
выбора того или иного типа организационной
структуры, адекватного реальным требованиям
внешней и внутренней среды, задачам удовлетворения
потребительского спроса, технологического
и социального развития, достижения экономически
эффективных результатов. Далее мы рассмотрим
основные типы организационных структур.
1. Понятие и виды
организационной структуры
управления
Под
организационной структурой управления
понимают особую форму, которая принимает
в организации распределение
функций между ее компонентами (подразделениями
и отдельными работниками). Перед
любой организацией стоят цели, от
достижения которых зависит ее выживание
и процветание, а следовательно,
каждый ее компонент должен каким-то
образом содействовать
Между элементами организации как структуры могут устанавливаться разные связи:
- вертикальные связи представляют собой связи подчинения и возникают в том случае, если организация обладает иерархической структурой, то есть содержит несколько уровней управления;
- горизонтальные связи устанавливаются между элементами организации, которые не подчиняются друг другу и каким-то образом связаны в процессе производства товара или услуги.
Кроме
того, между элементами организационной
структуры могут
Линейные отношения – это отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель принимает решения, касающиеся любых действий подчиненного. Руководитель при таких отношениях называется линейным.
Функциональные отношения – это отношения, при которых руководитель принимает решения, касающиеся деятельности организации только в одной из функциональных сфер (например, в финансовой, инновационной или производственной). У каждого работника, таким образом, оказывается несколько руководителей, которым он подчиняется лишь в вопросах, находящихся в их компетенции. Руководитель, выполняющий такие функции, называется функциональным.
Сложность
организационной структуры
Необходимо также иметь в виду, что в результате развития технологий происходит постоянная трансформация реальных потребностей предприятия в тех или иных руководящих функциях: старые функции отмирают, а им на смену приходят новые. По этой причине организационную структуру управления также периодически следует пересматривать и совершенствовать в соответствии с актуальными требованиями.
В
процессе исследования организационных
структур управления был выработан
список требований, которым они должны
удовлетворять, чтобы деятельность
организации была эффективной. Эти требования
представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Требования к организационной структуре управления
Требование |
Содержательная характеристика |
1. Оптимальность |
Организационная структура управления не должна содержать в себе слишком большого числа звеньев как по вертикали, так и по горизонтали, поскольку чем больше звеньев, тем труднее координировать их деятельность. В то же время звеньев не должно быть мало, поскольку в этом случае на каждое звено падает слишком большая нагрузка. |
2. Оперативность |
Организационная
структура должна быть построена
таким образом, чтобы все распоряжения
выполнялись оперативно. Одно из условий
этого – минимальное количество
посредников между |
3. Экономичность |
Организационная структура управления должна быть устроена таким образом, чтобы затраты на содержание управленческого аппарата окупались и не были слишком значительными. |
4. Надежность |
Организационная структура управления должна действовать без перебоев, например, при передаче информации (эффект «испорченного телефона»), в том числе и распоряжений. Кроме того, она должна быть достаточно гибкой, то есть обладать способностью перестраиваться в зависимости от ситуации и актуальных задач. |
В менеджменте выделяется шесть организационных структур управления.
1. Линейная организационная структура. Данная структура управления характерна для мелких и средних предприятий, которые осуществляют производство товаров и услуг, не характеризующееся особой сложностью.
При линейной структуре каждое подразделение имеет только одного руководителя, на которого возлагаются полномочия принятия всех управленческих решений; этот руководитель подчиняется лишь вышестоящему руководителю и т.д. Другими словами, в рамках линейной организационной структуры подчиненные зависят только от своего руководителя: вышестоящий орган управления не имеет права отдавать им распоряжения без согласования с непосредственным руководителем.
Линейная
организационная структура
1)
в основе этой системы лежит
один канал коммуникаций –
канал между руководителем и
подчиненным, а следовательно,
исполнитель не должен
2) обеспеченность распоряжений, получаемых исполнителем, всеми необходимыми ресурсами;
3)
персональная ответственность
Недостатки линейной структуры управления:
1)
к руководителю выдвигаются
2)
линейная структура на больших
предприятиях приводит к тому,
что менеджеры высшего уровня
оказываются перегруженными: им
приходится иметь дело с
2.
Функциональная
Преимущества функциональной структуры управления:
1)
функциональная структура
2)
линейные менеджеры (
3)
функциональная структура
Недостатки функциональной структуры организации:
1)
очень трудно координировать
решения, принимаемые
2)
мотивация работников
3)
процедура принятия решений
3. Линейно-функциональная организационная структура. Фактически, при функциональной структуре исполнители одновременно подчиняются функциональным и линейным руководителям. На функциональных руководителей возлагается обязанность принимать решения, тогда как линейный руководитель решает вопросы, связанные с оперативным управлением.