Структура системы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть основные теоретические аспекты структуры системы управления организацией.
Для достижения этой цели поставлены и реализованы следующие задачи:
определить основные понятия, сущность и значение организационной структуры;
изучить иерархические типы организационных структур;
рассмотреть органические типы организационных структур.

Оглавление

Введение.........................................................................................................3
1. Понятие, сущность и значение организационной структуры управления......................................................................................................4
2. Иерархические типы организационных структур.....................................8
3. Органические типы организационных структур.....................................14
Заключение...................................................................................................21
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Структура системы управления.doc

— 329.11 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Тема: Структура системы управления

 

      Содержание

Введение.........................................................................................................3

1. Понятие,  сущность и значение организационной  структуры управления......................................................................................................4

2. Иерархические  типы организационных структур.....................................8

3. Органические  типы организационных структур.....................................14

Заключение...................................................................................................21

Список использованной литературы...........................................................23 
         Введение

      В настоящее время отечественные предприятия функционируют в принципиально новой среде, требующей качественно нового подхода к организации управления хозяйственной деятельностью. В условиях рыночной экономики они должны обладать определенным организационным потенциалом, который бы им позволил выживать, расти и развиваться.

      Усложнение конкурентной среды и усиление ее воздействия, индивидуализация поведения потребителей и высокая подвижность других факторов внешней среды, на которые предприятия должны реагировать, требуют создания более эффективных гибких и мобильных организационных структур управления.

      Цель  работы – рассмотреть основные теоретические аспекты структуры системы управления организацией.

      Для достижения этой цели поставлены и  реализованы следующие задачи:

  1. определить основные понятия, сущность и значение организационной структуры;
  2. изучить иерархические типы организационных структур;
  3. рассмотреть органические типы организационных структур.

    Теоретической основой для выполнения курсовой работы послужили труды отечественных экономистов, таких как Н.И. Кабушкин, Н.А. Сафронов, А.К. Казанцев и др.

 

       1. Понятие, сущность  и значение организационной структуры управления

      Предприятия для обеспечения выживаемости вынуждены  постоянно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, что порождает массу управленческих проблем. Неопределенность функционирования ставит их перед необходимостью проводить работу по совершенствованию организационной структуры управления сознательно или стихийно под воздействием обстоятельств.

      Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношения друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.

      Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений  в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии. Базой для построения организационной структуры управления предприятием является организационная структура производства.1

      Структура управления рассматривается как  необходимая форма реализации функций  управления. Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия.  Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы, либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.

      Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые  принято подразделять на горизонтальные и вертикальные связи. Первые носят  характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

      Специализированное разделение труда представляет закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. Во всех организациях, за исключением самых малых, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Выбор функциональных областей определяет основную структуру как организации в целом, так и конкретного подразделения. В значительной степени определяет возможности  успешной деятельности. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда.

      Вертикальное  разделение труда представляет отделение  работы по координации от непосредственного  выполнения заданий. Оно необходимо для успешной групповой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации дает в результате  иерархию управленческих уровней.

      В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации и ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения.

      Увеличение  количества элементов и уровней  в структуре управления неизбежно  приводит к многократному росту  числа и сложности связей, возникающих  в процессе принятия управленческих решений. Следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

      Функции и структура управления представляют две неразрывно взаимосвязанные  и взаимно обусловливающие стороны единого целого – организации системы управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления.

      Число лиц, подчиняющихся одному руководителю, представляет сферу контроля. Если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, то имеет место широкая сфера контроля, которая дает в результате плоскую структуру управления. Если каждому руководителю подчиняется небольшое количество сотрудников, т. е. когда сфера контроля узкая, то в этом случае можно говорить о многоуровневой структуре.

      Полномочия - это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия подчиненных на выполнение определенных задач. Задачи вместе с полномочиями могут быть делегированы (переданы) лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

      Регулярное  воспроизведение таких видов  деятельности, как распределение  заданий, руководство и координация  действий сотрудников, формирует структуру, а потенциальная возможность  различных их комбинаций объясняет  различия организационных структур.

      Структура не есть нечто раз и навсегда данное. Она постоянно развивается. Когда  речь идет об организационных структурах, имеются в виду распределение  и координация процессов труда. Структура управления организации  – это совокупность методов разделения процесса труда на конкретные рабочие задания и координация их выполнения.

      Эффективным структурам управления свойственны:

  • взаимосвязанность, взаимовлияние отдельных звеньев, при котором воздействие на одно звено вызывает соответствующие изменения в других;
  • динамичность и гибкость, способность быстро изменяться, приспосабливаться к новым внутренним и внешним условиям;
  • стабильность, то есть способность сохранять равновесие при возмущающих действиях внутренних  внешних факторов.

      Поскольку структура управления должна обеспечивать достижение целей  и задач, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах предприятия.2

 

       2. Иерархические  типы организационных  структур

         Структуры управления на многих  современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):

  • принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
  • вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
  • принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;
  • принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
  • вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;
  • принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

      Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры. К иерархическому типу относятся линейная, линейно-штабная и дивизиональная организационные структуры управления.

      Линейная  организационная  структура

      Это одна из простейших организационных  структур. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

      При линейном управлении каждое звено и  каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все  команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность  за результаты всей деятельности управляемых объектов.

      Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху  вниз», а сам руководитель нижнего  звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Схематически линейная структура управления может быть представлена в виде рис. 1.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 1. Схема линейной организационной  структуры управления

      Преимущества  линейной организационной структуры управления:

    1. четкая система взаимных связей функций и подразделений;
    2. четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
    3. согласованность действий исполнителей;
    4. ясно выраженная ответственность;
    5. быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих;
    6. личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Информация о работе Структура системы управления