Другой
тип организации структур управления
предприятием - органический. Этот тип
структур управления имеет сравнительно
недолгую историю и возник как
антипод бюрократической организации,
модель которой перестала удовлетворять
многие предприятия, испытывающие необходимость
в более гибких и адаптированных
структурах. Новый подход отвергает
представление об эффективности организации
как "организованной" и работающей
с четкостью часового механизма; напротив,
считается, что эта модель проводить радикальные
изменения, обеспечивающие приспособляемость
организации к объективным требованиям
реальной действительности. Исследователи
этой проблемы подчеркивают: постепенно
вырисовывается иной тип организации,
в которой импровизация ценится выше,
чем планирование; которая руководствуется
возможностями гораздо больше, чем ограничениями,
предпочитает находить новые действия,
а не цепляться за старые; которая больше
ценит дискуссии, чем успокоенность, и
поощряет сомнения и противоречия, а не
веру.
В
исходном определении органического
типа структуры подчеркивались такие
ее принципиальные отличия от традиционной
бюрократической иерархии, как более
высокая гибкость, меньшая связанность
правилами и нормами, использование
в качестве базы групповой (бригадной)
организации труда. Дальнейшие разработки
позволили существенно дополнить
перечень свойств, характеризующих
органический тип структуры управления.
Речь идет о следующих чертах. Во-первых,
решения принимаются на основе обсуждения,
а не базируются на авторитете, правилах
или традициях. Во-вторых, обстоятельствами,
которые принимаются во внимание
при обсуждении проблем, являются доверие,
а не власть, убеждение, а не команда,
работа на единую цель, а не ради исполнения
должностной инструкции. В-третьих,
главные интегрирующие факторы -
миссия и стратегия развития организации.
В-четвертых, творческий подход к работе
и кооперация базируются на связи
между деятельностью каждого
индивида и миссией. В-пятых, правила
работы формулируются в виде принципов,
а не установок. В-шестых, распределение
работы между сотрудниками обусловливается
не их должностями, а характером решаемых
проблем. В-седьмых, имеет место постоянная
готовность к проведению в организации
прогрессивных изменений.
Рассматриваемый
тип структуры предполагает существенные
изменения отношений внутри организации:
отпадает необходимость в функциональном
разделении труда, повышается ответственность
каждого работающего за общий
успех.
К
такому типу относится матричная
структура это современный эффективный
тип организационной структуры
управления, который создаётся путём
совмещения структур двух видов: линейной
и программно-целевой. В соответствии
с линейной структурой (по вертикали)
строится управление по отдельным сферам
деятельности организации: НИОКР, производству,
сбыту, снабжению. В соответствии с
программно-целевой структурой (по
горизонтали) организуется управление
программами (проектами, темами).
При
матричной структуре управления
при определении горизонтальных
связей необходимы:
-
подбор и назначение руководителя
программы (проекта), его заместителей
по отдельным подсистемам (темам)
в соответствии со структурой
программы;
-
определение и назначение ответственных
исполнителей в каждом специализированном
подразделении; к важнейший фактор
эффективного управления). - организация
специальной службы управления
программой.
Для
обеспечения работы в рамках матричной
структуры требуется провести изменения
в производственной структуре; создать
в материнской компании специальные
целевые подразделения, объединяющие
ведущих специалистов для совместной
разработки основных идей программы.
При
матричной структуре управления
руководитель программы (проекта) работает
с непосредственно не подчинёнными
ему специалистами, которые подчинены
линейным руководителям. Он в основном
определяет, что и когда должно
быть сделано по конкретной программе.
Линейные же руководители решают, кто
и как будет выполнять ту или
иную работу.
Проблемы,
возникающие при установлении приоритетов
заданий и распределении времени
работы специалистов над проектами,
могут нарушать стабильность функционирования
фирмы и затруднять достижение её
долгосрочных целей. Для обеспечения
координации работ в условиях
матричной структуры управления
центр управления программами призван
увязывать выполнение управленческих
процедур отдельными функциональными
и линейными подразделениями.
Матричные
структуры управления, дополнившие
линейно-функциональную организационную
структуру управления новыми элементами,
открыли качественно новое направление
в развитии наиболее активных и динамичных
проблемно-целевых и программно-целевых
организационных форм управления, которые
нацелены на подъём творческой инициативы
руководителей и специалистов и
выявление возможностей значительного
повышения эффективности производства
на основе ускорения темпов его технического
развития, обеспечивающего рост производительности
труда, снижение издержек производства
и улучшение качества выпускаемой
продукции.
Преимущества
матричной структуры управления:
Значительная
активизация деятельности руководителей
и работников управленческого аппарата
за счет формирования программных подразделений
активно взаимодействующих с
функциональными подразделениями,
усиление взаимосвязи между ними.
Разделение
функций управления между руководителями,
ответственными за обеспечение высоких
конечных результатов (руководители проектных
и программных групп и управлений)
и руководителями, ответственными за
обеспечение наиболее полного использования
имеющихся производственных, материальных
и трудовых ресурсов (начальники функциональных
подразделений). Такие руководители
совместно контролируют работы по составлению
оперативных производственных планов
и их выполнению.
Вовлечение
руководителей всех уровней и
специалистов в сферу активной творческой
деятельности по ускоренному техническому
совершенствованию производства.
Матричная
структура позволяет: сокращать
нагрузки на руководителей высшего
уровня управления путём передачи полномочий
принятия решений на средний уровень
управления при сохранении единства
координации и контроля за ключевыми
решениями на высшем уровне; обеспечивать
гибкость и оперативность маневрирования
ресурсами при выполнении нескольких
программ в рамках одной фирмы; ликвидировать
промежуточные структурные звенья
при оперативном управлении программами;
усилить личную ответственность
руководителя как за программу в
целом, так и за её элементы; организовать
четкое взаимодействие на базе перераспределения
задач в системе управления; применять
современные методы управления.
Решать
такие задачи, как сокращение сроков
создания новой техники и технологии,
уменьшение стоимости работ, улучшение
качества создаваемых технических
систем, где сама специфика производства
требует быстрого совершенствования
выпускаемой продукции и технологии
её производства. Матричные структуры
управления получили наиболее широкое
применение и развитие прежде всего
в аэрокосмической промышленности,
где возникла объективная необходимость
в координации деятельности большого
числа отдельных промышленных фирм
для осуществления уникальных крупномасштабных
проектов и программ в пределах ограниченных
временных рамок и выделенных
финансовых средств.
Матричные
структуры управления способствуют
проведению частых перестроек, связанных
с внедрением новейших технологических
процессов и более производительного
технологического оборудования, что
ведёт к изменениям в организационной
структуре управления фирмой в целом.
При
переходе к матричным структурам
управления наибольший экономический
эффект достигается на крупных предприятиях
и многозаводских промышленных комплексах,
выпускающих сложную продукцию.
Матричная
структура управления включает: проектную
структуру управления и проблемно-целевую
структуру управления.
Типы
матричных структур весьма разнообразны,
что позволяет выбирать наиболее
подходящую структуру с учетом масштабов
и особенностей производства. Это
простейшие формы координации работ,
получившие развитие в научно-исследовательских
организациях; внутрифирменные и
заводские проблемно-целевые формы
управления, применяемые для решения
локальных задач; сложные проектные
и программные ( по продукту ) матричные
структуры. Все они ориентированы
на ускорение и эффективное решение
поставленной конкретной цели (задачи).
4.
Коллегиальные органы
При
использовании различных типов
организационных структур важное место
и значение приобретают коллегиальные
формы работы. Это комитеты, целевые
рабочие группы, комиссии, советы, коллегии.
Разумеется, эти формы не представляют
собой какого-либо обособленного
типа структуры. Они могут быть постоянными
или временными, иметь неодинаковый
статус, уровень предоставляемых
полномочий и выполнять разные задачи
в организации. Коллегиальные органы
нередко наделяются полномочиями принимать
определенные решения, осуществлять руководство
(или передавать полномочия по осуществлению
руководства). Известна практика образования
таких органов для выполнения
совещательных функций, т.е. представления
руководителю любого уровня обоснованного
мнения по тому или иному вопросу.
Рассмотрим подробнее вопросы организации
их деятельности и уровня полномочий.
- Коллегиальный
орган информационного
характера. На совещаниях этого органа
осуществляются контакты между руководителями
подразделений. Их общий руководитель
информирует участников совещания о сложившейся
ситуации, о принятых и намечаемых решениях.
В результате могут быть уточнены методы
реализации решений. Органы информационного
характера бывают необходимы прежде всего
на высших уровнях управления. Использование
их на низших уровнях служит для улучшения
взаимопонимания, в частности, между специалистами
(или работниками функциональных подразделений)
и линейными руководителями. Деятельность
такого органа призвана привести к усилению
связей и к улучшению личных взаимоотношений.
-
Коллегиальный совещательный
орган. Такой орган (комитет, экспертный
совет и т.п.) может иметь задачу изучить
какую-либо проблему и представить свое
заключение о ней. Он не заменяет, а дополняет
деятельность имеющихся в организации
специалистов-экспертов. Следует при этом
различать органы, занимающиеся исследованиями,
и органы, которые пользуются проведенными
исследованиями для составления своего
заключения. Совещательный орган может
осуществлять деятельность при помощи
специалистов или экспертов, когда оказывается
возможным объединить их знания по определенной
сложной проблеме. Встречаются случаи,
когда руководитель организации собирает
некоторое число специалистов, работающих
в совещательных и штабных службах, для
коллегиальной работы. При этом рассматриваемый
вопрос отличается сложностью и требует
знаний различных специалистов, а орган
может выполнять некоторую координирующую
роль.
- Коллегиальный
орган, уполномоченный
принимать решения. Такого рода орган
может быть использован при отсутствии
линейного руководителя для выполнения
данной функции, а также для оказания помощи
линейному руководителю в принятии особо
важных решений. Например, существуют
комитеты по принятию решений по вопросам
общей политики организации. Такой орган
возглавляется высшим руководителем организации,
а входящие в него руководители важнейших
подразделений и эксперты играют весьма
активную роль.
- Коллегиальный
орган, осуществляющий
контроль. Такое организационное звено
выполняет по отношению к руководителям
главным образом роль органа, дающего
разрешение на принятие решений, соответствующих
определенным требованиям. Он же осуществляет
контроль за выполнением этих решений.
Деятельность коллегиальных органов может
охватывать различные направления деятельности
организации: 1) решения, относящиеся к
общей стратегии и политике; 2) акты управления
и административные действия; 3)непосредственную
исполнительскую деятельность, реализующую
принимаемые решения.
Преимущества такой организационной формы
связаны прежде всего с совместной работой
группы людей. Особое взаимопонимание
между людьми достигается в группах, члены
которых характеризуются, как правило,
одинаковым поведением и даже специфическими
навыками (линейные и функциональные руководители,
специалисты в области технологии, экономики,
коммерческой деятельности и т.п.). При
этом обеспечивается координация работы
различных служб или работников аппарата
управления. Существенно и то, что происходит
столкновение различных точек зрения
лиц, занимающихся обычно разными видами
деятельности, а главное – имеющих неодинаковые
подготовку и опыт. Во многих случаях это
способствует возникновению новых идей.
Кроме того, коллегиальные органы способствуют
стабильности организации, поскольку
дают возможность определенному числу
руководителей находится в курсе проблем
смежных служб, а также создают условия
для подготовки молодых руководящих кадров.
Заключение
Не
менее значимой тенденцией становится
формирование независимых коммерческих
организаций, которые используют имущество
базового предприятия на основе арендных
отношений. С помощью периодической
корректировки договоров аренды
обеспечивается определенная координация
деятельности вновь создаваемых
организаций. Сохранение права собственности
за базовым предприятием дает возможность
сохранять и развивать производственную
систему в целом. Ниже приводится
сравнительная оценка достоинств и
недостатков линейно – функциональной
и дивизиональной организационных
структур, позволяющая с учетом особенностей
конкретных условий определять возможности
использования той или иной формы
организационного построения (табл. 2).
Таблица
2 – сравнительная характеристика
организационных структур
Линейно
– функциональные |
Дивизиональные
|
Обеспечивают
выполнение специализированных задач,
контролируемых с помощью планов
и бюджетов |
|
Наиболее
эффективны в стабильной среде
|
Наиболее эффективны
в изменяющейся среде |
Содействуют
эффективному производству стандартизованных
товаров и услуг |
Пригодны для
условий взаимосвязанной диверсификации
по продуктам или регионам |
Обеспечивают
экономию на управленческих расходах |
Ориентированы
на оперативное принятие решений |
Предусматривают
специализацию функций и компетентность
|
Создают организационные
условия для междисциплинарного
подхода |
Ориентированы
на ценовую конкуренцию |
Успешно функционируют
при неценовой конкуренции
|
Рассчитаны
на использование действующих технологий
и сложившегося рынка |
Ориентированы
на освоение новых рынков и технологий
|
Производственная
специализация, повышающая возможности
централизованного планирования
|
Вмешательство
высшего звена организации для
усиления координации подразделений
и повышения эффективности их
деятельности |
Быстрое
решение проблем, находящихся в
компетенции одной функциональной
службы |
Быстрое решение
сложных функциональных проблем
|
Вертикальная
интеграция, нередко превышающая
возможности полной загрузки специализированных
подразделений |
Диверсификация
внутри корпорации или приобретение
внешних организационных звеньев
|