Гостиничное хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть специфику гостиничного хозяйства.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть историю развития гостиничного хозяйства;

2. рассмотреть классификации гостиниц, их материально–техническую базу;

3. изучить службы гостиниц, их функционирование;

4. изучить международные и российские особенности гостиничного хозяйства;

5. рассмотреть тенденции и перспективы развития международного и российского гостиничного хозяйства;

6. выявить проблемы гостиничного хозяйства в России и зарубежом.

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

1.1 История развития гостиничного хозяйства

1.2 Особенности работы в сфере современного гостиничного бизнеса

1.3 Классификация средств размещения гостиничного типа

1.4 Материально-техническая структура гостиничного предприятия

1.5 Основные и дополнительные услуги гостиниц

1.6 Службы гостиниц и особенности их функционирования

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

2.1 Международная классификация гостиниц

2.2 Тенденции развития мирового гостиничного комплекса

2.3 Международные гостиничные цепи

2.4 Современное состояние, тенденции и перспективы развития мирового гостиничного хозяйства

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ

3.1 Современное состояние гостиничного бизнеса в России

3.2 Мировые гостиничные цепи в России

3.3 Проблемы развития гостиничного хозяйства в России

3.4. Российская система классификации гостиниц

3.5 Современнее тенденции развития гостиничного хозяйства в России

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Гостиничное хозяйство.docx

— 96.39 Кб (Скачать)

 

В результате средству размещения присваивается категория, выдается сертификат категории, подписанный  председателем Аттестационной комиссии и "знак соответствия" - табличка, на которой указано количество "звезд" и то, кем эти звезды присвоены, а именно, Федеральным органом  исполнительной власти в сфере туризма. Надпись сделана на русском и  английском языках. Эта табличка прикрепляется  на фасаде гостиницы с тем, чтобы  потребители видели, кто присвоил "звезды" данному средству размещения.

 

По нормативной базе новая  система классификации существенно  отличается от четырех предыдущих:

 

Во-первых, по этой Системе "звезды" присваиваются всем категориям средств  размещения: гостиницам, молодежным гостиницам, мотелям, пансионатам, домам отдыха и др.

 

Во-вторых, изменились требования, необходимые для присвоения гостинице  или другому средству размещения той или иной категории.

 

Три из четырех ранее действовавших  систем основывались на ГОСТ Р 50645-94, который, как известно, в 2003 года был отменен. В новой Системе нормативная  база другая. Основные позиции ГОСТ Р 50645-94 в нее также включены, однако ряд положений изменен, внесено  много новых позиций. Значительные изменения претерпели требования к  номерному фонду. Введены новые  требования к холлу гостиницы: они  касаются как площади, мебели, так  и оказываемых услуг.

 

Внесены изменения и в  критерии балльной оценки – они  стали более жесткими: недостаточно только набрать общую сумму баллов по всем позициям, предусмотренным  Системой классификации, помимо этого  по тем позициям, которые касаются не набора услуг, а качественных характеристик, необходимо еще набрать суммарное  количество баллов не ниже установленных  для каждой категории значений.

 

В-третьих, в новой Системе  учтены особенности "малых" гостиниц и других средств размещения небольшой  вместимости (до 50 номеров), которые  не в состоянии предоставить широкого спектра услуг, а также специфика  молодежных гостиниц и средств размещения, расположенных в районах исторической застройки и/или зданиях, являющихся историко – архитектурными памятниками.

 

В-четвертых, в новой Системе  учтена специфика санаториев, домов  отдыха и пансионатов (территория, расположение у моря/реки или иного водоема, а также оборудование для оздоровительных  процедур и пр.).

 

Нужно отметить, что сертификаты  категории, выданные гостиницам и средствам  размещения в 2003-2004 годах в рамках действия прежней Системы классификации, действительны. Повторной классификации  для этих средств размещения не требуется.

 

Средства размещения, прошедшие  процедуру классификации, рассчитывают на "поддержку" государства, а  именно сведения обо всех гостиницах и других средствах размещения, получивших категорию в соответствии с требованиями государственной Системы классификации  гостиниц и других средств размещения, публикуются на официальном сайте  федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, а также в  каталогах и прочих публикациях, распространяемых на выставках как  в России, так и за рубежом [13].

 

3.5 Современнее тенденции  развития гостиничного хозяйства  в России

 

К тенденциям развития предприятий  индустрии гостеприимства, получившие развитие в последние десятилетия, следует отнести:

 

1) углубление специализации  гостиничного и ресторанного  предложений;

 

2) образование международных  гостиничных и ресторанных цепей;

 

3) развитие сети малых  предприятий;

 

4) внедрение в индустрию  гостеприимства новых компьютерных  технологий.

 

В последнее время наряду с традиционными полносервисными  отелями и ресторанами все  больше стали появляться специализированные предприятия с сокращенным набором  предлагаемых услуг.

 

Специализация предприятий  бывает самой разнообразной. Гостиницы  могут ориентироваться на обслуживание представителей определенного сегмента туристского рынка: например, на клиентов, посвящающих свой отпуск игре в гольф, катанию на лыжах, иным турам и  т. д., туристов, выезжающих на конгрессы, выставки, ярмарки и т. п. [9].

 

Современное состояние гостиничного хозяйства России и наметившиеся в 90-х гг. тенденции развития гостиничной  индустрии страны можно охарактеризовать следующими положениями:

 

1. Достижения гостиничной  индустрии России являются очень  скромными на фоне общемировой  тенденции неуклонного роста,  процветания и развития данной  сферы деятельности. Это является  наследием советского прошлого  и самоизоляции страны, а также  отсутствием государственного менеджмента  в настоящем (в вопросах экономики  и рационального использования  национального капитала и богатства  вообще и в вопросах туризма  в частности).

 

2. Основной гостиничный  фонд страны не соответствует  международным стандартам. Исключением  являются та элитная часть  гостиничного фонда, которая принадлежала "Интуристу" и ЦК КПСС, а  также построенные вновь или  модернизированные гостиницы в  Москве и Санкт - Петербурге  с участием иностранных компаний.

 

3. Введенные в эксплуатацию  высококомфортабельные гостиницы  в Москве и Санкт -Петербурге  с участием иностранных компаний  позволили существенно сократить  дефицит отелей высокого класса  для богатой клиентуры (в основном  направления делового туризма). Стоимость  размещения в этих отелях сравнима  со стоимостью размещения в  крупнейших столицах мира. Несмотря  на это, заполняемость отелей "люкс" остается на достаточно  высоком уровне, хотя считается  нецелесообразным введение в  строй новых отелей такого  класса в этих двух главных  туристских городах России.

 

4. Подавляющая часть новых  или модернизированных гостиниц  входит в транснациональные гостиничные  цепи и управляется профессиональными  менеджерскими компаниями.

 

5. В Москве, Санкт - Петербурге  и в целом в России дефицитом  являются гостиницы уровня двух  и трех звезд для приема  и размещения как иностранных,  так и отечественных туристов.

 

6. Большое количество гостиниц  с устаревшим оборудованием, мебелью,  неквалифицированным персоналом  составляет фонд некатегорийных  гостиниц, испытывающих большие  проблемы по загрузке.

 

7. Начиная с 1992 г. количество  отелей в России ежегодно уменьшается,  особенно в регионах, сельской  местности за счет отелей ведомственной  принадлежности. Происходят перепрофилизация  отелей (под офисы и другие  цели), их разорение. Не хватает  квалифицированного персонала и  менеджеров, способных грамотно  организовать работу отелей по  привлечению клиентов и их  обслуживанию [7].

 

Планы на развитие гостиничной  индустрии в нашей стране огромны  – увеличение числа гостиниц в  категории 4-5*, при этом оснащая их огромными конференц – залами для проведения семинаров, конгрессов, тренингов бизнес – туристам. Планируется  перевести часть отелей под международные  бренды, улучшить номерной фонд наших  старых отелей (типа "Колоса"). Всё  это реально, если есть инвестиции. А инвестиции поступают большей  частью именно из Европы и меньшей  из казны. Но эти деньги мы расходуются  не очень рационально – строятся отели категории 4-5*, когда их занятость  составляет всего 55-60%. В то время  как катастрофически не хватает  отелей с категорией в 3* [3].

 

В ближайшее время в  гостиничном хозяйстве намечается следующее.

 

В Москве к 2010 году намечено увеличить число мест в гостиницах до 170-200 тысяч.

 

AMAX Grand Hotels – российская  гостиничная сеть – собирается  переводить на единый бренд  и реконструировать принадлежащие  ей 14 отелей.

 

Эти прогнозы настраивают  на хороший лад и вселяют надежду, что гостиничное хозяйство в  России будет развиваться и идти только вперед [13].

 

Заключение

 

Гостиничное хозяйство является важнейшим сектором в структуре  туризма, представляющим собой материально-техническую  базу отрасли и определяющим вид, особенности и качество туристского  продукта. Процессы, происходящие в  туристской сфере в целом, отражаются на основных показателях функционирования гостиниц, а последние определяют показатели туристской активности на данном направлении. Строительство  новых гостиниц может существенно  повысить привлекательность туристского  направления, увеличив поток приезжих, и наоборот, устаревшая гостиничная  база может стать причиной спада  туристской активности в регионе  и снижения его конкурентоспособности  на туристском рынке.

 

Гостиничная индустрия –  суть системы гостеприимства. Она  исходит из древнейших традиций в  истории человечества – уважения гостя, торжества его приёма и  обслуживания.

 

Средства и системы  размещения – это здания различных  типов и видов (от шалаша до гигантского  отеля), приспособленные специально для приёма и ночёвки временных  посетителей с различным уровнем  сервиса.

 

Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему  хозяйства региона или туристского  центра и важную составляющую экономики  туризма. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного  и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодёжные хостели  и общежития, апартаменты, туристские приюты, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.

 

Гостиничная индустрия как  вид экономической деятельности включает предоставление услуг и  организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах  и в других средствах размещения за вознаграждение.

 

В результате проделанной  работы были получены следующие выводы:

 

1. В настоящее время  мировое гостиничное хозяйство  насчитывает около 350 тыс. комфортабельных  гостиниц, располагающих более чем  14 млн. номеров (26 млн. мест). При  этом количество номеров за  последние 20 лет ежегодно возрастает  в среднем на 3-4%, что свидетельствует  о значительной динамике роста  средств размещения туристов. Более  того, структура мирового гостиничного  хозяйства адекватно отражает  туристские потоки и по географическому  принципу: чем больше внутренних  туристов и иностранных посетителей  в том или ином регионе мира, тем больше средств размещения  имеет этот регион.

 

Ведущее место в мировом  гостиничном хозяйстве занимает Европейский континент. На его долю приходится в среднем около 70% туристского  потока, соответственно и гостиничный  фонд составляет значительно преобладающую  долю (около 45 %) мирового гостиничного фонда. Гостиничный фонд в странах  Европы, не уступая своего лидирующего  положения на протяжении всей истории, возрастает ежегодно в среднем на 2-2,5 %.

 

2. Для развития мирового  гостиничного хозяйства характерна  централизация и интеграция управления. Интегрированные гостиничные цепи  производят и продают продукт,  который последователен и однороден.  Преимущества цепей очевидны: единая  система бронирования, единая база, общая финансовая система, доступ  к новым технологиям и технике,  единый стратегический маркетинг,  информационная поддержка и т.д.

 

3. В России современное  состояние гостиничного хозяйства  можно охарактеризовать следующими  положениями: достижения гостиничной  индустрии России являются очень  скромными на фоне общемировой  тенденции неуклонного роста,  процветания и развития данной  сферы деятельности; основной гостиничный  фонд страны не соответствует  международным стандартам; введенные  в эксплуатацию высококомфортабельные  гостиницы в Москве и Санкт-Петербурге  с участием иностранных компаний  позволили существенно сократить  дефицит отелей высокого класса  для богатой клиентуры; подавляющая  часть новых или модернизированных  гостиниц входит в транснациональные  гостиничные цепи и управляется  профессиональными менеджерскими  компаниями; дефицитом являются  гостиницы уровня двух и трех  звезд; большое количество гостиниц  с устаревшим оборудованием, мебелью,  неквалифицированным персоналом  составляет фонд некатегорийных  гостиниц, испытывающих большие  проблемы по загрузке и д.р.  Нужно отметить, что в России  присутствуют почти все крупные  международные сети ("Марриотт", "Форте", "Шератон" и "Кемпински"), однако их деятельность сосредоточена  в сегменте четырех- и пятизвездочных  отелей в Москве и Санкт-Петербурге.

 

Можно ожидать, что следующим  этапом деятельности международных  гостиничных сетей на территории России станет строительство отелей более низких категорий, в частности  трехзвездных. Остается актуальным вопрос их внедрения в регионы и известные  туристические центры России.

 

Список используемой литературы

 

1. Азар В.И. Экономика  и организация туризма. – М.: Профиздат., 1983.

 

2. Александрова А.Ю. Экономика  и территориальная организация  Международного туризма. Учебное  пособие. – М., 1996.

 

3. Александрова А.Ю. Международный  туризм. – М.: 2001.

 

4. Брайиер Р.А. Основы  управления в индустрии гостеприимства. – М.: Аспект Пресс, 1995.

 

5. Внешнеэкономический бизнес  в России: Справочник / Под ред.  И.П. Фаминского. – М.: Республика, 1997.

 

6. Гвозденко А.А. Гостиничный  и туристский бизнес. - М.: Тандем, 1998.

 

7. Герасимова А., Скапенкер  М. Туристический бизнес: особенности  бухучета и налогообложения // Экономика и жизнь. - № 14. –  1996.

 

8. Гуляев В.Г. Организация  туристской деятельности. Учебное  пособие. – М.: Нолидж, 1996.

 

9. Зорин И.В., Квартальное  В.А. Туристский бизнес и гостиничное  хозяйство.- М.: Финансы и статистика, 1999.

Информация о работе Гостиничное хозяйство