Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 19:05, курсовая работа
Цель работы: анализ коммерческой деятельности ОАО «Молодечноторг» по формированию ассортимента товаров и разработка предложений по его оптимизации.
Задачи:
рассмотреть теоритические аспекты коммерческой деятельности розничной торговой организации по формированию ассортимента товаров;
дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Молодечноторг» ;
провести анализ содержания коммерческой работы по формированию торгового ассортимента;
разработать предложения по оптимизации ассортимента.
Введение 4
1 Теоретические аспекты коммерческой деятельности по формированию ассортимента товаров 7
1.1 Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия 7
1.2 Ассортиментная политика предприятия розничной торговли 10
2 Состояние коммерческой работы по формированию ассортимента в ОАО «Молодечноторг»………….……………………………………………...…………….15
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Молодечноторг».…15
2.2 Анализ ассортимента товаров в торговой розничной организации………..21
3 Направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента товаров……………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………….......38
Список использованных источников………………………………………..……39
Приложение А. Организационная структура………….……………….………41
Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках за 2014 г.……………….………42
Приложение В. Ассортиментный перечень……………………………………..44
Приложение Г. Характеристика опросов………………………………………..51
Приложение Д. Анкета……………………………………………………………55
где Аодн – количество ассортиментных позиций, однородных по выбранному признаку;
Аобщ –
общее количество
Таблица 2.6 - Показатели гармоничности товарного ассортимента
Показатель |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Отклонение 2013 от 2012гг, (+,-) |
Отклонение 2014 от 2013гг, (+,-) |
Гармоничность ассортимента |
690/722=0,95 |
0,89 |
0,89 |
0 |
0 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Ассортиментные позиции, однородные по выбранному признаку (учитывая, что ОАО «Молодечноторг» - это магазин хозяйственных товаров) – это электротовары, посуда, товары из пластмасс, хозяйственные, товары бытовой химии и средства для защиты растений, удобрения, садово-огородный инструмент и средства малой механизации и строительные материалы. Исключение составили 2 группы товаров - синтетические моющие средства (32 наименования) и парфюмерно-косметические товары (50 наименований).
Кгрм = (126+78+91+222+60+31+82)/772=
Из таблицы 2.6 видно, что гармоничность ассортимента ОАО «Молодечноторг» находится на уровне и равна 0,89.
Коэффициент обновления в ОАО «Молодечноторг» рассчитаем по формуле:
где Нн- количество товаров поступивших впервые;
Шб – общее количество наименований товаров.
Так как в 2013 году появились парфюмерно-косметические товары, то количество наименований товаров увеличилось на 50 разновидностей из ассортимента.
Кн=50/722х100%=6,9.
Учитывая широту ассортимента ОАО «Молодечноторг», данное значение коэффициента (6,9) высокое.
Однако в 2014 году ассортимент не обновлялся и поэтому коэффициент обновления составил 1.
В таблице 2.7 представим показатели обновления товарного ассортимента за 2012-2014 гг. в ОАО «Молодечноторг».
Таблица 2.7 - Показатели обновления товарного ассортимента
Показатель |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Отклонение 2013 от 2012 г, (+,-) |
Отклонение 2014 от 2013 г, (+,-) |
Коэффициент обновления |
1,0 |
6,9 |
1,0 |
5,9 |
-5,9 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Из таблицы 2.7 видно, что обновление товарного ассортимента в организации происходило в 2013 году.
Коэффициент обновления тогда составил 6,9.
В 2012 г и 2014 г организация не меняла свой ассортиментный перечень. Поэтому коэффициенты обновления в эти годы были равны 1.
Одним из показателей, характеризующим ассортимент товара в организации является коэффициент устойчивости, который показывает соответствие имеющегося в фирме ассортиментного предложения минимальному ассортиментному перечню, установленному для каждого вида продукции.
На основании данных таблице 2.8, рассчитаем коэффициент устойчивости товарного ассортимента в ОАО «Молодечноторг» за 2014 г. на основании трех проверок – 1 января, 1 июня и 1 декабря.
Рассчитаем коэффициент устойчивости ассортиментного перечня по формуле 1.4 представленной в 1 главе.
Ку=(782+783+784)/772/3=1,01.
Коэффициент устойчивости ассортиментного перечня по магазину ОАО «Молодечноторг» равен 1,01.
Это высокий показатель для нашего типа магазина.
В ОАО «Молодечноторг» наблюдается коэффициент устойчивости ассортимента выше оптимального значения - 1.
Однако этот показатель необходимо максимально увеличивать, для чего необходимо обращать более пристальное внимание, основанное на маркетинговых концепциях спросу, ритмичности поставок товаров.
Таблица 2.8 - Данные для расчета коэффициента устойчивости ассортиментного перечня в 2014 году
Наименование товара |
Количество разновидностей товара |
На 01.01.14 |
На 01.06.14 |
На 01.12.14 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Холодильники, морозильники |
15 |
14 |
15 |
16 |
Машины стиральные |
6 |
7 |
6 |
6 |
Светильники |
15 |
18 |
15 |
16 |
Прочие электротовары |
90 |
92 |
95 |
90 |
Стальная посуда |
19 |
20 |
18 |
19 |
Стеклянная посуда |
38 |
37 |
37 |
39 |
Керамическая посуда |
21 |
20 |
20 |
21 |
Наборы для ванной |
4 |
5 |
5 |
4 |
Прочие товары из пластмасс |
87 |
87 |
88 |
87 |
Инструменты |
52 |
55 |
50 |
53 |
Столовые приборы (ножи, вилки, ложки, наборы) |
18 |
20 |
20 |
19 |
Плиты, духовки |
2 |
3 |
3 |
3 |
Щетки, ерши |
13 |
12 |
13 |
13 |
Прочие хозтовары (в т. ч. зеркала) |
137 |
137 |
137 |
137 |
Бытовая химия |
35 |
34 |
35 |
35 |
Удобрения, подкормки |
25 |
24 |
25 |
26 |
Садово-огородный инструмент |
25 |
24 |
25 |
25 |
Средства малой механизации |
6 |
5 |
6 |
6 |
Строительные материалы |
48 |
47 |
49 |
48 |
Сантехоборудование |
25 |
25 |
25 |
25 |
Газовая аппаратура |
9 |
10 |
9 |
9 |
Мыло |
18 |
17 |
18 |
18 |
Синтетические моющие средства |
13 |
13 |
15 |
14 |
Отбеливатели |
1 |
2 |
1 |
1 |
Лак для волос |
5 |
6 |
5 |
5 |
Шампунь |
9 |
10 |
11 |
10 |
Прочие парфюмерно-косметические товары |
36 |
38 |
37 |
39 |
Итого |
772 |
782 |
783 |
784 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Определим устойчивость ассортиментного перечня в таблице 2.9.
Таблица 2.9 - Оценка устойчивости товарного ассортимента
Показатель |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Отклонение 2013 от 2012 г, (+,-) |
Отклонение 2014 от 2013 г, (+,-) |
Коэффициент устойчивости ассортиментного перечня |
1,01 |
1,00 |
1,01 |
-0,01 |
0,01 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Далее определим полноту ассортимента товаров в ОАО «Молодечноторг». Полнота ассортимента товаров ОАО «Молодечноторг» на 01.12.14 равна 1,0, т.е. можно сделать вывод, что ассортимент товаров практически позволяет удовлетворять твердо сформированный спрос.
Такие товары как «Парфюмерно-косметические» предоставляют разные возможности для удовлетворения альтернативного спроса потребителей.
Коэффициент полноты рассчитаем по формуле 1.1 представленной в 1 главе:
Кп=772/783=1,01.
Таблица 2.10 - Оценка полноты товарного ассортимента
Показатель |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Отклонение 2013 от 2012 гг, (+,-) |
Отклонение 2014 от 2013 гг, (+,-) |
Коэффициент полноты ассортимента |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Из таблицы 2.10 видно, что коэффициент полноты ассортиментного перечня в магазине ОАО «Молодечноторг» на протяжении 2012-2014 гг. практически не изменялся и составлял 1,0.
Составим сводную таблицу показателей ассортимента (таблица 2.11).
Таблица 2.11 - Показатели ассортимента товаров ОАО «Молодечноторг»
Показатель |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Отклонение 2013 от 2012 г, (+,-) |
Отклонение 2014 от 2013 г, (+,-) |
Широта ассортимента |
8 |
9 |
9 |
1 |
0 |
Глубина ассортимента |
24 |
27 |
27 |
3 |
0 |
Насыщенность ассортимента |
722 |
772 |
772 |
50 |
0 |
Гармоничность ассортимента |
0,95 |
0,89 |
0,89 |
0 |
0 |
Коэффициент обновления |
1,0 |
6,9 |
1,0 |
5,9 |
-5,9 |
Коэффициент устойчивости ассортиментного перечня |
1,01 |
1,00 |
1,01 |
-0,01 |
0,01 |
Коэффициент полноты ассортимента |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Рассмотренная система показателей ассортимента ОАО «Молодечноторг» позволила измерить отклонения фактического состояния ассортимента от предпочтительного, на основе этого можно сделать вывод, что незначительные отклонения говорит о рациональности ассортимента товаров в ОАО «Молодечноторг».
На основе анализа показателей ассортимента ОАО «Молодечноторг» можно сделать следующие выводы: ассортимент товаров обладает достаточно высокой обновляемостью, удовлетворяет спрос по широте и глубине ассортимента товаров, показатели свидетельствуют о высокой устойчивости ассортимента.
3 НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В современных рыночных условиях потребители диктуют участникам рынка правила игры, и в том числе определяют те продукты и услуги, которые обеспечат компании необходимый уровень конкурентоспособности. Ассортиментная политика является одним из важнейших инструментов и составляющих маркетинга в борьбе компании с конкурентами. Изучение спроса - непрерывный процесс. С одной стороны, изучение спроса населения предшествует формированию ассортимента товаров, а с другой - следует за ним с целью выявления соответствия ассортимента предъявленному спросу.
Изучение покупательского спроса предполагает наличие у специалистов, занимающихся этим видом коммерческой деятельности, системных знаний его видов, особенностей их формирования и учета в коммерческой работе. Для большей наглядности методы изучения потребительского спроса представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Методы изучения потребительского спроса в современных условиях
Методы |
Достоинства |
Недостатки |
Метод сценариев |
Позволяет развить гибкость и адаптивность фирмы к переменам |
Наиболее трудоемкий метод |
Парный регрессионный анализ |
Высокоточный метод |
Более сложный метод |
Анализ на основе множественной регрессии |
Высокоточный метод |
Необходимость серьезных затрат на организацию исследовательской работы |
Метод экспоненциального сглаживания |
Прост в использовании, позволяет проводить расчеты с наименьшими затратами денежных средств и трудовых ресурсов. |
Менее точен в расчетах, имеются значительные погрешности |
Примечание – Источник: собственная разработка
За всё время работы торговой организации ОАО «Молодечноторг» проводились следующие мероприятия по изучению спроса, перечисленные в таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Мероприятия по изучению спроса ОАО «Молодечноторг» .
Мероприятие |
Количество |
Удельный вес |
Опрос покупателей |
75 |
50% |
Учёта неудовлетворённого спроса, дни |
23 |
15% |
Учет замечаний и пожеланий покупателей по ассортименту и качеству товаров, имеющихся в продаже |
18 |
12% |
Определение объемов продажи товаров и анализ товарных остатков |
18 |
12% |
Учёт предпочитаемых товаров |
17 |
11% |
Всего |
150 |
100% |
Примечание – Источник: собственная разработка
Информация о спросе представляет собой совокупность сведений и данных, характеризующих динамику процессов формирования, развития и удовлетворения спроса населения во временном и территориальном разрезах, готовую к использованию в коммерции.
Основными источниками информации о спросе населения являются:
Опросы - один из важнейших методов выявления и фиксирования фактов и мнений, характеризующих процессы формирования и развития спроса. Применяя этот метод, исследователь определяет круг сведений, которые ему нужно получить, способы их фиксации, а также условия и форму, в которых определенная совокупность опрашиваемых лиц должна их высказать. Характеристика опросов представлена в приложении Г.