Ассортиментная политика торгового предприятия как система мер по формированию конкурентоспособной модели (на примере ОАО «Молодечнотор

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ коммерческой деятельности ОАО «Молодечноторг» по формированию ассортимента товаров и разработка предложений по его оптимизации.
Задачи:
 рассмотреть теоритические аспекты коммерческой деятельности розничной торговой организации по формированию ассортимента товаров;
 дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Молодечноторг» ;
 провести анализ содержания коммерческой работы по формированию торгового ассортимента;
 разработать предложения по оптимизации ассортимента.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические аспекты коммерческой деятельности по формированию ассортимента товаров 7
1.1 Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия 7
1.2 Ассортиментная политика предприятия розничной торговли 10
2 Состояние коммерческой работы по формированию ассортимента в ОАО «Молодечноторг»………….……………………………………………...…………….15
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Молодечноторг».…15
2.2 Анализ ассортимента товаров в торговой розничной организации………..21
3 Направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента товаров……………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………….......38
Список использованных источников………………………………………..……39
Приложение А. Организационная структура………….……………….………41
Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках за 2014 г.……………….………42
Приложение В. Ассортиментный перечень……………………………………..44
Приложение Г. Характеристика опросов………………………………………..51
Приложение Д. Анкета……………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

Ассортим полит КУРСОВАЯ.doc

— 625.00 Кб (Скачать)

 

где Аодн – количество ассортиментных позиций, однородных по выбранному признаку;

      Аобщ –  общее количество ассортиментных  позиций, предлагаемых предприятием.

Таблица  2.6 - Показатели гармоничности товарного ассортимента

Показатель

2012 год

 2013 год

2014 год

Отклонение 2013 от 2012гг, (+,-)

Отклонение 2014 от 2013гг, (+,-)

Гармоничность ассортимента

690/722=0,95

0,89

0,89

0

0


Примечание – Источник: собственная разработка

Ассортиментные позиции, однородные по выбранному признаку (учитывая, что ОАО «Молодечноторг» - это магазин хозяйственных товаров) – это электротовары, посуда, товары из пластмасс, хозяйственные, товары бытовой химии и средства для защиты растений, удобрения, садово-огородный инструмент и средства малой механизации и строительные материалы. Исключение составили 2 группы товаров - синтетические моющие средства (32 наименования) и парфюмерно-косметические товары (50 наименований). 

Кгрм = (126+78+91+222+60+31+82)/772=690/772=0,89.

Из таблицы 2.6 видно, что гармоничность ассортимента ОАО «Молодечноторг» находится на уровне и равна 0,89.

Коэффициент обновления в ОАО «Молодечноторг» рассчитаем по формуле:

                                 

                                Кн=(Нн/Шб)х100%,                                             (2.2)

 

где Нн- количество товаров поступивших впервые;

           Шб – общее количество наименований товаров.

Так как в 2013 году появились парфюмерно-косметические товары, то количество наименований товаров увеличилось на 50 разновидностей  из ассортимента.

Кн=50/722х100%=6,9.

Учитывая широту ассортимента ОАО «Молодечноторг», данное значение коэффициента (6,9) высокое.

Однако в 2014 году ассортимент не обновлялся и поэтому коэффициент обновления составил 1.

В таблице 2.7 представим показатели обновления товарного ассортимента за 2012-2014 гг. в ОАО «Молодечноторг».

Таблица  2.7 - Показатели обновления товарного ассортимента

Показатель

2012 год

 2013 год

2014 год

Отклонение 2013 от 2012 г, (+,-)

Отклонение 2014 от 2013 г, (+,-)

Коэффициент обновления

1,0

6,9

1,0

5,9

-5,9


Примечание – Источник: собственная разработка

Из таблицы 2.7 видно, что обновление товарного ассортимента в организации происходило в 2013 году.

Коэффициент обновления тогда составил 6,9.

В 2012 г и 2014 г организация не меняла свой ассортиментный перечень. Поэтому коэффициенты обновления в эти годы были равны 1.

Одним из показателей, характеризующим ассортимент товара в организации является коэффициент устойчивости, который показывает соответствие имеющегося в фирме ассортиментного предложения минимальному ассортиментному перечню, установленному для каждого вида продукции.

На основании данных таблице 2.8, рассчитаем коэффициент устойчивости товарного ассортимента в ОАО «Молодечноторг» за 2014 г. на основании трех проверок – 1 января, 1 июня и 1 декабря.

Рассчитаем коэффициент устойчивости ассортиментного перечня по формуле 1.4 представленной в 1 главе.

         

  Ку=(782+783+784)/772/3=1,01.

 

Коэффициент устойчивости ассортиментного перечня по магазину ОАО «Молодечноторг» равен 1,01.

Это высокий показатель для нашего типа магазина.

В ОАО «Молодечноторг» наблюдается коэффициент устойчивости ассортимента выше оптимального значения - 1.

Однако этот показатель необходимо максимально увеличивать, для чего необходимо обращать более пристальное внимание, основанное на маркетинговых концепциях  спросу,  ритмичности поставок товаров. 

 

 

Таблица 2.8 - Данные для расчета коэффициента устойчивости ассортиментного перечня в 2014 году

Наименование

товара

Количество

разновидностей

товара

На 01.01.14

На 01.06.14

На 01.12.14

1

2

3

4

5

Холодильники,  морозильники

15

14

15

16

Машины стиральные

6

7

6

6

 Светильники

15

18

15

16

 Прочие электротовары

90

92

95

90

 Стальная посуда

19

20

18

19

Стеклянная посуда

38

37

37

39

Керамическая посуда

21

20

20

21

 Наборы для ванной

4

5

5

4

 Прочие товары из пластмасс

87

87

88

87

 Инструменты

52

55

50

53

Столовые приборы (ножи, вилки, ложки, наборы)

18

20

20

19

Плиты, духовки

2

3

3

3

Щетки, ерши

13

12

13

13

Прочие хозтовары (в т. ч. зеркала)

137

137

137

137

Бытовая химия

35

34

35

35

Удобрения, подкормки

25

24

25

26

Садово-огородный инструмент

25

24

25

25

Средства малой механизации

6

5

6

6

Строительные материалы

48

47

49

48

Сантехоборудование 

25

25

25

25

Газовая аппаратура

9

10

9

9

Мыло

18

17

18

18

Синтетические моющие средства

13

13

15

14

Отбеливатели

1

2

1

1

Лак для волос

5

6

5

5

Шампунь

9

10

11

10

Прочие парфюмерно-косметические товары

36

38

37

39

Итого

772

782

783

784




Примечание – Источник: собственная разработка

 

Определим устойчивость ассортиментного перечня в таблице 2.9.

 

Таблица  2.9 - Оценка устойчивости товарного ассортимента

Показатель

2012 год

 2013 год

2014 год

Отклонение 2013 от 2012 г, (+,-)

Отклонение 2014 от 2013 г, (+,-)

Коэффициент устойчивости ассортиментного перечня

1,01

1,00

1,01

-0,01

0,01


Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия

Далее определим полноту ассортимента товаров в ОАО «Молодечноторг».  Полнота ассортимента товаров  ОАО «Молодечноторг» на 01.12.14 равна 1,0, т.е. можно сделать вывод, что ассортимент товаров практически позволяет удовлетворять твердо сформированный спрос.

Такие товары как «Парфюмерно-косметические» предоставляют разные возможности для удовлетворения альтернативного спроса потребителей.

Коэффициент полноты рассчитаем по формуле 1.1 представленной в 1 главе:

Кп=772/783=1,01.

Таблица  2.10 - Оценка полноты товарного ассортимента

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

Отклонение 2013 от 2012 гг, (+,-)

Отклонение 2014 от 2013 гг, (+,-)

Коэффициент полноты ассортимента

1

1

1

0

0


Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия

Из таблицы 2.10 видно, что коэффициент полноты ассортиментного перечня в магазине ОАО «Молодечноторг» на протяжении 2012-2014 гг. практически не изменялся и составлял 1,0.

Составим сводную таблицу показателей ассортимента (таблица 2.11).

Таблица 2.11 - Показатели ассортимента товаров ОАО «Молодечноторг»

Показатель

2012 год

 2013 год

2014 год

Отклонение 2013 от 2012 г, (+,-)

Отклонение 2014 от 2013 г, (+,-)

Широта ассортимента

8

9

9

1

0

Глубина ассортимента

24

27

27

3

0

Насыщенность ассортимента

722

772

772

50

0

Гармоничность ассортимента

0,95

0,89

0,89

0

0

Коэффициент обновления

1,0

6,9

1,0

5,9

-5,9

Коэффициент устойчивости ассортиментного перечня

1,01

1,00

1,01

-0,01

0,01

Коэффициент полноты ассортимента

1

1

1

0

0


Примечание – Источник: собственная разработка

Рассмотренная система показателей ассортимента ОАО «Молодечноторг» позволила измерить отклонения фактического состояния ассортимента от предпочтительного, на основе этого можно сделать вывод, что незначительные   отклонения говорит о рациональности ассортимента товаров в ОАО «Молодечноторг».

На основе анализа показателей ассортимента ОАО «Молодечноторг» можно сделать следующие выводы: ассортимент товаров обладает достаточно высокой обновляемостью, удовлетворяет спрос по широте и глубине ассортимента товаров, показатели свидетельствуют о высокой устойчивости ассортимента.

 

 

 

 

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ  РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА  ТОВАРОВ

 

В современных рыночных условиях потребители диктуют участникам рынка правила игры, и в том числе определяют те продукты и услуги, которые обеспечат компании необходимый уровень конкурентоспособности. Ассортиментная политика является одним из важнейших инструментов и составляющих маркетинга в борьбе компании с конкурентами. Изучение спроса - непрерывный процесс. С одной стороны, изучение спроса населения предшествует формированию ассортимента товаров, а с другой - следует за ним с целью выявления соответствия ассортимента предъявленному спросу.

Изучение покупательского спроса предполагает наличие у специалистов, занимающихся этим видом коммерческой деятельности, системных знаний его видов, особенностей их формирования и учета в коммерческой работе. Для большей наглядности методы изучения потребительского спроса представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Методы изучения потребительского спроса в современных условиях

Методы

Достоинства

Недостатки

Метод сценариев

Позволяет развить гибкость и адаптивность фирмы к переменам

Наиболее трудоемкий метод

Парный регрессионный анализ

Высокоточный метод

Более сложный метод

Анализ на основе множественной регрессии

Высокоточный метод

Необходимость серьезных затрат на организацию исследовательской работы

Метод экспоненциального сглаживания

Прост в использовании, позволяет проводить расчеты с наименьшими затратами денежных средств и трудовых ресурсов.

Менее точен в расчетах, имеются значительные погрешности


Примечание – Источник: собственная разработка

За всё время работы торговой организации ОАО «Молодечноторг» проводились следующие мероприятия по изучению спроса, перечисленные в таблице 3.2.

Таблица 3.2  - Мероприятия по изучению спроса ОАО «Молодечноторг»    .

Мероприятие

Количество

Удельный вес

Опрос покупателей

75

50%

Учёта неудовлетворённого спроса, дни

23

15%

Учет замечаний и пожеланий покупателей по ассортименту и качеству товаров, имеющихся в продаже

18

12%

Определение объемов продажи товаров и анализ товарных остатков

18

12%

Учёт предпочитаемых товаров

17

11%

Всего

150

100%


Примечание – Источник: собственная разработка

Информация о спросе представляет собой совокупность сведений и данных, характеризующих динамику процессов формирования, развития и удовлетворения спроса населения во временном и территориальном разрезах, готовую к использованию в коммерции.

Основными источниками информации о спросе населения являются:

    • статистическая отчетность;
    • данные статистики домашних хозяйств;
    • научно обоснованные нормы и нормативы потребления;
    • данные оперативного и бухгалтерского учета;
    • материалы маркетинговых исследований;
    • материалы специальных наблюдений, обследований и опросов.

Опросы - один из важнейших методов выявления и фиксирования фактов и мнений, характеризующих процессы формирования и развития спроса. Применяя этот метод, исследователь определяет круг сведений, которые ему нужно получить, способы их фиксации, а также условия и форму, в которых определенная совокупность опрашиваемых лиц должна их высказать. Характеристика опросов представлена в приложении Г.

Информация о работе Ассортиментная политика торгового предприятия как система мер по формированию конкурентоспособной модели (на примере ОАО «Молодечнотор