Ассортиментная политика (на примере ОАО «Магнит»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является исследование ассортимента розничного торгового предприятия магазина ОАО «Магнит» г. Великие Луки.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы формирования ассортимента розничного торгового предприятия.
Провести анализ и дать оценку формированию товарного ассортимента магазина ОАО «Магнит».
Исследовать основные пути совершенствования управления товарным ассортиментом магазина ОАО «Магнит».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Понятия и сущность основ формирования ассортимента продукции предприятия……………………………………………………………………………….4
1.1 Сущность ассортимента товара и ее основные характеристики…………….4
1.2 Этапы и факторы формирования ассортимента товаров…………………...21
1.3 Особенности формирования ассортимента в розничной торговле…………25
2. Анализ и формирование ассортимента продукции на предприятии «Лакмин» г. Ступино………………………………………………………………………………...29
2.1 Маркетинговая характеристика деятельности супермаркета «Лакмин»…29
2.2 Анализ особенностей ассортимента супермаркета «Лакмин»…………….39
2.3 ABC-анализ ассортимента и рекомендации по улучшению товаров в супермаркете «Лакмин»………………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………………...65
Глоссарий………………………………………………………………………….68
Список использованных источников…………………………………………….70
Приложения………………………………………………………………………..72

Файлы: 1 файл

глава 1.doc

— 627.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….2

1. Понятия и сущность основ  формирования ассортимента продукции  предприятия……………………………………………………………………………….4

         1.1 Сущность ассортимента товара и ее основные характеристики…………….4

        1.2 Этапы и факторы формирования ассортимента товаров…………………...21

         1.3 Особенности формирования ассортимента в розничной торговле…………25

2. Анализ и формирование ассортимента  продукции на предприятии «Лакмин»  г. Ступино………………………………………………………………………………...29

          2.1 Маркетинговая характеристика деятельности супермаркета «Лакмин»…29

2.2 Анализ особенностей ассортимента супермаркета «Лакмин»…………….39

2.3 ABC-анализ ассортимента и рекомендации по улучшению товаров в супермаркете «Лакмин»………………………………………………………….47

Заключение………………………………………………………………………...65

Глоссарий………………………………………………………………………….68

Список использованных источников…………………………………………….70

Приложения………………………………………………………………………..72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Введение

 

Актуальность темы исследования

Наиболее важным аспектом маркетинговой политики предприятия следует признать его ассортиментную политику – именно грамотно составленная ассортиментная политика позволяет привлечь платежеспособного покупателя и достичь главной цели предпринимательской деятельности – извлечения максимально возможной прибыли. В силу этого исследование ассортиментной политики торгового предприятия приобретает особую значимость и практическую ценность.

Главная цель коммерческой деятельности – получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания – требует гибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке. Продавать товары надо так, чтобы любая коммерческая операция обеспечивала предельно возможный уровень рентабельности; чтобы торговый риск был сведен к минимуму; чтобы постоянно укреплялось положение торгового предприятия на рынке и росло доверие к нему со стороны деловых партнеров. Эффективная коммерческая деятельность обеспечивает устойчивое финансовое состояние предприятия, его конкурентоспособность.

Для того, чтобы эта деятельность была эффективной, предприятия должны уметь выявлять все недостатки торгово-технологического и организационного процесса и устранять их. Фирмы не могут вечно полагаться на существующее состояние этого процесса, т.е. он должен постоянно совершенствоваться. Одним из составляющих этого процесса является формирование ассортимента и товарных запасов. От рациональности, полноты и устойчивости ассортимента зависит стабильность всего предприятия розничной торговли. Велика   роль ассортиментной политики в конкурентном соперничестве. Чем больше в продаже товаров разных наименований, удовлетворяющих потребности покупателей, тем сильнее конкурентные позиции торгового предприятия в рыночной торговле.

Кроме того, практика консультирования российских организаций за последние пять лет свидетельствует о серьезном стратегическом повороте управленческих подходов большинства успешных фирм в сторону усиления внимания к человеческой, прежде всего, профессионально-культурной составляющей своей деятельности. Это требует комплексного рассмотрения сферы управления персоналом. При этом важнейшим аспектом анализа становится представление о целостном организационно-управленческом контексте функционирования и развития организации. Однако главное звено менеджмента - человек, его психологические особенности имеют колоссальное значение, чему посвящено огромное количество работ. Навыки взаимоотношений сотрудников и клиентов, деловой этикет, а так же пути разрешения стрессовых ситуаций – данные навыки могут быть могут быть переданы персоналу организации.

Целью написания курсовой работы является исследование ассортимента розничного торгового предприятия магазина ОАО «Магнит» г. Великие Луки.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы формирования ассортимента розничного торгового предприятия.
  2. Провести анализ и дать оценку формированию товарного ассортимента магазина ОАО «Магнит».
  3. Исследовать основные пути совершенствования управления товарным ассортиментом магазина ОАО «Магнит».

Объектом исследования является магазин «Магнит».

Предметом исследования является ассортимент магазина «Магнит».

Методы исследования, применяющиеся в работе: анализ научной и учебной литературы по коммерческой деятельности торгового предприятия, адаптация стандартных методик анализа ассортимента к супермаркету «Лакмин».

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут применяться в деятельности реального предприятия розничной торговли. Практическая значимость нашей работы раскрывается в ее направлении на решение проблем ассортимента, в той конкретной помощи, которую результаты данного исследования могут оказать товароведу и маркетологу предприятия. Практическая значимость настоящего исследования отражается в результатах практической апробации на реально существующем предприятии.

Гипотеза: грамотно сформированный ассортимент торгового предприятия является залогом успешной деятельности предприятия.

Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав и заключения. В первой главе раскрываются основные теоретические аспекты формирования ассортимента товаров. Во второй главе анализируется ассортимент магазина «Магнит». Здесь же предлагаются пути совершенствования ассортимента магазина.

         1. Понятие и сущность основ формирования ассортимента продукции предприятия

         1.1 Сущность ассортимента товара и ее основные характеристики

 

В современных условиях существования  предприятия должны временем и рыночной ситуацией учиться ассортиментной политике. Исследуем понятие ассортимента и ассортиментной политики. Ассортимент – набор видов и разновидностей товаров по маркам, наименованиям, размерам, типам, сортам и т.д.

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединенные по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени сложности ассортимента).

Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский.

Рассмотрим этапы формирования ассортимента товаров.

Процесс формирования ассортимента товаров  в магазине осуществляется по следующим этапам:

  1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.
  2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
  3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингентом покупателей.

Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей. В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования.

Основным фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.

В отдельных случаях, в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена  специальная площадь для организации  сезонных микрокомплексов. Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке.

Заключительным этапом формирования ассортимента является разработка конкретного перечня товаров, реализуемых в магазине. Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутри группового анализа оборачиваемости товарных запасов.

Для оптимизации ассортиментного  перечня товаров применяют данные, сгруппированные следующим образом.

 

Наименование микрокомплекса (товарной секции)

Наименование товаров

Количество разновидностей товаров

Период торговли (месяц)


 

Таблица. Схема оптимизации ассортиментного перечня товаров

 

Товарная номенклатура - совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям. Показателями товарной номенклатуры являются:

  1. широта - общая численность ассортиментных групп, реализуемых торговым предприятием.
  2. глубина товарной номенклатуры - много вариантность предложений каждого вида отдельного товара в рамках ассортиментной группы.
  3. насыщенность товарной номенклатуры - общее число составляющих ее отдельных товаров.
  4. гармоничность - степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, каналов распределения.

В идеале каждый объект, занимающийся торговой деятельностью, должен иметь  в своем ассортименте все ассортиментные группы товаров. Однако в каждой из этих групп содержится разное количество наименований товаров, причем не все виды взаимозаменяемы. Очевидно, группы с высокой взаимозаменяемостью можно представить относительно меньшим числом наименований. В противном случае пришлось бы иметь хотя бы по одному виду каждого вида товара. Хотя такой ассортимент можно считать идеальным, все же он не всегда выгоден для предприятия с точки зрения доходов. Чтобы добиться оптимального сочетания рентабельности с ассортиментом, нужно учитывать как прибыльность каждой отдельной ассортиментной группы, так и количество имеющихся в продаже товаров из этой группы.

Неотделимы друг от друга понятия  ассортиментной политики и товарной политики, включающей в себя инновационную политику (нововведения), саму ассортиментную политику, исключение из производственной деятельности выпуска товаров, потерявших потребительский спрос, совершенствование товаров, тары, упаковки и т.д.

Ассортиментная политика - система  мер по определению набора товарных групп, наиболее предпочтительных дня успешной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности предприятия в целом.

Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения  условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.

Формирование ассортиментной политики и ее реализация приобретают особое значение при наличии свободы выбора сферы и направления деятельности. Ассортиментная политика предполагает наличие информации о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, макроэкономических тенденций, уровня внешнеэкономических связей с зарубежными странами. Все перечисленные факторы необходимы для определения условий безубыточной работы и управления массой прибыли с целью оптимизации налогообложения, прогнозирования возможных вложений собственных средств развития бизнеса.

Велика роль ассортиментной политики в конкурентном соперничестве. Чем больше в продаже товаров разных наименований, удовлетворяющих потребности покупателей, тем сильнее конкурентные позиции торгового предприятия в рыночной торговле. Выбор той или иной ассортиментной стратегии должен основываться на оценке изменений денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния денежных потоков в перспективе.

Любое расширение ассортимента неизбежно  влечет за собой увеличение расходов. При этом положительные финансовые результаты от изменений в ассортименте могут иметь место только в будущем.

Основными задачами ассортиментной политики являются:

  1. удовлетворение запросов потребителей,
  2. завоевание новых покупателей,
  3. оптимизация финансовых результатов предприятия.

Формирование товарной политики может идти: путем расширения товарной номенклатуры за счет включения новых ассортиментных групп товаров.

Одним из способов удовлетворения запросов потребителей может быть позиционирование товаров.

Это система определения места отдельных видов товаров в ряду аналогичных товаров, обращающихся на рынке, включающая в себя определение особенностей товаров, характерных черт, отличающих их от аналогичных товаров-конкурентов.

Информация о работе Ассортиментная политика (на примере ОАО «Магнит»)