Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:35, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является исследование ассортимента розничного торгового предприятия магазина ОАО «Магнит» г. Великие Луки.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы формирования ассортимента розничного торгового предприятия.
Провести анализ и дать оценку формированию товарного ассортимента магазина ОАО «Магнит».
Исследовать основные пути совершенствования управления товарным ассортиментом магазина ОАО «Магнит».
Введение…………………………………………………………………………….2
1. Понятия и сущность основ формирования ассортимента продукции предприятия……………………………………………………………………………….4
1.1 Сущность ассортимента товара и ее основные характеристики…………….4
1.2 Этапы и факторы формирования ассортимента товаров…………………...21
1.3 Особенности формирования ассортимента в розничной торговле…………25
2. Анализ и формирование ассортимента продукции на предприятии «Лакмин» г. Ступино………………………………………………………………………………...29
2.1 Маркетинговая характеристика деятельности супермаркета «Лакмин»…29
2.2 Анализ особенностей ассортимента супермаркета «Лакмин»…………….39
2.3 ABC-анализ ассортимента и рекомендации по улучшению товаров в супермаркете «Лакмин»………………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………………...65
Глоссарий………………………………………………………………………….68
Список использованных источников…………………………………………….70
Приложения………………………………………………………………………..72
Учитывая, что коэффициент адекватности рынку по своей сути характеризует степень приближения продукции предприятия к некому эталонному образцу ассортимента, который наилучшим образом соответствует целям бизнеса, ресурсам предприятия и факторам внешней среды, можно считать, что чем ближе к единице коэффициент адекватности рынку по каждой ассортиментной позиции предприятия, тем более устойчиво оно функционирует.
При принятии решения о новом товарном направлении, оно более перспективно для предприятия, если у него высокий коэффициент адекватности рынку. И чем ниже коэффициент адекватности, тем быстрее у предприятия возникнут проблемы, которые приведут к необходимости замены товарного направления, инвестирования в новые технологии или отказа от его продажи.
Таким образом, используя опыт руководителей и специалистов в совокупности с предложенным комплексным показателем, можно сформировать такую структуру ассортимента, при которой предприятие будет функционировать достаточно устойчиво.
Эффективная реализация предложенной
методики возможна только при наличии
в организации системы
Опыт зарубежных предприятий свидетельствует о том, что чаще всего центры ответственности классифицируют по объему полномочий и обязанностей соответствующих менеджеров, а также по функциям, выполняемым каждым центром.
Центр затрат представляет собой подразделение внутри предприятия, руководитель которого отвечает только за затраты. Как правило, центр ответственности за затраты связан с выполнением определенных функций, не имеющих четко выраженного измерителя объема деятельности. Центры затрат могут входить в состав других центров ответственности или существовать обособленно.
Сводный учет постоянных и переменных расходов будет вестись в отделе по работе с клиентами. Также необходимо назначить ответственные службы за формирование тех или иных затрат. Пример представлен в таблице.
Таблица
Распределение ответственности управления затратами в региональном торговом предприятии
Вид затрат |
Ответственное подразделение, должность |
Переменные издержки: |
|
- транспортные расходы |
Отдел по работе с клиентами |
- оплата труда работников склада |
Руководитель отдела по работе с клиентами |
- расходы на хранение |
Отдел по работе с клиентами |
Постоянные издержки: |
|
- амортизация |
Бухгалтерия |
- аренда помещений |
Бухгалтерия |
- ремонт оборудования |
Инженерно-техническая служба |
- оплата труда АУП |
Бухгалтерия |
«Директ-костинг» учитывает цели бизнеса, его ресурсы и внешние условия. Для учета последних в методике «директ-костинга» используется показатель адекватности рынку. Он характеризует степень приближения анализируемого товара к некому эталонному образцу, который соответствует наиболее конкурентоспособному на рынке изделию.
Данная методика эффективна только
при наличии в организации
системы раздельного учета
В целях оптимизации ассортимента торгового предприятия методику «директ-костинга» необходимо применять не только к постоянным и переменным расходам всей организации, но и к отдельным ассортиментным группам.
Начинать процесс оптимизации структуры ассортимента следует с определения целей, которые преследует компания. В нашем случае три цели:
Начнем с увеличения прибыли
и роста продаж. Для достижения
данных целей необходимо соответствующим
образом запланировать
Как уже отмечалось, методика прогнозирования спроса в рассматриваемой организации не учитывает множества факторов, влияющих на покупательский спрос.
Оптимальная структура ассортимента должна обеспечивать максимальную рентабельность с одной стороны и достаточную стабильность компании в целом.
В связи с этим оптимальный ассортимент торгового предприятия – это ассортимент:
Изменение структуры ассортимента
выпускаемой продукции - один из способов
повысить эффективность работы компании.
Благодаря рациональному
При оптимизации структуры
Рассмотрим метод
,
где Yф и Yр – фактическое и расчетное значение показателя, соответственно.
Если величина < 10%, то выбранное уравнение регрессии считается достаточно адекватным реальному процессу формирования спроса и прогнозирования объема продаж.
Так, в процессе анализа ассортимента мы выяснили, что наибольшую часть прибыли торгового предприятия составляет прибыль от реализации мясоколбасных изделий (41%). Также существенную часть прибыли приносят продажи молочных и хлебобулочных изделий (23 и 20% соответственно).
Валовая маржа до принятия такого
решения составляла 25036,54 тыс. руб.
в год.
Валовая маржа по ассортиментным группам и в целом по ассортименту до принятия управленческого решения, тыс. руб.
Фрукты овощи |
Молочные |
Мясные |
Напитки |
Хлебобулочные |
Конфеты |
Всего |
1265,30 |
5546,80 |
9225,38 |
2506,98 |
4943,10 |
1548,98 |
25036,54 |
После исключения ассортиментных групп: напитки, овощи и фрукты из ассортимента высвобождение оборотных средств составит 12541 тыс. рублей. На эту сумму можно закупить дополнительно мясоколбасных изделий. Выручка составит 71192,82 тыс. руб. Переменные издержки составляют 1,88 тыс. руб. на один товарный цикл, а на весь объем – 1,88*1587 = 2983,56 тыс. руб. Валовая маржа в результате по продажам мясоколбасных изделий составит 11870,76 тыс. рублей. А в совокупности по ассортименту – 24867,64 тыс. руб.
Таким образом, при исключении
напитков, овощей и фруктов для прихожих
из ассортимента в целях увеличения прибыли
от продаж других видов ассортиментного
перечня прибыль не только не увеличивается,
а снижается. Из таблицы видим, что валовая
маржа снизится на 168,9 тыс. рублей. Происходит
это из-за того, что уровень переменных
издержек мясоколбасных изделий выше
переменных издержек напитков, овощей
и фруктов.
Валовая маржа по ассортиментным группам и в целом по ассортименту после принятия управленческого решения, тыс. руб.
Молочные |
Мясные |
Хлебобулочные |
Конфеты |
Всего |
5546,80 |
11870,76 |
2506,98 |
4943,10 |
24867,64 |
Следовательно, управленческое решение о снятии с продаж напитков, овощей и фруктов будет неверным.
Таким образом, методы управления ассортиментом
в супермаркете «Лакмин» содержат недостатки
и требуют совершенствования. Это касается
в первую очередь финансового обоснования
ассортимента. Традиционный подход, использующийся
при обосновании ассортимента, основывается
на принципе максимизации прибыли, Основные
его недостатки заключаются в том что,
при его использовании практически не
учитываются рыночные факторы, а также
различное поведение постоянных и переменных
издержек при изменении объема продаж.
Предложенный метод «директ-костинга»
является более подходящим в этих условиях
и исключает данные недостатки.
Распределение годовых переменных затрат по основным ассортиментным группам, тыс. руб.
Наименование затрат |
Ассортиментная группа | |||||
Фрукты овощи |
Молочные |
Мясные |
Напитки |
Хлебобулочные |
Конфеты | |
Расходы на оплату труда |
284,16 |
705,60 |
927,97 |
410,33 |
743,16 |
327,97 |
Транспортные расходы |
213,12 |
529,20 |
695,98 |
307,75 |
557,37 |
245,98 |
Хранение товара |
71,04 |
176,40 |
231,99 |
102,58 |
185,79 |
81,99 |
Расходы на тару |
142,08 |
352,80 |
463,98 |
205,16 |
371,58 |
163,98 |
Всего |
710,4 |
1764 |
2319,92 |
1025,82 |
1857,9 |
819,92 |
Построенный таким образом учет расходов позволит непрерывно отслеживать все изменения в прибыльности отдельных групп товаров.
Данная методика управления ассортиментом поможет предприятию поддерживать такую структуру ассортимента, при которой предприятие будет функционировать с достаточным уровнем рентабельности.
Оптимальная структура ассортимента должна обеспечивать максимальную рентабельность с одной стороны и достаточную стабильность компании в целом.
Методика прогнозирования
Таблица
Корреляционный анализ факторов покупательского спроса
Год |
Объем спроса, млн. руб. |
Объем продаж, тыс. руб. |
Среднедушевой доход населения, руб. |
Число семей |
Доля структуре покупок семей, % |
Уровень цен на продовольствие, в % к предыдущему году |
Показатель а |
Показатель б |
Фактор в |
Фактор г |
Фактор д |
Фактор е | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2004 |
19527,51 |
72324,1 |
2345 |
467590 |
8,7 |
99,8 |
2005 |
19940,69 |
73854,4 |
3154 |
432198 |
7,5 |
118,6 |
2006 |
27264,92 |
100981,2 |
3976 |
454321 |
8,2 |
107,3 |
2007 |
30521,23 |
113041,6 |
4230 |
467510 |
9,5 |
105,5 |
2008 |
35112,8 |
130047,4 |
4980 |
468890 |
9,8 |
101,1 |
2009 |
38189,56 |
141442,8 |
5238 |
475664 |
10,1 |
99,5 |
2010 |
40559,16 |
150219,1 |
5677 |
490432 |
12,3 |
98,5 |
Информация о работе Ассортиментная политика (на примере ОАО «Магнит»)