Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:35, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является исследование ассортимента розничного торгового предприятия магазина ОАО «Магнит» г. Великие Луки.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы формирования ассортимента розничного торгового предприятия.
Провести анализ и дать оценку формированию товарного ассортимента магазина ОАО «Магнит».
Исследовать основные пути совершенствования управления товарным ассортиментом магазина ОАО «Магнит».
Введение…………………………………………………………………………….2
1. Понятия и сущность основ формирования ассортимента продукции предприятия……………………………………………………………………………….4
1.1 Сущность ассортимента товара и ее основные характеристики…………….4
1.2 Этапы и факторы формирования ассортимента товаров…………………...21
1.3 Особенности формирования ассортимента в розничной торговле…………25
2. Анализ и формирование ассортимента продукции на предприятии «Лакмин» г. Ступино………………………………………………………………………………...29
2.1 Маркетинговая характеристика деятельности супермаркета «Лакмин»…29
2.2 Анализ особенностей ассортимента супермаркета «Лакмин»…………….39
2.3 ABC-анализ ассортимента и рекомендации по улучшению товаров в супермаркете «Лакмин»………………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………………...65
Глоссарий………………………………………………………………………….68
Список использованных источников…………………………………………….70
Приложения………………………………………………………………………..72
Можно произвести расчет следующих показателей ассортимента. В следующей таблице представлен коэффициент полноты ассортимента: Кп = Рф / Рн.
Таблица
Коэффициент полноты ассортимента
Наименование |
Количество по ассортиментному перечню |
Фактическое количество на момент проверки |
Кп |
Молоко и кисломолочные |
50 |
38 |
0,76 |
Колбасы и колбасные изделия, мясные деликатесы |
45 |
39 |
0,87 |
Мясные полуфабрикаты |
60 |
50 |
0,83 |
Рыбные полуфабрикаты |
20 |
20 |
1 |
Куриные полуфабрикаты и со стороны |
40 |
48 |
1,2 |
Салаты, фасованные от поставщика и собственного производства |
30 |
37 |
1,23 |
Продукты производства кулинарного цеха |
30 |
35 |
1,17 |
Птица |
20 |
10 |
0,5 |
Яйцо |
5 |
3 |
0,6 |
Рыба разной переработки и морепродукты фасованные |
30 |
30 |
1 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
40 |
40 |
1 |
Кондитерские изделия, торты, пирожные, шоколадные изделия |
50 |
70 |
1,4 |
Фрукты, овощи, сухофрукты, грибы, ягоды |
70 |
80 |
1,14 |
Чай, кофе, какао фасованные и весовые |
150 |
170 |
1,13 |
Специи и пряности, приправы, соусы |
80 |
72 |
0,9 |
Соки, воды газированные напитки, минеральные воды |
130 |
110 |
0,85 |
Сок |
10 |
10 |
1 |
Детское питание |
50 |
53 |
1,06 |
Мука, крупяные, сыпучие товары |
40 |
29 |
0,73 |
Масло животное, растительное, жиры, маргарины |
70 |
52 |
0,75 |
Консервированная продукция |
200 |
210 |
1,05 |
Сухие завтраки, продукты быстрого приготовления |
50 |
47 |
0,94 |
Продукты глубокой заморозки |
100 |
70 |
0,7 |
Вино - водочные изделия, пиво |
700 |
900 |
1,29 |
Горячая выпечка из полуфабрикатов |
20 |
13 |
0,65 |
Табачные изделия |
70 |
50 |
0,71 |
Корма для животных |
50 |
40 |
0,8 |
Промышленные товары с хранением на отдельном складе |
1000 |
1235 |
1,24 |
ИТОГО |
3225 |
3571 |
1,12 |
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что в основном показатель стремится к единице (1). Это хороший факт, который свидетельствует о внимательной работе товароведов. В супермаркете на одного товароведа приходится две, три группы товаров, но не больше. Это позволяет товароведу более подробно изучать спрос, на какой – либо товар, а также поиск поставщиков.
Товары объединяться по одному или нескольким общим признакам:
Товар - основа комплекса маркетинга
предприятия. Успешный товар должен
удовлетворять потребность
На построение ассортимента в магазине влияют следующие факторы:
Состав и своевременное
Присутствие в магазине отдельных
товаров, их широкий стабильный и
соответствующий запросам покупателей
ассортимент порождают удовлетв
Потребители привыкли к постоянному ассортименту и знают наверняка, что, придя в магазин за каким- либо товаром, то они его обязательно найдут в магазине, потому что опытные товароведы достигли стабильности в формировании ассортимента, обеспечивая их бесперебойную продажу.
Ассортимент в магазине сформирован хорошо. Здесь можно приобрести современные товары хорошего качества, товары – новинки и даже товары – эксклюзивного характера, за которыми покупатели приезжают именно в этот супермаркет и знают наверняка, что тут они его приобретут, что положительно, в свою очередь, влияет на доходы предприятия.
Все новинки товаров, которые появляются в г. Ступино можно найти и в супермаркетах серии «Лакмин». Предприятие не несет ущерба за непроданные товары – новинки, так как поставщики поставляют данные товары под реализацию. Новизна ассортимента определяется появлением новых разновидностей и видов товаров за определенный период времени. Она характеризует способность ассортимента удовлетворять изменяющиеся желания и предпочтения покупателей за счет появления новинок, диверсифицировать предприятие.
Товароведы расширили деятельность предприятия. В супермаркете образовали кулинарный цех, в котором теперь готовят различные салаты, причем их ассортимент постоянно обновляется, кроме того, здесь можно приобрести готовые блюда из свинины, говядины, баранины, куриного мяса и рыбы.
Однако необходимо указать и на негативные явления, которые присутствовали при анализе ассортимента товаров в супермаркете. Стремясь к увеличению прибыли, к удержанию покупателя, предприятие внедряет новые дополнительные товары в свой ассортимент, тем самым, увеличивая его широту и глубину. Однако перенасыщение ассортимента может привести к снижению общей суммы прибыли, так как товары одного производителя начинают конкурировать друг с другом, а покупатель теряется при их выборе. В этих условиях данные по сбыту могут указать на те товары, которые, возможно, следует исключить из ассортимента из-за их убыточности или малой доли в общем объеме реализации. Для этих целей проведем далее АВС - анализ ассортимента товаров.
Проведем операционный анализ рассматриваемого
ассортимента и выявим наиболее прибыльные
группы товаров.
Основные экономические
Показатель |
Фрукты овощи |
Молочные |
Мясные |
Напитки |
Хлебобулочные |
Конфеты | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
1. Закупная цена за партию1 |
11,7 |
26,5 |
35,5 |
13,8 |
20,3 |
12,5 | |
2. Количество проданных товаров, тыс. ед. |
480 |
980 |
1234 |
834 |
1126 |
554 | |
3. Переменные издержки, тыс. руб. |
1,48 |
1,80 |
1,88 |
1,23 |
1,65 |
1,48 | |
В том числе: |
|||||||
- транспортные расходы |
0,48 |
0,55 |
0,5 |
0,38 |
0,44 |
0,4 | |
- оплата труда работников склада |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
0,5 |
0,8 |
0,7 | |
- расходы на хранение |
0,3 |
0,45 |
0,48 |
0,35 |
0,41 |
0,38 | |
4. Постоянные издержки, тыс. руб. |
4112 | ||||||
В том числе: |
|||||||
- амортизация |
67 | ||||||
- аренда помещений |
2040 | ||||||
- ремонт оборудования |
145 | ||||||
- оплата труда АУП |
1860 | ||||||
5. Продажная цена изделия, тыс. руб. |
15,82 |
33,96 |
44,86 |
18,04 |
26,34 |
16,78 | |
6. Выручка, тыс. руб. |
7591,7 |
33280,8 |
55352,3 |
15042,0 |
29658,8 |
9293,9 | |
7. Себестоимость товаров, тыс. руб. |
5616 |
25970 |
43807 |
11509,2 |
22857,8 |
6925 | |
8. Общие переменные издержки, тыс. руб. |
710,4 |
1764 |
2319,92 |
1025,82 |
1857,9 |
819,92 | |
9. Валовая маржа, тыс. руб. (стр.6-7-8) |
1265,3 |
5546,8 |
9225,38 |
2506,98 |
4943,1 |
1548,98 | |
10. Постоянные издержки, тыс. руб. |
685,33 |
685,33 |
685,33 |
685,33 |
685,33 |
685,33 | |
11. Прибыль, тыс. руб. (порог рентабельности) (стр.9-10) |
579,97 |
4861,47 |
8540,05 |
1821,65 |
4257,77 |
863,65 | |
12. Запас финансовой прочности (пороговая выручка), тыс. руб. |
7011,73 |
28419, 33 |
46812, 25 |
13220,35 |
25401,03 |
8430,25 | |
13. СВОР, раз |
2,18 |
1,14 |
1,08 |
1,38 |
1,16 |
1,79 |
Таким образом, видим, что наибольшую часть прибыли торгового предприятия составляет прибыль от реализации мяса (41%). Также существенную часть прибыли приносят продажи молочных товаров и хлебобулочных изделий (23 и 20% соответственно). Рассматривая показатель рентабельности по анализируемым товарным группам, получаем тот же результат, рис. Наиболее рентабельными группами товаров являются мясные, молочные и хлебобулочные изделия.
Рис. Долевое соотношение различных товарных групп
Применяя АВС - анализ к данному ассортименту, получаем следующее распределение групп:
Группа А (41+23+20=84%) – мясные изделия, молочные товары и хлебобулочные изделия;
группа В (9+4=13%) – напитки и конфеты;
группа С (3%) – фрукты и овощи.
Такое распределение товаров
Существующие в настоящее время методы определения перечня наименований и соответствующих объемов продаваемых товаров с некоторой долей условности можно разделить на две группы:
Классический, традиционный подход предполагает нахождение оптимального ассортимента товаров по критерию максимизации прибыли. Этот метод частично используется при планировании ассортимента в супермаркете «Лакмин». При этом используются методы линейного программирования, в частности, симплекс-метод.
Согласно данной методике, продажи
напитков и фруктов необходимо сокращать,
так как вклад этих ассортиментных
групп в общую прибыль
С математической точки зрения такая постановка задачи абсолютно верна, но с экономической она не может быть признана правильной, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, этот подход подразумевает, что прибыль зависит исключительно от внутренних ресурсов предприятия, что справедливо только при прочих равных условиях. Рынок в этом случае не учитывается.
Во-вторых, традиционный подход не учитывает различное поведение постоянных и переменных издержек при изменении объема продаж. Исходя из поведения себестоимости, известно, что величина прибыли, как и себестоимость, изменяется с изменением объема производства (продаж), и поэтому исчисленный оптимальный вариант на основе прибыли для одного объема может быть не оптимальным при реальной прибыли.
Допустим, что покупательский спрос позволяет увеличивать продажи мясоколбасных изделий на 22% и руководитель отдела по работе с клиентами на основе использования методики максимизации прибыли решает полностью исключить напитки, овощи и фрукты из ассортиментного перечня как малорентабельный товар. Высвободившуюся сумму оборотных средств он решает направить на увеличение закупок мясоколбасных изделий, как наиболее прибыльного товара, надеясь тем самым получить большую прибыль.
Второй подход к решению ассортиментной задачи основан на системе «директ-костинг». Сущность системы состоит в организации раздельного учета переменных и постоянных затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления. Название «директ-костинг» или «директ-кост», введенное в 1936 году ученым Д. Харрисом, означает учет прямых затрат.
Методики управления ассортиментом предприятия, основанные на системе «директ-костинг», в качестве критерия финансовой привлекательности продаж того или иного вида товара используют не прибыль от ее реализации, а показатель, рассчитываемый как разница между ценой изделия и его переменными затратами (валовая маржа или маржинальный доход). Вышеприведенный пример наглядно иллюстрирует, как различаются классический подход и подход на основе «директ-костинга».
Проблему формирования ассортимента необходимо рассматривать с учетом всех трех переменных – целей бизнеса, его ресурсов и внешних условий. Поскольку существующие методики ориентируются только на первую из них, то возникла потребность создать комплексную методику, учитывающую все переменные.
Для этого имеет смысл ввести
новый показатель – коэффициент
адекватности рынку. Он характеризует
степень приближения
Он может быть определен по формуле:
,
где и - нормативные и фактические значения показателей, принятых для расчета;
n – количество показателей, принятых для расчета.
Интерпретация показателя уровня адекватности рынку следующая: данная позиция ассортимента тем больше развита и тем более эффективна для предприятия, чем ближе значение ее показателя адекватности рынка к эталону.
Рассматривая динамику уровня адекватности за определенный период времени, можно определить, ухудшаются или улучшаются показатели конкретного товара или ассортиментной группы, оценить их значения по отношению другим товарам (ассортиментным группам). Это даст возможность выявить лидеров и аутсайдеров ассортимента и предпринять корректирующие действия, в зависимости от стадии жизненного цикла.
Информация о работе Ассортиментная политика (на примере ОАО «Магнит»)