Ассортиментная политика (на примере ОАО «Магнит»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является исследование ассортимента розничного торгового предприятия магазина ОАО «Магнит» г. Великие Луки.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы формирования ассортимента розничного торгового предприятия.
Провести анализ и дать оценку формированию товарного ассортимента магазина ОАО «Магнит».
Исследовать основные пути совершенствования управления товарным ассортиментом магазина ОАО «Магнит».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Понятия и сущность основ формирования ассортимента продукции предприятия……………………………………………………………………………….4
1.1 Сущность ассортимента товара и ее основные характеристики…………….4
1.2 Этапы и факторы формирования ассортимента товаров…………………...21
1.3 Особенности формирования ассортимента в розничной торговле…………25
2. Анализ и формирование ассортимента продукции на предприятии «Лакмин» г. Ступино………………………………………………………………………………...29
2.1 Маркетинговая характеристика деятельности супермаркета «Лакмин»…29
2.2 Анализ особенностей ассортимента супермаркета «Лакмин»…………….39
2.3 ABC-анализ ассортимента и рекомендации по улучшению товаров в супермаркете «Лакмин»………………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………………...65
Глоссарий………………………………………………………………………….68
Список использованных источников…………………………………………….70
Приложения………………………………………………………………………..72

Файлы: 1 файл

глава 1.doc

— 627.00 Кб (Скачать)

Данная методика эффективна только при наличии в организации  системы раздельного учета постоянных и переменных расходов, которую лучше всего строить на основе создания центров ответственности за формирование соответствующей категории затрат внутри организации.

Видим, что оптимизация торгового  ассортимента увеличит валовую маржу  предприятия примерно на 7 %, а также увеличит рентабельность ассортимента по валовой прибыли на 4%. Следовательно, оптимизация ассортимента экономически выгодна для предприятия. В заключение нужно отметить, что оптимизация структуры ассортимента не будет эффективна, если не будет осуществляться на регулярной основе. Оценка структуры ассортимента должна проводиться примерно, раз в полгода, а при смене маркетинговой политики - немедленно. Тем не менее, слишком частый пересмотр структуры ассортимента и его состава также нежелателен - любой новый ассортимент должен себя «показать». В противном случае, сложно будет делать объективные выводы.

Глоссарий

 

Понятие

Содержание

Ассортимент

набор видов и разновидностей товаров  по маркам, наименованиям, размерам, типам, сортам и т.д.

Ассортимент товаров

совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными  группировочными признаками товаров  являются сырьевой, производственный и потребительский.

Ассортиментная политика

система мер по определению набора товарных групп, наиболее предпочтительных дня успешной работы на рынке и  обеспечивающих экономическую эффективность  деятельности предприятия в целом

Внутригрупповой (развернутый) ассортимент

детализация группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров.

Гармоничность

степень близости между товарами различных  ассортиментных групп с точки  зрения их конечного использования, каналов распределения.

Глубина товарной номенклатуры

много вариантность предложений каждого вида отдельного товара в рамках ассортиментной группы.

Групповой ассортимент

это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру.

Конкурентоспособный ассортимент 

это ассортимент, который удовлетворяет  условиям, рассматриваемым ниже.

Магазины со смешанным ассортиментом  товаров

магазины, реализующие отдельные  виды продовольственных и непродовольственных  товаров. Такими магазинами является в  настоящее время большинство  специализированных магазинов, в которых  не соблюдается специализация  и наряду с основным ассортиментом продаются другие товары.

Мультиформатность

сочетание форматов, рассчитанных на потребителей с различными уровнями доходов, что позволяет охватить максимальное количество покупателей.

Производственный ассортимент

номенклатура товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями.

Сбалансированный ассортимент

ассортимент, логично и последовательно, в рациональных пропорциях сочетающий различные товарные групп в соответствии с целенаправленностью общего розничного предложения магазина; сбалансированный ассортимент подбирается в зависимости от возможностей рынка.

Супермаркет

крупный магазин самообслуживания с площадью торгового зала не менее 400 кв. м, торгующий преимущественно продовольственными товарами, непродовольственные товары составляют в его ассортименте около 30%.

Товарная номенклатура

совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям.

Товароведы

специалисты, обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной характеристик товара, а также запросов потребителей.

Торговый ассортимент

номенклатура товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети.


 

      Список использованных источников

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в редакции от 09.01.2010 г.
  2. Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» в редакции от 01.07.2009 г.
  3. ГОСТ Р 51917-2007 «Термины и определения».
  4. Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-09.
  5. Абрютина А.В. Экономический анализ торговой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2009 г.
  6. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов.– М: ЮНИТИ, 2007 г. –560 с.
  7. Басовский Л.Е. Маркетинг. Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2008 г. – 182 с.
  8. Бланк И.А. Торговый менеджмент.- М.: Московский институт менеджмента и бизнеса, 2009 г. – 454 с.
  9. Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация.М.: ИНФРА - М, 2010 г.
  10. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб: Питер, 2009 г. – 340с.
  11. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности. – М.: Наука, 2007 г. – 418 с.
  12. Иванов М.Н., Шакланов И.Г., Панасенко В.А.Товароведение непродовольственных товаров; Учебное пособие для вузов. – М.: Экономика, 2008 г.
  13. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.: ГАРДАРИКИ, 2009 г. – 584
  14. Коневский Е.М. Эффективность ассортиментной политики. - М.: Инфра-М, 2009 г. – 453 с.
  15. Коммерческая деятельность и предпринимательство: Сб. науч. трудов / Под ред. В.П. Попкова. – СПб.: СПбГИЭА, 2008 г. – 189 с.
  16. Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление: Учеб. пособие / В.К. Козлов, С.А. Уваров, Н.В. Яковлева и др.; Под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. – СПб.: Политехника, 2009 г. – 518 с.
  17. Лаптев В.Г. Маркетинговые задачи торговых предприятий. Маркетинг. 2009 г. - № 5 – с. 16-32.
  18. Лифиц И.М. и др. Исследование непродовольственных товаров. – М.: Экономика, 2007 г. – 318 c.
  19. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров. Ч.1: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009 г. – 320с.
  20. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов. - М.: Издательство норма, 2007 г. – 283с.
  21. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. – СПб: Питер, 2010 г.-448 с.
  22. О’Рейли Дирах, Гибас Джулиан Джи. Деловые отношенья с покупателем: успешная торговля и маркетинг в бизнесе. – Мн.: Амалфея 2010 г.–272
  23. Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Маркетинг, 2009 г. – 394 с.
  24. Петропольский Г.А. Организация торговли. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 743 с.
  25. Показатели ассортимента товаров. Маркетинг, 2010 г. №10 – с. 52.
  26. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008 г. – 298 с.
  27. Райзберг Б.А, Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2010 г. – 371 с.
  28. Торговое дело: экономика и организация. Под ред. Брагина Л.А., Данько Т.П. – М.: Инфра-М, 2007 г. – 519 с.
  29. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы. Под ред. Ю.М. Забродина и Н. А. Носова. – М., 2007 г.– 420с.
  30. Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2009 г. – 287 с.
  31. Шапов С.Ю. Товароведение продовольственных товаров. - М: СОФИТ, 2006 г. – 342 с.
  32. Экономика торгового предприятия – М.: Экономика, 2007 г. – 398 с.
  33. Якубова Э.В. Розничная торговля. Состояние и перспективы. – М.: Гардарика, 2009 г. – 643 с.

Приложение А

Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров розничного торгового предприятия

Факторы

Состав и содержание фактора

Принципы формирования ассортимента

В розничной торговле ассортимент  должен формироваться на основе спроса покупателей, который представляется постоянным, альтернативным и импульсивным, а также с учетом его воздействия на товары повседневного, периодического и редкого потребления

Профиль торгового предприятия

Ассортиментная номенклатура обусловливается товарной ориентацией, типоразмером, зоной действия и состоянием материально-технической базы торгового предприятия

Потребительские комплексы

За основу комплексной  потребности должен быть взят конкретный перечень товаров, сгруппированных по функционально-потребительским признакам, например: «товары для женщин», «товары для детей», «летняя одежда» и т. д.

Товарная классификация

Ассортиментная совокупность устанавливается на основе следующей классификации: товарная группа (характеризуется однородностью сырья, из которого изготовлены товары); подгруппы (внутригрупповое деление товаров). Каждая подгруппа складывается из родственных товаров различных видов и разновидностей

Стадия жизненного цикла  товара

На приобретение продукции  оказывает влияние жизненный  цикл товара: внедрение, рост, зрелость, устаревание, что обусловливает необходимость адекватного подхода при формировании ассортимента

Устойчивость ассортимента товаров

Стабильность постоянного  ассортимента товаров по группам, подгруппам, видам и разновидностям в розничной продаже обеспечивается наличием товарных запасов, которые регулируются с учетом потребностей покупателей


 

Приложение Б

 

Состояние товарной политики в супермаркете «Лакмин»

 

Характеристика товарной политики

Фактическое положение дел

Желательное положение или необходимые  меры

Целевая направленность товарной политики

Сегменты рынка точно не определены

Точное установление целевых сегментов

Характеристики продаваемых товаров

Проводится устное обсуждение

Использование специальных методик  оценки товаров

Порядок внедрения новых товаров

Определенного порядка нет

Установление точного порядка

Учет потребностей и спроса при разработке товаров

Устные беседы с покупателями

Организация тестирования новых товаров

Слежение за жалобами покупателей

Нет механизма слежения

Организация работы с жалобами

Использование  упаковки

Только в соответствии с требованиями стандартов

Использование упаковки для дополнительного  стимулирования покупателей

Ассортиментная политика

Специализация в рамках небольшого количества ассортиментных групп

Расширение числа ассортиментных групп


 

Приложение В

 

 

 

 Организационная структура  супермаркета «Лакмин»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Г

 

 

 

Динамика основных групп ассортиментного  портфеля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Д

 

 

Прогноз спроса на отдельные группы товаров

 

 

Товарная подгруппа

Объем спроса в 2012 г., млн. руб.

Объем продаж в 2012 г., млн. руб.

Соотношение прогнозного объема спроса и фактического объема продаж, %

Фрукты, овощи

5,99

7,5917

0,79

Молочные

35,97

33,2808

1,08

Мясоколбасные

55,95

55,3523

1,01

Напитки

25,98

15,042

1,73

Хлебобулочные

29,97

29,6588

1,01

Конфеты

6,99

9,2939

0,75

Всего

160,856

150,22

-


 

 

 

 

 

Приложение Е

Оценка экономической привлекательности  напитков

Показатель

Расчет значения

Экономический смысл

Значение

Рентабельность (Р)

Р = (Цена-Себестоимость - Затраты)/ Цена

Показывает, какую  часть (%) составляет прибыль от реализации товара в его цене

12,11

Коэффициент вклада на покрытие (КВП)

КВП = (Цена - Затраты  пер.)/Цена

Вклад каждого  наименования продукции в покрытие постоянных издержек предприятия. Если рентабельность этой товарной позиции  низкая, а КВП высокий - надо увеличивать объем продаж.

0,17

Операционный  рычаг (ОР)

ОР = (Выручка - переменные издержки)/(выручка-себестоимость)

Характеризует насколько увеличиться прибыль  при изменении выручки на 1%.

1,79

Точка безубыточности (ТБ)

ТБ= Постоянные затраты/(Цена единицы- Переменные затраты на единицу)

Характеризует объем продаж, при котором выручка от продаж равна издержкам производства

1821,65

Запас финансовой прочности (ФП)

(выручка - точка безубыточности)/выручка)

Показывает на сколько можно снизить объем продаж до достижения точки безубыточности

8430,25


 




Информация о работе Ассортиментная политика (на примере ОАО «Магнит»)