Ассортиментная политика торгового предприятия как система мер по формированию конкурентоспособной модели (на примере ОАО «Молодечнотор

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ коммерческой деятельности ОАО «Молодечноторг» по формированию ассортимента товаров и разработка предложений по его оптимизации.
Задачи:
 рассмотреть теоритические аспекты коммерческой деятельности розничной торговой организации по формированию ассортимента товаров;
 дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Молодечноторг» ;
 провести анализ содержания коммерческой работы по формированию торгового ассортимента;
 разработать предложения по оптимизации ассортимента.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические аспекты коммерческой деятельности по формированию ассортимента товаров 7
1.1 Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия 7
1.2 Ассортиментная политика предприятия розничной торговли 10
2 Состояние коммерческой работы по формированию ассортимента в ОАО «Молодечноторг»………….……………………………………………...…………….15
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Молодечноторг».…15
2.2 Анализ ассортимента товаров в торговой розничной организации………..21
3 Направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента товаров……………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………….......38
Список использованных источников………………………………………..……39
Приложение А. Организационная структура………….……………….………41
Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках за 2014 г.……………….………42
Приложение В. Ассортиментный перечень……………………………………..44
Приложение Г. Характеристика опросов………………………………………..51
Приложение Д. Анкета……………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

Ассортим полит КУРСОВАЯ.doc

— 625.00 Кб (Скачать)

- установление реальных  и предполагаемых потребностей в определенных товарах;

- определение основных  показателей ассортимента (широты, глубины, насыщенности, гармоничности);

- принятие решений относительно  включения в ассортимент новых  товаров и исключения их него  убыточных или не пользующихся спросом товаров;

- оптимизация структуры  ассортимента.

Решения, принимаемые торговым предприятием в рамках ассортиментной политики, могут включать:

1. Сокращение (сужение) ассортимента - это изменения в ассортименте, связанные с уменьшением его  широты. Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений со стороны поставщиков, убыточность или низкая прибыльность при реализации отдельных групп товаров.

2. Расширение ассортимента - это изменение в ассортименте, связанные с увеличением его широты. Причинами расширения ассортимента являются изменения в стратегии предприятия, расширение его материально-технической базы, изменения в спросе, появление на рынке новых видов товаров и др.

3. Увеличение или уменьшение  длины товарных групп - это изменение глубины ассортимента. Чем больше товаров разных наименований в товарной группе, тем ассортимент глубже. Решения, касающиеся увеличения или уменьшения глубины ассортимента, принимаются в зависимости от профиля и специализации магазина, от состояния спроса на отдельные товары, уровня их рентабельности, в связи с устареванием или появлением товаров-новинок.

4. Обновление ассортимента - изменения в ассортименте, которые  характеризуются увеличением показателя  обновляемости. При этом формируется ассортимент, который способен удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Причины, побуждающие ассортимент изменяться, как правило, связаны с заменой морально устаревших или не пользующихся спросом товаров, появлением товаров лучшего качества.

Из всего перечисленного  можно сделать вывод, что ассортиментная политика в розничной торговой сети – это важная часть коммерческой стратегии в розничной торговле.

Следовательно, ассортиментная политика магазина предполагает знание жизненных циклов производства и реализации товаров, без знания которых нельзя правильно управлять торговым ассортиментом.

Процесс формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети можно условно разделить на три этапа.

На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров, т.е. определяется ассортиментный профиль магазинов. Эта работа проводится с учетом действующих принципов размещения розничной торговой сети и на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка. С учетом этого определяется место и роль магазина в общей системе торгового обслуживания города, района и т.д.

Второй этап предусматривает установление количественного соотношения отдельных групп товаров в магазине, т.е. рассчитывается структура группового ассортимента.

На третьем этапе определяется внутригрупповой ассортимент, т.е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам. При этом в каждом магазине должно быть обеспечено соответствие предлагаемого ассортимента товаров спросу населения. Учитывают также влияние различных факторов на построение ассортимента товаров в каждом конкретном розничном торговом предприятии.

Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазинах должно быть в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т.е. должна быть обеспечена достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению, комплексность их предложения. Кроме того, должна быть обеспечена прибыльная работа магазина.

Следует учитывать, что ассортимент товаров постоянно обновляется. Этот процесс происходит под влиянием научно-технического прогресса, моды, сезонных колебаний в спросе и других факторов. Поэтому на розничных торговых предприятиях постоянно должна проводиться работа по формированию спроса путем активного включения новых товаров в предлагаемый ассортимент. Кроме того, в период сезонной торговли розничные торговые предприятия должны расширять ассортимент соответствующих товаров. При этом покупателей надо проинформировать о появлении новых товаров.

Под полнотой ассортимента понимают возможность широкого выбора их разновидностей, а под стабильностью – постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже. Они могут быть определены с помощью коэффициентов полноты и стабильности ассортимента.

Коэффициент полноты ассортимента (Кп) можно определить по формуле:

 

                (1.1)

 

где   Qф – фактическое количество разновидностей товаров в момент обследования (проверки);

             Qп – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.

Коэффициент стабильности, или устойчивости, ассортимента (Ку) определяется по формуле:

 

                (1.2)

 

где     Qф1 Qф2 … Qфп – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;

            QП – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;

            n – число проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента определяется за конкретный период (месяц, квартал, год).

В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительно усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб торговых фирм и организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией.

Работа над оптимизацией ассортимента – непростая задача. Подобрать ассортимент удается далеко не сразу. Задачи ассортиментной политики могут быть различными:

– удовлетворение запросов потребителей;

– оптимальное использование технологических знаний и опыта фирмы;

– оптимизация финансовых результатов фирмы;

– завоевание новых покупателей [4, c. 67].

В заключение раздела можно сделать вывод, что торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента товаров в магазинах, в отличие от предприятий оптовой торговли, имеет свою специфику. При этом необходимо учитывать влияние многих факторов.

 

 

 

 

2 Анализ коммерческой деятельности ОАО «Молодечноторг» по формированию ассортимента товаров

 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

Открытое акционерное общество «Молодечноторг» зарегистрировано решением Минского областного исполнительного комитета от 30 июня 2000 г. № 401.

Учредителем общества с мая 2011 года является ЧУП «Поречье Белкоопсоюза» с владением 99,1127 % долей акций в уставном фонде.

Уставный фонд общества составляет 28 434 749 200 (Двадцать восемь миллиардов четыреста тридцать четыре миллиона семьсот сорок девять тысяч двести рублей). Уставный фонд разделен на 9 942 220 простых (обыкновенных) акций номинальной стоимостью 2 860 рублей каждая. Акции выпускаются в форме записей на счетах.

В настоящее время акционерное общество представляет часть торговли города. Доля рынка, принадлежащая ОАО «Молодечноторг» около 4,5 % - общего объема товарооборота Молодечненского района.

Цели деятельности предприятия включают:

§ насыщение рынка продовольственными и промышленными товарами народного потребления;

§ удовлетворение потребностей населения в товарах повседневного спроса;

§ получение прибыли от хозяйственной деятельности;

§ обеспечение роста заработной платы работников для удовлетворения их экономических, социальных и культурных потребностей.

Для достижения данных целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

• розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, комиссионная торговля;

• оптовая торговля продовольственными и непродовольственными товарами;

• общественное питание;

• производство кондитерских и хлебобулочных изделий;

• эксплуатация и сдача в наем собственного имущества;

• обслуживание детских дошкольных учреждений, школ и др.;

• бесплатный отпуск питания для детей первых двух лет жизни.

Для наиболее полного достижения целей деятельности предприятие постоянно ведет работу по увеличению темпов роста товарооборота, а также совершенствованию его структуры. Наряду с товарами, имеющими достаточно высокую эффективность реализации, магазины стремятся и обеспечивают наличие социально значимых групп товаров, обеспечивающих удовлетворение потребностей покупателей, но не приносящих дохода. Предприятие постоянно ведет работу по оптимизации товарных запасов, повышению их оборачиваемости, совершенствованию работы с дебиторами и кредиторами, насыщению и расширению ассортимента.

ОАО «Молодечноторг» возглавляет директор. Общая управленческая структура представлена в приложении А.

Данная структура управления является линейно-функциональной.

Линейно-функциональная структура органов управления состоит из:

– линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу (основные подразделения);

– специализированных обслуживающих функциональных подразделений (функциональные подразделения).

Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.

Директор ОАО «Молодечноторг»:

– осуществляет общее руководство торгово-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью ОАО «Молодечноторг»;

– организует взаимодействие всех структурных подразделений, обеспечивает выполнение всех принимаемых ОАО «Молодечноторг» обязательств;

– создает условия для внедрения новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда;

– принимает меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в ОАО «Молодечноторг»;

– контролирует соблюдение законности в деятельности всех служб;

– защищает имущественные интересы ОАО «Молодечноторг» в суде и органах государственной власти и управления.

На должность заместителя директора ОАО «Молодечноторг» назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (экономическое или инженерно-экономическое) и стаж работы по специальности не менее 5 лет. Заместитель директора осуществляет:

– управление и планирование коммерческой деятельности ОАО «Молодечноторг»;

– осуществляет взаимодействие с деловыми партнерами;

– оказывает методическую помощь руководителям подразделений по всем вопросам, связанным с коммерческой деятельностью ОАО «Молодечноторг»;

– организует обучение персонала, повышение квалификации сотрудников ОАО «Молодечноторг»;

– осуществляет руководство подчиненными сотрудниками; обеспечивает здоровые и безопасные условия труда для подчиненных исполнителей, контролирует соблюдение ими требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

На должность главного бухгалтера ОАО «Молодечноторг» назначается лицо, имеющее высшее экономическое образование и стаж финансово-бухгалтерской работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.

Главный бухгалтер ОАО «Молодечноторг»:

– осуществляет руководство бухгалтерским учетом и отчетностью;

– формирует учетную политику с разработкой мероприятий по ее реализации;

– оказывает методическую помощь работникам подразделений ОАО «Молодечноторг» по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа;

– обеспечивает составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, расчетов по зарплате, начислений и перечислений налогов и сборов в бюджет, платежей в банковские учреждение;

– выявляет внутрихозяйственные резервы, устраняет потери и непроизводительные затраты;

– внедряет современные технические средства и информационные технологии; контролирует своевременное и правильное оформление бухгалтерской документации;

– обеспечивает здоровые и безопасные условия труда для подчиненных исполнителей, контролирует соблюдение ими требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

Основные экономические показатели деятельности ОАО «Молодечноторг» представлены в таблице 2.1.

          В 2014 году по сравнению с 2013 годом выручка от реализации продукции возросла на 18144 млн. руб. или на 10,7 % и составила 18776,2 млн. руб.

Информация о работе Ассортиментная политика торгового предприятия как система мер по формированию конкурентоспособной модели (на примере ОАО «Молодечнотор