Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 19:05, курсовая работа
Цель работы: анализ коммерческой деятельности ОАО «Молодечноторг» по формированию ассортимента товаров и разработка предложений по его оптимизации.
Задачи:
рассмотреть теоритические аспекты коммерческой деятельности розничной торговой организации по формированию ассортимента товаров;
дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Молодечноторг» ;
провести анализ содержания коммерческой работы по формированию торгового ассортимента;
разработать предложения по оптимизации ассортимента.
Введение 4
1 Теоретические аспекты коммерческой деятельности по формированию ассортимента товаров 7
1.1 Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия 7
1.2 Ассортиментная политика предприятия розничной торговли 10
2 Состояние коммерческой работы по формированию ассортимента в ОАО «Молодечноторг»………….……………………………………………...…………….15
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Молодечноторг».…15
2.2 Анализ ассортимента товаров в торговой розничной организации………..21
3 Направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента товаров……………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………….......38
Список использованных источников………………………………………..……39
Приложение А. Организационная структура………….……………….………41
Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках за 2014 г.……………….………42
Приложение В. Ассортиментный перечень……………………………………..44
Приложение Г. Характеристика опросов………………………………………..51
Приложение Д. Анкета……………………………………………………………55
Учреждение образования
«Институт предпринимательской деятельности»
Кафедра коммерческой деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Ассортиментная политика торгового предприятия как система мер по формированию конкурентоспособной модели
(на примере ОАО «Молодечноторг»)»
Исполнитель –
студент 4 курса
факультета экономики и бизнеса
группа
Руководитель –
Минск 2015
РЕФЕРАТ
курсовой работы
«Ассортиментная политика торгового предприятия как система мер по формированию конкурентоспособной модели
(на примере ОАО «Молодечноторг»)»
Курсовая работа: 40с., 14 табл., 25 источников, 5 прил.
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТОРГОВЫЙ АССОРТИМЕНТ, ШИРОТА, НАСЫЩЕННОСТЬ, ГЛУБИНА, СЕГМЕНТАЦИЯ, АССОРТИМЕНТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ, ТОВАР, ИЗУЧЕНИЕ СПРОСА,
В курсовой работе исследуется ассортиментная политика в ОАО «Молодечноторг».
Объект исследования: ОАО «Молодечноторг».
Предмет исследования: ассортиментная политика ОАО «Молодечноторг».
Цель работы: анализ коммерческой деятельности ОАО «Молодечноторг» по формированию ассортимента товаров и разработка предложений по его оптимизации.
Задачи:
Раскрыта роль эффективного формирования ассортимента товаров.
В результате проведенного анализа формирования ассортимента в организации отмечено, что эффективная работа с формированием ассортимента пока не налажена. Предложены методы оптимизации формирования ассортимента товаров.
Автор работы подтверждает, что приведенные в ней результаты исследования правильно и объективно отражают состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
_________________
подпись студента
CОДЕРЖАНИЕ
В настоящее время особое место в организации торгового обслуживания населения занимает розничная торговля.
Благосостояние населения и регионов оценивается, в первую очередь, по уровню торгового обслуживания.
Розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям.
В розничной торговой сети материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку покупатели приобретают нужные им товары в обмен на свои денежные доходы. Итак, когда товар превращается в деньги, создаются стартовые возможности для нового цикла производства.
Отсюда следует, что розничную торговлю следует рассматривать в процессе кругооборота всего общественного продукта, где стадии производства, распределения, обмена и потребления тесно связаны между собой.
Таким образом, экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.
Социальное значение розничной торговой сети заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни народа, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности. Можно сказать, что социальный аспект розничной торговли находит свое проявление в величине свободного времени трудящихся.
Таким образом, сокращение затрат времени на приобретение товаров и приготовление пищи создает необходимые условия для развития рыночной экономики, технического процесса, повышение производительности труда и эффективности общественного производства.
Наличие среди предприятий розничной торговли разных типов магазинов является одним из важных показателей состояния розничной торговли в рыночных условиях. Их роль трудно переоценить, эти магазины располагают наибольшим ассортиментом в торговле, предлагают ряд других услуг покупателям.
Розничная торговля так прочно вошла в нашу жизнь, что мы ее уже не замечаем, принимаем как должное. Будучи покупателями, мы не задумываемся о том, какие непростые решения принимают руководители торговых предприятий, какие технологии используют, чтобы предложить нам с вами товары и услуги.
Руководителям торговых предприятий стоит уделить особое внимание вопросам, касающимся разработки стратегии, размещения магазинов, выбора товарного ассортимента и предоставляемых услуг, а также ценообразования, продвижения и предоставления товаров в магазине, потому что в условиях сильной конкуренции и постоянных быстрых изменений в рыночной среде, принятие этих решений может привести к успеху магазина, превысить уровень ожидаемых доходов.
Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский.
Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях – сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия). Все вышеизложенное определяет актуальность темы данного исследования.
Объект исследования – ОАО «Молодечноторг».
Предмет исследования – коммерческая деятельность по формированию ассортимента товаров.
Цель работы – исследование коммерческой деятельности розничного торгового предприятия по формирования ассортимента товаров на примере ОАО «Молодечноторг» и разработка предложений по совершенствованию.
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты коммерческой деятельности по формированию ассортимента товаров;
2. Провести анализ коммерческой деятельности ОАО «Молодечноторг» по формированию ассортимента товаров;
3. Разработать направления совершенствования коммерческой деятельности по формированию ассортимента.
Один из основных факторов повышения эффективности работы магазина это ассортимент товара.
Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку [1, с.156]. Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени сложности ассортимента).
В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготовлены товары, их подразделяют на изделия из металла, кожи, стекла и т.д.
По потребительскому назначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду, обувь и т.п.
Важным признаком классификации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и нескоропортящиеся.
С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон, размер и т.д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).
Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единства производственного происхождения товары. Например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви, группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды.
Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги - женские, мужские и детские; мебель – для кухни, жилой комнаты и т.д.). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т.д.), т.е. подразделяться на разновидности.
С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент – это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой (развернутый) ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. При этом широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина – количеством разновидностей товаров. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализированных магазинов состоит из большого количества разновидностей соответствующих товаров и является более глубоким.
Товары классифицируют и по таким признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса.
По частоте спроса товары подразделяются на три группы:
– повседневного спроса – наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;
– периодического спроса – товары, покупка которых осуществляется периодически;
– редкого спроса – предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет [2, c. 109].
Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды (сезоны) года. Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в том числе и резким) колебаниям. С учетом этого товары делят на следующие группы: стабильного спроса; товары, спрос на которые подвержен резким колебаниям; твердо сформулированного спроса; альтернативного спроса; импульсного спроса.
Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения спроса
В основу разработки таких комплексов может быть положен половозрастной признак («Товары для женщин» и т.д.), особенности образа жизни и проведения досуга («Товары для садовода». «Товары для туриста» и т.д.), а также другие признаки. Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы.
Формирование ассортимента товаров в магазинах, в отличие от предприятий оптовой торговли, имеет свою специфику. При этом необходимо учитывать влияние многих факторов.
На построение ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях оказывают влияние следующие факторы: тип и размер магазина и его техническая оснащенность; условия товароснабжения розничной торговой сети (в первую очередь наличие стабильных источников); численность обслуживаемого населения; транспортные условия; наличие сети магазинов-конкурентов и др.
Известно, что одним из важных признаков, определяющих тип магазина, является его ассортиментный профиль. Поэтому первое, что следует учитывать при формировании ассортимента товаров, – тип розничного торгового предприятия.
Кроме того, в магазинах одного типа, но с различной торговой площадью ассортимент товаров будет отличаться как по широте, так и по глубине.
Задачи ассортиментной политики: