Ассортиментная политика торгового предприятия как система мер по формированию конкурентоспособной модели (на примере ОАО «Молодечнотор

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ коммерческой деятельности ОАО «Молодечноторг» по формированию ассортимента товаров и разработка предложений по его оптимизации.
Задачи:
 рассмотреть теоритические аспекты коммерческой деятельности розничной торговой организации по формированию ассортимента товаров;
 дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Молодечноторг» ;
 провести анализ содержания коммерческой работы по формированию торгового ассортимента;
 разработать предложения по оптимизации ассортимента.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические аспекты коммерческой деятельности по формированию ассортимента товаров 7
1.1 Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия 7
1.2 Ассортиментная политика предприятия розничной торговли 10
2 Состояние коммерческой работы по формированию ассортимента в ОАО «Молодечноторг»………….……………………………………………...…………….15
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Молодечноторг».…15
2.2 Анализ ассортимента товаров в торговой розничной организации………..21
3 Направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента товаров……………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………….......38
Список использованных источников………………………………………..……39
Приложение А. Организационная структура………….……………….………41
Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках за 2014 г.……………….………42
Приложение В. Ассортиментный перечень……………………………………..44
Приложение Г. Характеристика опросов………………………………………..51
Приложение Д. Анкета……………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

Ассортим полит КУРСОВАЯ.doc

— 625.00 Кб (Скачать)

 

Таблица 2.1 - Основные экономические показатели и за 2013-2014 гг.

Показатели

2013 г.

2014 г.

Отклоне-ние,

Темп роста, %

(+, -)

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млн. руб.

169 632,2

187 776,2

18 144,0

110,7

Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, млн. руб.

117 739,0

129 965,0

12 226,0

110,4

Валовая прибыль, млн. руб.

29 787,1

33 209,8

3 422,7

111,5

Управленческие расходы, млн. руб.

2 889,0

3 268,0

379,0

113,1

Расходы на реализацию, млн. руб.               

24 639,0

28 395,0

3 756,0

115,2

Расходы на реализацию товаров в % к выручке

14,5

15,1

0,6

104,1

Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млн. руб.

2 292,0

1 547,0

-745,0

67,5

Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг в % к выручке

1,4

0,8

-0,5

61,0

Прочие доходы по текущей деятельности, млн. руб.

427,1

404,1

-23,0

94,6

Прочие расходы по текущей деятельности, млн. руб.                        

379,0

557,0

178,0

147,0

Прибыль (убыток) от текущей деятельности, млн. руб.

2 309,7

1 394,0

-915,7

60,4

Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности, млн. руб. 

-1 847,0

-1 108,0

739,0

60,0

Прибыль (убыток) до налогообложения, млн. руб.

460,0

286,0

-174,0

62,2

Налог на прибыль, млн. руб.                    

187,0

66,0

-121,0

35,3

Чистая прибыль (убыток), млн. руб.

273,0

220,0

-53,0

80,6

Рентабельность продаж, %

1,3

0,8

-0,5

61,7

Среднесписочная численность работников, чел.

483,0

445,0

-38,0

92,1

Фонд заработной платы, млн. руб.

13 978,8

16 087,7

2 108,9

115,1

Среднемесячная заработная плата 1 работника, млн. руб.

2,3

3,0

0,7

128,7

Производительность труда, млн. руб.

28,8

30,7

1,9

106,6


Примечание – Источник: собственная разработка на основании приложения «Отчет о прибылях и убытках»

Как видно из таблицы 2.1 себестоимость продукции также возросла в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 10,4 %.

За 2014 год по сравнению с 2013 годом себестоимость продукции возросла на 12226 млн. руб.

Следует отметить, что темп роста выручки превышает темп роста себестоимости, что является положительным моментом в деятельности организации.

Валовая прибыль увеличилась 11,5 %.

Управленческие расходы в 2014 году увеличившись на 379 млн. руб. или на 13,1 %.

Расходы на реализацию в 2014 году выросли на 3756 млн. руб., темп их роста равен 15,2 %.

В 2014 году произошло снижение прибыли от реализации по сравнению с 2013 годом на 745 млн. руб. из-за опережающего темпа роста расходов.

Прибыль до налогообложения по сравнению с 2013 годом также снизилась – на 174 млн. руб.

Налог на прибыль уплачивался по ставке 18 % и в 2014 году составил 467,53 млн. руб., что на 195,30 млн. руб. больше, чем в 2013 году. Увеличились также и  прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли на 88,91 %.

Чистая прибыль в 2014 году составила ниже, чем в 2013 году на 53 млн. руб.

Рентабельность продаж составила в 2014 году  0,8 %.

Среднесписочная численность работников на протяжении двух лет снизилась на 38 чел.

Фонд заработной платы в  2014 году стал равен  16087,7 млн. руб., что на 2108,9 млн. руб. больше или на 15,1 %.

Среднемесячная заработная плата 1 работника составляла 2,3 млн. руб. в 2013 году, а в 2014 году выросла до 3 млн. руб., что на 0,7  млн. руб. больше или на 28,7 %.

Производительность труда выросла на 6,6 %, что ниже темпа роста среднемесячной заработной платы. Это свидетельствует об неэффективном использовании трудовых ресурсов.

Таким образом, увеличение расходов от реализации продукции на предприятии повлияло на снижение рентабельности продаж.

 

2.2 Анализ ассортимента  товаров в розничной торговой  организации

 

  ОАО «Молодечноторг» формирует свой ассортимент на основании спроса.

Ассортимент исследуемого магазина не остается неизменным, постоянно появляются товары-новинки.

 Ассортимент товаров ОАО «Молодечноторг» представлен в  приложении В.

Рассмотрев ассортиментный перечень товаров магазина, составим таблицу 2.2, выделив основные товарные группы.

Принцип формирования товарного ассортимента в магазине ОАО «Молодечноторг» - функциональный, то есть он призван удовлетворять потребности людей, прежде всего, в хозтоварах.

 Научное обоснование формирования торгового ассортимента  должно опираться на ряд объективно действующих факторов.

Кроме того, в основе формирования ассортимента товаров лежит изучение различных видов покупательского спроса с целью его последующего анализа и использования полученных результатов.

 

 

Таблица 2.2 - Ассортиментный перечень  товаров ОАО «Молодечноторг»

Наименование

товарной группы

Наименование

товара

Количество

разновидностей

товара

 
  1. Холодильники,  морозильники

15

1. Электротовары

2. Машины стиральные

6

3. Светильники

15

4. Прочие

90

2. Посуда 

1. Стальная

19

  1. Стеклянная

38

  1. Керамическая

21

3. Товары из пластмасс

1. Наборы для ванной

4

2. Прочие

87

4. Хозяйственные товары

1. Инструменты

52

2. Столовые приборы (ножи, вилки, ложки, наборы)

18

 

3. Плиты, духовки

2

4. Щетки, ерши

13

5. Прочие (в т. ч. зеркала)

137

5. Товары бытовой химии    и   средства для защиты растений, удобрения  (в сезон)

1. Бытовая химия

35

2. Удобрения, подкормки

25

6. Садово-огородный инструмент  и средства                                       малой механизации (в сезон)

1. Садово-огородный инструмент

25

2.Средства малой механизации

6

7.  Строительные материалы

  1. Строительные материалы

48

  1. Сантехоборудование 

25

  1. Газовая аппаратура

9

8.  Синтетические моющие  средства

1. Мыло

18

2. Синтетические моющие средства

13

3. Отбеливатели

1

9. Парфюмерно-косметические  товары

1. Лак для волос

5

2. Шампунь

9

            3. Прочие

36

Итого:

-

772


Примечание – Источник: собственная разработка.

Рассчитаем широту ассортимента (таблица 2.3.) Широта ассортимента ОАО «Молодечноторг»  в 2014 году - это количество реализуемых ассортиментных групп равна 9.

Таблица  2.3 -  Анализ широты товарного ассортимента

Показатель

2012 год

 2013 год

2014 год

Отклонение 2013 от 2012г, (+,-)

Отклонение 2014 от 2013 г, (+,-)

Широта ассортимента

8

9

9

1

0


Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия

Так как в 2013 году появились в ассортименте парфюмерно-косметические товары, товарных позиций стало на 1 больше. Одним из показателей эффективности товарного ассортимента является его глубина – количество ассортиментных позиций в ассортиментной группе.  В ОАО «Молодечноторг» глубина ассортимента будет равна:

1. Электротовары – 4.

2. Посуда – 3.

3. Товары из пластмасс – 2.

4. Хозяйственные товары – 5.

5. Товары бытовой химии    и   средства для защиты растений, удобрения  (в сезон) – 2.

6. Садово-огородный инструмент  и средства                                       малой механизации (в сезон) – 2.

7.  Строительные материалы – 3.

8.  Синтетические моющие  средства – 3.

9. Парфюмерно-косметические товары – 3. 

Итого глубина ассортимента = 4+3+2+5+2+2+3+3+3=27.

В таблице 2.4 приведем показатели глубины товарного ассортимента.

Таблица  2.4 - Показатели глубины  товарного ассортимента

Показатель

2012 год

 2013 год

2014 год

Отклонение 2013 от 2012гг, (+,-)

Отклонение 2014 от 2013 г, (+,-)

Глубина ассортимента

24

27

27

3

0


Примечание. Источник: собственная разработка

Так как в 2013 году появились в ассортименте парфюмерно-косметические товары, количество ассортиментных позиций в ассортиментной группе стало на 3 больше.

Далее рассчитаем насыщенность ассортимента магазина  - количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах. В ОАО «Молодечноторг» насыщенность ассортимента равна:

1. Электротовары = 15+6+15+90= 126.

2. Посуда = 19+38+21 = 78.

3. Товары из пластмасс  = 4+87 = 91.

4. Хозяйственные товары  = 52 + 18 +2+13+137 = 222.

5. Товары бытовой химии    и   средства для защиты растений, удобрения  (в сезон) = 35+25 = 60.

6. Садово-огородный инструмент  и средства                                       малой механизации (в сезон) = 25+6=31.

7.  Строительные материалы  = 48+25+9 =82.

8.  Синтетические моющие  средства = 18+13+1 = 32.

9. Парфюмерно-косметические  товары = 5+9+36= 50. 

Итого насыщенность ассортимента = 126+78+91+222+60+31+82+32+50 =772.

В таблице 2.5 приведем показатели насыщенности товарного ассортимента в ОАО «Молодечноторг» за 2012-2014 гг.

Таблица  2.5 - Показатели насыщенности товарного ассортимента

Показатель

2012 год

 2013 год

2014 год

Отклонение 2013 от 2012гг, (+,-)

Отклонение 2014 от 2013 г, (+,-)

Насыщенность ассортимента

722

772

772

50

0


Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия

Из таблицы 2.5 видно, что показатели насыщенности ассортимента товаров в магазине ОАО «Молодечноторг» в 2013 году выросли. Так в 2012 г она составляла 772, в 2013 году выросла на 50 позиций, а в 2014 году сохранила данный показатель на уровне 2013 года. Насыщенность в 2013 году увеличивалась, так как в 2013 году появились в ассортименте парфюмерно-косметические товары, ассортиментных  позиций в группе – 50 наименований.

Далее определим гармоничность товарного ассортимента – степень близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их потребителя. В ОАО «Молодечноторг» коэффициент гармоничности товарного ассортимента с точки  зрения приобретения рассчитаем по формуле:

                                     Кгрм=Аодн/Аобщ,                                  (2.1)

Информация о работе Ассортиментная политика торгового предприятия как система мер по формированию конкурентоспособной модели (на примере ОАО «Молодечнотор