Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 12:42, курсовая работа
Товарный ассортимент это вся совокупность изделий, которые присутствуют на прилавке магазина. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Цель ассортиментной политики – формирование ассортимента в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Ассортиментная политика и стратегия предприятия тесно взаимосвязаны. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.
Введение…………………………………………............................................... 3
1 Теоритические аспекты планирования товарного ассортимента торгового предприятия……………………………………................................................
5
1.1 Понятие торгового ассортимента и ассортиментной политики………
1.2 Сущность и содержание планирования товарного ассортимента торгового предприятия …….……………………………….............................. 5
8
1.3 Подходы к оценке товарной политики…………………………………... 10
2 Анализ ассортиментной политики торгового предприятия ОСП «Козерог». 16
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ОСП «Козерог»......... 16
2.2 Ассортиментная политика предприятия....................................................
2.3 Анализ планирования ассортиментной политики предприятия……….. 1922
3 Совершенствование ассортиментной политики ОСП «Козерог»………….... 27
3.1 Совершенствование планирование ассортимента предприятия……….. 27
3.2 Совершенствование методов управления ассортиментом ……….……. 28
Заключение……………………………..…………………………………………. 36
Список использованных источников………….………………………................ 38
Содержание
Введение…………………………………………...... |
3 | ||
1 Теоритические аспекты планирования
товарного ассортимента торгового предприятия……………………………………..... |
5 | ||
1.1 Понятие торгового 1.2 Сущность и содержание планирования
товарного ассортимента торгового предприятия
…….………………………………............... |
5
8 | ||
1.3 Подходы к оценке товарной политики…………………………………... |
10 | ||
2 Анализ ассортиментной политики торгового предприятия ОСП «Козерог». |
16 | ||
2.1 Краткая технико-экономическая
характеристика ОСП «Козерог».. |
16 | ||
2.2 Ассортиментная политика предприятия................... 2.3 Анализ планирования ассортиментной политики предприятия……….. |
1922 | ||
3 Совершенствование |
27 | ||
3.1 Совершенствование планирование ассортимента предприятия……….. |
27 | ||
3.2 Совершенствование методов управления ассортиментом ……….……. |
28 | ||
Заключение……………………………..………………… |
36 | ||
Список
использованных источников………….………………………...... |
38 | ||
Введение
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы производитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.
Товарный ассортимент это вся совокупность изделий, которые присутствуют на прилавке магазина. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.
Цель ассортиментной политики – формирование ассортимента в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Ассортиментная политика и стратегия предприятия тесно взаимосвязаны.
Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.
Чтобы обеспечить эффективную деятельность, организация должна постоянно развивать товарный ассортимент. Необходимость этого обусловлена рядом факторов, основные из которых:
- изменение спроса на отдельные товары;
- появление новых или усовершенствование уже существующих товаров;
- изменения в товарном ассортименте конкурентов.
Кроме того, важными факторами развития товарного ассортимента являются:
- целесообразность использования свободных площадей и денежных средств;
- желание закупать товары широкого ассортимента;
- целесообразность увеличения числа потребителей за счет побочных продуктов производства.
Задача высшего руководства организации и состоит в том, чтобы, учитывая все эти факторы, обеспечить наиболее полное соответствие товарного ассортимента запросам потребителей. Такое соответствие обеспечивается благодаря планированию товарного ассортимента.
Целью настоящей работы является комплексное исследование планирования товарного ассортимента на предприятии розничной торговли и разработка предложений их оптимизации в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- исследованы теоретические и методические вопросы планирования товарного ассортимента на предприятии розничной торговли;
- дана подробная характеристика объекта исследования;
- проведен анализ товарного ассортимента и методов его планирования ОСП "Козерог";
- разработаны направления планирования товарного ассортимента ОСП "Козерог" направленные на повышение эффективности.
Объектом исследования выступает ОСП "Козерог".
Предметом исследования служит система планирования товарного ассортимента на предприятии розничной торговли ОСП "Козерог".
1 Теоритические аспекты
1.1 Понятие торгового
Ассортимент — это подбор (набор) товаров разных видов и разновидностей, объединенных по какому-либо признаку и предназначенных для наиболее полного удовлетворения спроса.
Различают следующие виды товарного ассортимента:
1) производственный ассортимент - номенклатура товаров, выпускаемых отдельным предприятием (промышленности, сельского хозяйства и др.) или отраслью в целом.
Производственный ассортимент отдельного предприятия зависит от характера отрасли, степени специализации производства, применяемой технологии, ориентации на определенный рынок (региональный, страновый, международный). Выпускаемые ими товары могут нуждаться в участии торговых предприятий по доведению продукции до конечного потребителя.
2) торговый ассортимент -
номенклатура товаров, реализуемая
предприятиями оптовой и
Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды (сезоны) года. Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в том числе и резким) колебаниям. С учетом этого товары делят на следующие группы:
- стабильного спроса;
- товары, спрос на которые подвержен резким колебаниям;
- твердо сформулированного спроса;
- альтернативного спроса;
- импульсного спроса.
Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения спроса. В основу разработки таких комплексов может быть положен половозрастной признак («Товары для женщин» и т.д.), особенности образа жизни и проведения досуга («Товары для садовода», «товары для туриста» и т.д.), а также другие признаки. Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы.
Таким образом, группа товаров, тесно связанных между собой сходными принципами функционирования, продажей одинаковым группам покупателей, маркетинговым способом продвижения на рынок или принадлежностью к одному и тому же диапазону цен, называется товарным ассортиментом.
Номенклатура, или товарный ассортимент, - это вся совокупность товаров на предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.
Товарная номенклатура - это перечень групп товаров, предлагаемых конкретным продавцом. Продавец же может предлагать покупателям продукцию одного или многих производителей, привлекая номенклатуру продукции каждого из них в полном объеме либо частично.
Ассортимент продукции буквально означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки зрения ассортимент может быть простым или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает выделение групп однородной продукции или товаров по признаку вида, сорта, марки и т.п.
Товарный ассортимент включает отдельные виды товаров.
Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством и ценой.
Каждая ассортиментная группа состоит из ассортиментных позиций, которые являются простейшей единицей структуры.
В результате маркетинговых исследований соответствующих расчетов и оценок торговое предприятие составляет документ, называемый «ассортиментным перечнем товаров».
Этот перечень, содержащий групповую и развернутую номенклатуру, является базой для ежедневной оперативной работы товароведов, должен корректироваться с учетом изменений рыночной ситуации. Предприятия оптовой и розничной торговли стремятся иметь обязательный ассортимент (ассортиментный минимум).
В зависимости от частоты спроса, предъявляемого покупателями, товары подразделяются на три группы:
1) повседневного спроса.
Эти товары являются
2) периодического спроса;
3) редкого спроса.
Ассортиментная политика – наиболее важный из всех инструментов маркетинга, с помощью которого предприятие работает на рынке.
Цель ассортиментной политики предприятия заключается в том, чтобы в каждый момент набор товаров, предлагаемый предприятием, оптимально соответствовал нуждам потребителей по качественным характеристика и количественным объемам, и обеспечивал максимально эффективную деятельность предприятия.
Основными задачами ассортиментной политики являются:
- удовлетворение спроса потребителей;
- привлечение новых покупателей;
- оптимизация финансовых результатов предприятия;
- установление оптимального соотношения одновременно присутствующих на рынке товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла;
- использование принципов синергизма и стратегии гибкости.
Ассортиментная политика торгового предприятия – это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности. Она представляет собой систему мер стратегического характера, направленную на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке и получение необходимой прибыли.
Разработка и осуществление ассортиментной политики требует соблюдения следующих условий:
- четкого представления о коммерческой стратегии предприятия на рынке;
- хорошего знания рынка и характера требований покупателей;
- ясного представления о своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе.
Задачи ассортиментной политики решаются на стратегическом уровне, т.е. каждое решение, имеющее отношение к данному вопросу, должно приниматься с учетом общей коммерческой стратегии.
На формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях сильное влияние оказывают социальный состав обслуживаемого населения и характер его трудовой деятельности, уровень развития культуры, социальное обеспечение и уровень доходов населения. Весьма существенным фактором является уровень цен на товары. Кроме этого, следует учитывать половозрастной, профессиональный и национальный состав населения, его традиции и обычаи, а также количество и структуру обслуживаемых семей.
При формировании ассортимента товаров нельзя не учитывать наличие сети магазинов-конкурентов, представленного в них ассортимента товаров, уровня цен на товары, методов продажи, предлагаемых услуг и т.д.
Составляющие ассортиментной политики можно представить следующим образом:
- сегментация рынка и выбор целевых рыночных сегментов;
- изучение требований потребителей к товарам, упаковке, методам продаж, сервисам, услугам;
- определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для потребителей и обеспечивающего экономически эффективную деятельность предприятия;
- выбор наиболее эффективного метода формирования ассортимента с учетом современных принципов;
- определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла;
- разработка ассортиментной модели и стратегии реализации товаров.
Информация о работе Планирование и формирование ассортиментной политики