Планирование и формирование ассортиментной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Товарный ассортимент это вся совокупность изделий, которые присутствуют на прилавке магазина. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Цель ассортиментной политики – формирование ассортимента в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Ассортиментная политика и стратегия предприятия тесно взаимосвязаны. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.

Оглавление

Введение…………………………………………............................................... 3
1 Теоритические аспекты планирования товарного ассортимента торгового предприятия……………………………………................................................
5
1.1 Понятие торгового ассортимента и ассортиментной политики………
1.2 Сущность и содержание планирования товарного ассортимента торгового предприятия …….……………………………….............................. 5
8
1.3 Подходы к оценке товарной политики…………………………………... 10
2 Анализ ассортиментной политики торгового предприятия ОСП «Козерог». 16
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ОСП «Козерог»......... 16
2.2 Ассортиментная политика предприятия....................................................
2.3 Анализ планирования ассортиментной политики предприятия……….. 1922
3 Совершенствование ассортиментной политики ОСП «Козерог»………….... 27
3.1 Совершенствование планирование ассортимента предприятия……….. 27
3.2 Совершенствование методов управления ассортиментом ……….……. 28
Заключение……………………………..…………………………………………. 36
Список использованных источников………….………………………................ 38

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 138.65 Кб (Скачать)

                                   

где Кш – коэффициент широты;

      Шд – широта действительная;     

 Шб  – широта базовая.       

 

Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. В ситуации, когда спрос превышает предложение производитель и продавец диктует свои цены на рынке. С увеличением ассортимента возрастают расходы на сырьё, расширение производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки и т.п. Этот показатель является критерием конкурентно – способности торгового розничного предприятия.

Полнота ассортимента – это способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.

Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый регламентируемым или планируемым количеством товаров.

Коэффициент полноты – отношение действительного показателя полноты к базовому. Наибольшее значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке (1.2):

 

                                       ,                                                  (1.2)

 

где Кп – коэффициент полноты;

      Пд – полнота действительная;       

Пб – полнота базовая.

 

Фактическая полнота ассортимента и её динамика являются грамотной ассортиментной политикой. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, объёмов товарооборота.

Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента, является финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины, которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчёты, имеют высокую степень надёжности.

Наряду с правильным формированием ассортимента, важной задачей является обеспечение его устойчивости.

Устойчивость ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивости  – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп. Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров (1.3):

 

                                     ,                                                   (1.3)

 

где Ку – коэффициент устойчивости;

      У – устойчивый спрос на определённый товар;      

Шб – широта базовая.

 

Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже:

Для универсамов и гастронома – 0,90

Для универмагов – 0,80

Для магазинов обуви и одежды – 0,75

Для магазинов по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных галантерейных товаров – 0,85

Новизна (обновление) ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров.

Обновление – одно из направлений ассортиментной политики организации, проводимое, как правило, в условиях насыщенного рынка (1.4):

 

                                          ,                                              (1.4)

  • где Кн – коэффициент новизны;
  •      Н – новизна товара;      
  • Шб – широта базовая.

 

      

Постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано определёнными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. На этом основании обновление ассортимента так же должно быть рациональным.

Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент (1.5):

 

                                    ,                                                                     (1.5)

 

где Ci – относительный показатель структуры;      

Ai –  показатель отдельных показателей;      

Si –  показатель отдельных показателей.

 

Рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

Коэффициент рациональности – это средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициенты весомости.

Коэффициенты весомости определяются экспертным путем, они характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих, на сбыт товаров.

Коэффициент рациональности рассчитывается по формуле (1.6):

 

        ,                          (1.6)

 

 

                где Кр – коэффициент рациональности;

                      Вш, Вп, Вн, Ву – коэффициенты весомости  показателей широты, полноты,    новизны и устойчивости;      

               Кш, Кп, Кн, Ку – коэффициенты широты, полноты, новизны и устойчивости ассортимента соответственно.   

 

С определенной степенью достоверности коэффициент рациональности может свидетельствовать о рациональном ассортименте.

Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и / или использования.

Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер.

Стремление к гармоничности при формировании ассортимента выражается в специализации магазина.

Ассортиментный минимум (перечень) - минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.

Ассортиментный перечень утверждается органами местного самоуправления. Он включает два-три вида товаров повседневного спроса из каждой группы, определяющих профиль торговой организации. Несоблюдение его считается нарушением правил торговли.

 

 

 

2 Анализ товарного ассортимента  торгового предприятия ОСП «Козерог»

 

 

2.1 Краткая технико-экономическая  характеристика ОСП «Козерог»

 

 

Супермаркет «Козерог» расположен по адресу город Ветка, ул. Батракова, 63. На рынке магазин существует уже 5 лет. «Козерог» это магазин самообслуживания с широким ассортиментом продовольственных товаров. Магазин является отдельно стоящим зданием. Покупателями являются все жители города, поскольку это второй супермаркет в Ветки и расположен он в довольно удачном месте. Общая торговая площадь составляет примерно 300 кв. метров.

Товарный профиль магазина «Козерог» - это продовольственные товары. Специализация супермаркета организована по товарному признаку, т.е. предусматривается ограничение деятельности магазина торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента.

В этом магазине используются две формы торгового обслуживания: традиционная и самообслуживание. Самообслуживание дает возможность покупателям самостоятельно выбирать необходимые продукты и не стоять в очереди или зависеть от продавца.

Торговый  зал магазина достаточно просторный. Около 60 процентов торговой площади супермаркета «Козерог» составляет площадь для покупателей. Эта площадь обеспечивает свободное движение покупателей между стеллажами, а также позволяет применять тележки для укладки товаров. В магазине стабильно поддерживается чистота и порядок. Продукты постоянно докладываются, то есть покупателю не приходиться ждать, когда продукт вынесут со склада.

В качестве оснащения магазина используется современная торговая мебель и торгово-техническое оборудование. Вследствие того, что супермаркет «Козерог» реализует большой ассортимент скоропортящихся товаров, он оснащен высокоэффективным холодильным оборудованием с централизованным хладоснабжением - оно более экономично. Включенные в его систему холодильные прилавки, прилавки-витрины требуют для хладоснабжения меньших затрат электроэнергии, не создают шума в зале, не выделяют при эксплуатации тепла, проще в обслуживании.               

В магазине 3 расчетных узла, что позволяет быстро обслуживать покупателей, особенно в «час-пик». При планировке торгового зала был использован комбинированный вид планировки:

- линейный, т.е. горки, прилавки, пристенное оборудование расположены вдоль стен и в центре зала, создавая при этом непрерывную линию;

- островной, т.е. торговое оборудование размещено в конце зала в виде островка прямоугольной формы. Используется при обслуживании покупателей через прилавок.

Среди способов выкладки товара в супермаркете можно выделить несколько видов:

- горизонтальная;

- вертикальная;

- навалом (на полках, в корзинах, открытых холодильных прилавках).

Сопутствующие товары выложены навалом у расчетных  узлов.

Все товары расположены на видном месте и легкодоступны для покупателей.

Хорошо видны из любой точки торгового зала и красиво оформлены - специальные указатели определенных товарных групп, которые позволяют покупателям свободно и быстро ориентироваться в магазине. Каждый из продавцов-консультантов может дать всю необходимую информацию о продукте, если у покупателя появляется в этом необходимость.

В продаже имеются продукты как  доступные по цене, то есть для широкого потребителя, так и продукты для гурманов, имеющие более высокую цену. То есть ассортимент магазина «Козерог» учитывает различные доходы различных слоев населения.

В супермаркете производится постоянное обновление торгового ассорти-мента, осуществляется проведение разнообразных акций.

Ассортиментный  портфель магазина «Козерог» включает в себя около 1000 наименований продуктов питания и других товаров и нацелен на различные потребительские аудитории.

Ассортимент формируется по принципу «от покупателя». Товары подобраны таким образом, чтобы полностью обеспечить запросы как  обычных, так и самых требовательных покупателей.

Характеризуя  общетехническое устройство магазина, следует отметить, что здание обеспечено системой центрального отопления, водопроводом, горячим водоснабжением, вентиляцией, в зимнее время работает тепловая завеса – всё это создаёт определённый микроклимат и комфортные условия для покупателей и персонала магазина.

Режим работы супермаркета «Козерог» с 8.00 до 22.00, в том числе и в выходные, без перерывов.

Всего в магазине работает 25 человек, в том числе торгового персонала – 15 человек.

Работники секций осуществляют свою деятельность в две смены, согласно графику, составляемому ежемесячно заведующими каждой секции в соответствии с выдаваемым ежегодно торгово-экономическим отделом производственным календарём. В календаре указывается количество рабочих и выходных дней в каждом месяце, праздничные и сокращённые дни.

На обед, выходные работники секций ходят в порядке очерёдности в соответствии с разработанным графиком.

Администрация и различные службы супермаркета осуществляют свою деятельность ежедневно с 9.00 до 18.00, суббота, воскресенье – выходные дни.

 

            Таблица 2.1 - Основные экономические показатели деятельности предприятия                    (руб.)

 

Показатели

2011

2012

     1

   2

    3

Выручка от реализации товаров

123 102 457 120

183 711 795 443

Себестоимость реализованной продукции

95 588 636 130

143 349 736 677

Валовая прибыль

27 513 820 990

40 362 058 766

Управленческие расходы

5 802 822 147

6 693 078 150

Расходы на реализацию

21 297 559 303

32 597 866 660

Прибыль (убыток) от реализации товаров

413 439 540

1 071 113 950

Прибыль(убыток) от текущей деятельности

842 134 444

1 243 769 347

Доходы по инвестиционной деятельности

-

-

Расходы по инвестиционной деятельности

-

-

Доходы по финансовой деятельности

75 522 845

501 428

Расходы по финансовой деятельности

13 530 384

1 078 302 075

Прибыль(убыток) до налогообложения

904 126 905

164 968 700

Налог на прибыль

141 472 987

74 417 166

Чистая прибыль (убыток)

762 653 918

90 551 534

Информация о работе Планирование и формирование ассортиментной политики