Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 12:42, курсовая работа
Товарный ассортимент это вся совокупность изделий, которые присутствуют на прилавке магазина. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Цель ассортиментной политики – формирование ассортимента в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Ассортиментная политика и стратегия предприятия тесно взаимосвязаны. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.
Введение…………………………………………............................................... 3
1 Теоритические аспекты планирования товарного ассортимента торгового предприятия……………………………………................................................
5
1.1 Понятие торгового ассортимента и ассортиментной политики………
1.2 Сущность и содержание планирования товарного ассортимента торгового предприятия …….……………………………….............................. 5
8
1.3 Подходы к оценке товарной политики…………………………………... 10
2 Анализ ассортиментной политики торгового предприятия ОСП «Козерог». 16
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ОСП «Козерог»......... 16
2.2 Ассортиментная политика предприятия....................................................
2.3 Анализ планирования ассортиментной политики предприятия……….. 1922
3 Совершенствование ассортиментной политики ОСП «Козерог»………….... 27
3.1 Совершенствование планирование ассортимента предприятия……….. 27
3.2 Совершенствование методов управления ассортиментом ……….……. 28
Заключение……………………………..…………………………………………. 36
Список использованных источников………….………………………................ 38
где Кш – коэффициент широты;
Шд – широта действительная;
Шб – широта базовая.
Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. В ситуации, когда спрос превышает предложение производитель и продавец диктует свои цены на рынке. С увеличением ассортимента возрастают расходы на сырьё, расширение производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки и т.п. Этот показатель является критерием конкурентно – способности торгового розничного предприятия.
Полнота ассортимента – это способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.
Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый регламентируемым или планируемым количеством товаров.
Коэффициент полноты – отношение действительного показателя полноты к базовому. Наибольшее значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке (1.2):
где Кп – коэффициент полноты;
Пд – полнота действительная;
Пб – полнота базовая.
Фактическая полнота ассортимента и её динамика являются грамотной ассортиментной политикой. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, объёмов товарооборота.
Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента, является финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины, которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчёты, имеют высокую степень надёжности.
Наряду с правильным формированием ассортимента, важной задачей является обеспечение его устойчивости.
Устойчивость ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Коэффициент устойчивости – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп. Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров (1.3):
где Ку – коэффициент устойчивости;
У – устойчивый спрос на определённый товар;
Шб – широта базовая.
Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже:
Для универсамов и гастронома – 0,90
Для универмагов – 0,80
Для магазинов обуви и одежды – 0,75
Для магазинов по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных галантерейных товаров – 0,85
Новизна (обновление) ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров.
Обновление – одно из направлений ассортиментной политики организации, проводимое, как правило, в условиях насыщенного рынка (1.4):
Постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано определёнными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. На этом основании обновление ассортимента так же должно быть рациональным.
Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент (1.5):
где Ci – относительный показатель структуры;
Ai – показатель отдельных показателей;
Si –
показатель отдельных
Рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
Коэффициент рациональности – это средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициенты весомости.
Коэффициенты весомости определяются экспертным путем, они характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих, на сбыт товаров.
Коэффициент рациональности рассчитывается по формуле (1.6):
, (1.6)
где Кр – коэффициент рациональности;
Вш, Вп, Вн, Ву – коэффициенты весомости показателей широты, полноты, новизны и устойчивости;
Кш, Кп, Кн, Ку – коэффициенты широты, полноты, новизны и устойчивости ассортимента соответственно.
С определенной степенью достоверности коэффициент рациональности может свидетельствовать о рациональном ассортименте.
Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и / или использования.
Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер.
Стремление к гармоничности при формировании ассортимента выражается в специализации магазина.
Ассортиментный минимум (перечень) - минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.
Ассортиментный перечень утверждается органами местного самоуправления. Он включает два-три вида товаров повседневного спроса из каждой группы, определяющих профиль торговой организации. Несоблюдение его считается нарушением правил торговли.
2 Анализ товарного ассортимента
торгового предприятия ОСП «
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ОСП «Козерог»
Супермаркет «Козерог» расположен по адресу город Ветка, ул. Батракова, 63. На рынке магазин существует уже 5 лет. «Козерог» это магазин самообслуживания с широким ассортиментом продовольственных товаров. Магазин является отдельно стоящим зданием. Покупателями являются все жители города, поскольку это второй супермаркет в Ветки и расположен он в довольно удачном месте. Общая торговая площадь составляет примерно 300 кв. метров.
Товарный профиль магазина «Козерог» - это продовольственные товары. Специализация супермаркета организована по товарному признаку, т.е. предусматривается ограничение деятельности магазина торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента.
В этом магазине используются две формы торгового обслуживания: традиционная и самообслуживание. Самообслуживание дает возможность покупателям самостоятельно выбирать необходимые продукты и не стоять в очереди или зависеть от продавца.
Торговый зал магазина достаточно просторный. Около 60 процентов торговой площади супермаркета «Козерог» составляет площадь для покупателей. Эта площадь обеспечивает свободное движение покупателей между стеллажами, а также позволяет применять тележки для укладки товаров. В магазине стабильно поддерживается чистота и порядок. Продукты постоянно докладываются, то есть покупателю не приходиться ждать, когда продукт вынесут со склада.
В качестве оснащения магазина используется современная торговая мебель и торгово-техническое оборудование. Вследствие того, что супермаркет «Козерог» реализует большой ассортимент скоропортящихся товаров, он оснащен высокоэффективным холодильным оборудованием с централизованным хладоснабжением - оно более экономично. Включенные в его систему холодильные прилавки, прилавки-витрины требуют для хладоснабжения меньших затрат электроэнергии, не создают шума в зале, не выделяют при эксплуатации тепла, проще в обслуживании.
В магазине 3 расчетных узла, что позволяет быстро обслуживать покупателей, особенно в «час-пик». При планировке торгового зала был использован комбинированный вид планировки:
- линейный, т.е. горки, прилавки, пристенное оборудование расположены вдоль стен и в центре зала, создавая при этом непрерывную линию;
- островной, т.е. торговое оборудование размещено в конце зала в виде островка прямоугольной формы. Используется при обслуживании покупателей через прилавок.
Среди способов выкладки товара в супермаркете можно выделить несколько видов:
- горизонтальная;
- вертикальная;
- навалом (на полках, в корзинах, открытых холодильных прилавках).
Сопутствующие товары выложены навалом у расчетных узлов.
Все товары расположены на видном месте и легкодоступны для покупателей.
Хорошо видны из любой точки торгового зала и красиво оформлены - специальные указатели определенных товарных групп, которые позволяют покупателям свободно и быстро ориентироваться в магазине. Каждый из продавцов-консультантов может дать всю необходимую информацию о продукте, если у покупателя появляется в этом необходимость.
В продаже имеются продукты как доступные по цене, то есть для широкого потребителя, так и продукты для гурманов, имеющие более высокую цену. То есть ассортимент магазина «Козерог» учитывает различные доходы различных слоев населения.
В супермаркете производится постоянное обновление торгового ассорти-мента, осуществляется проведение разнообразных акций.
Ассортиментный портфель магазина «Козерог» включает в себя около 1000 наименований продуктов питания и других товаров и нацелен на различные потребительские аудитории.
Ассортимент формируется по принципу «от покупателя». Товары подобраны таким образом, чтобы полностью обеспечить запросы как обычных, так и самых требовательных покупателей.
Характеризуя общетехническое устройство магазина, следует отметить, что здание обеспечено системой центрального отопления, водопроводом, горячим водоснабжением, вентиляцией, в зимнее время работает тепловая завеса – всё это создаёт определённый микроклимат и комфортные условия для покупателей и персонала магазина.
Режим работы супермаркета «Козерог» с 8.00 до 22.00, в том числе и в выходные, без перерывов.
Всего в магазине работает 25 человек, в том числе торгового персонала – 15 человек.
Работники секций осуществляют свою деятельность в две смены, согласно графику, составляемому ежемесячно заведующими каждой секции в соответствии с выдаваемым ежегодно торгово-экономическим отделом производственным календарём. В календаре указывается количество рабочих и выходных дней в каждом месяце, праздничные и сокращённые дни.
На обед, выходные работники секций ходят в порядке очерёдности в соответствии с разработанным графиком.
Администрация и различные службы супермаркета осуществляют свою деятельность ежедневно с 9.00 до 18.00, суббота, воскресенье – выходные дни.
Таблица 2.1 - Основные экономические показатели деятельности предприятия (руб.)
Показатели |
2011 |
2012 |
1 |
2 |
3 |
Выручка от реализации товаров |
123 102 457 120 |
183 711 795 443 |
Себестоимость реализованной продукции |
95 588 636 130 |
143 349 736 677 |
Валовая прибыль |
27 513 820 990 |
40 362 058 766 |
Управленческие расходы |
5 802 822 147 |
6 693 078 150 |
Расходы на реализацию |
21 297 559 303 |
32 597 866 660 |
Прибыль (убыток) от реализации товаров |
413 439 540 |
1 071 113 950 |
Прибыль(убыток) от текущей деятельности |
842 134 444 |
1 243 769 347 |
Доходы по инвестиционной деятельности |
- |
- |
Расходы по инвестиционной деятельности |
- |
- |
Доходы по финансовой деятельности |
75 522 845 |
501 428 |
Расходы по финансовой деятельности |
13 530 384 |
1 078 302 075 |
Прибыль(убыток) до налогообложения |
904 126 905 |
164 968 700 |
Налог на прибыль |
141 472 987 |
74 417 166 |
Чистая прибыль (убыток) |
762 653 918 |
90 551 534 |
Информация о работе Планирование и формирование ассортиментной политики