Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 12:42, курсовая работа
Товарный ассортимент это вся совокупность изделий, которые присутствуют на прилавке магазина. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Цель ассортиментной политики – формирование ассортимента в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Ассортиментная политика и стратегия предприятия тесно взаимосвязаны. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.
Введение…………………………………………............................................... 3
1 Теоритические аспекты планирования товарного ассортимента торгового предприятия……………………………………................................................
5
1.1 Понятие торгового ассортимента и ассортиментной политики………
1.2 Сущность и содержание планирования товарного ассортимента торгового предприятия …….……………………………….............................. 5
8
1.3 Подходы к оценке товарной политики…………………………………... 10
2 Анализ ассортиментной политики торгового предприятия ОСП «Козерог». 16
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ОСП «Козерог»......... 16
2.2 Ассортиментная политика предприятия....................................................
2.3 Анализ планирования ассортиментной политики предприятия……….. 1922
3 Совершенствование ассортиментной политики ОСП «Козерог»………….... 27
3.1 Совершенствование планирование ассортимента предприятия……….. 27
3.2 Совершенствование методов управления ассортиментом ……….……. 28
Заключение……………………………..…………………………………………. 36
Список использованных источников………….………………………................ 38
При традиционной системе организации торговли (торговый менеджмент) функции управления ассортиментом возложены на разные подразделения. При этом неизбежно возникают просчеты, так как каждое подразделение руководствуется своими целями и критериями оценки эффективности работы. В отличие от торгового менеджмента, категорийный менеджмент предполагает специализацию работ по управлению ассортиментом не по функциям (маркетинг, закупка, логистика, сбыт), а по управляемым товарным категориям. Каждая товарная категория является самостоятельной бизнес-единицей внутри организации, со своей структурой и бизнес-процессами. Категорийный менеджмент демонстрирует нам успешный вариант децентрализации. В рамках каждой товарной категории формируются самостоятельные отделы, призванные повысить эффективность управления товарным ассортиментом внутри нее. Возникает столько автономных центров, сколько присутствует товарных категорий. Центром ответственности в каждой категории является руководитель категории (категорийный менеджер). У команды, ведущей категорию (ассистенты категорийного менеджера по вопросам логистики, закупа, маркетинга, мерчандайзинга, сбыта), появляется заинтересованность приобретать товар на более выгодных условиях (отсрочка платежей, минимальные цены), доставлять и хранить его с минимальными издержками, эффективно размещать его на отведенном торговом пространстве, детально продумывать ценовую политику и мероприятия по продвижению и стимулированию сбыта. На основании анализа литературных источников и накопленного практического опыта ряда российских компаний сделан вывод, что процесс управления товарным ассортиментом в рамках концепции категорийного менеджмента предполагает последовательную реализацию следующих стадий рисунок 3.1:
Формирование товарной категории
Задание роли товарной категории
Оценка категории формирование
Контроль и Определение стратегии товарной категории
корректировка
Определение тактики товарной категории
Выполнение планов по товарной категории
Проведение анализа товарной категории/
Отчет за период по товарной категории
Рис. 3.1 –
Стадии управления товарным ассортиментом
в рамках концепции
Каждая стадия выполняет специфические функции, что и рассмотрено ниже.
Формирование товарной категории
Товарная категория – совокупность товаров одного или нескольких классов (групп, видов), которые воспринимаются потребителем как взаимодополняющие и/или взаимозаменяемые для удовлетворения своих потребностей.
Состав и структура каждой категории зависит от многих факторов, в первую очередь, от формата торгового подразделения. Однако обязательно должны присутствовать следующие этапы формирования товарной категории:
— название категории, определяющее выгоды/решения, которые категория предлагает покупателю;
— формирование структуры товарной категории в соответствии с логикой принятия решений покупателем при покупке товаров категории;
— формирование системы информационных матриц;
— обеспечение и поддержание структуры товарной категории.
Названия категорий (а также всех других уровней классификации) должны давать потребителю полное представление об ассортименте на каждом уровне.
В общем случае структура категории формируется в соответствии с номенклатурой свойств и показателей, существенных для данной категории товаров, как с точки зрения продавца, так и покупателя. Структура категории является картой принятия потребителем решения о покупке продукта.
Наиболее распространенными критериями формирования структуры являются «простота управления» (маршрутизация процесса, свойства продукции, компоновка товара, поставщики, условия реализации) и «логичность для потребителя».
В соответствии с данными принципами формируются все уровни от категории до единицы учета товарного запаса. Количество ступеней определяет глубину классификации. Теоретически глубина классификации бесконечна, но на практике чрезмерное углубление приводит к запутанности, и многие ступени начинают дублировать друг друга.
В соответствии с принятой классификацией товарной категории можно формировать следующие информационные матрицы:
— ассортиментная матрица (перечень торгуемых позиций на каждом уровне классификации);
— ролевая матрица (роли, отведенные каждому уровню классификации);
— ценовая матрица (прайс);
— корреляционная матрица (отражает взаимосвязь/корреляцию между продажами конкретных видов товаров);
— матрица планов (планы продаж, сформированные на основании целей предприятия и анализа спроса);
— сводная матрица (основные экономические показатели, характеризующие категорию;
Матрицы представляют собой перечень конкретных уровней классификации с указанием присущих им ключевых свойств и их значений. Наличие структурированной информации об ассортименте товаров, имеющихся в распоряжении у предприятия, позволяет вести более эффективное управление, направленное на достижение поставленных целей.
Определение / задание роли товарной категории
«Роль – определенное состояние товара относительно других позиций ассортимента, характеризующееся уровнем и характером спроса на него, ценою, известностью, функциями, возложенными на него продавцом». Не все категории/товары одинаково важны для индивидуального покупателя. «Роль», отводимая товару/категории, отражает различия в приоритетах и задает логику распределения ресурсов при управлении ассортиментом.
Присвоение товарам различных ролей есть не что иное, как создание инструмента для формирования (на оперативном уровне) политики продвижения ассортимента и ценообразования в соответствии с ожиданиями клиентов. Товары, обладающие разными ролями, требуют специальных маркетинговых подходов, методов и программ.
Оценка категории/формирование нормативов для категории
Этап предполагает анализ всех уровней товарной категории от подкатегории до единицы учета товарного запаса. Целями анализа является определение вклада, который вносит каждый из уровней в общий объем продаж, определение возможных путей для улучшения показателей каждого из уровней. Методы и инструменты, используемые для проведения такого анализа, широко описаны в публикациях, посвященных управлению товарной политикой и маркетингу.
Сюда входят и анализ данных о рынке (емкость, темпы роста, доля), анализ данных о потребителе (целевой клиент, количество покупок, популярность брендов), информация о конкурентах, анализ внутренней статистики продаж (АВС/ХУZ-анализ, выручка, прибыль, оборачиваемость, маржа.) Подбор методов для практического применения определяется спецификой предприятия.
Формирование нормативов предполагает определение нормативных значений заданных показателей для каждого уровня товарной категории. Это очень сложный аналитический процесс, в основе которого должна лежать статистика за длительный период. Сбор такой статистики предполагает проведение полевых маркетинговых исследований.
Планы/нормативы как правило выставляются по следующим показателям: товарооборот; валовая прибыль; оборачиваемость товарного запаса; чистая прибыль (DPP); чистая прибыль с квадратного метра площади (торговой, общей) — DPP/кв. м; чистая прибыль с кубического метра (торгового зала, всего помещения) — DPP/куб. м; товарооборот (чистая прибыль), приходящийся на одного сотрудника («пчела», «трутень»); удовлетворенность потребителя; доля рынка по товарной категории; рентабельность продаж; темпы роста и прироста товарооборота (прибыли).
Определение стратегии товарной категории
Основной целью стратегии товарной категории является увеличение доли удовлетворенного спроса целевого сегмента потребителей за счет оптимизации структуры ассортимента. Стратегия развития товарной категории отражается в планах рационализации сбытовой политики предприятия. С ее помощью обеспечивается стабильный приток денежных средств, позволяющий реализовывать стратегии более высокого уровня.
Задача формирования стратегии товарной категории включает следующие основные этапы:
— формирование целей и задач по оптимизации товарного ассортимента категории;
— SWOT-анализ категории;
— оценка существующих и разработка перспективных направлений развития;
— категории в структуре торгового ассортимента;
— определение степени влияния внешних и внутренних факторов на результаты развития категории, прогнозирование последствий;
— разработка комплекса мероприятий, позволяющих избежать отклонений ассортимента от структуры спроса;
— определение способов финансирования категории на заданный период;
— формирование бюджета категории на заданный период.
Основой для разработки стратегии товарной категории является анализ стратегических характеристик товаров и их динамики. Он включает следующие этапы:
— определение относительной доли товарооборота товарных позиций в структуре категории и их динамики;
— определение роли отдельных товаров и товарных групп в создании конкурентного преимущества;
— оценка инвестиционной привлекательности товарных позиций, определение времени ликвидации убыточных, непривлекательных товаров, товаров, не соответствующих формату торгового подразделения;
— принятие мер, направленных на развитие ключевых товарных позиций;
— разработка системы мер по оптимизации структуры категории.
Такой подход поможет быстрее и правильнее выбрать методы рационализации структуры категории и наметить программу деятельности для каждого участника подготовки и принятия управленческого решения.
Определение тактики товарной категории
Разработка и исполнение тактики категории есть повседневная оперативная работа категорийного аппарата. В процессе формирования тактики происходит:
— определение конкретного ассортимента категории;
— формирование ценовой политики;
— установление приемлемых методов продвижения;
— выбор используемых методов в отношении выкладки товаров;
— выставление плана поставок и движения товара в зависимости от расположения магазина и его формата.
Работу над формированием эффективного ассортимента можно вести в рамках следующей схемы рисунок 3.2:
Рис. 3. 2 – 6 шагов формирования эффективного ассортимента
Именно установленные роли для каждой
товарной категории должны задавать логику
в отношении распределения ресурсов и
применяемых методов при формировании
тактики.
Выполнение планов по товарной категории
Данный шаг предполагает практическое осуществление выставленных планов, намеченных стратегии и тактик.
Проведение анализа категории / оценка эффективности категории
Анализ категории подразумевает постоянный мониторинг основных показателей категории относительно установленных нормативов. Для выполнения этой задачи подходит вышеупомянутая сводная матрица. В сводной матрице отражаются основные показатели эффективности, характеризующие финансовые результаты каждой товарной категории. Количество показателей, входящих в состав данной матрицы, периоды, за которые они считаются, определяются, исходя из целей контроля. Показатели, входящие в сводную матрицу, обновляются в соответствии с заданной периодичностью.
Регулярный мониторинг и сравнение данных вновь составленных матриц с данными предыдущих позволяет отслеживать эффективность принимаемых менеджерами категорий решений, стратегии развития. Полученные данные позволяют осуществлять своевременные координацию мероприятий, корректировку бизнес-процессов, корректировку системы матриц, корректировку нормативов.
КМ с равным успехом может внедряться как на предприятиях розничной торговли, так и на предприятиях занимающихся выпуском продукции. Управление категорией должно рассматриваться как усилия по оптимизации товарных потоков между производителем и конечным потребителем. В этом случае категорийный менеджер выступает в роли и закупщика, и логиста, и специалиста по продвижению, и продавца.
Предложенная последовательность стадий в рамках КМ является готовым алгоритмом для управления товарным ассортиментом на предприятии. Конечный алгоритм (последовательность и количество стадий) зависит от широты и глубины ассортимента компании, от располагаемых технологий, кадров и, главное, от того, какое место в цепочке производитель — конечный потребитель компания занимает. Особое внимание при внедрении системы управления товарным ассортиментом требуется уделить возможности создания и обеспечения автоматизированного функционирования всех описанных информационных матриц, являющихся для системы ее основой.
Информация о работе Планирование и формирование ассортиментной политики