Формирование региональной политики Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 17:08, реферат

Краткое описание

Актуальность: во многих странах государство играет активную роль в решении региональных проблем и применяет для этого разнообразные средства. Швеция относится к числу крупных стран Европы - она почти равна Франции по территории (450 тыс. кв. км), но с небольшим населением (примерно 9 млн. человек). От большинства других стран континента Швеция отличается большими расстояниями, а население сконцентрировано внутри треугольника, в углах которого располагаются три крупнейших города - Стокгольм, Гётеборг и Мальме, и вдоль части побережья Норрланда. 80% людей проживает на 30% территории страны. Плотность населения - 21 человек на 1 кв. км, и распределено оно весьма неравномерно. Так же неравномерно размещена и экономическая деятельность, что, собственно, и обусловило появление такого направления во внутренней политике страны, как региональное, которое прошло в своём развитии несколько этапов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2

Раздел 1. Формирование региональной политики Швеции………………...3

Раздел 2. Вступление Швеции в ЕС………………………………………….12

Раздел 3. ЕС: перспективы содействия шведским регионам………………..17

Заключение……………………………………………………………………...22

Библиографический список……………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Пархоменко А.Ю. РЭ.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

План

Введение…………………………………………………………………………2

Раздел 1. Формирование региональной политики Швеции………………...3

Раздел 2. Вступление Швеции в ЕС………………………………………….12

Раздел 3. ЕС: перспективы содействия шведским регионам………………..17

Заключение……………………………………………………………………...22

Библиографический список……………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность: во многих странах государство играет активную роль в решении региональных проблем и применяет для этого разнообразные средства. Швеция относится к числу крупных стран Европы - она почти равна Франции по территории (450 тыс. кв. км), но с небольшим населением (примерно 9 млн. человек). От большинства других стран континента Швеция отличается большими расстояниями, а население сконцентрировано внутри треугольника, в углах которого располагаются три крупнейших города - Стокгольм, Гётеборг и Мальме, и вдоль части побережья Норрланда. 80% людей проживает на 30% территории страны. Плотность населения - 21 человек на 1 кв. км, и распределено оно весьма неравномерно. Так же неравномерно размещена и экономическая деятельность, что, собственно, и обусловило появление такого направления во внутренней политике страны, как региональное, которое прошло в своём развитии несколько этапов.

    Цель работы состоит в разработке целостной системы, представляющей собой совокупность теоретических, методологических, методических вопросов формирования и реализации региональной политики Швеции.

   Объектом исследования служит деятельность органов власти и управления по формированию и реализации региональной политики Швеции.

   Предметом исследования являются теоретические, методологические, методические и практические вопросы, связанные с проведением региональной политики Швеции.

   Задачи:

- рассмотреть  формирование региональной политики Швеции;

- проанализировать  вступление Швеции в ЕС;

- выявить перспективы содействия шведским регионам ЕС. 

       Раздел 1. Формирование региональной политики Швеции.

       Непосредственным фактором, побудившим в 1960-х годах начать проведение мероприятий региональной политики, стало нарушение регионального баланса занятости в сельском и лесном хозяйстве, которая быстро сокращалась. В 1960 году около 15% всех работающих по найму приходилось на эти отрасли, а в северных лэнах1 (для которых вопрос неравномерного развития стоит наиболее остро), прежде всего малонаселённых, - от 20 до 30%. К 1970 году этот показатель упал до 8%, а к началу 1990-х годов - до 4%. Начался отток населения из северной части Швеции - из семи лэнов с общим населением 1,7 млн. человек - в быстро развивавшиеся южные промышленные районы1.

      В последующие годы принятие таких мер, как увеличение доли промышленности, расширение занятости в государственном секторе (особенно в коммунах и ландстингах), перевод тысяч рабочих мест из Стокгольма в провинцию и частичное уменьшение оттока населения из-за падения спроса на рабочую силу в центральных и южных частях страны, несколько улучшили демографическую ситуацию в регионе и положение с занятостью, однако новых трудностей во второй половине 1970-х годов добавил мировой экономический кризис, который оказал негативное воздействие на традиционно сильные отрасли шведской промышленности, в том числе горнодобывающую, чёрную металлургию, судостроение, целлюлозно-бумажную. Это привело к значительной безработице даже в тех регионах, которые раньше не знали таких проблем.

  Национальная  программа регионального развития в Швеции впервые была принята в 1972 году, затем повторно принималась каждые 3-4 года. По мере накопления опыта выкристаллизовалось понимание целей и способов действия, которое нашло своё наиболее полное отражение уже в Законе о региональной политике, принятом риксдагом в 1985 году. Основные цели в нём были сформулированы следующим образом.

  Региональная  политика должна быть направлена на содействие сбалансированному демографическому развитию различных частей страны и предоставление каждому жителю Швеции независимо от места его проживания работы, услуг и благоприятной окружающей среды.

  Региональная  политика должна проводиться с целью содействия позитивному развитию предприятий, занятости и т. п. во всех частях страны, а также для поддержания межрегионального баланса. Она в большой степени должна основываться на мобилизации доступных местных и региональных ресурсов, использовать потенциал развития сельских местностей2.

  С позиции задач (согласно закону) вся  страна делилась на три зоны регионального развития (А, В, С), непосредственно определяемые местом в них промышленности и частных услуг. Они получали различные объёмы помощи, наибольший - в зоне А и наименьший - в зоне С. Для большей эффективности управления в 1982 году были проведены новые границы зон, после чего значительно сократились их общие размеры. В границах 1982 года на них приходилось 13,5% населения и 62% территории.

  Регионы со сложными долгосрочными проблемами находились в основном на крайнем Севере и во внутренних районах 7 северных лэнов. Зоны развития включали также районы Бергслагена - горнодобывающего и металлургического района центральной Швеции, переживавшего серьёзные структурные проблемы, и остров Готланд.

  Для преодоления краткосрочных проблем, вызванных структурными сдвигами в промышленности вне установленных зон, правительство могло на ограниченный период выделять некоторым коммунам помощь на региональное развитие ("временные зоны развития").

  Решение вопросов оказания помощи возлагалось  на правление лэнов (местные правительства) и Государственное промышленное управление. Вопрос о поддержке отдельных фирм решался правительством (министерством промышленности) только в особых случаях.

  На  практике для воздействия на размещение инвестиций, предлагаемых крупными промышленными компаниями, правительство заключило соглашение о консультациях со Шведским промышленным союзом. Теперь компании с числом занятых свыше 500 человек были обязаны информировать специальную группу в министерствах труда и промышленности о своих инвестиционных планах. Государство располагало также фондами с целью распространения технологий3.

  При возникновении серьёзных проблем, связанных с потерей работы и т. п., правительство осуществляло пакет спасательных мер по перестройке предприятия. В их число входили:

  • интенсификация политики на рынке труда (включая переподготовку);
  • региональная помощь отдельным предприятиям или включение поражённых кризисом коммун во временные зоны развития;
  • специальные инвестиционные компании;
  • дополнительные ресурсы, выделяемые правлениям лэнов, фонды развития для поддержки предпринимательской деятельности и т. п.;

   - специальные меры по перестройке предприятий и улучшению инфраструктуры (связь, образование, распространение технологии и т. п.).

  Набор мер менялся в разных регионах в зависимости от характера проблем  и региональных возможностей и имел ограниченный период действия - обычно до двух-трех лет.

  В Закон 1985 года о региональной политике вошло предложение о размещении фондов на расширение НИОКР в северной Швеции. В частности, средства из бюджета были выделены на четырёхлетний период университету в Умео для расширения НИОКР в биотехнологии, технологическому институту в Лулео для исследований в области компьютерной техники и геофизическому институту в Кируне на космические исследования. Рост расходов на НИОКР позволил улучшить условия для создания высокотехнологичных предприятий в этой части страны при университетах, институтах, либо в форме совместных фирм.

  В приоритетных районах были предприняты  усилия для облегчения доступа к знаниям из передовых в этом отношении коммун путём углубления связей между компаниями, с одной стороны, и учебными институтами и научно-исследовательскими организациями - с другой.

  Не  меньшее внимание было уделено обеспечению  резкого роста технологического уровня, передаче новых технологий в основном мелким и средним предприятиям в форме консультационных услуг, результатов исследовательских работ, сдачи оборудования внаём. Задачу эту решали технологические центры, которые опирались на сотрудничество между различными заинтересованными сторонами, предприятиями, гимназиями, высшими учебными заведениями4.

  Если  с точки зрения региональной политики осуществлявшиеся инвестиции были очень важны, то компании могли получить специальную обусловленную финансовую помощь для подготовки нового служебного персонала, для расходов на маркетинг и разработку продукции или на другие первоначальные рас ходы по расширению деятельности, если они не были связаны непосредственно с затратами на оборудование. Максимальная сумма обусловленной помощи составляла 50% расходов.

  В 1990 году риксдаг принял очередную  программу региональной политики - на 1990-е годы, особенность которой заключалась в акценте на проблемы демографического развития и занятости населения в глубинных районах северной, а также западной части средней Швеции. Все коммуны и части коммун, которые сталкивались с долгосрочными и тяжёлыми проблемами, были сгруппированы в два приоритетных региона - регион 1 и регион 2.

  В основу деления на регионы, нуждающиеся  в поддержке, были положены как количественные, так и качественные критерии степени сложности проблем. Среди количественных факторов: уровень безработицы, степень занятости как мужчин, так и женщин, а также демографическое развитие за последние годы. К числу качественных критериев были отнесены: расстояния до рынков сбыта, климатические условия, малая плотность населения и местные условия рынка труда5.

  Некоторые районы (например, прибрежная часть  северной Швеции и юго-восточная Швеция) теперь уже не вошли в число приоритетных, поскольку за прошедшие годы там были созданы хорошие предпосылки для самостоятельного развития и их проблемы не квалифицировались как очень тяжелые, потому что эти районы являлись частью более крупных объединённых рынков труда, в которых нет серьёзных проблем с занятостью.

  Как и раньше, правительство могло  включить ту или иную коммуну в  регион, временно нуждающийся в субсидиях, а в исключительных случаях оказать региональную помощь предприятиям, находившимся вне приоритетных областей, если проблемы занятости возникли в результате закрытия предприятия или по другой схожей причине.

  В начале 1990-х области, получавшие дотации от государства, уменьшились и составили 59% территории Швеции и около 8% населения.

  Мероприятия по региональному развитию должны были осуществляться в так называемых центрах развития, связанных с районами, нуждавшимися в поддержке, то есть в центрах лэнов и в некоторых других населённых пунктах в данных районах или недалеко от них. Для перемещения туда частных фирм и государственных предприятий иногда выдавались государственные субсидии. Было признано необходимым продолжать осуществлять капиталовложения в высшее образование, прежде всего там, где уже имелись высшие учебные заведения, то есть часто именно в центрах развития. Считалось также важным переместить часть экономического прироста региона Стокгольма в регионы, являвшиеся приоритетными с точки зрения региональной политики. Таким образом, был осуществлён переход от финансовой помощи непосредственно предприятиям к мерам инфраструктурного характера, децентрализации и т. п.

    Субсидии в связи с инвестициями  в здания, оборудование и т.  п. стали предоставляться только в форме помощи на размещение предприятий. Как исключение - и за пределы приоритетного региона. Дотация на размещение не должна была превышать 35% инвестиций в регионе 1 и 20% в регионе 2. Во временно приоритетных регионах она не могла превышать 35%, а в исключительных случаях - 50%.

  Появилась также новая форма субсидий - для  инвестиций в нематериальные активы: разработку новых продуктов, маркетинг, обучение и т. д. Их величина - до 50% инвестиций, но не более 500 тыс. крон на один проект.

  Субсидия  на повышение занятости предоставлялась  предприятиям в регионах и 1, и 2. Она составляла в общей сложности 200 тыс. и соответственно 120 тыс. крон в течение пяти лет на каждое новое рабочее место6.

Информация о работе Формирование региональной политики Швеции