Формирование региональной политики Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 17:08, реферат

Краткое описание

Актуальность: во многих странах государство играет активную роль в решении региональных проблем и применяет для этого разнообразные средства. Швеция относится к числу крупных стран Европы - она почти равна Франции по территории (450 тыс. кв. км), но с небольшим населением (примерно 9 млн. человек). От большинства других стран континента Швеция отличается большими расстояниями, а население сконцентрировано внутри треугольника, в углах которого располагаются три крупнейших города - Стокгольм, Гётеборг и Мальме, и вдоль части побережья Норрланда. 80% людей проживает на 30% территории страны. Плотность населения - 21 человек на 1 кв. км, и распределено оно весьма неравномерно. Так же неравномерно размещена и экономическая деятельность, что, собственно, и обусловило появление такого направления во внутренней политике страны, как региональное, которое прошло в своём развитии несколько этапов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2

Раздел 1. Формирование региональной политики Швеции………………...3

Раздел 2. Вступление Швеции в ЕС………………………………………….12

Раздел 3. ЕС: перспективы содействия шведским регионам………………..17

Заключение……………………………………………………………………...22

Библиографический список……………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Пархоменко А.Ю. РЭ.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

  Изменилась  и система сокращения отчислений на социальное страхование, которая охватила весь регион 1. Уменьшилось количество отраслей, имеющих такое право, но к ним добавился ресторанный бизнес, обслуживающий туристов. Сокращение отчислений в регионе 1 составило 10% в течение 10 лет.

  Усилились мероприятия по развитию малонаселённых районов и сельских местностей. К началу 1990-х годов численность населения в малонаселённых районах после резкого сокращения в течение многих лет стабилизировалась на уровне свыше 550 тыс. человек. Субсидии этим районам сильно возросли: только за два года они увеличились на 50%. В течение 1988-1989 финансового года они составили 230 млн. крон. Предельная сумма безвозвратной ссуды промышленным предприятиям повысилась до 350 тыс. крон, а в сфере услуг - до 80 тыс. крон.

   1 июля 1991 года было создано центральное государственное Управление по развитию малонаселённых районов в Эстерсунде, в задачи которого вошли консультационная и информационная функции, исследовательская работа и оценка выполненных проектов.

  В целом объём ассигнований на цели региональной политики в 1990-1991 финансовом году составил 2,4 млрд. крон, увеличившись на 503 млн. крон по сравнению с предыдущим годом. Наибольшая их часть пошла на мероприятия по региональному развитию согласно решениям правлений лэнов, меньшая - поделена на субсидии по размещению предприятий согласно решениям правительства и на возмещение сокращения отчислений на социальное страхование, на специальные меры в области инфраструктуры и на субсидии по повышению занятости.

  Таким образом, национальная программа регионального развития в Швеции впервые была принята в 1972 году, затем повторно принималась каждые 3-4 года. По мере накопления опыта выкристаллизовалось понимание целей и способов действия, которое нашло своё наиболее полное отражение уже в Законе о региональной политике, принятом риксдагом в 1985 году. Основные цели в нём были сформулированы следующим образом.

  Региональная  политика должна быть направлена на содействие сбалансированному демографическому развитию различных частей страны и предоставление каждому жителю Швеции независимо от места его проживания работы, услуг и благоприятной окружающей среды.

  Региональная  политика должна проводиться с целью  содействия позитивному развитию предприятий, занятости и т. п. во всех частях страны, а также для поддержания межрегионального баланса. Она в большой степени должна основываться на мобилизации доступных местных и региональных ресурсов, использовать потенциал развития сельских местностей.

  В 1990 году риксдаг принял очередную  программу региональной политики - на 1990-е годы, особенность которой заключалась в акценте на проблемы демографического развития и занятости населения в глубинных районах северной, а также западной части средней Швеции. Все коммуны и части коммун, которые сталкивались с долгосрочными и тяжёлыми проблемами, были сгруппированы в два приоритетных региона - регион 1 и регион 2.

  В основу деления на регионы, нуждающиеся  в поддержке, были положены как количественные, так и качественные критерии степени сложности проблем. Был осуществлён переход от финансовой помощи непосредственно предприятиям к мерам инфраструктурного характера, децентрализации и т. п. 
 
 
 

    
 

     Раздел 2. Вступление Швеции в ЕС.

    Вступление Швеции в ЕС в 1995 году существенно изменило баланс возможностей для регионального развития в лучшую сторону. Ей удалось добиться для себя определённых льгот в области региональной политики. Учитывая то, что Швеция большая по территории, но малонаселенная страна, и в северной её части очень суровый климат, для Швеции было очень важно, чтобы ЕС признал, что малонаселённые и холодные районы в Северной Европе также имеют право на региональные субсидии Союза. В результате ЕС ввёл новый вид субсидий - для местностей с плотностью населения менее 8 человек на 1 кв. км. Почти половина территории Швеции - западная и северная части страны - соответствовали таким условиям. Субсидии для них за 1995-1999 годы составили около 2 млрд. крон.

  Помимо  этого, Швеция получила возможность  пользоваться уже существующими видами региональных субсидий ЕС7. В общей сложности она получала в течение первых пяти лет своего пребывания в Евросоюзе ежегодные субсидии из структурных фондов в размере 2,4 млрд. крон, которые предоставлялись в первую очередь менее развитым и малонаселённым частям страны. Однако ни одна из частей Швеции не считалась настолько бедной, чтобы получать специальную материальную помощь из фонда сплочения, которая в рамках ЕС шла в основном в страны Южной Европы. Из 7 целей региональной политики ЕС Швеция за 1995-1999 годы получала средства из структурных фондов на:

  • цель 2 - перестройку регионов с кризисными отраслями промышленности с сокращением занятости в промышленности и высокой безработицей. ВШвеции это районы северного побережья Норрланда, побережья Онгерманланда, Бергслагена, Фюрстада и части Блекинге с населением 965 тыс. человек. За 5 лет эти районы получили от ЕС 1,36 млрд. крон, а в сумме с помощьюправительства и частным финансированием - 6,8 млрд;
  • цель 3 - поддержку безработных, длительное время не имеющих работу, а также молодёжи. Швеция получила из ЕС около 3 млрд. крон, а вместе со шведским государственным финансированием эта сумма составила 6,6 млрд;
  • цель 4 - предоставление помощи на образование, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы при закрытии предприятий и изменении ихпроизводственного профиля. ЕС выделил Швеции 1,47 млрд крон. Шведское государственное финансирование было примерно в таком же объёме, а частное финансирование составило 2,27 млрд крон. Общая сумма на эту цель превысила 5,2 млрд;
  • цель 5а - поддержку сельского и лесного хозяйства и рыболовства. По 
    мощь ЕС Швеции составила 1,74 млрд крон. Шведское правительство выделило примерно 2,5 млрд крон, а частное финансирование составило 2,68 млрд крон. Общая сумма превысила 6,9 млрд крон;
  • цель 5b - поддержку сельских районов путём развития других, нежели 
    сельское хозяйство, отраслей, например услуг, туризма и мелкого предпринимательства при условии общего низкого уровня развития этих регионов. В Швеции под эту статью подходят 5 регионов: Север (Вэстерботтен, Евле, Даларна), Западная Швеция, Юго-Восточная Швеция, остров Готланд и шхеры с  общим населением 750 тыс. человек. Помощь ЕС Швеции составила 1,2 млрд. крон. Шведское правительство выделило 2,61 млрд крон, а частное финансирование - 2,37 млрд крон. Общая сумма на эту цель составила около 6,2 млрд. крон;
  • цель 6 - помощь в связи со вступлением Швеции и Финляндии в ЕС, привязанная к северным условиям. В Швеции под неё подпадают весь лэн Емтланд и самые малонаселённые части лэнов Норрботтен, Вэстерботтен, Вэстерноррланд, Евлеборг, Даларна и Вэрмланд, где проживает 450 тыс. человек. Помощь ЕС составила 2,14 млрд. крон. Шведское правительство выделило около 2 млрд. крон, а частное финансирование - 1,25 млрд. крон. Общая сумма превысила 5,4 млрд.

  Примерно 9% средств структурных фондов ЕС использовались на так называемые инициативы Сообщества, реализуемые с 1988 года в некоторых приоритетных областях. В 1994-1999 годах таковыми были трансграничное сотрудничество, развитие сельских районов, наиболее отсталые регионы, занятость и человеческие ресурсы, сдвиги в промышленности, кризисные городские районы и рыболовство. В рамках инициатив ЕС в 1995-1999 годах Швеция получила около 1,1 млрд. крон. В зависимости от вида программ доля ЕС в помощи составляла от 25 до 75% совокупных расходов8.

  В результате реализации всех аспектов помощи региональному развитию вкупе с усилением воздействия глобализации, либерализации международной торговли и потоков капитала, технологического прогресса экономика Швеции за последнее десятилетие претерпела значительные изменения.

  Рост  ВВП на душу населения оказался несколько  выше, чем в среднем в регионах ЕС в составе 15 стран, но несколько ниже относительно среднего показателя ОЭСР. Прирост регионального дохода на душу населения был наиболее высоким в южных частях страны. Из пяти местных рынков труда, которые продемонстрировали самые высокие темпы прироста, два находились в Западном Гёталанде и три в Смоланде (Йончёпинг, Крунуберг и Кальмар).

  Однако  во многих шведских регионах, в частности в районе озера Мэларен (исключая Стокгольм), Сконе, западной части Швеции и Смоланде достижения были хуже, чем в сопоставимых европейских регионах. А районы Северной Швеции, включая Вэрмланд и Даларну, продемонстрировали, наравне с некоторыми регионами Германии, наихудшее экономическое развитие, в показателях как валового регионального продукта, так и занятости. Более того, для ряда районов Швеции, по сравнению с сопоставимыми территориями в ЕС, региональные диспропорции углубились.

  По  показателю производительности труда  в промышленности Швеция оказалась на среднем уровне по ОЭСР, но несколько уступает ЕС в составе 15 стран.

   По  доле расходов на НИОКР в валовом  региональном продукте при общенациональном уровне 2,9% в 2003 году среди регионов выделялись Западная Швеция (5,4%), Стокгольм (3,1%) и Южная Швеция (также 3,1%). В деле повышения инновационных возможностей региона важными факторами считаются доля населения с высшим образованием и степень наукоёмкости в обрабатывающей промышленности, что тесно связано с отраслевой структурой региона. В небольших регионах с высоким удельным весом занятых в сфере услуг уровень наукоёмкости относительно невысок, в то время как в региональных центрах с университетами и крупнейших городах с их пригородами он гораздо выше9.

   Широко  различается по лэнам и уровень  образования. 60% населения страны с высшим образованием проживает в трёх крупнейших городах. Поэтому доля людей с высшим образованием по стране ниже среднего уровня в 16 из 21 лэна. Разной была и динамика занятости во всех лэнах страны. Стокгольм был единственным лэном, в котором число занятых в 2000 году превысило показатель 1990 года.

   Ситуация  в малых и средних городах  также различается в зависимости  от их географического положения, то есть от того, являются ли они частью региона близ крупнейших городов или представляют собой более или менее изолированные региональные центры, которые выступают в важной роли предоставления услуг и продукции промышленности для окружающей сельской местности и малых городов.

   Таким образом,    вступление Швеции в ЕС в 1995 году существенно изменило баланс возможностей для регионального развития в лучшую сторону. Ей удалось добиться для себя определённых льгот в области региональной политики. Учитывая то, что Швеция большая по территории, но малонаселенная страна, и в северной её части очень суровый климат, для Швеции было очень важно, чтобы ЕС признал, что малонаселённые и холодные районы в Северной Европе также имеют право на региональные субсидии Союза. В результате ЕС ввёл новый вид субсидий - для местностей с плотностью населения менее 8 человек на 1 кв. км. Почти половина территории Швеции - западная и северная части страны - соответствовали таким условиям. Субсидии для них за 1995-1999 годы составили около 2 млрд. крон.

  Помимо  этого, Швеция получила возможность  пользоваться уже существующими видами региональных субсидий ЕС. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Раздел 3. ЕС: перспективы содействия шведским регионам.

  Евросоюз  уже длительное время проводит политику сплочения, которая нацелена на стимулирование экономического и социального сближения в рамках Союза, на сокращение региональных различий и неравенства между людьми. Её основным инструментом являются структурные фонды, которые представляют примерно одну третью часть бюджета ЕС10.

  Опираясь  на политику сплочения и на пересмотренные приоритеты Лиссабонской стратегии, Европейский совет установил на 2007-2013 годы три цели этой политики: конвергенция, региональная конкурентоспособность и занятость, европейское территориальное сотрудничество. В течение этого периода средства для шведских регионов будут выделяться в рамках второй и третьей целей.

  Цель  региональной конкурентоспособности  и занятости состоит в стимулировании экономических изменений с помощью решения ограниченного ряда приоритетных задач: формирования экономики инноваций и знаний, улучшения окружающей среды и предотвращения рисков, создания большего числа и лучшего качества рабочих мест. Эти цели будут финансироваться в течение текущего программного периода из двух структурных фондов: Европейского фонда регионального развития (ЕФРР) и Европейского социального фонда (ЕСФ).

  Целью европейского территориального сотрудничества является дальнейшее развитие инициативы Сообщества ИНТЕРРЕГ по усилению интеграции и сотрудничества между регионами ЕС. Для этого используется три вида программ: трансграничные, транснациональные и межрегиональные.

  Устойчивое  развитие является общей стратегической задачей как для ЕС, так и Швеции. С 1999 года оно стало общей целью в Договоре ЕС, в 2001 году была принята первая стратегия устойчивого развития Союза, а в июне 2006 года на заседании Европейского совета - пересмотренная стратегия устойчивого развития ЕС. Она включает конкретные мероприятия в семи ключевых областях. Шведская национальная стратегия региональной конкурентоспособности, предпринимательства и занятости на период 2007-2013 годов дополнила региональное направление политики сплочения ЕС и установила следующие национальные стратегические приоритеты: инновации и обновление, повышение квалификации рабочей силы, доступность и стратегическое трансграничное сотрудничество. Особое внимание в ней уделено малозаселённым районам в Северной Швеции и городам.

  Инновации и обновление будут повышать региональную конкурентоспособность, помогая превращению Швеции в более инновационную и процветающую страну11.

  В настоящее время инвестиции компаний направляются в те регионы и страны, которые предлагают наилучшие условия. Для адаптации к ужесточающейся международной конкуренции компании должны разрабатывать новые товары, услуги и производственные методы. Шведский потенциал в области инноваций уже очень высок, поэтому необходимо добиваться большей отдачи от новых разработок. Вместе с тем шведская система инноваций не всегда способна превратить высококачественные результаты исследований и патенты в новые компании и рост занятости. Это особенно важно для малых и средних предприятий.

  Обновление  тесно связано с предпринимательством. Конкурентные преимущества Швеции в глобализированной экономике заключаются в производстве наукоёмких товаров и услуг. Поэтому для сохранения своих позиций на мировом рынке и ускорения обновления компаний и регионов Швеции необходимо улучшать предпринимательский климат в стране. Он в целом хорош для крупных и давно действующих компаний, но есть резервы и для его улучшения, что следует из факта, что в Швеции недостаточно собственников и растущих компаний. Для реализации потенциала экономического роста по всей стране люди должны открывать своё дело независимо от места своего нахождения в Швеции, а ведь местные и региональные условия предпринимательства имеют заметные различия в структуре промышленности, традициях предпринимательства и отношении к нему. Отсюда и заметные региональные различия при образовании новых фирм, которые создают трудности в регионах с ограниченной и однобокой структурой промышленности. Сложнее начать свой бизнес и женщинам. Для них, а также для молодёжи и иммигрантов в разных регионах, различается доступ к капиталу из-за разной оценки стоимости обеспечения. Есть и другие проблемы.

Информация о работе Формирование региональной политики Швеции