Формирование региональной политики Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 17:08, реферат

Краткое описание

Актуальность: во многих странах государство играет активную роль в решении региональных проблем и применяет для этого разнообразные средства. Швеция относится к числу крупных стран Европы - она почти равна Франции по территории (450 тыс. кв. км), но с небольшим населением (примерно 9 млн. человек). От большинства других стран континента Швеция отличается большими расстояниями, а население сконцентрировано внутри треугольника, в углах которого располагаются три крупнейших города - Стокгольм, Гётеборг и Мальме, и вдоль части побережья Норрланда. 80% людей проживает на 30% территории страны. Плотность населения - 21 человек на 1 кв. км, и распределено оно весьма неравномерно. Так же неравномерно размещена и экономическая деятельность, что, собственно, и обусловило появление такого направления во внутренней политике страны, как региональное, которое прошло в своём развитии несколько этапов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2

Раздел 1. Формирование региональной политики Швеции………………...3

Раздел 2. Вступление Швеции в ЕС………………………………………….12

Раздел 3. ЕС: перспективы содействия шведским регионам………………..17

Заключение……………………………………………………………………...22

Библиографический список……………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Пархоменко А.Ю. РЭ.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

  Исключительно важным конкурентным преимуществом  для регионов становится повышение квалификации рабочей силы, причём на протяжении всей жизни, поскольку постоянное обновление производства требует от работников совершенствования своих профессиональных навыков на постоянной основе12.

  Соответствующие рекомендации Европейского совета для  Швеции включают вопросы улучшения условий труда с целью сокращения числа отсутствующих на работе по болезни, лучшей интеграции на рынке труда таких "слабых" групп, как иммигранты и молодёжь, и устранение препятствий в разрыве знаний между предложением и спросом на рабочую силу. Шведское правительство согласно с этими выводами. Во многих отношениях страна уже имеет хорошо подготовленную рабочую силу, но быстрое технологическое развитие диктует необходимость некоторых изменений и совершенствования политики государства на рынке труда.

  Ещё один немаловажный аспект - это доступность рабочих мест и мест предоставления услуг. Глобальная и, в определенной степени, европейская доступность, естественно, ниже для такой периферийной страны, как Швеция. В преодолении этих трудностей важную роль играет развитие транспортной сети. В рамках деятельности ЕС по созданию трансъевропейских транспортных сетей, которые включают автомобильные и железные дороги, аэропорты, порты, внутренние водные и морские пути, из 30 проектов Швеция участвует в трёх: мост через Эресунд (завершён в 2000 г.), Северный треугольник и балтийские морские пути. Северный треугольник определяет приоритеты национального долгосрочного планирования строительства автомобильных и железных дорог в течение 2004-2015 годов для улучшения прежде всего доступности в городах, а также сообщения между городами - например, посредством строительства железнодорожного туннеля в Мальме, железнодорожной линии вдоль западного побережья между Мальме и Гётеборгом и дороги через Бохюслэн. Проект же балтийских морских путей нацелен на повышение эффективности морского транспорта путём развития инфраструктуры: создания ледоколов, информационных систем, инфраструктуры портов и организации сообщения с портами как с наземной, так и морской стороны.

  Доступность существенно улучшается и благодаря  информационным технологиям, которые уменьшают расстояния внутри Швеции, компенсируя отдалённость от услуг или рынков и помогая ведению бизнеса и жизни в малонаселённых и сельских районах.

  Особое  внимание государство уделяет положению  в малонаселённых районах Северной Швеции, условиям жизни в городах и их роли в повышении региональной и национальной конкурентоспособности. Столь пристальное внимание к этой части Швеции объясняется тем, что условия развития здесь уни кальны для Западной Европы. Сочетание исключительно низкой плотности населения, больших расстояний и холодного климата сдерживает развитие промышленности и рост конкурентоспособности. С учётом таких условий для Севера Швеции на период 2007-2013 годов было выделено дополнительное финансирование (в том числе транспортные субсидии) как для районов с низкой плотностью населения (менее 12,5 жителя на 1 кв. км), так и с исключительно низкой плотностью (менее 8 жителей на 1 кв. км).

  Не  оставлены без внимания и пригороды  вокруг крупнейших городов, часто составляющие почти одно целое с ними.

  Таким образом, Евросоюз уже длительное время проводит политику сплочения, которая нацелена на стимулирование экономического и социального сближения в рамках Союза, на сокращение региональных различий и неравенства между людьми. Её основным инструментом являются структурные фонды, которые представляют примерно одну третью часть бюджета ЕС.

  Опираясь  на политику сплочения и на пересмотренные приоритеты Лиссабонской стратегии, Европейский совет установил на 2007-2013 годы три цели этой политики: конвергенция, региональная конкурентоспособность и занятость, европейское территориальное сотрудничество. В течение этого периода средства для шведских регионов будут выделяться в рамках второй и третьей целей. 
 

Заключение

  Национальная программа регионального развития в Швеции впервые была принята в 1972 году, затем повторно принималась каждые 3-4 года. По мере накопления опыта выкристаллизовалось понимание целей и способов действия, которое нашло своё наиболее полное отражение уже в Законе о региональной политике, принятом риксдагом в 1985 году. Основные цели в нём были сформулированы следующим образом.

  Региональная  политика должна быть направлена на содействие сбалансированному демографическому развитию различных частей страны и предоставление каждому жителю Швеции независимо от места его проживания работы, услуг и благоприятной окружающей среды.

  Региональная  политика должна проводиться с целью  содействия позитивному развитию предприятий, занятости и т. п. во всех частях страны, а также для поддержания межрегионального баланса. Она в большой степени должна основываться на мобилизации доступных местных и региональных ресурсов, использовать потенциал развития сельских местностей.

  В 1990 году риксдаг принял очередную  программу региональной политики - на 1990-е годы, особенность которой заключалась в акценте на проблемы демографического развития и занятости населения в глубинных районах северной, а также западной части средней Швеции. Все коммуны и части коммун, которые сталкивались с долгосрочными и тяжёлыми проблемами, были сгруппированы в два приоритетных региона - регион 1 и регион 2.

  В основу деления на регионы, нуждающиеся  в поддержке, были положены как количественные, так и качественные критерии степени сложности проблем. Был осуществлён переход от финансовой помощи непосредственно предприятиям к мерам инфраструктурного характера, децентрализации и т. п.

   Вступление Швеции в ЕС в 1995 году существенно изменило баланс возможностей для регионального развития в лучшую сторону. Ей удалось добиться для себя определённых льгот в области региональной политики. Учитывая то, что Швеция большая по территории, но малонаселенная страна, и в северной её части очень суровый климат, для Швеции было очень важно, чтобы ЕС признал, что малонаселённые и холодные районы в Северной Европе также имеют право на региональные субсидии Союза. В результате ЕС ввёл новый вид субсидий - для местностей с плотностью населения менее 8 человек на 1 кв. км. Почти половина территории Швеции - западная и северная части страны - соответствовали таким условиям. Субсидии для них за 1995-1999 годы составили около 2 млрд. крон.

  Помимо  этого, Швеция получила возможность  пользоваться уже существующими видами региональных субсидий ЕС.

  Евросоюз  уже длительное время проводит политику сплочения, которая нацелена на стимулирование экономического и социального сближения в рамках Союза, на сокращение региональных различий и неравенства между людьми. Её основным инструментом являются структурные фонды, которые представляют примерно одну третью часть бюджета ЕС.

  Опираясь  на политику сплочения и на пересмотренные приоритеты Лиссабонской стратегии, Европейский совет установил на 2007-2013 годы три цели этой политики: конвергенция, региональная конкурентоспособность и занятость, европейское территориальное сотрудничество. В течение этого периода средства для шведских регионов будут выделяться в рамках второй и третьей целей. 
 
 
 
 

Библиографический список

  1. Братерский М.В. Роль законодательной власти в выборе региональной политики США // США-Канада: экономика, политика и идеология, 2007, №6. С. 50- 64.
  2. Волков А.М. Швеция: государство и регионы // Современная Европа, 2008, №2. С. 76 – 89.
  3. Кондратьев Н.Б. Образ Европы в региональной политики ЕС // Современная Европа, 2007, №2. С. 116 – 128.
  4. Мельникова Л.В. О риторике региональной науки и региональной политики // регион: экономика и социология, 2008, №1. С. 75 – 96.
  5. Сачук Т. Новое качество региональной политики в контексте сочетания интересов государства и территории // Федерализм, 2007, №1. С. 117 – 128.
  6. Перова Г. Региональная политика государства – основа устойчивого развития // Государственная служба, 2007, №1. С. 92 – 95.
  7. Феоктистов М.В. Проблемы изучения внешних факторов государственной региональной политики // Регионология, 2007, №2. С. 12 – 17.
  8. Федякин А.В. Региональная политика государства: теоретико-методологические и прикладные аспекты политического анализа // Вестник МУ Сер. 12 Политические  науки, 2007, №4. С. 94 – 97.
  9. Хрусталев Е.Ю. Военно-экономические проблемы и региональная политика // Эко, 2007, №5. С. 141 – 150.
  10. Хузиятов Т.Д. Региональная экономическая политика Китая: стратегия возрождения северо-восточных районов // Регион: экономика и социология, 2007, №4. С. 200 – 207.
  11. Швецов А. Либерализация государственной региональной политики // Вопросы экономики, 2007, №7. С. 73- 83.
  12. Швецов А. Соотношение централизации и децентрализации в государственной региональной политики: о сложившейся ситуации, необходимости и путях ее изменения // Российский экономический журнал, 2007, №5-6. С. 14- 35.
  13. Шелюбская Н. Новые направления инновационной политики ЕС // Проблемы теории и практики управления, 2008, №4. С.64 – 67.

Информация о работе Формирование региональной политики Швеции