Проблемы этногенеза в истории России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:07, контрольная работа

Краткое описание

До конца 20в. в гуманитарных науках преобладали описательные модели постижения истории, в рамках которых общество рассматривалось, как закрытая система. С конца 20в. начался переход к динамическим моделям, которые изучают общество, как открытую систему, т.е. во взаимодействии с биосферой, космосферой и даже тем, что находится за природой (Абсолютом или Богом).
В современной исторической науке есть две модели динамического порядка:
теория социальной пассионарности;
теория социокультурной динамики и генетики общества.

Файлы: 1 файл

Istoria.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Развал третьей государственности  вызвал дискомфортное состояние  русского общества, в проявившееся в целой череде народных выступлений(1648г. Соляной бунт в Москве, 1650г. Хлебный бунт в Новгороде и Пскове, 1662г. Медный бунт в Москве, 1668-1676г.г. Соловецкое восстание монахов против реформ Никона, 1670-1671г.г. Крестьянское восстание Степана Разина на Волге и т.д.). дискомфортное состояние русского общества, вызванное развалом третьей государственности в сочетании с остаточным дискомфортным состоянием, сохранявшимся от развала перво1 и второй государственности стимулировали движения страны в сторону крайнего авторитаризма, на основе которого сложилась четвертая государственность и начала формироваться Российская империя, что пришлось в основном на время правления Петра 1(царь с 1682г., единолично правил с 1689г., с 1721г. император по 1725г.). Конкретным проявлением четвертой государственности стало огосударствление всех сторон жизни русского общества. Огосударствление экономической сферы осуществилось в ходе реализации торгово-промышленной политики Петра, когда были заложены основы государственной промышленности. При Петре имел место начальный этап промышленного развития страны, определяемый, как протоиндустриализация. Ее сущность заключалась в переходе от естественных производительных сил(ремесленно-кустарное производство) к общественным производительным силам, основанными на кооперации и разделении труда(мануфактурное производство). До Петра в стране насчитывалось 20 мануфактур, а к концу его правления более 200. Мануфактурное производство привело к изменению в образе жизни людей, т.к. стимулировало тенденцию к политической централизации в связи с тем, что стандартизированным производством эффективнее управлять из единого центра. При Петре были заложены основы не только государственной промышленности, но и торговли посредством введения монополии на сбыт и заготовку продукции, административного регулирования грузопотоков, насильственного сколачивания купеческих корпораций. В результате численность купеческих фамилий при Петре сократилась почти в два раза. Огосударствлению подверглась социальная сфера. При Петре была проведена вторая общероссийская перепись населения, в ходе которой население было прикреплено записи в налоговые книги. В результате возникла проблема обеспечения формировавшихся мануфактур рабочей силой, т.к. помещики стали активно разыскивать беглых крестьян и возвращать их в свои имения. Для решения возникшей проблемы Петр издал указ о покупке крестьян к заводам, разрешившим мануфактуристам покупать крестьян в качестве рабочей силы. В результате работные люди  на мануфактуре превращались в тех же крепостных крестьян, только принадлежавших не помещику, а мануфактуристу, а значит, мануфактуры становились разновидностью крепостнической экономике. Деформации подвергся и процесс формирования русской буржуазии, т.к. мануфактуристы, став душе владельцами, устремились к приобретению дворянских званий, которые давали социальные привилегии. Огосударствлению подверглась личная сфера каждого жителя страны, посредством введения подушного налога, паспортной системы, системы государственных стандартов. Огосударствлению подверглась сфера управления, т.к. она перестраивалась на шведский манер по принципу унификации и регламентации. В 1721г. Петр объявил себя императором, а значит, ни один общегосударственный документ не мог исходить от какого-либо учреждения, кроме как от первого лица. Система управления при Петре подверглась не только бюрократизации, но и военизации(к гражданским лицам применялись военные законы, воинский устав стал основой деятельности всех государственных учреждений и была расширена практика использования смертной казни До Петра она применялась по 60 преступлениям, при нем к ним прибавилось еще 13). При образовании страны в условиях тотального огосударствления имело неоднозначные последствия. Петровский реформы заключали в себе баланс, как позитивных, так и негативных начал.

Позитивный потенциал реформ:

1) на основе использования западного опыта в области управления и в военно-технической сфере началась европеизация России;

2) мануфактурное строительство  заложило мощный экономический  фундамент для развития российской  цивилизации;

3) первые шаги в области индустриализации  и использования западного опыта свидетельствовали о том, что в России при Петре на практике началась социальная модернизация.

Негативный потенциал реформ:

1) европеизация России не превратила ее в более передовую страну по меркам Нового времени, она продолжала оставаться аграрной цивилизацией;

2) экономический прогресс был фактором, стимулировавшим регресс общества, что проявилось в усилении его закрепощения, при Петре доля крепостных крестьян составила 2/3 от их общей численности, что было самым высоким показателем за всю историю крепостнических отношений в России;

3) петровская модернизация, содействовавшая  сохранению традиционных ценностей(крепостничество), определяется, как консервативная модернизация, т.е. при Петре, смотря вперед(в сторону западных цивилизаций), фактически пятилась назад в направлении традиционных цивилизаций; особенностью модернизационных процессов в России, начиная с Петра, было то, что они являлись результатом не внутреннего развития страны, а навязывались обществу сверху силой авторитарной власти, что обуславливало повышенную роль государства в этих процессах, и потому Россия относилась к странам второго эшелона капитализма.

Самым негативным последствием петровских преобразований было то, что социальный раскол достиг зрелых форм и, в таковом качестве, стал определять все последующее развитие страны, вплоть до сегодняшнего дня. Зрелые формы социального раскола проявились в следующем:

1) раскол разделил народ  и власть, т.к. реформы создали возможность для обновления страны, но оно достигалось средствами крепостничества, т.е. за счет народа;

2) раскол образовал культурную  дистанцию между общественным  верхом и низом, дворянская  аристократия с 18в. стала активно  усваивать передовую западно-европейскую  просветительскую культуру, а крестьянство  продолжало черпать знания о мире из Библии. В результате единая средневековая христианская культура раскололась на рационалистическую, светскую культуру дворян и патриархальную религиозную культуру крестьян, а значит, по уровню образованности дворянство шагнуло в 18в., а крестьянство продолжало находиться в 14в.;

3) раскол проник и в душу каждого конкретного человека, с петровских времен, при официальной поддержке властей разрушаются православные ценности (началось закрытие монастырей, гонения на монахов, упразднено патриаршество и создан Синод) и насаждаются протестантские ценности (практика богослужения и богословское образование переводились на интернациональный латинский язык). В результате одно и то же священное писание в церкви звучало на латыни, а дома продолжали молиться на старославянском(церковно-славянском) языке, а значит получил подпитку такой феномен в менталитете русского человека, как двоеверие, который со временем трансформируется в двойной моральный стандарт личности (один для отношений в обществе, а другой для поведения в быту). Зрелые формы социального раскола усилили дискомфорт русского общества и привели к развалу четвертой государственности.

4.Эпоха просвещенного абсолютизма:  подготовка условий для либеральной  модернизации России(2-я половина 18в. – 1-я четверть 19в.).

С развалом 4-й государственности  завершилась гигантская инверсия в  социокультурном развитии страны, имевшая  место с начала 80-х г.г. 9в. С середины 18в. началась обратная инверсия (в правлении дочери Петра 1, Елизаветы Петровны(1741-1761г.г.), была отменена смертная казнь, в правлении внука Петра 1 – Петра 3(декабрь 1761г.-июнь 1762г.), был принят документ «О даровании вольностей и свободы всему российскому дворянству», в соответствии с которым, дворяне могли служить и не служить, по желанию выходить в отставку, выезжать за границу и там наниматься на службу к иностранному государю, т.е. государство от закрепощения общества стало переходить к его раскрепощению). На основе обратной инверсии в рамках Российской империи сложилась 5-я государственность позднего идеала всеобщего согласия, история которой пришлась на время правления Екатерины 2(1762-1796г.г.) и ее внука Александра 1(1801-1825г.г.) конкретным проявлением 5-й государственности стал либерализм, как идейно-политическое течение, защищающее права и свободы человека. Зарождение либерализма в России было результатом влияния, прежде всего, западных идей на русскую культурную среду, оно шло по двум каналам:

1) Просвещение. Екатерина 2 и ее окружение, задавшись целью преобразовать страну на либеральных началах в условиях отсутствия в России в середине 18в. отечественной гуманитарной науки, обратились к достижениям западноевропейский просветителей, поэтому, время ее правления называют эпохой Просвещенного абсолютизма, сущность которого заключалась в использовании передовой идеологии для укрепления основ самодержавия и в оказании помощи дворянству, как социальной базе самодержавия, в приспособлении его к новым условиям, связанным с развитием буржуазных отношений. Просвещение и просвещенный абсолютизм находятся в обратно пропорциональной зависимости. Просвещение обосновывало идею свободы человека, а просвещенный абсолютизм содействовал на практике его (человека) закрепощению. Если просвещение было спутником развития стран 1-го эшелона капитализма, то просвещенный абсолютизм был присущ странам 2-го эшелона капитализма. Просвещение основывалось на рационалистической традиции, согласно которой, разум – это источник познания и преобразования мира;

2) противоположной просвещению была иррационалистическая традиция, согласно которой вера определяет отношение к миру, на ее основе в 17в. в Англии возникло религиозно-мистическое учение и движение «Массонство», которое в 30-е г.г. 18в. стало проникать в Россию, а в середине 18в. Москва и Питербург превратились в признанные центры массонского движения в мире. Массоны ставили своей целью объединить человечество в религиозном братском союзе и превратить историческое христианство в истинное, под которым понимали нравственное самосовершенствование человека на его путик богу, а, поскольку массоны ставили проблему свободы человека, постольку массонство было вторым источником формирования российского либерализма.

Екатерина 2 и ее окружение не только увлекались либеральными едеями, но и  предприняли попытку их внедрения в социальную практику:

1) в 1767г. началась разработка нового свода законов Соборного уложения, для чего была создана комиссия об уложении, в которую вошли представители всех сословий, вплоть до некрепостных крестьян, т.е. власть вновь взяла курс на диалог с обществом;

2) в 1785г. Екатерина 2 подписала  жалованную грамоту дворянству, в которой в общий итог были сведены, как ранее дарованные, так и вновь предоставленные Екатериной 2 дворянству права и привелегии(монопольное право дворян на землю, свобода от рекрутской повинности, от телесных наказаний, право разведывать полезные ископаемые и открывать фабрики и заводы и т.д.). юридическое оформление прав дворян на предпринимательскую деятельность содействовало тому, что дворянство стало резервуаром формирования русской буржуазии. Освобожденное дворянство получило возможность заниматься искусством, наукой, образованием и потому оно стало так же источником формирования русской интеллигенции. До Екатерины 2 юридическую фиксацию прав и привилегий имел только один человек – первое лицо, а жалованная грамота их предоставила целому сословию, что положило начало складыванию в России гражданского общества, как системы связи независимых граждан.

Однако, с конца 80-х г.г. Екатерина 2 резко отошла от либерального курса в силу ряда причин:

1) в России 2-й половины 18в. отсутствовала социальная база для либерализма – предпринимательский слой, а дворянство неоднозначно восприняло либеральный курс императрицы. Аристократия поддержала его, а основная масса дворян(мелкопоместное дворянство) настороженно к нему отнеслось. В итоге либеральный курс Екатерины 2 был лишь результатом ее личных экспериментов;

2) потрясением для Екатерины  была французская революция конца  18в., которая явилась реализацией  на деле столь ей любимых  либеральных идей и которая привела на плаху французского короля Людовика 16. Возможность подобной участи Екатерина 2 ощутила в Пугачевском восстании(1773-1775г.г.).

Под влиянием этих причин была запрещена  продажа западноевропейской просветительской литературы, запрещена деятельность массонских организаций, начались гонения на русских просветителей.

Аврах «Массоны и революции»

Попытку вернуться к либеральному курсу предпринял внук Екатерины  – Александр 1. Идеологом Александровской  либерализации выступил видный государственный деятель Сперанский, который ставил подлинно либеральные цели(превратить Россию в общество людей с равными гражданскими правами), но сделал акцент на административные средства их достижения и, в частности, на совершенствовании государственного аппарата. По его инициативе в 1802г. были созданы министерства на европейский лад, в 1810г. государственный совет и тем самым законодательная власть как бы изымалась из компетенции одного лица и подготавливались условия для ее отделения от исполнительной и судебной властей. Акцент на административные средства в достижении либеральных идей вел к численному росту российской бюрократии, которая была носительницей авторитарной традиции страны. В последнее пятилетие своего правления Александр 1 отошел от государственных дел и реальная власть в стране сосредоточилась в руках военного министра Аракчеева, при котором, вместо раскрепощения общества вновь усиливается его закрепощение, в связи с созданием военных поселений, в которых строевая служба сочеталась с хозяйственной практикой, одновременнно автор либеральных реформ Александра 1 – Сперанский был отправлен из Петербурга в ссылку. Наростание авториторизма сломало логику развития и 5-й государственнойсти.

5.Демодернизация России во второй четверти 19в.

Наростание авториторизама привело  к формированию рамках Российской  империи  шестой государственности позднего умеренного авторитаризма, история которой пришлась на время правления Николая 1(1825-1855г.г.). его воцарение совпало с восстанием декабристов. Было два общества декабристов, созданных в 1821г. на Украине – Южное общество во главе с П.И. Пестелем, составившим его программу – «Русская правда», которая требовала установления республики и отмены крепостного права. В Петербурге существовало Северное общество во главе с Н.М. Муравьевым, написавшим его программу – Конституцию, предполагавшую установление конституционной монархии и отмену крепостничества. Для реализации этих установок декабристы 14 декабря 1825г. вышли на Сенатскую площадь. После убийства декабристом Каховским петербургского генерал-губернатора Милорадовича Николай 1 отдал приказ стрелять по демонстрантам из пушек (убито 1200 человек). В этом выступлении Николай 1 увидел попытку дворянской аристократии освободиться от опеки самодержавия, прийти к власти и потому он стал опираться на другой слой – на бюрократию. Его внутренняя политика характеризовалась усилением личной роли императора и бюрократии в управлении страной (ведущие министерства милитаризировались, во главе многих губерний были поставлены представители генералитета, создавалось огромное количество канцелярий, комиссий, комитетов, в важной правительственное учреждение превратилась Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, в рамках которой в июле 1826г. создано третье отделение ведавшее полицейским сыском). Однако, не смотря на рост авторитаризма, развитие либерализма не остановилось, изменился лишь вектор этого развития, если в екатерининское время либерализм внедрялся в общество сверху, то в николаевскую эпоху он распространяется снизу, благодаря появлению нового слоя общества – русской интеллигенции. Ее зачатком считается ученая дружина Петра (Татищев, Феофан Прокопович, Кантимир и др.), которые чутко следили за развитием Западной Европы, но эта дружина не была интеллигенцией в собственном смысле этого слова ,а являлась прединтеллигенцией, т.к. весь образованный слой при Петре полностью входил во власть. полное тождество этого слоя и власти наблюдалось и в екатерининское время (писатель Фонвизин был секретарем главы коллегии иностранных дел, поэт Державин – губернатор, Радищев возглавлял петербургскую таможню). Слитное функционирование образованного слоя и власти давало возможность последней курировать развитие либерализма и потому он внедрялся в общество сверху. Первую попытку высказать независимые от власти суждения предпринял Радищев, опубликовав в 1790г. книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой разошелся с официальной точкой зрения на экономику, политику, власть и потому он считается первым русским интеллигентом. По мере формирования независимой позиции у образованного слоя России сложился тип русской интеллигенции, которая в отличие от людей интеллектуального труда и творчества на Западе представляет собой, прежде всего, не профессиональную, а идеологическую группу, которая осмысливает жизнь страны в общенациональных масштабах и предлагает свои пути решения насущных проблем. Формированию независимой позиции у русской интеллигенции содействовало Отечественная война 1812-1814г.г., когда русские живьем познакомились с образцами западной жизни. Под влиянием нового опыта возникло первая волна освободительного движения в России – декабристы, которые ставили подлинно либеральные цели (уничтожить самодержавно-крепостнические порядки, открыть Россию для широких контактов с Европой), но предлагали радикальные пути их достижения (революционный захват власти, насильственное подавление оппозиции), поэтому со времени декабристов русская интеллигенция раскололась на два направления - на радикальное и либеральное. Поражение декабристов было доказательством невозможности осуществить в России подражательские Западу планы ее преобразования. Возникла проблема синтеза европейского опыта и национальной традиции. Она впервые была поставлена выдающимся русским мыслителем П.Я. Чаадаевым. Опубликовавшим в 1836г. восемь философических писем и потому он считается отцом русской интеллигенции. Чаадаев считал, что Россия выпала из контекста мирового развития, что в ней все движется по замкнутому кругу и постоянно воспроизводится деспотизм власти и крепостничество народа. Причиной такого развития был неверно выбранный ею религиозный путь – Православие, которое блокирует формирование индивида в обществе и отношения к труду формирует, как божье наказание. Россия, изолировав себя религиозно. От передового региона мира Европы отделилась от нее и культурно-исторически, поэтому Чаадаев делал вывод - Россия не Европа, но должна стать таковой, и на пути европеизации ей предстоит создать не аналогичное Западо, но оригинальное общество. На основе идей Чаадаева на рубеже 30-40-х г.г. 19в. возникли два направления, формировавшегося российского либерализма – западники (Тимофей Грановский, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин) и славянофилы (А.С. Хомяков, Иван и Петр Киреевские, Константин и Иван Аксаковы), которые расходились в оценке конкретных вопросов русской жизни:

Информация о работе Проблемы этногенеза в истории России