Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:07, контрольная работа
До конца 20в. в гуманитарных науках преобладали описательные модели постижения истории, в рамках которых общество рассматривалось, как закрытая система. С конца 20в. начался переход к динамическим моделям, которые изучают общество, как открытую систему, т.е. во взаимодействии с биосферой, космосферой и даже тем, что находится за природой (Абсолютом или Богом).
В современной исторической науке есть две модели динамического порядка:
теория социальной пассионарности;
теория социокультурной динамики и генетики общества.
Развал третьей
Позитивный потенциал реформ:
1) на основе использования западного опыта в области управления и в военно-технической сфере началась европеизация России;
2) мануфактурное строительство
заложило мощный экономический
фундамент для развития
3) первые шаги в области
Негативный потенциал реформ:
1) европеизация России не превратила ее в более передовую страну по меркам Нового времени, она продолжала оставаться аграрной цивилизацией;
2) экономический прогресс был фактором, стимулировавшим регресс общества, что проявилось в усилении его закрепощения, при Петре доля крепостных крестьян составила 2/3 от их общей численности, что было самым высоким показателем за всю историю крепостнических отношений в России;
3) петровская модернизация, содействовавшая
сохранению традиционных
Самым негативным последствием петровских преобразований было то, что социальный раскол достиг зрелых форм и, в таковом качестве, стал определять все последующее развитие страны, вплоть до сегодняшнего дня. Зрелые формы социального раскола проявились в следующем:
1) раскол разделил народ и власть, т.к. реформы создали возможность для обновления страны, но оно достигалось средствами крепостничества, т.е. за счет народа;
2) раскол образовал культурную
дистанцию между общественным
верхом и низом, дворянская
аристократия с 18в. стала
3) раскол проник и в душу
каждого конкретного человека, с петровских
времен, при официальной поддержке властей
разрушаются православные ценности (началось
закрытие монастырей, гонения на монахов,
упразднено патриаршество и создан Синод)
и насаждаются протестантские ценности
(практика богослужения и богословское
образование переводились на интернациональный
латинский язык). В результате одно и то
же священное писание в церкви звучало
на латыни, а дома продолжали молиться
на старославянском(церковно-
4.Эпоха просвещенного
С развалом 4-й государственности завершилась гигантская инверсия в социокультурном развитии страны, имевшая место с начала 80-х г.г. 9в. С середины 18в. началась обратная инверсия (в правлении дочери Петра 1, Елизаветы Петровны(1741-1761г.г.), была отменена смертная казнь, в правлении внука Петра 1 – Петра 3(декабрь 1761г.-июнь 1762г.), был принят документ «О даровании вольностей и свободы всему российскому дворянству», в соответствии с которым, дворяне могли служить и не служить, по желанию выходить в отставку, выезжать за границу и там наниматься на службу к иностранному государю, т.е. государство от закрепощения общества стало переходить к его раскрепощению). На основе обратной инверсии в рамках Российской империи сложилась 5-я государственность позднего идеала всеобщего согласия, история которой пришлась на время правления Екатерины 2(1762-1796г.г.) и ее внука Александра 1(1801-1825г.г.) конкретным проявлением 5-й государственности стал либерализм, как идейно-политическое течение, защищающее права и свободы человека. Зарождение либерализма в России было результатом влияния, прежде всего, западных идей на русскую культурную среду, оно шло по двум каналам:
1) Просвещение. Екатерина 2 и ее окружение, задавшись целью преобразовать страну на либеральных началах в условиях отсутствия в России в середине 18в. отечественной гуманитарной науки, обратились к достижениям западноевропейский просветителей, поэтому, время ее правления называют эпохой Просвещенного абсолютизма, сущность которого заключалась в использовании передовой идеологии для укрепления основ самодержавия и в оказании помощи дворянству, как социальной базе самодержавия, в приспособлении его к новым условиям, связанным с развитием буржуазных отношений. Просвещение и просвещенный абсолютизм находятся в обратно пропорциональной зависимости. Просвещение обосновывало идею свободы человека, а просвещенный абсолютизм содействовал на практике его (человека) закрепощению. Если просвещение было спутником развития стран 1-го эшелона капитализма, то просвещенный абсолютизм был присущ странам 2-го эшелона капитализма. Просвещение основывалось на рационалистической традиции, согласно которой, разум – это источник познания и преобразования мира;
2) противоположной просвещению была иррационалистическая традиция, согласно которой вера определяет отношение к миру, на ее основе в 17в. в Англии возникло религиозно-мистическое учение и движение «Массонство», которое в 30-е г.г. 18в. стало проникать в Россию, а в середине 18в. Москва и Питербург превратились в признанные центры массонского движения в мире. Массоны ставили своей целью объединить человечество в религиозном братском союзе и превратить историческое христианство в истинное, под которым понимали нравственное самосовершенствование человека на его путик богу, а, поскольку массоны ставили проблему свободы человека, постольку массонство было вторым источником формирования российского либерализма.
Екатерина 2 и ее окружение не только увлекались либеральными едеями, но и предприняли попытку их внедрения в социальную практику:
1) в 1767г. началась разработка нового свода законов Соборного уложения, для чего была создана комиссия об уложении, в которую вошли представители всех сословий, вплоть до некрепостных крестьян, т.е. власть вновь взяла курс на диалог с обществом;
2) в 1785г. Екатерина 2 подписала жалованную грамоту дворянству, в которой в общий итог были сведены, как ранее дарованные, так и вновь предоставленные Екатериной 2 дворянству права и привелегии(монопольное право дворян на землю, свобода от рекрутской повинности, от телесных наказаний, право разведывать полезные ископаемые и открывать фабрики и заводы и т.д.). юридическое оформление прав дворян на предпринимательскую деятельность содействовало тому, что дворянство стало резервуаром формирования русской буржуазии. Освобожденное дворянство получило возможность заниматься искусством, наукой, образованием и потому оно стало так же источником формирования русской интеллигенции. До Екатерины 2 юридическую фиксацию прав и привилегий имел только один человек – первое лицо, а жалованная грамота их предоставила целому сословию, что положило начало складыванию в России гражданского общества, как системы связи независимых граждан.
Однако, с конца 80-х г.г. Екатерина 2 резко отошла от либерального курса в силу ряда причин:
1) в России 2-й половины 18в. отсутствовала социальная база для либерализма – предпринимательский слой, а дворянство неоднозначно восприняло либеральный курс императрицы. Аристократия поддержала его, а основная масса дворян(мелкопоместное дворянство) настороженно к нему отнеслось. В итоге либеральный курс Екатерины 2 был лишь результатом ее личных экспериментов;
2) потрясением для Екатерины
была французская революция
Под влиянием этих причин была запрещена продажа западноевропейской просветительской литературы, запрещена деятельность массонских организаций, начались гонения на русских просветителей.
Аврах «Массоны и революции»
Попытку вернуться к либеральному курсу предпринял внук Екатерины – Александр 1. Идеологом Александровской либерализации выступил видный государственный деятель Сперанский, который ставил подлинно либеральные цели(превратить Россию в общество людей с равными гражданскими правами), но сделал акцент на административные средства их достижения и, в частности, на совершенствовании государственного аппарата. По его инициативе в 1802г. были созданы министерства на европейский лад, в 1810г. государственный совет и тем самым законодательная власть как бы изымалась из компетенции одного лица и подготавливались условия для ее отделения от исполнительной и судебной властей. Акцент на административные средства в достижении либеральных идей вел к численному росту российской бюрократии, которая была носительницей авторитарной традиции страны. В последнее пятилетие своего правления Александр 1 отошел от государственных дел и реальная власть в стране сосредоточилась в руках военного министра Аракчеева, при котором, вместо раскрепощения общества вновь усиливается его закрепощение, в связи с созданием военных поселений, в которых строевая служба сочеталась с хозяйственной практикой, одновременнно автор либеральных реформ Александра 1 – Сперанский был отправлен из Петербурга в ссылку. Наростание авториторизма сломало логику развития и 5-й государственнойсти.
5.Демодернизация России во второй четверти 19в.
Наростание авториторизама привело к формированию рамках Российской империи шестой государственности позднего умеренного авторитаризма, история которой пришлась на время правления Николая 1(1825-1855г.г.). его воцарение совпало с восстанием декабристов. Было два общества декабристов, созданных в 1821г. на Украине – Южное общество во главе с П.И. Пестелем, составившим его программу – «Русская правда», которая требовала установления республики и отмены крепостного права. В Петербурге существовало Северное общество во главе с Н.М. Муравьевым, написавшим его программу – Конституцию, предполагавшую установление конституционной монархии и отмену крепостничества. Для реализации этих установок декабристы 14 декабря 1825г. вышли на Сенатскую площадь. После убийства декабристом Каховским петербургского генерал-губернатора Милорадовича Николай 1 отдал приказ стрелять по демонстрантам из пушек (убито 1200 человек). В этом выступлении Николай 1 увидел попытку дворянской аристократии освободиться от опеки самодержавия, прийти к власти и потому он стал опираться на другой слой – на бюрократию. Его внутренняя политика характеризовалась усилением личной роли императора и бюрократии в управлении страной (ведущие министерства милитаризировались, во главе многих губерний были поставлены представители генералитета, создавалось огромное количество канцелярий, комиссий, комитетов, в важной правительственное учреждение превратилась Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, в рамках которой в июле 1826г. создано третье отделение ведавшее полицейским сыском). Однако, не смотря на рост авторитаризма, развитие либерализма не остановилось, изменился лишь вектор этого развития, если в екатерининское время либерализм внедрялся в общество сверху, то в николаевскую эпоху он распространяется снизу, благодаря появлению нового слоя общества – русской интеллигенции. Ее зачатком считается ученая дружина Петра (Татищев, Феофан Прокопович, Кантимир и др.), которые чутко следили за развитием Западной Европы, но эта дружина не была интеллигенцией в собственном смысле этого слова ,а являлась прединтеллигенцией, т.к. весь образованный слой при Петре полностью входил во власть. полное тождество этого слоя и власти наблюдалось и в екатерининское время (писатель Фонвизин был секретарем главы коллегии иностранных дел, поэт Державин – губернатор, Радищев возглавлял петербургскую таможню). Слитное функционирование образованного слоя и власти давало возможность последней курировать развитие либерализма и потому он внедрялся в общество сверху. Первую попытку высказать независимые от власти суждения предпринял Радищев, опубликовав в 1790г. книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой разошелся с официальной точкой зрения на экономику, политику, власть и потому он считается первым русским интеллигентом. По мере формирования независимой позиции у образованного слоя России сложился тип русской интеллигенции, которая в отличие от людей интеллектуального труда и творчества на Западе представляет собой, прежде всего, не профессиональную, а идеологическую группу, которая осмысливает жизнь страны в общенациональных масштабах и предлагает свои пути решения насущных проблем. Формированию независимой позиции у русской интеллигенции содействовало Отечественная война 1812-1814г.г., когда русские живьем познакомились с образцами западной жизни. Под влиянием нового опыта возникло первая волна освободительного движения в России – декабристы, которые ставили подлинно либеральные цели (уничтожить самодержавно-крепостнические порядки, открыть Россию для широких контактов с Европой), но предлагали радикальные пути их достижения (революционный захват власти, насильственное подавление оппозиции), поэтому со времени декабристов русская интеллигенция раскололась на два направления - на радикальное и либеральное. Поражение декабристов было доказательством невозможности осуществить в России подражательские Западу планы ее преобразования. Возникла проблема синтеза европейского опыта и национальной традиции. Она впервые была поставлена выдающимся русским мыслителем П.Я. Чаадаевым. Опубликовавшим в 1836г. восемь философических писем и потому он считается отцом русской интеллигенции. Чаадаев считал, что Россия выпала из контекста мирового развития, что в ней все движется по замкнутому кругу и постоянно воспроизводится деспотизм власти и крепостничество народа. Причиной такого развития был неверно выбранный ею религиозный путь – Православие, которое блокирует формирование индивида в обществе и отношения к труду формирует, как божье наказание. Россия, изолировав себя религиозно. От передового региона мира Европы отделилась от нее и культурно-исторически, поэтому Чаадаев делал вывод - Россия не Европа, но должна стать таковой, и на пути европеизации ей предстоит создать не аналогичное Западо, но оригинальное общество. На основе идей Чаадаева на рубеже 30-40-х г.г. 19в. возникли два направления, формировавшегося российского либерализма – западники (Тимофей Грановский, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин) и славянофилы (А.С. Хомяков, Иван и Петр Киреевские, Константин и Иван Аксаковы), которые расходились в оценке конкретных вопросов русской жизни: