Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:07, контрольная работа
До конца 20в. в гуманитарных науках преобладали описательные модели постижения истории, в рамках которых общество рассматривалось, как закрытая система. С конца 20в. начался переход к динамическим моделям, которые изучают общество, как открытую систему, т.е. во взаимодействии с биосферой, космосферой и даже тем, что находится за природой (Абсолютом или Богом).
В современной исторической науке есть две модели динамического порядка:
теория социальной пассионарности;
теория социокультурной динамики и генетики общества.
Введение
До конца 20в. в гуманитарных науках преобладали описательные модели постижения истории, в рамках которых общество рассматривалось, как закрытая система. С конца 20в. начался переход к динамическим моделям, которые изучают общество, как открытую систему, т.е. во взаимодействии с биосферой, космосферой и даже тем, что находится за природой (Абсолютом или Богом).
В современной исторической науке есть две модели динамического порядка:
Первая применяется для
1)пассионарии – это те, у кого уровень биохимической энергии намного выше величины инстинкта самосохранения (избранники Богов, подающие пример, избранники судьбы, создающие законы). Их доля в человеческой популяции равна 3-5%, императивом их поведения является лозунг «честь выше смерти»;
2) гармоники – люди, у которых уравновешен инстинкт самосохранения с биохимической энергией (80-85 %), интеллектуально полноценных, работоспособных, уживчивых, но не сверхактивных людей. Они действуют по принципу «всяк сверчок, знай свой шесток». Они готовы принять от удачливых пассионариев указания, какое место им следует занимать, и хранят ему верность пожизненно. Союз пассионариев и гармоников выражается в обычаях народа и фиксируется в его культуре, что служит залогом устойчивости этноса.
3) субпассионарии, у которых величина инстинкта самосохранения превышает уровень биохимической энергии. Они не способны превращать эту энергию в работу и живут по принципу «рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше», поэтому, они могут принять указания, какое место им нужно занимать, но долго хранить верность ему не способны. Такую кублику пассионарии контролируют не с помощью традиций, а посредством государственных учреждений, в которых работают гармоники. Это эффективный способ жизни народа до поры. Как только ряды пассионариев редеют, в госучреждения активно проникают субпассионарии, тогда то, что стояло столетиями, сгнивает в считанные годы.
В зависимости от уровня биохимической энергии, развиваются не только отдельные человеческие особи, но и целые народы, в истории которых выделяют ряды этапов:
1) пассионарный подъем, когда под
воздействием биохимической
2) акматический (юношеский возраст),
когда в этносе наблюдается
самый высокий уровень
3) инерционный (зрелый возраст),
когда по мере убывания
4) обскурации (благородной старости),
когда в результате
5) депопуляция, на котором одни
этносы сходят с исторической
арены (византийцы), а другие возрождаются
в новый этнос (восточные
Эти пять этапов укладываются в 12-15 веков.
Вторая теория социокультурной динамики и генетики общества на материале России состоит из четырех тезисов:
1) все существовавшие и
2) меж цивилизационный характер
развития России привел к
3) социальный раскол обернулся
господством двух типов
4) попытки России избавиться
от социального раскола
а) нач. 80х г.г. 9в. – 1917г.;
б) 1917 – 1991г.г.
с 1991г. начался третий цикл, т.к. логика исторического развития России в начале 21в. остается такой же, что и тысячу лет назад, т.к. Россия находится в меж цивилизационном пространстве.
Проблема славянского
История России своими истоками восходит
к начальному движению восточных
славян, к которым относились к
индоевропейской языковой и этнической
семье народов. Индоевропейцы возникли
в 5-4 тысячелетиях до н.э. В западной Азии,
между Индией и Европой. В 3 тыс. началось
расселение индоевропейцев по заемному
шару тремя потоками, западная ветвь индоевропейцев(греко-кельто-
1)1-7 века, которые совпали в мировой истории с таким явлением, как великое переселение народов. Начало этому явлению положили в Азии Гунны, а в Европе – Готы. Под давлением Готов славяне были вовлечены в великое переселение народов и вынуждены были переселиться со своей первоначальной Родины в междуречье Днепра и Днестра, где существовало обще-славянское царство, хотя в процессе переселения славяне разделились на три ветви, на западных славян(венедов), на южных славян(склавинов) и восточных славян(антов).
2)7в.-1-я половина 9в., начало которому
положило продвижение через
3) 2-я половина 9в. – рубеж 13-14в.в. Южные и западные славяне продолжали процесс государствообразования. Болгария в середине 9в. при царе Борисе приняла восточное христианство от Византии и тем самым вошла в сообщество мировых цивилизаций. В нач. 10в. при царе Симеоне в ходе его военных походов была заложена территориальная основа болгарского государства. После его смерти начались княжеские распри, ослабившие страну и из Болгарии выделилась Сербия, а в начале 11в. Болгария была покорена Византией и потеряла независимость на 2,5 предстоящих столетия. Велико-моравская держава первоначально находилась под диктатом Франкской империи, а после ее распада попала под власть Германии. В борьбе с германскими князьями Великая Моравия ослабла и из нее выделилась Чехия, А остальная территория была завоевана венграми. Восточные славяне только во 2-й половине 9в. приступили к созданию своего государства – Киевская Русь. Оно формировалось на основе синтеза различных этнических элементов, с одной стороны, местных для Подднепровья германо-язычных племен: ругов(русы, росы), а с другой стороны пришедших сюда восточно-славянских племен – полян(остатки антов). Этот синтез проявился на уровне деятельности исторических лиц. В 852г. Руги во главе с Князем Оскольдом и поляне во главе с царем Диром пришли в Киев, где эти вожди правили одновременно и мирно в течении 30 лет.
3. Государство – Киевская Русь.
В основе жизни восточных славян в догосударственный период лежал вечевой социальный порядок. Вече – народное собрание, состоявшее из первых лиц локальных миров. Вечевой порядок имел двойственны характер – решение, регулирующие жизнь восточно-славянско общества принимались на собрании, но оно состояло только из первых лиц. В результате в вечевом порядке содержались с одной стороны авторитарная(сводящая, фокусирующая) властные полномочия к одному человеку(ориентация на власть первого лица, а с другой стороны соборная – ориентация на власть собрания). В момент формирования государства вечевой порядок раскололся на два идеала: на авторитарный и соборный, циклическая смена которых определит содержание истории России вплоть до сегодняшнего дня. Формирование государственных учреждений у восточных славян был связано с ростом княжеской власти. До середины 9в. князья были орудием народной воли. Во 2-й поло\вине 9-12в.в. изменились функции княжеской власти под влиянием ряда факторов:
1)тенденция к отрыву
2) В истории первой
3) Объединение восточных славян привело к образованию огромной территории, управление которой предъявило новые требования к княжеской власти. До середины 10в. государственные институты использовались только для сбора дани в ходе полюдия, т.е. объезда князем подвластных земель с целью указанных функций. Со времени правления княгини Ольги(945-964г.г.) государственные институты стали использоваться для решения большинства проблем социальной регуляции, т.к. ею была проведена первая первая реформа государственного управления, в ходе которой полюдие было заменено погостами, т.е. правительственными центрами на местах, в которые назначались наместники князя не только собиравшие «уроки»(фиксированную дань), но и выполнявшие судебные, фискальные и другие административные функции.
Указанные факторы свидетельствовали о росте княжеской власти, как авторитарной власти, но она не была определяющей, т.к. князья опирались на старшую дружину, состоявшую из бояр, с которыми князь заключал иммунитетные грамоты, тем самым они обладали экономической и политической самостоятельностью, а значит князь в старшей дружине был лишь первым среди равных. Дружинный элемент власти – это соборное начало древнерусской жизни. Более того, в древнерусских городах имелись вече, которые приглашали и свергали князей, объявляли войну и заключали мир, определяли налоговую политику. Вечевой элемент власти это так же соборное начало древнерусской жизни.