Проблемы этногенеза в истории России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:07, контрольная работа

Краткое описание

До конца 20в. в гуманитарных науках преобладали описательные модели постижения истории, в рамках которых общество рассматривалось, как закрытая система. С конца 20в. начался переход к динамическим моделям, которые изучают общество, как открытую систему, т.е. во взаимодействии с биосферой, космосферой и даже тем, что находится за природой (Абсолютом или Богом).
В современной исторической науке есть две модели динамического порядка:
теория социальной пассионарности;
теория социокультурной динамики и генетики общества.

Файлы: 1 файл

Istoria.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Введение

  1. Теоретико-методологические подходы к постижению истории.
  2. Проблема славянского этногенеза.
  3. Киевская Русь: государство, идеология, человек.

До конца 20в. в гуманитарных науках преобладали описательные модели постижения истории, в рамках которых общество рассматривалось, как закрытая система. С конца 20в. начался переход к динамическим моделям, которые изучают общество, как открытую систему, т.е. во взаимодействии с биосферой, космосферой и даже тем, что находится за природой (Абсолютом или Богом).

В современной исторической науке есть две модели динамического порядка:

  1. теория социальной пассионарности;
  2. теория социокультурной динамики и генетики общества.

Первая применяется для изучения истории народов (этноса). Возникновение  и развитие народов объясняется с помощью механизма мутации, под которым понимаются внезапные взрывоподобные изменения генофонда живых существ. Источниками мутаций выступают химические, физические и космические мутагены. Под космическими мутагенами понимаются субатомные частицы водорода и гелия, возникающие в массовом масштабе во вселенной в результате взрыва сверхновых звезд. Под воздействием избыточной биохимической энергии живые организмы имеют способность проявлять повышенную активность (страсть - пассию). У человека повышенная активность проявляется в страсти к власти, к накоплению, к утверждению веры или к разрушению таковой. В зависимости от уровня биохимической энергии человека выделяют три модели его психологического поведения:

1)пассионарии – это те, у кого  уровень биохимической энергии намного выше величины инстинкта самосохранения (избранники Богов, подающие пример, избранники судьбы, создающие законы). Их доля в человеческой популяции равна 3-5%, императивом их поведения является лозунг «честь выше смерти»;

2) гармоники – люди, у которых уравновешен инстинкт самосохранения с биохимической энергией (80-85 %), интеллектуально полноценных, работоспособных, уживчивых, но не сверхактивных людей.  Они действуют по принципу «всяк сверчок, знай свой шесток». Они готовы принять от удачливых пассионариев указания, какое место им следует занимать, и хранят ему верность пожизненно. Союз пассионариев и гармоников выражается в обычаях народа и фиксируется в его культуре, что служит залогом устойчивости этноса.

3) субпассионарии, у которых  величина инстинкта самосохранения превышает уровень биохимической энергии. Они не способны превращать эту энергию в работу и живут по принципу «рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше», поэтому, они могут принять указания, какое место им нужно занимать, но долго хранить верность ему не способны. Такую кублику пассионарии контролируют не с помощью традиций, а посредством государственных учреждений, в которых работают гармоники. Это эффективный способ жизни народа до поры. Как только ряды пассионариев редеют, в госучреждения активно проникают субпассионарии, тогда то, что стояло столетиями, сгнивает в считанные годы.

В зависимости от уровня биохимической  энергии, развиваются не только отдельные  человеческие особи, но и целые народы, в истории которых выделяют ряды этапов:

1) пассионарный подъем, когда под  воздействием биохимической энергии,  полученной извне, отдельные человеческие  особи, взаимодействуя, образуют  определенную целостность, т.е.  рождается этнос, который устремляется  к освоению окружающего пространства, как своей среды обитания;

2) акматический (юношеский возраст), когда в этносе наблюдается  самый высокий уровень биохимической  энергии, который заставляет людей  не считаться с общими установлениями, а следовать только собственной  природе. В результате, в истории народа начинаются затяжные гражданские войны и другое кровопролития, что приводит к «остыванию» этноса;

3) инерционный (зрелый возраст), когда по мере убывания биохимической  энергии у людей вновь возникает  стремление к взаимному подчинению друг другу. В результате, в истории народов начинается процесс государствообразования и они достигают вершины в развитии материальной и духовной культуры;

4) обскурации (благородной старости), когда в результате значительного  убывания биохимической энергии народы былым великим замыслам предпочитают обывательский покой;

5) депопуляция, на котором одни  этносы сходят с исторической  арены (византийцы), а другие возрождаются  в новый этнос (восточные славяне).

Эти пять этапов укладываются в 12-15 веков.

Вторая теория социокультурной динамики и генетики общества на материале России состоит из четырех тезисов:

1) все существовавшие и существующие  цивилизации делят на два типа: традиционные (восточные) и либеральные  (западные). Первоначально возникли  традиционные цивилизации на рубеже 4-3 тыс. до н.э. на юге и юго-востоке от средиземноморья (шумерскя, ассирийская, вавилонская, древняя индийская, древняя китайская и др.). хи политическую основу составляла восточная деспотия (власть одного лица, не ограниченная законами, и, опирающаяся на административную и военную силы). Их экономической основой был феномен власти собственности (к кого власть – у того собственность, и, сама власть была собственностью). Лишь в начале 1го тыс. до н.э. в средиземноморье возникла первая западная цивилизация – античная, состоявшая из древней Греции и древнего Рима. Ее политической основой был полис – гражданский коллектив мелких и средних земельных собственников, а экономической – феномен собственности власти. Россия покинула традиционную цивилизацию, но не дошла до границ либеральной. Ее динамика замкнута между двумя типами цивилизаций;

2) меж цивилизационный характер  развития России привел к образованию  социального раскола – это  наличие субкультур в рамках  одной культуры, представители которых исповедуют разные ценности (традиционалисты ориентируются на общество коллективистского типа, строгую дисциплину и уравнительность, как принцип распределения, либералы ориентируются на общество индивидуалистического типа – частную инициативу и свободу личности);

3) социальный раскол обернулся  господством двух типов мышления: традиционалисты мыслят категориями  инверсионной логики (движение по  типу маятника), в рамках которой,  при поиске решения бросаются  из крайности в крайность, либералы  мыслят категориями медиационной логики, когда отыскивается средняя линия между крайностями;

4) попытки России избавиться  от социального раскола вызвали  сложные колебательные движения, которые очерчивает страна в  историческом пространстве и  времени. С момента образования государства в отечественной истории было два глобальных инверсионных цикла:

а) нач. 80х г.г. 9в. – 1917г.;

б) 1917 – 1991г.г.

с 1991г. начался третий цикл, т.к. логика исторического развития России в  начале 21в. остается такой же, что  и тысячу лет назад, т.к. Россия находится в меж цивилизационном пространстве.

 

Проблема славянского этногенеза

История России своими истоками восходит к начальному движению восточных  славян, к которым относились к  индоевропейской языковой и этнической семье народов. Индоевропейцы возникли в 5-4 тысячелетиях до н.э. В западной Азии, между Индией и Европой. В 3 тыс. началось расселение индоевропейцев по заемному шару тремя потоками, западная ветвь индоевропейцев(греко-кельто-италийцы, германцы и балто-славяне) расселились в западной части Евразии. Греки на Балканах, италийцы на Апеннинах, кельты в центральной Европе, германцы на севере Европы, а балто-славяне – на южном побережье балтийского моря. В 1-м тыс. до н.э. произошел распад балто-славянского единства из которого выделились собственно славяне. С рубежа н.э. начался славянский этногенез(возникновение и первоначальное развитие народа), в котором выделяют 3 этапа:

1)1-7 века, которые совпали в мировой  истории с таким явлением, как  великое переселение народов.  Начало этому явлению положили в Азии Гунны, а в Европе – Готы. Под давлением Готов славяне были вовлечены в великое переселение народов и вынуждены были переселиться со своей первоначальной Родины в междуречье Днепра и Днестра, где существовало обще-славянское царство, хотя в процессе переселения славяне разделились на три ветви, на западных славян(венедов), на южных славян(склавинов) и восточных славян(антов).

2)7в.-1-я половина 9в., начало которому  положило продвижение через южно-русские  степи азиатских племен – аваров, которые нанесли значительный урон антам и отделили последних от южных и западных славян, что нарушило территориальное единство славян. Одновременно было нарушено и социальное единство славян, т.к. южные и западные славяне раньше восточных приступили к процессу государствообразования. В 7-8в.в. через южно-русские степи прошли новые орды азиатских племен(хазары, венгры и болгары). Венгры не задержались здесь пройдя в долины дуная. Болгары разделились на две ветви, одна из которых ушла в междуречье волги и Камы, где возникло государство Волжская Булгария, вторая ветвь болгар ушла на юг от Дуная. Где во 2-й половине 7-го в. Возникло первое государство в истории южных славян и славянского мира в целом – Болгария. Западные славяне создали свое первое государство в 1-й половине 9в. На реке Морава – Велико-Моравская держава.  Восточные славяне осуществили вторую волну переселения из южной Прибалтики в район подднепровья. это были кривичи, образовавшие Витебск, Псков, Смоленск. И Словения, образовавшие Новгород.

3) 2-я половина 9в. – рубеж 13-14в.в. Южные и западные славяне продолжали процесс государствообразования. Болгария в середине 9в. при царе Борисе приняла восточное христианство от Византии и тем самым вошла в сообщество мировых цивилизаций. В нач. 10в. при царе Симеоне в ходе его военных походов была заложена территориальная основа болгарского государства. После его смерти начались княжеские распри, ослабившие страну и из Болгарии выделилась Сербия, а в начале 11в. Болгария была покорена Византией и потеряла независимость на 2,5 предстоящих столетия. Велико-моравская держава первоначально находилась под диктатом Франкской империи, а после ее распада попала под власть Германии. В борьбе с германскими князьями Великая Моравия ослабла и из нее выделилась Чехия, А остальная территория была завоевана венграми. Восточные славяне только во 2-й половине 9в. приступили к созданию своего государства – Киевская Русь. Оно формировалось на основе синтеза различных этнических элементов, с одной стороны, местных для Подднепровья германо-язычных племен: ругов(русы, росы), а с другой стороны пришедших сюда восточно-славянских племен – полян(остатки антов). Этот синтез проявился на уровне деятельности исторических лиц. В 852г. Руги во главе с  Князем Оскольдом и поляне во главе с царем Диром пришли в Киев, где эти вожди правили одновременно и мирно в течении 30 лет.

 

3. Государство – Киевская Русь.

В основе жизни восточных славян в догосударственный период лежал  вечевой социальный порядок. Вече –  народное собрание, состоявшее из первых лиц локальных миров. Вечевой порядок имел двойственны характер – решение, регулирующие жизнь восточно-славянско общества принимались на собрании, но оно состояло только из первых лиц. В результате в вечевом порядке содержались с одной стороны авторитарная(сводящая, фокусирующая) властные полномочия к одному человеку(ориентация на власть первого лица, а с другой стороны соборная – ориентация на власть собрания). В момент формирования государства вечевой порядок раскололся на два идеала: на авторитарный и соборный, циклическая смена которых определит содержание истории России вплоть до сегодняшнего дня. Формирование государственных учреждений у восточных славян был связано с ростом княжеской власти. До середины 9в. князья были орудием народной воли. Во 2-й поло\вине 9-12в.в. изменились функции княжеской власти под влиянием ряда факторов:

1)тенденция к отрыву княжеской  власти от народа была связана  с появлением на территории  Руси  варягов, под которыми  здесь понимали северных германцев  – Шведов, Норвежцев и Датчан. Древнерусские города и торговля нуждались в вооруженной охране для чего и приглашали варяжские дружины и их князья, но энергичные варяги не мирились с ролью наемных охранителей, а захватывали власть. В 862г. Новгородский князь Гостомысл пригласил варяжского князя Рюрика, захватившего власть в городе и положившего начало первой правящей династии в истории России.

2) В истории первой государственности  особую роль сыграло собирание  восточно-славянских племен в  единый супер-этнос. В 10-11в.в.  на территории Восточно-европейской равнины проживало до 15-ти восточно-славянских племенных союзов(поляне, древляне, дреговичи, северяне, вятичи). Объединение восточных славян проходило в форме подчинения(примучивания) полянами других племенных союзов. В 849г. В Новгороде умирает Рюрик, передав власть и своего малолетнего сына Игоря на воспитание племяннику Олегу, который в 882г. пришел в Киев и захватил здесь власть. Именно с правления Олега(882-912г.г.) берет свой отсчет история древнерусского государства, т.к. ему удалось объединить новгородскую и киевскую землю и племена, проживавшие на данной территории. Поскольку объединение восточных славян проходило с помощью силы, постольку этот фактор вновь подпитывал рост княжеской власти.

3) Объединение восточных славян  привело к образованию огромной территории, управление которой предъявило новые требования к княжеской власти. До середины 10в. государственные институты использовались только для сбора дани в ходе полюдия, т.е. объезда князем подвластных земель с целью указанных функций. Со времени правления княгини Ольги(945-964г.г.) государственные институты стали использоваться для решения большинства проблем социальной регуляции, т.к. ею была проведена первая первая реформа государственного управления, в ходе которой полюдие было заменено погостами, т.е. правительственными центрами на местах, в которые назначались наместники князя не только собиравшие «уроки»(фиксированную дань), но и выполнявшие судебные, фискальные и другие административные функции.

Указанные факторы свидетельствовали о росте княжеской власти, как авторитарной власти, но она не была определяющей, т.к. князья опирались на старшую дружину, состоявшую из бояр, с которыми князь заключал иммунитетные грамоты, тем самым они обладали экономической и политической самостоятельностью, а значит князь в старшей дружине был лишь первым среди равных. Дружинный элемент власти – это соборное начало древнерусской жизни. Более того, в древнерусских городах имелись вече, которые приглашали и свергали князей, объявляли войну и заключали мир, определяли налоговую политику. Вечевой элемент власти это так же соборное начало древнерусской жизни.

Информация о работе Проблемы этногенеза в истории России